Традиционный и инновационный контент как основа проектной деятельности в курсе русского языка как иностранного

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается комплексная методика проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному (РКИ), включающая традиционный и инновационный контент: работу с учебными текстами и видеоконтентом. Актуальность работы состоит в исследовании метода проектов и разработке конкретной методики в учебном процессе на неродном языке на основе интернет-роликов региональной направленности. Цель работы - показать, как применение данной методики стимулирует получение коммуникативных навыков учащимися-инофонами в процессе взаимодействия преподавателя и студента. В качестве основных методов исследования использовались наблюдения над коммуникацией участников учебного процесса, а также обобщение личного практического опыта в учебном процессе. Материалом исследования являются реальный учебный процесс, а также внеаудиторные занятия с иностранными студентами и магистрантами, изучающими русский язык как иностранный. Новизна исследования связана с разработкой учебных текстов о Южном федеральном университете, сопровождающихся лексическим комментарием и системой упражнений на отработку лексических и грамматических навыков. В результате исследования предлагаются методы и приемы работы с текстами и онлайн-видеоконтентом регионального характера, которые составляют один из этапов мультимедийной проектной деятельности в рамках проектов, связанных с историей Южного федерального университета и его современным состоянием. Данная работа позволяет сделать вывод о перспективности метода проектов в процессе обучения РКИ, а также о целесообразности разработки стратегии обучения с использованием регионального онлайн-видеоконтента как материала для развития коммуникативных навыков учащихся.

Об авторах

Светлана Владимировна Коростова

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetolen@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

Игорь Владиславович Нефёдов

Южный федеральный университет

Email: igornef@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и русского языка

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

Список литературы

  1. Выхановец Н.А. Региональный компонент как основа культуроориентированной методики преподавания РКИ // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6. № 4. С. 424-428.
  2. Михайлова И.В., Васягина Т.В. Использование художественного текста в обучении РКИ. Перспективы развития научных исследований в XXI веке. Махачкала, 2014. С. 194-196.
  3. Наволокова Н.Г. Характеристика педагогических технологий. Проектная технология // Педагогическая мастерская. Все для учителя! 2014. № 7 (31). С. 34-37.
  4. Нефёдов И.В. M-learning и E-learning как основа разработки современных учебных программ по методике преподавания РКИ // X Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. Севастополь, 2016. С. 186-192.
  5. Нефёдов И.В. Видеоконтент и мобильные технологии в проектной деятельности при обучении РКИ // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2018. № 2. С. 168-179.
  6. Нефёдов И.В., Попова К.А. M-learning как инновационное средство в обучении РКИ // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2016. № 3. С. 170-178.
  7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 3-9. URL: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat3.htm (дата обращения: 17.10.2019).
  8. Презентационные ролики университетов. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QBu NJBaMgTU; https://www.youtube.com/watch?v=34ViU_U5KmM; https://www.youtube. com/watch?v=TCvRSKd3SuQ (дата обращения: 20.10.2019).
  9. Савилова С.Л., Даваасурэн Ш. Проектная деятельность как метод повышения мотивации на уроках РКИ // Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: методическая готовность преподавателей: материалы III Всероссийского научно-методологического семинара-конференции. Томский политехнический университет, 2016. С. 80-83.
  10. Филиппова В.М. Метод проектов и специфика его использования при обучении РКИ в языковой среде // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XV Международной научно-практической конференции. РГПУ имени А.И. Герцена, 2016. С. 158-160.
  11. Ходзицкая Е.А. Навстречу методу проектов // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. 2013. № 2. С. 82-85.
  12. Чернышенко О.В., Огрызко Е.В., Нефёдов И.В. Русский язык как иностранный. Лингвострановедение и развитие речи: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2017.
  13. Andryuchshenko O., Bakhralinova A., Abzuldinova G., Kairova M. Methodology of implementation of the project-based approach to the Russian language learning // Man in India. 2017. Vol. 97. Issue 15. Pp. 353-369.
  14. Beckett G.H., Slater T. The Project Framework: A tool for language, content, and skills integration // ELT Journal. 2005. Vol. 59. Issue 2. Pp. 108-116.
  15. Blumenfeld P.C., Soloway E., Marx R.W., Krajcik J.S., Guzdial M., Palincsar A. Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning // Educational Psychologist. 1991. Vol. 26. Issue 3-4. Pp. 369-398.
  16. Petersen C., Nassaji H. Project-based learning through the eyes of teachers and students in adult ESL classrooms // Canadian Modern Language Review. 2016. Vol. 72. Issue 1. Pp. 13-19.
  17. Woods P. Pulling out of a project: Twelve tips for project planners // ELT Journal. 1988. Vol. 42. Issue 3. Pp. 196-201.

© Коростова С.В., Нефёдов И.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах