Виртуальная реальность как средство обучения студентов-русистов в КНР
- Авторы: Цю С.1
-
Учреждения:
- Сычуаньский университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2020): ГОВОРИТЕ ПО-РУССКИ: К ЮБИЛЕЮ С.А. ХАВРОНИНОЙ
- Страницы: 328-341
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/24500
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-3-328-341
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ опыта внедрения технологий виртуальной реальности (ВР) в практику обучения русскому языку в китайских вузах. На основе разных теоретических подходов и результатов применения технологий ВР в рамках практических занятий на факультете русского языка Сычуаньского университета предпринята попытка всестороннего изучения эффективности технологий ВР в плане стимуляции повышения мотивации, активизации освоения знаний, укрепления языковой базы, выработки необходимых речевых умений и навыков у студентов-русистов, а также повышения качества преподавания русского языка в условиях внеязыковой среды. Проблема исследования определена преобразованием учебного процесса для обучающихся, имеющих относительно хорошую языковую подготовку. Обоснована новизна и актуальность представляемой системы использования технологий ВР в обучении русскому языку: моделирование ситуаций по образцам реального мира, применение организатором учебного процесса многообразных звукозаписей для достижения чувства иммерсивности посредством компьютера, использование блоков автоматической озвучки текста, распознавания речи и механизма автоматической проверки адекватности распознанного текста с оригиналом. В статье дан обзор показателей проведенного квазиэкспериментального исследования, направленного на оценку результатов обучения и учета изменений качества знаний в процессе использования технологий ВР на факультете русского языка Сычуаньского университета; по итогам анкетированного опроса рассмотрены плюсы и минусы изменений, принесенных технологиями виртуальной реальности; обобщены мнения опрошенных испытуемых студентов и преподавателей - участников эксперимента. С помощью результатов эксперимента охарактеризовано изменение ролей преподавателей и студентов. Преподаватель перестал быть простым организатором - стал контролером, помощником и консультантом, функционирующим в большей степени как поддерживающее лицо. Постепенное освоение студентами-русистами функций разных параметров в тренировочной системе стало основным фактором, стимулирующим их к самостоятельной работе в системе ВР, что доказано итоговыми результатами студентов в семестровом экзамене и государственном аккредитационном тесте переводчиков. Представлены статистические данные различия между традиционной моделью обучения русскому языку и моделью с использованием технологий виртуальной реальности.
Об авторах
Синь Цю
Сычуаньский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: qiuxin12121@163.com
кандидат филологических наук, декан факультета русского языка
Китайская Народная Республика, 610000, Чэнду, ул. Ванизянлу, 29Список литературы
- Бао Сяофэн. Обзор теории социального обучения А. Бандуры // Культурно-просветительные материалы. 2006. № 3. С. 78–79.
- Ван Цисяо. Реализация теории воплощенного познания: контекстное взаимодействие с техподдержкой // Изучение компьютерного обучения. 2018. № 7. С. 20–26.
- Ван Чумин. Рассмотрение аудирования, говорения, чтения и письма с точки зрения компенсационной гипотезы // Изучение иностранных языков. 2006. № 1. С. 79–84.
- Гаврилова Ю.В. Основные общелингвистические взгляды Дж. Р. Ферса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2009. № 2. С. 24–28.
- Зарайский А.А. Проблема значения в зарубежном языкознании. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1996. 150 с.
- Сергеев С.Ф. Конструктивизм: концепт «знание» // Философия образования. 2008. № 1. С. 286–294.
- Тугова Ю.А. Методика формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов технического профиля с использованием аудиовизуальных технологий // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах: Международная научно-практическая конференция молодых ученых (Москва, РУДН, 23–24 сентября 2019 г.): труды и материалы / под общ. ред. В.М. Шаклеина. М.: РУДН, 2019. С. 561–570.
- Ху Чжуанлинь. Когезия и когерентность дискурса. Шанхай: Шанхайское издательство «Преподавание иностранных языков», 1994. 235 с.
- Шао Наньси. О визуально-аудио-устном обучении русскому языку на основе виртуальной трехмерной ситуации // Вестник Гуйчжоуского педагогического университета. 2016. № 8. С. 85–89.
- Burdea G., Coiffet P. Virtual Reality Technology // Presence: teleoperators and virtual environments. 2003. No. 6. Pp. 663–664.
- Davies P., Pearse E. Success in English Teaching. London: Oxford University Press, 2000. 236 p.
- Giuseppe R. Affective Interactions Using Virtual Reality: The Link between Presence and Emotions // CyberPsychology & Behavior. 2007. No. 1. Pp. 45–56.
- Guri-Rosenblit S. Distance Education in the Digital Age: Common Misconceptions and Challenging Tasks // Journal of Distance Education. 2009. No. 2. Pp. 105–122.
- Halliday M.A.K. Language, Context, and Text: Aspects of Language in a Social-Semiotic. London: Oxford University Press, 1989. 126 p.
- Halliday M.A.K. The Linguistic Sciences and Language Teaching. London: Longman, 1964. 322 p.
- Hoffman H. Virtual Reality: Teaching Tool of the Twenty-First Century? // Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 1997. No. 12. Pp. 1076–1081.
- Mazur E. Peer Instruction: A User’s Manual. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1997. 253 p.
- Sherman W., Craig A. Understanding Virtual Reality: Interface, Application, and Design. Morgan Kaufmann Publishers, 2018. 938 p.