Гендерная специфика оценочной стратегии ассоциирования носителей русского языка: квантитативный аспект
- Авторы: Чернышова Е.Б.1
-
Учреждения:
- Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
- Выпуск: Том 15, № 4 (2018)
- Страницы: 554-563
- Раздел: Языковое сознание
- URL: https://journals.rudn.ru/polylinguality/article/view/20244
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2018-15-4-554-563
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме влияния гендерного фактора на протекание ассоциативных процессов. Цель работы - выявить и описать гендерную специфику оценочной стратегии ассоциирования. Выводы сделаны на материале свободного ассоциативного эксперимента с множественными реакциями испытуемых, проведенного автором в 2016 году с носителями русского языка женского и мужского пола в возрасте от 7 до 25 лет. Данный тип эксперимента показал, что оценочные реакции в основном имеют второй и третий ранг в ассоциативном ряду. Гендерная специфика оценочного ассоциирования регистрируется при реагировании на каждое предложенное слово-стимул, наиболее ярко - на слова-стимулы сила , радость , мир . Оценочные реакции преобладают в ассоциативных полях ядерных единиц у испытуемых женского пола, в первую очередь у девочек 7-10 лет и девушек 18-25 лет. Тем самым свободный ассоциативный эксперимент с множественными реакциями испытуемых дает возможность получать наиболее репрезентативный экспериментальный материал, в том числе и для выявления гендерных особенностей ассоциативного механизма.
Полный текст
Введение Оценка - это типичная коммуникативная стратегия ассоциирования для любого языкового сообщества. Проведенные исследования ассоциативно-вербальной сети показали, что оценочность является универсальным параметром ее единиц [1-4]. Гендерный фактор, так же как и другие социальные факторы, активно влияет на выбор испытуемыми ассоциативной стратегии реагирования [5-12]. Исследования коммуникативных тактик испытуемых в свободном ассоциативном эксперименте показали, что в ответах на вопросы анкеты так или иначе проявляется индивидуальность конкретного испытуемого. При этом анализ большого массива анкет дает возможность сделать некоторые обобщения, позволяющие говорить о типах коммуникативного поведения при ассоциациях. Исследователи языкового сознания выделяют разные виды стратегий и тактик ассоциативного поведения, каждый раз акцентируя внимание на оценочных реакциях [13-16]. Цель исследования - выявление и описание гендерной специфики оценочной стратегии ассоциирования. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: § определить перечень слов-стимулов для свободного ассоциативного эксперимента с множественными реакциями испытуемых и провести эксперимент; § определить критерии, позволяющие выделить оценочные связи между стимулом и реакцией; § провести количественный анализ анкет испытуемых с целью выявления оценки в ассоциативном поле каждой исследуемой единицы; § обобщить результаты по всем стимулам и сделать выводы о гендерной специфике оценочной ассоциативной стратегии. Методы и материалы исследования. Основным методом является свободный ассоциативный эксперимент с множественными реакциями испытуемых, который заключается в реагировании респондентов пятью ассоциациями на словостимул. Для нашего исследования в список из 24 слов были включены ядерные единицы языкового сознания носителей русского языка [17], имеющие наибольшее количество входящих связей (человек, друг, жизнь, я, работа, мир, радость, дом, деньги, сила). Выборка. В эксперименте участвовало 800 человек - учащихся школ и высших учебных заведений г. Борисоглебска Воронежской области. Были выделены четыре возрастные группы по 200 человек в каждой. Каждая возрастная группа в одинаковом количестве включала испытуемых женского и мужского пола. В итоге было получено 40 000 реакций на 10 слов, являющихся ядерными единицами русского языкового сознания. Процедура. В ходе обработки анкет велся учет отказов испытуемых, учет количества анкет с тем или иным числом оценочных реакций по каждому словустимулу. Проблема маркирования оценочных ассоциативных связей впервые рассматривалась А.В. Кленовой в связи с исследованием оценочных смыслов в «Русском ассоциативном словаре: ассоциативные реакции школьников 1-11 классов» [18]. Анализ ассоциативного материала позволил сделать А.В. Кленовой вывод о том, что оценочное слово не обязательно является оценочной реакцией, например: хороший → отличный или очень → плохой [15]. Тем самым при определении статуса каждой реакции необходимо выяснять, выражает ли оценочное слово ценностное отношение испытуемого к объекту оценки, обозначенному словомстимулом. Также критериями для выделения оценочных связей послужили лексическая сочетаемость, частотная неравномерность и стилистическая маркированность. 2. Обсуждение Подсчет количества оценочных реакций, полученных в ходе обработки анкет испытуемых, позволил получить сведения о реализации оценочной стратегии в процессе ассоциирования. Представим количественный анализ оценочной стратегии испытуемых отдельно по каждой ядерной единице. Анализ количественных данных анкет по ядерной единице радость дает возможность утверждать, что девочки 7-10 лет чаще применяют оценочную стратегию, чем испытуемые других возрастов. Количество анкет с оценочными реакциями у испытуемых женского и мужского пола возрастной группы 11-14 лет становится одинаковым. Испытуемые мужского пола более старших возрастных групп чаще, чем испытуемые женского пола, используют оценочную стратегию реагирования. Наибольшее количество анкет с оценочными реакциями на данный стимул получено от школьников 7-10 лет (рис. 1). Количество анкет 70 60 50 40 30 20 10 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 66 13 14 16 Муж. 26 13 25 23 Рис. 1. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул радость (абсолютные числа) Школьники 7-10 лет реже реагируют на стимул человек оценочными ассоциациями, чем другие возрастные группы испытуемых. Испытуемые женского пола всех возрастных групп, кроме девушек 15-17 лет, чаще прибегают к стратегии оценивания в анкетах на слово-стимул человек, чем испытуемые мужского пола. Наибольшее количество анкет с оценочными реакциями получено в результате эксперимента со школьниками 11-14 лет и молодежной группой (18-25 лет) (рис. 2). 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 53 69 59 73 80 Количество анкет 70 60 50 40 30 20 10 0 Муж. 42 63 60 59 Рис. 2. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул человек (абсолютные числа) Наибольшее количество анкет с оценочными реакциями на стимул работа получено от испытуемых возрастной группы 18-25 лет. При этом количество данных анкет, полученных от испытуемых женского пола двух возрастных групп (7-10 лет, 15-17 лет), больше чем от испытуемых мужского пола (рис. 3). Количество анкет 60 50 40 30 20 10 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 45 37 50 44 Муж. 35 38 29 45 Рис. 3. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул работа (абсолютные числа) Молодежь 18-25 лет чаще, чем другие испытуемые в ходе свободного ассоциативного эксперимента, продуцировала оценочные реакции на слово жизнь. Также ярко этот параметр проявляется у девочек 7-10 лет. Меньше всего оценочных ассоциаций было получено от мальчиков 11-14 лет (рис. 4). Количество анкет 50 40 30 20 10 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 39 25 27 45 Муж. 34 26 33 39 Рис. 4. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул жизнь (абсолютные числа) Наибольшее количество анкет с ассоциативной стратегией оценки ядерной единицы дом получено от испытуемых 18-25 лет, чуть меньше - от школьников 7-10 лет. Среди школьников чаще к оценочной стратегии реагирования прибегают девочки 7-10 лет (рис. 5). 50 45 40 Количество анкет 35 30 25 20 15 10 5 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 37 23 27 29 Муж. 28 28 26 45 Рис. 5. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул дом (абсолютные числа) Особенно ярко проявляется оценочная стратегия в реакциях на слово-стимул деньги. Наибольшее количество анкет с оценочными ассоциациями получено от молодежной группы 18-25 лет. Также ярко этот параметр проявляется у школьниц 7-10 лет (рис. 6). 60 Количество анкет 50 40 30 20 10 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 46 34 38 54 Муж. 24 40 40 57 Рис. 6. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул деньги (абсолютные числа) Возрастная специфика оценочной стратегии ярко проявляется в анкетах ядерной единицы друг. В частности, наиболее ярко стратегия оценки при реагировании на стимул друг выражается в подростковом возрасте. Также наблюдаются гендерные особенности в применении оценочной стратегии - в АВС испытуемых женского пола данное слово чаще связывается с оценочными словами (кроме выборки 7-10, где показатели равны) (рис. 7). 80 Количество анкет 70 60 50 40 30 20 10 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 57 63 72 71 Муж. 57 62 67 45 Рис. 7. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул друг (абсолютные числа) Наибольшее количество анкет с оценочными реакциями на стимул сила получено от детей 7-10 лет. В данной возрастной группе ярко проявляется гендерная специфика - девочки чаще дают оценку данной ассоциативной доминанте, чем мальчики. В остальных возрастных группах испытуемые мужского пола чаще применяют оценочную стратегию при ассоциировании (рис. 8). При анализе анкет с ядерной единицей я гендерная специфика оценочной стратегии не выявлена, так как в результате эксперимента было получено практически одинаковое количество анкет у испытуемых мужского и женского пола (рис. 9). Самое большое количество анкет с оценочными реакциями зарегистрировано в выборке 11-14 лет. Количество анкет 50 40 30 20 10 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 42 12 14 16 Муж. 34 25 29 23 Рис. 8. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул сила (абсолютные числа) Количество анкет 80 70 60 50 40 30 20 10 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 51 61 58 57 Муж. 53 68 58 57 Рис. 9. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул я (абсолютные числа) Наибольшое количество анкет с оценочными реакциями на слово-стимул мир было получено от испытуемых 7-10 лет. Кроме того, девочки данной возрастной группы чаще всех других испытуемых использовали оценочную стратегию ассоциирования (рис. 10). 40 Количество анкет 35 30 25 20 15 10 5 0 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет Жен. 34 10 22 23 Муж. 24 15 25 19 Рис. 10. Количество анкет, содержащих оценочные реакции на слово-стимул мир (абсолютные числа) Если рассматривать гендерную специфику оценочной ассоциативной стратегии, то можно говорить о преобладании оценочных реакций на вышеназванные ядерные единицы языкового сознания в анкетах испытуемых женского пола. Представим ранжированный список в порядке убывания: § девочки 7-10 лет; § девушки 18-25 лет; § девушки 15-17 лет; § юноши 18-25 лет; § мальчики 11-14 лет. 3. Выводы Применение свободного ассоциативного эксперимента с множественными ассоциациями испытуемых на одно слово-стимул показало, что оценочные реакции в основном имеют первый, второй и третий ранг в ассоциативном ряду (например: друг - лучший 45; верный 41; хороший 30). Наиболее ярко гендерная специфика оценочного реагирования проявляется в эксперименте с ядерными единицами сила, радость, мир. Заметна гендерная специфика в эксперименте со словами дом, деньги, друг, мало выражена со стимулами человек, работа, жизнь, я. Чаще всего оценочная стратегия реализуется в ассоциативном поведении испытуемых женского пола, в первую очередь у девочек 7-10 лет и девушек 18- 25 лет. Таким образом, выявление и описание гендерной специфики оценочной стратегии ассоциирования позволяет исследовать особенности аксиологического отношения мужчин и женщин к окружающей действительности.
Об авторах
Елена Борисовна Чернышова
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: elenachernishova@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры начального и среднего профессионального образования технолого-педагогического факультета Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета
Российская Федерация, 397160, Борисоглебск, ул. Народная, 43Список литературы
- Harrold R.M., Burke D., Peters L. Word Association Norms for Young and Older Adults // Social and Behavioral Science Documents, 1987. Vol. 17(2). [Электронный ресурс]. URL: http://lcs. pomona.edu/cogaging/materials/research/Word_Association.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
- Nelson D.L. What is free association and what does it measure? // Memory & Cognition. Vol. 28. Florida, 2000. P. 887-899.
- Nelson D.L. The University of South Florida free association, rhyme, and word fragment norms // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. Vol. 30. Tampa, 2004. P. 42-52.
- Уфимцева Н.В. Предисловие // Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский. М.: Моск. гос. лингвист. ун-т, 2004.
- Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма. М.: Харьков: ИНЖЭК, 2003.
- Горошко Е.И., Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике сегодня // Человек & Карьера. 1999. № 2. С. 234-241.
- Вариясова Е.В. Влияние гендерного фактора на ассоциативное поведение участников рекламной коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 10 (125). С. 151-153.
- Воздвиженская А.В. Гендерный аспект ассоциативного реагирования // Слово и текст: психолингвистический подход. Тверь: Тверской государственный университет, 2014. № 14. С. 185-188.
- Вязигина Н.В. Ассоциативная структура языкового сознания в гендерном измерении (экспериментальное исследование) // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: Материалы XXXVI научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов и учащихся лицейных классов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. Вып. 6. С. 163-164.
- Токарева Е.Н. Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе (на материале совр. англ. яз): автореф. дис.. канд. филол. наук. Уфа, 2005.
- Черепанов И.Е. Влияние гендерного фактора на реакции испытуемых в ассоциативном эксперименте // Вопросы психолингвистики. 2017. № 3 (33). С. 202-217.
- Ячная Т.А. Выбор стратегии ассоциирования (гендерный аспект) // Труды БГТУ. Серия 5: Политология, философия, история, филология. Минск: БГТУ, 2014. № 5 (169). С. 183- 185.
- Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Институт русского языка РАН, 1999.
- Сдобнова А.П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015.
- Кленова А.В. Оценочные смыслы в ассоциативном словаре (на материале ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области): автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007.
- Железовская Н.Л. Этноязыковая специфика эмоционально-оценочных единиц русских, белорусских и американских ассоциативных полей «человек»// Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2015. № 1 (88). С. 89-95.
- Уфимцева Н.В., Бубнова И.А., Зыкова И.В. Ядро языкового сознания. (Нео)психолингвистика (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем / под ред. В.В. Красных. М.: Гнозис, 2017.
- Гольдин В.Е., Сдобнова А.П., Мартьянов А.О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-11 классов: в 2 т. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2011.