№ 4 (2012)

Статьи

Адаптация опросника «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга на русскоязычной выборке

Беловол Е.В., Шкварило К.А., Хворова Е.М.

Аннотация

В работе рассматривается психологический конструкт «культурный интеллект», описываются этапы апробации опросника К. Эрли и С. Анга «Шкала культурного интеллекта» на русскоязычной выборке, приводятся психометрические характеристики русскоязычной версии опросника и данные о его валидности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):5-14
pages 5-14 views

Этнические особенности ценностных ориентаций студентов

Чеботарёва Е.Ю.

Аннотация

Рассмотрены этнические особенности ценностных ориентаций студентов из разных регионов мира. Показано, что жизнь студентов из Латинской Америки и Средней Азии более целостна и осмысленна, чем жизнь студентов из Китая, Ближнего Востока и России. Латиноамериканские студенты в большей степени ориентированы на индивидуальность, самоуправление, а среднеазиатские — на коллективизм, контролируемость жизненных событий. Описывается гендерная специфика ценностных ориентаций студентов. Анализируются связи ценностных ориентаций студентов с базовым доверием миру, социальным и эмоциональным интеллектом, этнической идентичностью и толерантностью к представителям других этносов, со стратегиями преодоления стресса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):15-20
pages 15-20 views

Особенности стереотипов о невербальной коммуникации и их роль в межэтническом взаимодействии российских и китайских студентов

Новикова И.А., Гридунова М.В.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей стереотипов о невербальной коммуникации, формируемых в российской и китайской культурах. Представлены результаты экспериментального исследования роли этнических авто- и гетеростереотипов о невербальной коммуникации в межэтническом взаимодействии российских и китайских студентов РУДН.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):21-28
pages 21-28 views

Гендерная специфика проявления организованности арабских и монгольских студентов

Орсоо Туяа -.

Аннотация

В статье освещаются результаты сравнительного исследования гендерных различий в проявлении организованности арабских и монгольских девушек и юношей.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):29-34
pages 29-34 views

Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности

Михайлова О.Б.

Аннотация

Проведен культурно-исторический и теоретический анализ основного источника всех инноваций в обществе — инновационного потенциала личности. Автор подробно описывает эволюцию терминов «инновация» и «потенциал» в различных отраслях науки. Рассматривается связь инновационной деятельности и активности личности. Представлен анализ феномена активности в дифференциальной психологии, на основании которого сформулировано предположение, что инновационный потенциал личности детерминирован разными видами активности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):35-43
pages 35-43 views

Синергетическое образование как основа формирования у обучающихся нового мировоззрения

Хамидуллин А.М., Маджуга А.Г.

Аннотация

В статье рассмотрена сущность понятия «синергетическое образование» и представлена характеристика базовых принципов синергетического образования, показана роль синергетического мышления в формировании научной картины мира. Авторами разработана и научно обоснована теоретико-концептуальная модель формирования синергетической культуры личности в контексте приоритетов современной системы образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):44-53
pages 44-53 views

Детская психология и «таинства игры» в русской литературе

Пинаев С.М.

Аннотация

В статье рассматриваются произведения И.С. Шмелёва, А.К. Герцык и М.А. Волошина, в которых авторы обращаются к вопросам детской психологии, проявляющейся в игровой практике.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):54-60
pages 54-60 views

Миграционные установки как специфический вид социальных установок

Кузнецова С.А.

Аннотация

В статье обосновывается возможность исследования миграционных намерений в контексте социально-психологических понятий «социальная установка» и «социально-психологическое пространство». Обосновывается полиобъектность как специфическая особенность миграционных установок, требующая социального сравнения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):61-65
pages 61-65 views

Исторический аспект математического моделирования

Вакджира Мергия Балча -.

Аннотация

В статье дан обзор литературы по проблеме математического моделирования как важнейшего и универсального инструмента современной науки, который широко и успешно применяется сегодня в естествознании и инженерно-технических разработках. Элементы математического моделирования использовались с самого начала появления точных наук, а также что методология математического моделирования является интеллектуальным ядром развития самых разных направлений науки.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):66-70
pages 66-70 views

Гендерный аспект изучения социальной визибельности образа собственного тела

Грошев И.В., Штыркина Т.Ю.

Аннотация

Статья посвящена исследованию социальной визибельности образа собственного тела в гендерном аспекте. Оцениваются в сравнительном аспекте компоненты образа собственного тела у девушек и юношей, а также характер влияния психосоциальных факторов на восприятие гендерного образа.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):71-77
pages 71-77 views

Особенности экологической компетентности студентов, живущих в условиях большого города (на примере студентов Российского университета дружбы народов)

Мудрак С.А., Гагарин А.В., Глебов В.В.

Аннотация

В предлагаемой статье раскрыты особенности экологической компетентности студентов в условиях мегаполиса. Экологическая компетентность рассматривается как комплексное и интегративное свойство личности экологически, имеющее свою структуру, компоненты и показатели. Приводятся данные сравнительного экспериментального исследования экологической компетентности студентов различных факультетов, которые свидетельствуют о существовании качественных и количественных различий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):78-84
pages 78-84 views

Индивидуально-типологическая характеристика самореализации личности

Кудинов С.С., Авдеев Н.П., Архипочкина К.В.

Аннотация

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования по выявлению различных типов самореализации личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):85-90
pages 85-90 views

Факторная структура уверенности профессиональных и непрофессиональных спортсменов

Рушина М.А.

Аннотация

В статье представлены особенности факторной структуры уверенности профессиональных спортсменов и любителей спорта.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):91-96
pages 91-96 views

Сравнительный анализ общительности и любознательности у взрослых людей с разным типом «ядра» характера

Бердникова А.А.

Аннотация

В статье описываются особенности общительности и любознательности у людей с разным типом «ядра» характера. Раскрыта необходимость исследования данных особенностей для изучения целостной структуры характера.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):97-101
pages 97-101 views

Феноменология правового сознания учащейся молодежи в контексте государственно-правовой жизни современного общества

Хамидуллина Э.М.

Аннотация

В статье рассмотрена сущность понятия «правовое сознание», представлена структура, функции и характеристика правового сознания, описаны детерминанты, влияющие на формирование правового сознания учащейся молодежи. Особое внимание уделено вопросам формирования правового сознания учащейся молодежи в контексте государственно-правовой жизни современного общества.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):102-105
pages 102-105 views

Адаптированность и темперамент студентов

Верозуб А.С.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования темперамента студентов с различной степенью адаптированности, в частности описаны особенности и психологическая структура темперамента более и менее адаптированных студентов первого курса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):106-113
pages 106-113 views

Различия в ЭЭГ-осцилляциях при вазоактивных стресс-реакциях у экстравертов и интровертов

Кустубаева А.М., Мэттьюс Д.

Аннотация

Гипервентиляция (HV) и задержка дыхания (BH) — информативные психофизиологические тесты, быстро изменяющие церебральный кровоток в результате гипо-, гиперкапнии и, как следствие, ЭЭГ-активность. Целью данного исследования является выявление различий между ЭЭГ-спектральными характеристиками у интровертов и экстравертов при реагировании на гипервентиляцию и задержку дыхания. Выявлено, что интроверты реагируют на гипервентиляцию и задержку дыхания более интенсивно, в частности увеличением тета- и гамма-активности во всех отведениях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):114-121
pages 114-121 views

Категориальная модель различения линий, углов и крестообразных фигур

Чудина Ю.А.

Аннотация

В статье рассмотрена геометрическая модель различения стимулов, представляющих собой изображения из линий. С помощью многомерного шкалирования усредненных надпороговых оценок субъективных различий между линиями, углами и крестами было получено пространство, которое в рамках концепции Соколова—Измайлова является моделью различения этих стимулов. Особенностью полученной модели является различение изображений путем выявления зрительных категорий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):122-129
pages 122-129 views

Условия эффективности психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации

Плугина М.И., Шведенко Ю.В.

Аннотация

В статье рассматривается важная для образовательной практики проблема психологического обеспечения личностно-профессионального развития преподавателей. Одной из ведущих технологий в этом процессе рассматривается психологическая помощь преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации, а также определение условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):130-136
pages 130-136 views

Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе

Ханова З.Г., Матакаев А.И.

Аннотация

В статье анализируются структурные и содержательные характеристики психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности и психолого-педагогические условия их оптимизации в процессе обучения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):137-142
pages 137-142 views

Использование деловых игр при формировании интереса к учению у слабоуспевающих студентов колледжа

Гаджибалаева И.У.

Аннотация

В статье анализируются педагогические резервы деловых игр как способа повышения эффективности формирования интереса к учению у слабоуспевающих студентов колледжа.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):143-147
pages 143-147 views

Психолого-педагогические условия проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы

Ильясова Э.Н.

Аннотация

В статье рассмотрена сущность понятия «развивающая информационная образовательная среда» и представлена характеристика психолого-педагогических условий, необходимых для проектирования названной образовательной среды в контексте приоритетов современной системы образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):148-153
pages 148-153 views

Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью: гендерный подход

Давлетшина Р.М.

Аннотация

В статье раскрыта сущность понятия «мотивационно-ценностное отношение учащихся к своему здоровью», дана характеристика соответствующих психолого-педагогических детерминант с учетом гендерных характеристик личности, описаны объективно-деятельностные показатели отношения старшеклассников с андрогинными, маскулинными и фемининными характеристиками личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):154-158
pages 154-158 views

Компьютерные учебно-деловые игры как метод подготовки будущих специалистов

Карауылбаев С.К.

Аннотация

В статье рассмотрена специфика использования компьютерных учебно-деловых игр в системе высшего образования. Показан образовательный потенциал компьютерных учебно-деловых игр, который заключается в стимулировании познавательного интереса обучающихся, и создает возможности для разработки педагогических средств, ориентированных на виртуальное пространство электронного обучения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):159-163
pages 159-163 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):164-167
pages 164-167 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах