Событийный подход к усвоению русского языка учащимися заграншкол Министерства иностранных дел России
- Авторы: Леппик С.А.1, Устинов А.Ю.1, Чабанец Т.А.1
-
Учреждения:
- Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России во Вьетнаме
- Выпуск: Том 17, № 4 (2019): РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ
- Страницы: 445-459
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного и иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/22434
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-4-445-459
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены проблемы усвоения русского языка учащимися школ при посольствах РФ, в которых дети, в силу современной образовательной реальности, становятся учениками полиэтнических классов независимо от степени их владения русским языком. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что за счёт концептуальных свойств событийного подхода обоснована необходимость и эффективность его использования в полиэтнической школе для совершенствования коммуникативных универсальных учебных действий. Практическая значимость заключается в том, что в рамках событийного подхода разработана модель сетевого проекта для заграншкол МИД России, включающего риторические компетентностные задачи, решение которых позволяет достигать синергетического образовательного эффекта в овладении русским языком. Результатом описанного образовательного события для учащихся явилось открытие личностных и предметных смыслов через общение, а также понимание ценности собственного речевого опыта на русском языке. Доказано, что использование в полиэтнической школе событийного подхода позволяет создать вне урока открытую коммуникативную ситуацию на русском языке, и указаны направления дальнейшей научно-методической работы: расширение перечня коммуникативных образовательных событий, реализуемых в рамках данного подхода, создание методических рекомендаций и внедрение их в практику полиэтнической школы.
Об авторах
Сергей Александрович Леппик
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России во Вьетнаме
Автор, ответственный за переписку.
Email: hanschool@mail.ru
директор школы при Посольстве России во Вьетнаме, почётный работник общего образования
Российская ФедерацияАнатолий Юрьевич Устинов
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России во Вьетнаме
Email: ustan0902@rambler.ru
доктор педагогических наук, доцент по кафедре языкознания и методики преподавания русского языка, учитель русского языка и литературы школы при Посольстве России во Вьетнаме
Российская ФедерацияТатьяна Анатольевна Чабанец
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России во Вьетнаме
Email: chabanec@inbox.ru
кандидат исторических наук, доцент по кафедре психологии управления, завуч школы при Посольстве России во Вьетнаме
Российская ФедерацияСписок литературы
- Бутенина О.Э. Из опыта работы по реализации событийного подхода в условиях ФГОС НОО // Наука и образование: новое время. 2015. № 5. С. 4-10.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 512 с.
- Гавриленко А.Ю. Моделирование уроков по орфографии в классах с полиэтническим составом учащихся (5 класс): дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 223 с.
- Дубова М.В. Компетентностная задача как средство практико-ориентированного образования младших школьников // Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего педагога. Сб. мат. IV Всерос. научн.-практ. конфер. препод. пед. вузов. М.: Баласс, 2010. С. 192-195.
- Зиновьева Т.И., Ассуирова Л.В. и др. Модернизация комплексной системы обучения русскому языку детей мигрантов на начальной ступени образования: коллективная монография / науч. ред. Т.И. Зиновьева. М.: Издательство «Перо», 2016. 205 с.
- Знатнов С.Ю. Проектная деятельность школьников в рамках интернет-олимпиад заграншкол МИД России. Из опыта работы. Париж, 2005. С. 14-23
- Конкурс сетевых проектов «Обучаясь - творим» заграншкол МИД России. Режим доступа: http://school.rusemb.pl/newsyte/index.php? id=25 (дата обращения: 20.05.2019)
- Крылова Н.Б. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Новые ценности образования. 2010. Вып. 1(43). C. 3
- Сальникова О.А. Модель риторизации учебного задания // Начальная школа плюс: до и после. 2012. № 2. С. 19-23
- Тихонов С.Е. Риторика, риторизация и общение в школе: осмысление и воплощение в период модернизации образования. М.: Прометей, 2005. 271 с.
- Устинов А.Ю. Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 46 с.
- Фунг Чонг Тоан. К дискуссии о настоящем и будущем русского языка во Вьетнаме // Неделя русского языка во Вьетнаме: сб. материалов и ст. Ханой, 2017. С. 5-13.
- Nguyen Thi Thu Dat. 70 лет преподаванию и изучению русского языка во Вьетнаме (1945-2015) // Tiếng nga nghiên cứu / Вьетнамская русистика. 2015. № 22. С. 7-11.