ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯИ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются задачи, принципы, методы и приемы формирования коммуникативной культуры студентов вузов на фоне динамических социокультурных и коммуникативных процессов в русской речи второго десятилетия ХХI в. Начиная с традиционных определений культуры речи, авторы стремятся выстроить логическую цепь к обоснованию методов формирования коммуникативной культуры студентов вузов в современных социолингвистических условиях развития русского языка. Характеристики коммуникативной культуры рассматриваются в аспекте литературной нормы и практических задач общения. В статье ставится малоизученная проблема зависимости языковой системы и нормы от условий коммуникации в данном социуме в конкретную историческую эпоху. Литературная норма рассматривается как эталон эффективного функционирования языковой системы в коммуникативных процессах.В статье уделяется особое внимание высказанным еще в 20-е годы прошлого века идеям Г.О. Винокура о роли речевой культуры как гуманитарной технологии обеспечения устойчи- вого общественного развития. Наряду с обсуждением теоретических вопросов коммуникативной лингвистики статья содержит предложения по методике формирования коммуникативной культуры выпускника высшего учебного заведения.

Об авторах

А Л Новиков

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2, Москва, Россия, 117198

М А Рыбаков

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учебный словарь терминов и понятий культуры речи. М.: Изд-во РУДН, 2003.
  2. Винокур Г.О. Культура языка. М.: КомКнига, 2006.
  3. Глотова Г.А. Социоцентрический подход в педагогической психологии // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 3. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. С. 213-225. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3982/3/ pv-19-03.pdf
  4. Гридунова М.В. Отечественные и зарубежные модели межкультурной компетентности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 31 (3). С. 127-133.
  5. Жимбаева Ц.Ч., Суборова Х.М. Коммуникативная культура подростков (этнический аспект) // Вестник практической психологии образования. М., 2006. № 2 (7). С. 123-128.
  6. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев; Одесса: Вища школа, 1984.
  7. Матвеева Т.В. Культура речи // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта, 2003. С. 186-190.
  8. Новиков А.Л., Рыбаков М.А. Функционирование русского языка: основные тенденции и их причины // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2011. № 4. С. 47-54.
  9. Новикова И.А. Толерантность как условие эффективного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. Том 1 (№ 29). С. 52-62.
  10. Новикова И.А., Новиков А.Л., Рыбаков М.А. Психолингвистические аспекты современных моделей поликультурного образования // Многомерные миры языка: Избранные труды международной научной конференции / сост. Н.В. Новоспасская. М.: РУДН, 2015. С. 339-353.
  11. Рыбаков М.А. Активные процессы в русском языке // Методический семинар повышения квалификации русистов Монголии: курс лекций / под общей ред. Т.М. Балыхиной. М.; Улан-Батор: РУДН. С. 116-131.
  12. Садовская В.А., Ремизов В.А. Основы коммуникативной культуры. М.: Владос, 2011.
  13. Шевцова Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста // Сб. науч. трудов. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10.Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. URL: http://ruliene.bsu.ru/wp-content/uploads/23.pdf
  14. Шаклеин В.М. Лингвокультурная ситуация в современной России. М.: Флинта: Наука, 2010. 152 с.
  15. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995.
  16. Novikova I.A., Novikov A.L., Rybakov M.A. Psychological and linguistic features of the Russian language acquisition by international students // Bulletin of Peoples’ Friendship University ofRussia, Series “Psychology and Pedagogics”. 2015. No 1. P. 61-66.

© Новиков А.Л., Рыбаков М.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах