Психолого-педагогическая траектория обучения русскому языку как иностранному: этап речевой адаптации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью системного анализа структуры и содержания современного коммуникативного поля, определяющего не только характер функционирования литературного русского языка как предмета обучения, но и формирование у обучающихся новых механизмов «присвоения» знаний. Целью исследования является выявление и научное описание психолого-педагогических компонентов лингводидактической стратегии в вузах России как основы многомерной модели обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на начальном этапе. Методологическая концепция работы основана на совмещении методов комплексного теоретического описания и наблюдения, а также социально-педагогического и опорно-диагностического исследований, экстраполированных на реальный образовательный процесс подготовительного факультета. В статье квалифицированы актуальные признаки начального этапа обучения РКИ, охарактеризованы современные принципы и основные условия эффективного подхода к обучению РКИ на начальном этапе, категоризированы базисные факторы, детерминирующие лингвометодический вектор педагогической деятельности на этапе речевой адаптации , обозначены направленность лингводидактических технологий и их содержательные форманты, предполагающие ориентацию на когнитивные/коммуникативные/ аксиологические ожидания учащихся. Результаты проведенного исследования и апробация новых методических установок свидетельствуют, что предлагаемая лингвометодическая стратегия позволит обеспечить динамичное развитие когнитивно-творческой способности инофонов к самообразованию, что в свою очередь послужит базисом для формирования полилингвальной и поликультурной личности.

Об авторах

Наталья Александровна Боженкова

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalyach@mail.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6

Раиса Константиновна Боженкова

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Email: rkbozhenkova@mail.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка

Российская Федерация, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1

Надежда Петровна Шульгина

Юго-Западный государственный университет

Email: nad.schulgina@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

Российская Федерация, 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: монография. 2-е изд. М.: РУДН, 2010. 344 с.
  3. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Лингвокультурологическая стратегия формирования полилингвальной и поликультурной личности инофона на завершающем этапе обучения РКИ // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2017. Т. 6. № 5 (30). С. 52-56.
  4. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Романова Н.Н. О применении лингвокультурологической стратегии обучения РКИвусловиях реконструкции языковой среды // Русский язык вне России. Преподавание русского языка как иностранного вне языковой среды: проблемы и перспективы: международная научная конференция, посвященная 25-летию Центра русского языка в Лондоне (2-3 ноября 2017 г.): сб. материалов конференции. Лондон, 2017. С. 68-74
  5. Букин Д. Учим русскому языку с нуля (начальный этап обучения) // Foreign Language Teaching. 2013. Т. 40. № 4. С. 574-578.
  6. Быкова О.П., Мартынова М.А., Сиромаха В.Г. О готовности современного преподавателя принять вызовы времени // Известия ЮЗГУ. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. № 2 (23). С. 119-126.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 312 с
  8. Гербик Л.Ф. Преподавание русского языка как иностранного на начальном этапе обучения // Материалы ХII Конгресса МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве» / под ред. Л.А. Вербицкой, Лиминя Лю, Е.Е. Юркова. Shanghai Foreign Education Press, 2011. Т. 3. С. 371-373
  9. Городилова Г.Г. Лингводидактическое обоснование системы обучения русской речи нерусских студентов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1980. 330 с
  10. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / сост. М.М. Нахабина и др. 2-е изд., испр. и доп. М.-СПб.: Златоуст, 2001. 32 с
  11. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / сост. М.М. Нахабина и др. 2-е изд., испр. и доп. М.-СПб.: Златоуст, 2001. 32 с
  12. Зарецкая С.А., Симмс Е. Современные технологии в области преподавания РКИ // Русский язык вне России. Преподавание русского языка как иностранного вне языковой среды: проблемы и перспективы: международная научная конференция, посвященная 25-летию Центра русского языка в Лондоне (2-3 ноября 2017 г.): сб. материалов конференции. Лондон, 2017. С. 306-312
  13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с
  14. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2005. 272 с.
  15. Красных В.В. Лингвокогнитивная природа феномена воспроизводимости в свете психолингвокультурологии // Мир русского слова. 2014. № 2. С. 9-16.
  16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики // Педагогическая библиотека. М., 1997.
  17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. 4-е изд., стер. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  18. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  19. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. 2-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. 176 с
  20. Орехова И.А. Языковая среда: попытка типологии. М., 2003. 195 с.
  21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 463 «Об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96953/ (дата обращения: 03.09.2018)
  22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 № 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке». URL: https:// base.garant.ru/70805592/ (дата обращения: 03.09.2018)
  23. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. 4-е изд., стер. М.: ДомКнига, 2006. 225 с.
  24. Пугачёв И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного: монография. М.: РУДН, 2011. 284 с.
  25. Смолякова Н.С. Специфика обучения языку специальности на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного в рамках совместной образовательной программы «2+2» // Молодой ученый. 2011. № 11. Т. 1. С. 197-200.
  26. Стребуль Л.О., Кассина Т.А. Инновационные подходы в развитии коммуникативной компетенции студентов-иностранцев // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2013. Т. 26 (65). № 1. С. 580-585.
  27. Стрельчук Е.Н. Речевой портрет африканского студента (носителя языка-посредника) // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 1. С. 21-27.
  28. Стрельчук Е.Н. Речевой портрет китайского студента: общая характеристика и рекомендации для преподавателей-предметников // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 5. № 3. С. 239-242.
  29. Стрельчук Е.Н. Формирование русской речевой культуры иностранных бакалавров негуманитарных специальностей в вузах РФ: дис… д-ра пед. наук. М., 2016. 357 с
  30. Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный»: учебное пособие. М.: РУДН, 2008. 198 с
  31. Чуканова Т.В., Черная Е.В. Проблема мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных психологов в конце XX века // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13329 (дата обращения: 24.07.2018)
  32. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1964. 223 с.
  33. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Высш. шк., 2011. 334 с.
  34. Argyle M. The Scientific Study of Social Behaviour. London: Methuen, 1957. 238 р.
  35. Bozhenkova N.A., Bozhenkova R.K. Real and Possible in the Boundaries of the Common Language and Cultural Universe // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. No. 8(4). Pp. 479-482.
  36. Bozhenkova R.K., Bozhenkova N.A., Mirzaeva T.E. Сonceptual-methodological aspects of Chinese students-philologistst training to prosodico-accentological norms of Russian vocable: problem statement // Journal of language and literature. 2014. Vol. 5. No. 3. Рp. 400-402.
  37. Murray H.A. Explorations in Personality. New York: Oxford University Press, 1938. 761 р
  38. Shulgina N.P. Occupational self-guidace of high school students: рsychological and pedagogical // Advances in Environmental Biology. 2014. Vol. 8(13). Pp. 429-432

© Боженкова Н.А., Боженкова Р.К., Шульгина Н.П., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах