МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ТЕКСТОВ КОНВЕРГЕНТНЫХ СМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования определяется высокой степенью влияния современных средств массовой информации на мировоззрение молодежной аудитории, процесс формирования жизненной позиции, приоритетов, идеалов и ценностей, которой находится в динамике. Цель работы - описание механизмов формирования культурных ценностей, в том числе речевой культуры, и коммуникативного поведения студенческой молодежи под воздействием текстов конвергентных средств массовой информации. В ходе анализа текстов СМИ были использованы текстологический метод, метод контент-анализа, сравнительно-сопоставительный, филологический анализ текста, а также метод фокус-группового исследования. В настоящей статье представлен сравнительный анализ данных исследования, проведенного в 2016 г. с учетом гендерных особенностей респондентов, с результатами ранее проведенных исследований студенческой аудитории. В ходе анализа эмпирического материала было установлено, что конвергентные СМИ обладают большим потенциалом, чем традиционные, выступая одним из основных инструментов формирования речевой культуры современной молодежи и приоритетов коммуникативного поведения. Определены векторы дальнейшего исследования механизмов формирования культурных ценностей и поведенческих приоритетов современной молодежи, основу которых составляет речевая культура и адекватное ситуации коммуникативное поведение.

Об авторах

В Н Левина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Автор, ответственный за переписку.
Email: levina_vn@mail.ru

Левина Вера Николаевна, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка № 1 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: русский язык, русская языковая культура, теория текста, теория коммуникации, язык масс-медиа, вербальное общение, лингвокультурология. Автор более 100 научных публикаций.

ул. Интернациональная, 33, Тамбов, Россия, 392000

С В Гуськова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Email: guskova_s_v@mail.ru

Гуськова Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и журналистики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Сфера научных интересов: массовая и межличностная коммуникация, язык масс-медиа, психология журналистики, типология средств массовой информации, региональные медиа. Автор более 180 научных публикаций.

ул. Интернациональная, 33, Тамбов, Россия, 392000

Список литературы

  1. Исследование World Wide Web Foundation: Рейтинг развития Интернета в странах мира в 2014 году. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/02/05/7084 (дата обращения: 25.08.2015).
  2. Беллина Е.В. О развитии понятия «культура чтения» в русской культуре и науке // Человек и образование. 2014. № 3(40). С. 61-65.
  3. Клушина Н.И. Публицистический текст в прагматическом аспекте // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиа-Мир, 2007. С. 75-106.
  4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 832 с.
  5. Романова Т.В. Языковое сознание молодого россиянина // Мир русского слова. 2009. № 2. С. 60-67.
  6. Бутакова Л.О., Миронова Н.Ю. Автор - текст - реципиент: тексты СМИ в аспекте рецепции авторами // Филология и человек. 2008. № 1. С. 19-29.
  7. Луканина М.В. Текст средств массовой информации и конвергенция // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. С. 205-214.
  8. Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества // Меди@льманах. 2015. № 4. С. 8-10.
  9. Гуськова С.В. Влияние конвергентных средств массовой информации на молодежную аудитории // Вестник Тамбовского университета. 2013. Вып. 9 (125). С. 249-254.
  10. Петровская О.Ю. Влияние СМИ на молодежь // Вестник МГОУ. Серия «Экономика и право». 2012. № 1 (7). С. 71-77.
  11. Собкин В.С., Феофанова Т.А. Телевидение в жизни современных подростков // Социология образования. Труды по социологии образования. Серия «Социокультурные проблемы в жизни современного образования / под ред. В.С. Собкина. М., 2011. С. 237-256.
  12. Привалова И.В., Купцова Н.В. Электронная коммуникация молодежи: монография. Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та, 2016. 139 с.
  13. Левина В.Н. Актуализация пейзажной единицы в информационном поле газетного текста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 83-86.
  14. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 384 с.
  15. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии, 2003. URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1796 (дата обращения: 10.07.2016).
  16. Адамович О. Развлечения золотой молодежи Москвы: заложница в «Бентли», дворники на «Феррари» // Комсомольская правда. 2016. 19 апреля. URL: http://www.kp.ru/ daily/26518/3535107/ (дата обращения: 22.04.2016).
  17. Буряковская В.А. Аксиологические векторы массовой культуры // Вестник КемГУ. 2014. №1(57). С. 123-125.
  18. Guskova S.V. Header complex in Russian newspapers: functions and types // Russian linguistic Bulletin. 2016. № 2 (6). P. 31-32.
  19. Грошев И.В. Особенности речевого поведения мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 80-93.
  20. Власенко Н.Ю., Гефеле О.Ф., Филиппченкова С.И. Гендерное исследование личностных и мотивационных особенностей студентов медицинского вуза // Перспективы науки. 2010. № 5 (07). С. 32-35.
  21. Молодежь России: цифры и факты // Современный учительский портал. URL: http:// easyen.ru/news/molodezh_rossii_cifry_i_fakty/2016-07-06-951 (дата обращения: 10.12.2016).
  22. Боброва Е.К. Роль средств массовой информации в развитии речевой культуры молодежи // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2011. № 1. С. 11-14.
  23. Буряковская В.А. Рефлексия аудитории на тему СМИ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15033 (дата обращения: 17.02.2017).
  24. Немыка А.А., Пешков А.А. Современная молодежная среда: специфика речевой коммуникации // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2012. № 4. С.118-122.

© Левина В.Н., Гуськова С.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах