Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному: ожидания vs реальность
- Авторы: Вязовская В.В.1, Данилевская Т.А.1, Трубчанинова М.Е.1
-
Учреждения:
- Воронежский государственный университет
- Выпуск: Том 18, № 1 (2020): ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- Страницы: 69-84
- Раздел: Медиадидактика и электронные средства обучения
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/23213
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена вопросу использования интернет-ресурсов в современной практике преподавания русского языка как иностранного (далее - РКИ). В настоящее время создается и выкладывается во Всемирную сеть огромное количество обучающих ресурсов по РКИ, однако формат их интеграции в учебный процесс не установлен до сих пор. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определить эффективность образовательных интернет-ресурсов по РКИ. Материалом для исследования послужили электронные средства обучения, разработанные крупными российскими вузами и находящиеся в открытом доступе в сети Интернет (0-B1). Целью исследования является анализ электронных ресурсов по РКИ (обучающих программ, приложений, сайтов и т. п.): их структуры и возможностей интеграции в учебный процесс. Результат данной работы заключается в определении образовательной ценности и функциональности электронных средств обучения в практике преподавания РКИ учащимся, осваивающим профессиональные образовательные программы на русском языке. В заключении содержатся выводы о целесообразности использования интернет-ресурсов в практике преподавания РКИ при организации смешанной формы обучения иностранцев в вузе. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что анализ фундаментальных научных статей и электронных материалов позволяет расширить и углубить знания о месте электронных средств в сфере обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному, а также обосновать необходимость включения электронных средств при интенсификации процесса обучения. Результаты исследования могут найти практическое применение при реализации смешанной и дистанционной форм обучения, а также при организации самостоятельной работы студентов в вузовской среде обучения.
Об авторах
Виктория Викторовна Вязовская
Воронежский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vyazovskaya@interedu.vsu.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1Татьяна Александровна Данилевская
Воронежский государственный университет
Email: danilevskaya@interedu.vsu.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1Маргарита Евгеньевна Трубчанинова
Воронежский государственный университет
Email: trubchaninova@interedu.vsu.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1Список литературы
- Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 352 с
- Архангельская А.Л., Жигунова О.М. К проблеме формирования электронной образовательной среды на портале вуза для студентов-иностранцев довузовского этапа обучения // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 3. С. 110-115
- Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005.
- Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 46 с.
- Гарцов А.Д. Русский язык в инфокоммуникационном пространстве // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2008. № 4. С. 5-9.
- Институт международного образования ВГУ. URL: http://interedu.vsu.ru/index.php/ru (дата обращения: 26.01.2019).
- Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
- Кожевникова Е.В., Вязовская В.В., Трубчанинова М.Е. Учебник русского языка как иностранного: на перекрестке путей, мнений, интересов // Русистика. 2019. Т. 17. № 1. С. 42-62.
- Насейкина Л.Ф. Интерактивные электронные учебники в современном открытом образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5. С. 30-35.
- Русецкая М.Н. Образовательное киберпространство: новые возможности изучения русского языка // Русский язык за рубежом. 2015. № 3. С. 6-10.
- Тряпельников А.В. Цифровой формат в преподавании РКИ: новые понятия и термины компьютерной лингводидактики // Русский язык за рубежом. 2012. № 1. С. 46-51.
- Хромов С.С., Гуляева Н.А., Апальков В.Г., Никонова Н.К. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе (уровень А1, А2) // Открытое образование. 2015. № 2. С. 75-81.
- Шаклеин В.М. Русская лингводидактика: история и современность: учебное пособие. М.: РУДН, 2008. 209 с
- Dugartsyrenova V.A., Sardegna V.G. Developing oral proficiency with VoiceThread: Learners' strategic uses and views // ReCALL. 2017. Vol. 29. Issue 1. Pp. 59-79. URL: https://https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-84987642401&doi=10.1017%2fS0958344016000161&partnerID=40&md (дата обращения: 01.01.2019).
- Dziuban Ch., Graham Ch.R., Moskal P.D., Norberg A., Sicilia N. Blended learning: the new normal and emerging technologies // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. URL: https://doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5 (дата обращения: 01.01.2019)
- Elaish M.M., Shuib L., Abdul Ghani N., Yadegaridehkordi E., Alaa M. Mobile Learning for English Language Acquisition: Taxonomy, Challenges, and Recommendations // IEEE Access. 2017. 5. Pp. 19033-1904. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri? eid=2-s2.0-85030220700&doi=10.1109%2fACCESS.2017.2749541&partnerID=40& md5=a33cbe79759831796033572948cd7be3 doi: 10.1109/ACCESS.2017.2749541 (дата обращения: 01.01.2019).
- Ismailova K.E., Arzumanova R.A., Katsyuba L.B., Pshenichnikova A.Y. Methodological foundations of teaching vocabulary to foreign students-nonphilologists by means of computer technologies (initial stage of training) // Espacios. 2018. 39 (29). 12 p. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85050251101&partnerID= 40&md5=34b05a0ca8374433ceac379c808b7fa (дата обращения: 01.01.2019)
- Listiana N., Jaharadak A.A. Blended Learning as Instructional Media: Literature Review // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1167. No. 1. URL: https:// www.scopus.com/inward/ record.uri?e (дата обращения: 01.01.2019
- What Is Blended Learning? URL: https://www.mindflash.com/elearning/what-is-blendedlearning (дата обращения: 01.01.2019)