Литературоведческая русистика в Российско-Армянском университете (1991-2021): материалы к «Большой энциклопедии русистики Евразии»
- Авторы: Аксенова Д.А.1
-
Учреждения:
- Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 449-459
- Раздел: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТАТЬИ
- URL: https://journals.rudn.ru/polylinguality/article/view/45389
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2025-22-2-449-459
- EDN: https://elibrary.ru/RUVCZW
- ID: 45389
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе осмысляются особенности изучения русской литературы в Российско-Армянском (Славянском) университете (г. Ереван). Актуальность работы обусловлена тем, что в ней впервые описан один из путей распространения русской культуры в Армении и интеграции русского и армянского научных литературоведческих полей. Описываются основные направления деятельности кафедры русской и мировой литературы и культуры Российско-Армянского университета, вносящего весомый вклад в укрепление российско-армянских культурных связей. Исследование проведено на основе материалов сайта университета, новостных статей и информации, предоставленной сотрудниками университета. Дается характеристика научной деятельности преподавателей кафедры в сфере изучения русской литературы, краткое описание проведенных конференций, университетских курсов, способствующих развитию интереса к русской литературе и культуре у студентов университета. Анализ свидетельствует о том, что интерес к современной русской литературе, например, исследованию русского постмодернизма, особенно среди молодых ученых растет. Литература XX в., от Серебряного века до 1990-х гг., определяется как доминирующая эпоха в научных предпочтениях исследователей.
Полный текст
Введение В Армении сложилась и плодотворно развивается одна из сильнейших школ русистики. Внимание уделяется не только преподаванию русского языка, который является вторым по распространенности в этой стране, но и изучению русской литературы на серьезном научном уровне. Широко известно, как много армянские ученые делают для изучения наследия В.Я. Брюсова. Особое место русской культуре уделяется в университетах, где созданы русскоязычные кафедры, научные центры, проводятся конференции международного уровня, способствующие развитию литературных и культурных связей между Арменией и Россией. Речь идет, в частности, о таких научных форумах, как Международная научно-методическая конференция «Вопросы преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях Армении» (Рос-сийско-Армянский (Славянский) университет, ноябрь 2008 г.). Они направлены на популяризацию русского языка и русской литературы в армянской научной среде. Отличительной особенностью является тесное сотрудничество между армянскими университетами, отдельными кафедрами и ведущими учебными заведениями России, организующими совместные проекты. Разрабатываются методические пособия по изучению русской литературы в школе, как широкого профиля, так и узконаправленные, посвященные отдельному течению русской литературы. Среди них можно выделить такие, как учебные пособия Амирханян А.М. «Русская литература XIX-XX веков» (2008) [1], Нураловой С.Э. «Русская литература XIX века» (2003) [2], Ханян К.С. «Русская поэзия в оценке армянской критической мысли XIX века» (2017) [3], Даниэлян Э.С. «Русское народное поэтическое творчество» [4], Атаджанян И.А. «Учебное пособие по русской литературе: УНТ, древнерусская литература, литература XVIII века» [5]. Статьи русистов публикуются в таких литературоведческих периодических изданиях, как «Актуальные проблемы литературы и культуры (Вопросы филологии)» (по итогам одноименной конференции, проводимой кафедрой всемирной литературы и цивилизаций факультета международной коммуникации и политологии Государственного университета имени В.Я. Брюсова), «Вестник» Государственного университета имени В.Я. Брюсова, «Историко-филологический журнал» (НАН РА), «Вестник Ереванского университета. Русская филология», «Литературоведческий журнал», «Русский язык в Армении» и др. Периодическое издание, входящее в перечень ВАК РА и индексирующееся в РИНЦ, имеет Российско-Армянский университет. «Вестник Российско-Армянского университета», включающий в себя две серии - гуманитарные и общественные науки, физико-математические и естественные науки, - состоит из рубрик, соответствующих научным специальностям, в число которых входит литературоведение, арменоведение и лингвистика. Показательным событием в сфере развития русистики в Армении стало основание в 1997 г. в рамках соглашения между Россией и Арменией Российско-Армянского (Славянского) университета[176] (г. Ереван). Обучение в нем ведется на русском языке на основе программ, составленных по российским стандартам и требованиям, с возможностью продолжать обучение в российских высших учебных заведениях. Сведения о деятельности этого университета займут значимое место в «Большой энциклопедии русистики Евразии», работа над которой ведется в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. Первая серия энциклопедии содержит информацию о развитии русистики в странах бывшего СССР в 1991-2021 гг. Этот масштабный проект является свидетельством единого научного пространства и направлен на описание и сохранение забытых или малоизвестных работ литературоведов-русистов за пределами России. Целью статьи является описание деятельности кафедры русской и мировой литературы и культуры Российско-Армянского университета по изучению русской литературы, описание направлений ее исследований, освещение деятельности ее специалистов. Результаты исследования будут использованы в «Большой энциклопедии русистики Евразии», а также могут рассматриваться как источник дополнительной информации о российско-армянских связях. Обсуждение Деятельность Российско-Армянского университета непосредственно направлена на установление культурных контактов между Арменией и Россией. Университет начал образовательную деятельность в 1999 г. В качестве одного из основных его целеполагающих положений утверждается необходимость «содействия развитию научного и кадрового потенциала обоих государств путем привлечения для работы в Университете научно-педагогических кадров из Российской Федерации и Республики Армения» [4], привлечения к этой работе специалистов диаспоры. В настоящее время в Институте филологии и межкультурных коммуникаций университета функционирует кафедра русской и мировой литературы и культуры, основанная в 2002 г. как учебно-научное подразделение. В 2007 г. она вошла в состав факультета филологии, а в 2012 г. - в состав Института гуманитарных наук. Кафедра достаточно успешно проявила себя на научных форумах и симпозиумах, конференциях, в том числе международного уровня. Основные направления деятельности сегодня - изучение современного литературного процесса, транснациональных авторов в контексте русской литературы, истории и теории литературы, фольклора, мифопоэтики, литературных связей, культурологии и истории искусств. Заведующая кафедрой, Лилит Суреновна Меликсетян, кандидат филологических наук, профессор, переводчик, возглавляет кафедру с 2008 г. Она занимается преподавательской деятельностью в Российско-Армянском университете с 2002 г. За вклад в развитие и укрепление армяно-русских культурных связей награждена медалью им. А.С. Пушкина Президентом Российской Федерации В.В. Путиным[177]. В сферу научных интересов Л.С. Меликсетян входит история зарубежной литературы, переводоведение, теория литературы. Большое количество ее научных работ посвящено исследованию переводов литературных произведений на армянский язык и творчеству американского писателя армянского происхождения Уильяма Сарояна [5]. Часть работ исследователя посвящена русской литературе, например, приему интертекстуальности в современной литературе («Чеховские аллюзии в пьесе Л. Петрушевской „Три девушки в голубом“», 2004)[178], соносфере в лирике («Звуковые образы в цикле „Армения“ Осипа Мандельштама», 1998) [6]. Поэтический анализ русской лирики с армянской тематикой, проводимый Л.С. Меликсетян, обладает особенной глубиной, не всегда доступной носителю русской культуры. Определяя, например, семантику образов камня и архитектуры в творчестве О.Э. Мандельштама [7], исследователь ориентируется на восприятие камня армянской нацией как некоей основы и обнаруживает в цикле поэта «Армения» образное воплощение архитектуры городов родной Армении, предлагает альтернативное прочтение темы языка (например, «большеротые» улицы) с точки зрения той же архитектуры («…для ереванских домов начала века были чрезвычайно характерны так называемые „даланы“ - большие арочные проходы» [8. С. 68]). Детальный анализ, проведенный исследователем, позволяет увидеть, что в стихотворениях О.Э. Мандельштама тема камня имеет гораздо более глубокий смысл, чем это представляется носителю русской культуры. Разнообразны научные интересы у Соны Саргисовны Маргарян, кандидата филологических наук, доцента кафедры. Ее преподавательская деятельность включает чтение курсов по русской литературе XVIII-XX вв., устному народному творчеству, истории русского и зарубежного театров, актерскому мастерству, специфике экранизации и театрализации литературной классики, детской литературе, массовой литературе, методике преподавания литературы, сопоставительному анализу русской и армянской литературы, а также литературоведческих курсов (поэтика художественного текста, литературный анализ текста в школе и др.). В соавторстве С.С. Маргарян была разработана и опубликована «Программа практического, творческого курса “Литературные чтения”» [9]. Особенность курса заключается в адресации студентам, окончившим армянские школы и не имеющим достаточного объема знаний по русской литературе и необходимых навыков для ее анализа. Процесс преподавания направлен не только на передачу знаний по анализу текста, но и на обучение самостоятельному созданию текста. В списке авторов, рекомендуемых для изучения в курсе, - А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков, И.Д. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.М. Зощенко, С.А. Есенин, Ю.К. Олеша, Е.И. Носов, А.И. Приставкин, В.О. Пелевин и др. Внимание уделяется не только классикам XIX в., но и современным писателям. Особое место в исследовательской деятельности С.С. Маргарян занимает изучение творчества Л.Н. Андреева (звуковая семантика, образная составляющая, ономастика). В 2009 г. ей была защищена кандидатская диссертация на тему «Некоторые аспекты поэтики прозы Леонида Андреева», в которой исследуется антропонимика, соносфера и цветовая палитра творчества Л.Н. Андреева [10]. Имена персонажей, полагает исследователь, выбираются писателем с учетом их звучания; смена имени, его потеря или неудачное имя играют роковую роль в судьбе персонажа. Звуковая сфера произведений Л.Н. Андреева описана как ритмичная и музыкальная, наполненная повторами, звуковым символизмом и рифмой. Исследование символики цвета приводит исследователя к выводу о том, что писатель использует резкие, экспрессивные тона, помогающие придать действию подлинный драматизм. Также С.С. Маргарян работает над изучением творчества Л.С. Петрушевской («„Иные миры“ в сказочной прозе Л.С. Петрушевской», (2011) [11], О.Э. Мандельштама («Звучащее слово Осипа Мандельштама», 2021) [12]. Молодое поколение преподавателей Российско-Армянского университета значительно расширяет круг обсуждаемых научных проблем. Например, в сферу исследований преподавателя Седы Сейрановны Айвазян входит русская литература второй половины XX в. и новейшая литература, в том числе неподцензурная литература и постмодернизм. С.С. Айвазян читает курсы соответствующей тематики: «Неподцензурная литература и культура второй половины XX века», «Филологическая герменевтика», «История и методология филологических исследований». Исследователь является лауреатом международного конкурса педагогических работников «Язык без границ» (2020 г.), осуществляющих образовательную деятельность на русском языке. Кима Армановна Ванескегян преподает курсы «Древнерусская литература», «Фольклор и литература», «Новейшая литература». Многие ее статьи опубликованы в российских изданиях. Большое внимание исследователь уделяет постмодернистской литературе, проводя детальный анализ ее поэтики; на примере романа Е.Л. Чижова «Собиратель рая» она провела анализ симуляционной темпоральности, подразумевающей «раздробленность» [13. С. 122] персонажа во времени, безвременность, которой сопутствуют потерянность в пространстве и мотив блуждания, «концепт потери памяти как хронотопическое блуждание в рассыпающемся времени» [13. С. 123]. Концепт вещи, противопоставленный классическому собирательству русской литературы, описан как точка сгущения пространства и времени, олицетворение прошлого и распадающегося настоящего. Значительную роль в истории Российско-Армянского университета сыграла литературовед, доктор филологических наук, член Союза писателей Армении Татьяна Михайловна Геворкян, являющаяся основателем кафедры русской и мировой литературы и культуры Российско-Армянского университета. Как крупный цветаевед она издала две монографии - «На полной свободе любви и дара: Индивидуальное и типологическое в литературных портретах Марины Цветаевой» (2003), посвященную анализу облика поэтессы на основе созданных ей портретов современников (В.Я. Брюсова, О.Э. Мандельштама, В.В. Маяковского, М. Волошина, А. Белого, Б.Л. Пастернака), и «Марина Цветаева: Поэт. Прозаик» (2017), которая на тот момент являлась итогом изучения творчества М. Цветаевой. Т.М. Геворкян также является организатором первых Цветаевских чтений в Ереване (2002 г., Российско-Армянский университет), лауреатом Литературной премии имени М.И. Цветаевой в номинации «За вклад в цветаеведение» (2015). В 2002 и 2007 гг. была удостоена премии «За лучшую статью года» журнала «Вопросы литературы», где опубликовано значительное количество ее статей, посвященных творчеству М. Цветаевой. Нельзя не отметить вклад уже ушедших из жизни преподавателей кафедры. Доктор филологических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Армения Левон Мкртычевич Мкртчян с 1998 г. являлся ректором Российско-Армянского университета и проработал на этой должности до конца жизни (2001). Посмертно, в 2002 г., он был награжден орденом «Золотой крест» за вклад в развитие армяно-русских отношений. Л.М. Мкртчян является организатором издания переводов на русский и другие языки творчества средневековых армянских поэтов, инициатором издания единственной прижизненной книги русской советской поэтессы М.С. Петровых «Дальнее дерево» (Ереван, 1968). Им написаны предисловия к изданиям произведений русских писателей в серии «Ռուս դասականների գրադարան» («Библиотека русской классики»). Перу Л.М. Мкртчяна принадлежат крупные работы: «Армянская поэзия и русские поэты XIX-XX веков» (1968), «Поэт Армении. (О Вере Звягинцевой)» (1974), «Для человека ход времен печален. Штрихи к портрету Михаила Дудина» (1992), «Анна Ахматова. Жизнь и переводы» (1992), «Так назначено судьбой. [Заметки и воспоминания о Марии Петровых. Письма Марии Петровых] (2000); «Боль о человеке. Очерки по истории русской литературы» (2001). Первый декан факультета журналистики Российско-Армянского факультета, кандидат филологических наук, доцент Рафаэл Григорьевич Айрапетян посвятил свои основные работы творчеству Ф.М. Достоевского[179]. Его кандидатская диссертация «Христианские мотивы и тема народа в „Дневниках“ и „Записных книжках“ Ф.М. Достоевского» (2003), а также монография [14] посвящены вопросу об особом предназначении русского народа в воззрениях Ф.М. Достоевского, ответ на который заключается в мощной христианской культуре; также освещены тема народа и интеллигенции, православия, Восточный вопрос. Кафедра русской и мировой литературы и культуры университета провела немало крупных научных конференций. С 2005 г. ежегодно проводится Международная научная конференция «Русская литература в меняющемся мире», на которой представляются доклады как о современной русской литературе, так и о новом прочтении русской классики, проблемах перевода и теории литературы. Например, в 2024 г. среди тем, освещенных в докладах участников, были «Мир сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина в армянской рецепции» (к.ф.н., доцент А.С. Атанесян), «Некоторые особенности „армянского травелога“ А.Г. Битова» (к.ф.н., профессор Л.С. Меликсетян), «Роман Набокова „Король, дама, валет“ в контексте русской литературной традиции» (д.ф.н., профессор Н.М. Хачатрян), «Русские переводы „Гамлета“ Шекспира в рассмотрении и оценках В.Г. Белинского» (к.ф.н., доцент Н.К. Гончар-Ханджян), «Теннесси Уильямс в русской театральной традиции» (к.и.н., ст. преп. А.А. Арутюнян) и др. В 2006 г. кафедрой была организована Международная научная конференция, приуроченная к 100-летию Д.С. Лихачева, «Лихачевские чтения», в 2002 г. - Международная научная конференция «Цветаевские чтения», в 2008 г. - Международная научно-методическая конференция «Вопросы преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях Армении», конференции, посвященные творчеству А. Битова, Ф.М. Достоевского и др. В октябре 2011 г. проводилась Международная научная конференция «Мандельштамовские чтения»[180], приуроченная к 120-летию со дня рождения поэта и 80-летию выхода цикла «Армения». Среди участников были литературоведы из России: И.З. Сурат, Н.А. Богомолов, Н.Н. Богомолова, А. Мец. Нетрадиционный формат конференции включал не только официальный день слушаний и обсуждения научных докладов, но и путешествие по местам, связанным с О.Э. Мандельштамом. Регулярно проводятся научные семинары, например, «Новейшая армянская поэзия на русском языке» (2008), «Основные тенденции развития новейшей литературы» (2010). Названные научные мероприятия пополняют список литературоведческих конференций, проводимых в Республике Армения в последние тридцать лет, среди которых - международная научная конференция «Брюсовские чтения, организуемая в символичные для Армении и памяти В.Я. Брюсова даты с 1962 г. (организатор - Брюсовский научный центр при кафедре русской литературы Государственного университета имени В.Я. Брюсова), благодаря которой Ереван получил статус столицы брюсоведения; ежегодная международная научная конференция «Актуальные проблемы литературы и культуры» (организатор - Государственный университет имени В.Я. Брюсова); цикл международных научно-практических конференций, посвященных творчеству классиков русской литературы - А.И. Солженицыну, А.П. Чехову, А.С. Пушкину, Б.Л. Пастернаку, И.А. Гончарову, М.Ю. Лермонтову, Н.А. Некрасову и другим (традиционно проводится в юби- лейные для писателя или поэта годы). В Республике Армения на базе высших учебных заведений регулярно проводятся конференции, в центре внимания которых - вопросы, касающиеся русско-армянских культурных и литературных связей: международная конференция «Русский язык и литература в образовательной системе Армении: проблемы и перспективы» (Государственный университет имени В.Я. Брюсова, 2008), международная научная конференция «Русистика в XXI веке: тенденции и направления развития» (Ереванский Государственный университет, 2019), международная научно-практическая конференция «Русский язык, литература и история в кросс-культурном пространстве» (Государственный университет имени В.Я. Брюсова, 2017). В Российско-Армянском университете существует Центр русистики, который помимо анализа языковой ситуации в Армении уделяет внимание развитию русской литературы, ее включенности в образовательные программы. Центр создан на базе кафедры русского языка и профессиональной коммуникации в рамках научно-исследовательского проекта «Русский язык в Армении: статус, социолингвистические функции и функционирование в образовательной системе». Ответственный за выполнение данного направления, связанного с литературой, - заведующая кафедрой русской и мировой литературы и культуры Л.С. Меликсетян. Одна из значимых традиций, закрепленных центром, - празднование Дня русского языка в день рождения А.С. Пушкина, чтение его произведений, в том числе в переводах на другие языки, проведение викторин, что способствует высокой степени вовлеченности студентов в изучение русской культуры. Заключение Изучение русской литературы на кафедре русской и мировой литературы и культуры в Российско-Армянском университете свидетельствует о целенаправленном расширении межкультурных связей. Показательно, что литературоведческой русистике внимание уделяется не только в процессе обучения: происходит распространение научного интереса к русской литературе, «заражение» им студентов, о чем говорит большое количество молодых специалистов, занимающихся как преподаванием, так и изучением творчества русских писателей, преимущественно XX в. На фоне высокого интереса к русской классике в Армении значительным оказывается в Российско-Армянском университете пласт исследований и курсов, посвященных современной русской литературе. Несомненно, этому способствует увлеченность самих преподавателей университета, пример тому - курс С.С. Маргарян «Литературные чтения», включающий в себя обучение интерпретации произведений не только общеизвестных русских классиков, но и современных писателей, а также тех, кто для большого числа армянских читателей остается пока неизвестным.Об авторах
Дарья Алексеевна Аксенова
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.darya2809@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-6161-4280
SPIN-код: 3317-8270
аспирант, младший научный сотрудник Отдела литератур народов России и СНГ
Российская Федерация, 121069, г. Москва, Поварская ул., 25А стр. 1Список литературы
- Амирханян А.М. Русская литература XIX-XX веков : учебное пособие. Ереван : Лусабац, 2008.
- Нуралова С.Э. Русская литература XIX века : учебное пособие. Ереван : Ереванский филиал ИВЭСЭП, 2003.
- Ханян К.С. Русская поэзия в оценке армянской критической мысли XIX века : учебно-методическое пособие. Ереван : Лингва, 2017.
- Даниелян Э.С. Русское народное поэтическое творчество : учебное пособие. Ереван, 2008.
- Атаджанян И.А. Учебное пособие по русской литературе: УНТ, древнерусская литература, литература XVIII века. Ереван, 2003.
- Меликсетян Л.С. Битлис как концепт в творчестве У. Сарояна // Imagining the Landscape: Views from Armenia and Japan. Slavic Research Center, Hokkaido University, Sapporo. 2013. P. 60-68.
- Меликсетян Л.С. Чеховские аллюзии в пьесе Л. Петрушевской «Три девушки в голубом» // Чеховские чтения. Ереван, 2004. С. 48-50.
- Меликсетян Л.С. Звуковые образы в цикле «Армения» Осипа Мандельштама // Декабрьские чтения. Ереван, 1998. С. 36-42.
- Меликсетян Л.С. Архитектура и камень в армянском нарративе Осипа Мандельштама // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве : сб. материалов Международного научного конгресса. Ч. 3. М., 2021. С. 67-69.
- Маргарян С.С. Программа практического, творческого курса «Литературные чтения» / в соавт. с Т.М. Геворкян, С.Н. Арзуманян, Р.В. Шубиным, Л.С. Меликсетян. Ереван, 2007.
- Маргарян С.С. Некоторые аспекты поэтики прозы Леонида Андреева : автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03. Ереван, 2009.
- Маргарян С.С. «Иные миры» в сказочной прозе Л.С. Петрушевской // Международная научная конференция «Русская литература в меняющемся мире». Ереван : Изд-во РАУ, 2011.
- Маргарян С.С. Звучащее слово Осипа Мандельштама // Международный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» : сб. материалов. Ч. 3. М., 2021.
- Ванескегян К.А. Память вещи и симуляционная темпоральность в романе «Собиратель рая» Евгения Чижова // Stephanos. 2022. № 3 (53). С. 120-127. URL: https://stephanos.ru/izd/2022/2022-53-11.pdf (дата обращения: 17.01.2025). https://doi.org/10.24249/2309-9917-2022-53-3-120-127.
- Айрапетян Р.Г. Христианские мотивы в «Дневниках писателя» и «Записных тетрадях» Ф.М. Достоевского. Ереван, 2005.
Дополнительные файлы










