Межкультурная коммуникация как компонент антропологической лингводидактики
- Авторы: Ашчи М.1, Мухаммад Л.П.2, Татаринова Н.В.2
-
Учреждения:
- Караденизский технический университет
- Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
- Выпуск: Том 16, № 2 (2018): ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
- Страницы: 143-156
- Раздел: Лингвокультурология: теоретические и прикладные аспекты
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/18554
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2264-2018-16-2-143-156
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблематика данного исследования связана с учетом национально обусловленных черт личности иностранного учащегося при моделировании межкультурного учебного общения на принципах антропологической лингводидактики. Актуальность работы состоит в определении критериев моделирования межкультурного учебного общения применительно к турецким учащимся начального этапа обучения (уровни А0-А2). Цель работы - использовать возможности антропологической лингводидактики применительно к учебной межкультурной коммуникации, выделить центр и периферию в коммуникативном пространстве турецких учащихся, изучающих русский язык в целях поступления на филологические факультеты российских вузов. В качестве основного метода исследования авторы выделяют метод конструирования обучающей модели на принципах и положениях антропологической лингводидактики. Материалом исследования стал реально протекающий в аудитории турецких учащихся учебный процесс по изучению по русскому языку, а также видеои аудиозаписи данного процесса. Новизна исследования заключается в том, что учебная межкультурная коммуникация рассматривается с позиции современной методической науки - антропологической лингводидактики. Теоретическая значимость работы состоит в построении модели учебной межкультурной коммуникации с определением центра и периферии применительно к турецким учащимся подготовительного факультета. В исследовании выявлен определенный минимум личностных свойств турецких учащихся, существенно влияющих на их учебную межкультурную коммуникацию в ранние периоды их пребывания в условиях российских вузов. Данная работа позволяет сделать вывод о перспективности дальнейшего изучения учебной межкультурной коммуникации с позиции антропологической лингводидактики.
Об авторах
Мурат Ашчи
Караденизский технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kutuzov2005@yahoo.com
кандидат филологический наук, заведующий отделением русского языка и литературы Караденизского технического университета. Сфера научных интересов: преподавание русского языка как иностранного, родительный падеж, описательный текст, виды глаголов.
Турция, 61080, ТрабзонЛюдмила Петровна Мухаммад
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Email: ludmilamuh@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры РКИ подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Сфера научных интересов: межкультурная коммуникация, языковая личность иностранного студента, текст и дискурс, языковая картина мира, национально ориентированная методика преподавания русского языка как иностранного. Автор более 70 научных публикаций
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6Наталия Васильевна Татаринова
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Email: NVTatarinova@pushkin.institute
кандидат филологических наук, декан подготовительного факультета Государственного института русского язык им. А.С. Пушкина. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, культурологический компонент на уроках русского языка как иностранного, межкультурная коммуникация, диалог культур. Автор более 20 научных публикаций
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. С. 38-114, 214-253.
- Ашчи М. Русский родительный падеж с позиций носителя турецкого языка: дисс. … канд. филол. наук. М., 2012. 221 с.
- Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. М.: Изд-во «Искусство», 1986. С. 250-296.
- Восприятие и деятельность / под ред. А.Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1976. 318 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Исследования мышления в советской психологии: сб. ст. Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1966. С. 236-280.
- Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. 124 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 220 с.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Антропологический принцип как перспектива в развитии лингвострановедения / Русский язык как иностранный: лингвистические проблемы. М., 1997. С. 8-12.
- Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Воронеж, 2001. 448 с.
- Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному: элементарный уровень (А1), базовый уровень (А2), первый сертификационный уровень (В1): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование. 2-е изд., перераб. и доп. / З.И. Есина [и др.]. М.: РУДН, 2017. 185 с.
- Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г., Вятютнев М.Н., Сосенко Э.Ю., Степанова Е.М. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 269 с.
- Мухаммад Л.П. Интегративная модель обучения рецептивным видам речевой деятельности студентов-нефилологов (начальный и средний этапы обучения). М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2003. 578 с.
- Требования к Первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. Общее владение. Профессиональный модуль. 3-е изд. / Н.П. Андрюшина, Г.А. Битехтина, Т.Е. Владимирова [и др.]. СПб.: Златоуст, 2015. 64 с.
- Чайлак Х., Мухаммад Л.П. Интерактивные особенности языковой личности и проблема функционирования механизмов антиципации в процессе работы с текстом // “Avrasya Uluslararas Ara t rmalar Dergisi”. 2016. № 8. C. 31-50.
- Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ, 2008. 761 с.
- Buber M. Quen es el Hombre? Mexico, 1954. P. 20-21.
- Collins S. The Category of the Person. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 73.
- Natanson M. Existential categories in Contemporary Literature // Literature, philosophy and the Soсiety. Hague, 1962. P. 119-120.