Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последнее десятилетие все большую актуальность приобретает применение инновационных технологий в методике преподавания русского языка как иностранного. В настоящей статье представлен обзор материалов по современным компьютерным технологиям, выпущенных в течение нескольких последних лет. Данными исследования послужили статьи, опубликованные по результатам проведения конференций, учебные пособия, монографии, диссертационные исследования за 2018-2019 гг., материалы конгрессов МАПРЯЛ (2016, 2019), РОПРЯЛ (2015, 2018), статьи из журналов «Русский язык за рубежом», «Мир русского слова» за 2017-2019 гг. как наиболее авторитетных в сфере методики преподавания русского языка как иностранного. Методами исследования стали описательный, сплошной выборки, статистического анализа. В ходе исследования были выявлены основные направления, позволяющие сделать выводы о возможностях использования и целесообразности применения инновационных технологий в процессе преподавания русского языка иностранцам. Значительно возросшее количество публикаций по заявленной тематике свидетельствует о перспективах инновационных технологий на занятиях в иностранной аудитории.

Об авторах

Манету Ндяй

Дакарский университет имени Шейха Анта Диопа

Автор, ответственный за переписку.
Email: taamanet@yahoo.fr

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой РКИ факультета наук и технологий образования и воспитания

Республика Сенегал, Дакар, авеню Хабиба Бургиба, а/я 5036 Дакар-Фанн

Ву Хыонг Ти Нгуен

Национальный университет г. Хошимина

Email: huongchinv@hemussh.edu.ru

кандидат филологических наук, декан факультета русской филологии Института социальных и гуманитарных наук

Социалистическая Республика Вьетнам, Хошимин, 1-й район, квартал Бен Нге, Динь Тиэн Хоанг, 10-12

Евгения Олеговна Грунина

Российский университет дружбы народов

Email: grunina-eo@rudn.ru

ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета

Российская Федерация,117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. Азимов Э.Г. Методика организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 2006. 150 с.
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Русский язык. Курсы. 2018. 496 с.
  3. Акишина А.А., Тряпельников А.В. Кибертекст как новый вид учебного текста // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 13. С. 5-8.
  4. Амелина И.О. Интегративная модель обучения иностранных студентов русской деловой коммуникации на основе кейс-технологии и медиаресурсов (направление «Экономика», уровни В1-В2): дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 266 с.
  5. Андреева Н.В. Использование современных технологий в обучении аудированию: организация самостоятельной работы учащихся на платформе LMS Canvas // Русский язык за рубежом. 2017. № 4 (263). С. 28-34.
  6. Андрианова М.Г. Навыки XXI в. и проектное обучение на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2018. № 4 (269). С. 83-85.
  7. Атабекова А.А. Новые компьютерные технологии в преподавании русского языка как иностранного: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 245 с.
  8. Афанасьева Н.Д., Захарченко С.С., Могилева И.Б. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному - составляющая часть образовательного пространства // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 1616-1620.
  9. Афанасьева Э.М. Массовые открытые онлайн-курсы в системе открытого образования: история и практика реализации // Русский язык за рубежом. 2018. № 1 (266). С. 15-20.
  10. Берарди С., Буглакова Л.М., Петанова А.Ю. Роль культурологической составляющей в преподавании РКИ: опыт интеграции современных инновационных технологий в университетах и России // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 10. С. 129-134.
  11. Блум Т.Д., Рязанцева Т.И. Электронная платформа «Русский язык делового общения» В1 (Fit Für Wirtschaftsrussisch B1): принципы построения и отбора материала // Русский язык за рубежом. 2018. № 4 (269). С. 22-29.
  12. Булыгина Е.В. Использование электронных тренажеров для подготовки к сертификационному тестированию по РКИ // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 10. С. 176-178.
  13. Буре Н.А. Смешанное обучение как новая парадигма образовательного процесса // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 903-905.
  14. Варламов А.А., Закирьянов Д.Э. Использование облачных технологий в разработке адаптивных компьютеризованных тестов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 1659-1663.
  15. Васильева А.В., Федотова Н.Л. Характеристики интерактивных учебных пособий по русскому языку как иностранному // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 935-939.
  16. Васильева Т.В., Левина Г.М. Опыт создания электронных ресурсов по профильным дисциплинам в рамках довузовского обучения // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 10. С. 210-214.
  17. Власова Е.А., Еремина О.С., Культепина О.А. Об опыте создания массового онлайнкурса по русскому языку как иностранному для студентов элементарного уровня // Мир русского слова. 2018. № 2. С. 93-98.
  18. Воронина И.В. Методика использования электронных образовательных ресурсов как средства формирования коммуникативных умений будущих учителей при изучении мультимедиа и интернет-технологий: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2018. 199 с.
  19. Воропаева М.С. Профессиограмма преподавателя РКИ как основа использования экранной культуры // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 951-956.
  20. Вохмина Л.Л., Куваева А.С. Современное технологическое обеспечение системы упражнений по обучению РКИ // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 962-966.
  21. Гончаренко Н.В., Игнатенко О.П., Алтухова О.Н. Мультимедийная технология «облако слов» как способ визуализации учебной информации в обучении русскому языку студентов-медиков // Русский язык за рубежом. 2017. № 3 (262). С. 90-95.
  22. Грос А. Война на всех фронтах: технологическая интегративность как принцип реализации языковых программ // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 987-991.
  23. Дерябина С.А., Дьякова С.А., Митрофанова И.И. Формирование фонетических навыков при изучении РКИ в условиях цифровизации // Русский язык за рубежом. 2019. № 5 (276). С. 71-76.
  24. Добренко Е.И., Соколова Е.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы VI Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2018. № 6. С. 1450-1455.
  25. Егорова А.В. Применение компьютерных технологий при проведении контроля в курсе «Русский язык и культура речи» в архитектурном вузе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 1458-1461.
  26. Ельникова С.И. Упражнения в практике преподавания РКИ: привычный формат и новая реальность // Русский язык за рубежом. 2017. № 2 (261). С. 27-31.
  27. Жильцов В.А. Компьютерное моделирование языковой среды в дистанционном обучении РКИ (уровни А2-В1): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 21 С.
  28. Каленкова О.Н., Кастелина И.П., Чубарова О.Э. О России. Вопросы и ответы: краткий страноведческий курс // Русский язык за рубежом. 2018. № 1 (266). С. 42-47.
  29. Караулова Г.Т. Из опыта обучения РКИ вне языковой среды с использованием аутентичных интернет-материалов ADME.RU // Русский язык за рубежом. 2017. № 2 (261). С. 100-103.
  30. Колосов В.Г. Введение в инноватику: учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации; С.-Петерб. гос. техн. ун-т, Ин-т инноватики. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. 147 с.
  31. Корчагина Е.Л. Компьютерное сертификационное тестирование: контент, контингент, контекст // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 10. С. 555-561.
  32. Кузнецов А.А. Методическая концепция проекта Langteach-online для самостоятельного изучения русского языка и культуры России иностранными студентами // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 1130-1135.
  33. Кулаева Г.М., Агапова Г.Х. Профессионально ориентированное обучение русскому языку иностранных студентов-автомехаников на основе игровых технологий // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 1867-1872.
  34. Лебедева М.Ю. Обучение письменной речи на русском языке: новые вызовы и новые решения цифрового века // Русский язык за рубежом. 2017. № 4 (263). С. 35-40.
  35. Левина Г.М. Создание сетевого учебника по русскому языку как иностранному: проблемы и решения // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 10. С. 637-641.
  36. Лешутина И.А. Современные образовательные технологии в условиях профильного обучения РКИ // Русский язык за рубежом. 2017. № 4 (263). С. 64-73.
  37. Минасян С.М. Модульные технологии профессионального педагогического образования // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 10. С. 707-711.
  38. Московкин Л.В., Шамонина Г.Н. Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному / под ред. Л.В. Московкина. М.: Русский язык. Курсы, 2017. 144 с
  39. Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: прошлое, настоящее и будущее // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. С. 729-734
  40. Научная электронная библиотека. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=4487 (дата обращения: 21.12.2019).
  41. Нефедова И.К. Онлайн-конференция как инструмент реализации непрерывного образования преподавателей РКИ // Русский язык за рубежом. 2018. № 1 (266). С. 35-37.
  42. Орехова И.А., Труханова Д.С. Методический потенциал виртуальной языковой среды // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 1200-1205.
  43. Осадчий М.А., Маев И.А., Жильцов В.А. 3D-квест по русскому языку: разработка, апробация, возможности применения // Русский язык за рубежом. 2018. № 1 (266). С. 4-9.
  44. Павличева Е.Н., Баранникова Н.А., Рублева Е.В. Дистанционное образование для различных групп пользователей в условиях индивидуализации обучения // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 1296-1299.
  45. Поляков В.Н. «Потенциальный собеседник» - эффективный помощник в формировании диалогических навыков и умений на уроке РКИ // Русский язык за рубежом. 2017. № 4 (263). С. 41-44.
  46. Пуляевская А.М., Скобелкина Н.М. Формирование грамматических навыков иностранных учащихся с помощью информационных технологий // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 1237-1241.
  47. Рублева Е.В. Использование квест-технологии на занятиях по русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 2019. № 3 (274). С. 104-111.
  48. Рублева Е.В. Технологии Еdutainment и их место в методике преподавания РКИ (русского языка как иностранного) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 1517-1519.
  49. Русецкая М.Н. Методика преподавания РКИ в эпоху цифровой педагогики // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы VI Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2018. № 6. С. 1680-1685.
  50. Русецкая М.Н., Ельникова С.И., Павличева Е.Н. Дистанционное образование в обучении РКИ: положительный опыт использования ресурсов портала «Образование на русском» // Русский язык за рубежом. 2017. № 4 (263). С. 6-11.
  51. Сенченкова Е.В., Некоз О.А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении РКИ // Русский язык за рубежом. 2017. № 4 (263). С. 57-63.
  52. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/searchall.php? SWord=•%09Интеграция+информационных+и+педагогических+технологий+в+о бучении+РКИ+&from=xx&to=ru&did=&stype=10 (дата обращения: 11.11.2019).
  53. Стрельчук Е.Н., Лонская А.Ю. Формирование и трансформация концепта «Россия» в картине мира современных американских студентов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. T. 7. № 4. С. 741-754. doi: 10.17150/2308- 6203.2018.7(4).741-754.
  54. Таранова Т.Н. Современные информационные и коммуникативные технологии в обучении иностранных студентов русскому языку. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sovremennye-informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannyh-studentov-russkomu-yazyku (дата обращения: 20.10.2019).
  55. Тряпельников А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект): монография. М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2014. 80 с.
  56. Ухова Л.В. Использование инновационных образовательных методов и технологий в практике преподавания русского языка как иностранного // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 2101-2106
  57. Ушакова Н.И. Дистанционный курс «Лингвострановедение» для иностранных студентов-филологов // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 10. С. 1018-1022
  58. Филиппова В.М. Лингводидактический потенциал метода проектов и его реализация в преподавания РКИ: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 22 с.
  59. Хорохордина О.В. Основной курс как ключевой компонент интерактивного учебного комплекса по русскому языку как иностранному // Мир русского слова. 2018. № 2. С. 86-92.
  60. Хорохордина О.В. Принципы интеграции электронных курсов по РКИ в обучение иностранцев русскому языку в вузе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы VI Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2018. № 6. С. 1727-1731.
  61. Хромов С.С., Апальков В.Г., Никонова Н.К. Лингводидактика интегративной («смешанной») модели обучения русскому языку как иностранному в Российском университете // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 2139-2143.
  62. Шафирова Л.В., Кассани Д. Самостоятельное изучение русского языка с новыми технологиями: перспектива испанских студентов // Русский язык за рубежом. 2017. № 2 (261). С. 104-109.
  63. Шипелевич Л. Портал «Образование на русском» как обучающее и интеллектуально развивающее пространство Интернета // Русский язык за рубежом. 2018. № 1 (266). С. 26-29.
  64. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. 2-е изд. М.: Филоматис, 2010. 186 с.
  65. Юн Л.Г., Мартынова М.А. Лингводидактические возможности интернет-ресурса Wechat при обучении китайских учащихся русскому языку в условиях неязыковой среды // Русский язык за рубежом. 2018. № 1 (266). С. 48-52.
  66. Яскевич М.И. Портал «Образование на русском»: открытое пространство сотрудничества // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. СПб.: МИРС, 2016. № 5. С. 2178-2182.

© Ндяй М., Нгуен В.Т., Грунина Е.О., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах