Русский язык - через национальные реалии и культуру

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описывается система формирования лингвокультурологической компетенции через региональные реалии, ценности, персоналии в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь. В целостной лингвометодической системе обучения русскому языку и речи учащихся социокультурный аспект рассматривается в качестве содержательного компонента всех направлений изучения - языкового, речевого, коммуникативного, лингвокультуроведческого. Лингвокультурологическое направление, согласно Концепции обучения русскому языку, предполагает формирование целостных, системных знаний о языке, в которых представлены культурные ценности и способы их сохранения и передачи учащимся. Такие знания необходимы для осмысления и бытования в социальной жизни школьника общечеловеческих и национальных (для русского и белорусского народов) идеалов, традиций, обычаев, ценностей и норм, которые в условиях двух государственных языков регулируют диалог культур. Как взаимосвязанный образовательный процесс социокультурный аспект в обучении русскому/белорусскому языкам нацелен на формирование у молодого поколения знаний об особенностях социальных отношений в обществе, воспитанию таких черт личности, свойственных белорусскому обществу, как компромиссность, миролюбивость, неагрессивность, разумность и др. Этот процесс, кроме всего прочего, должен базироваться на параллельном развитии умений по соблюдению норм, регулирующих жизнь современного белорусского общества.

Об авторах

Сергей Владимирович Николаенко

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Автор, ответственный за переписку.
Email: ns-lk@mail.ru

декан филологического факультета Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, доктор педагогических наук, доцент (Витебск, Республика Беларусь). Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка, лингвокультурология, аксиология. Автор более 140 научных публикаций

Республика Беларусь, 210038, Витебск, пр-т Московский, 33

Список литературы

  1. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М.: Экспро, 1997. 168 с.
  2. Дейкина А.Д. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. 2014. № 4. С. 12-17.
  3. Ковшова М.Л. Лингвокультурологический метод во фразеологии: коды культуры. М.: Либроком, 2012. 453 с.
  4. Концепция обучения русскому языку в системе общего среднего образования Республики Беларусь // Русский язык и литература. 2015. № 9. С. 3-10.
  5. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и этнокультурология: лекционный курс. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
  6. Маслова В.А. Лингвистический анализ текста. Экспрессивность: учебное пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018а. 201 с.
  7. Маслова В.А. Поэт и культура. Концептосфера Марины Цветаевой. М.: Флинта, 2004. 264 с.
  8. Маслова В.А. Филологический анализ художественного текста: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018б. 146 с.
  9. Маслова В.А., Николаенко С.В. Краткий лингвокультурологический словарь-справочник: культурное пространство Витебщины. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2011. 164 с.
  10. Мечковская Н.Б., Иванов Е.Е., Иванова С.Ф. Сацыякультурная прастора мовы. Минск: Веды, 1998. С. 3-20.
  11. Мишатина И.Т. Технология освоения концептов русской культуры: учебно-методическое пособие. СПб.: Книжный дом, 2011. 80 с.
  12. Николаенко С.В. Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка): пособие для учителей. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015а. 172 с.
  13. Николаенко С.В. Национально-культурное на уроках русского языка (дидактические материалы о Белорусском Поозерье при изучении грамматических тем): пособие. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2009. 88 с.
  14. Николаенко С.В. Теория и практика социокультурного развития учащихся 5-11 классов: национально-культурный содержательный аспект в контексте обучения русскому языку: монография. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015б. 252 с.
  15. Новикова Т.Ф. «Пространство слова». Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках словесности // Русский язык в школе. 2004. № 5. С. 22-40.
  16. Русецкий В.Ф. Словотворчество: литература, язык, человек в современном мире. Минск: Национальный институт образования, 2011. 135 с.
  17. Синячкин В.П. Психолингвистический и лингвокультурологический анализ общечеловеческих ценностей в русском языковом сознании. М.: РУДН, 2010. 337 с.
  18. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспект. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 с.
  19. Худенко Л.А. Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку учащихся 5-11 классов: теоретические и методические основы. Минск: Нац. ин-т образования, 2011. 276 с.
  20. Littlejohn A. Real world language teaching // Teaching in multilingual contexts: current challenges, future directions / ed. by A. Ahmed, G. Cane and M. Hanzala. Cambridge scholars publishing, 2011. Pp. 3-17.
  21. Pretceille Мartin A. L’education interculturelle. Paris: Presse Universitaire de France, 1999. 128 p.

© Николаенко С.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах