Тема русского патриотизма на занятиях по литературе в иностранной аудитории

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются истоки современного русского патриотизма, прослеживаются этапы его формирования в русской литературе, связанные с историческими, политическими и общественными событиями первой половины XIX в. Акценты делаются на патриотической тематике в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, предлагается анализ отдельных произведений этих писателей. Авторы статьи рассматривают вклад каждого из этих классиков в формирование русского патриотизма. У Пушкина выделяются два основных аспекта: мотивы гордости за победу в Отечественной войне 1812 г. и идеи и настроения, созвучные декабризму. В лермонтовском понимании патриотизма подчеркивается разделение понятий «родина» и «государство», продиктованное эпохой реакции после восстания декабристов. Сложность и противоречивость процесса формирования русского патриотизма показаны на отношении к официальной формуле патриотизма постдекабристского периода двух писателей - Лермонтова и Гоголя. Вклад Гоголя в понятие русского патриотизма определяется прежде всего сатирическим началом его творчества - беспощадная критика пороков общества вызвана страстным желанием писателя избавиться от них, сделать общество совершеннее. Понимание русского пат

Полный текст

1. ВВЕДЕНИЕ Патриотическая тема органично вливается в курс русской литературы у иностранных студентов первого года обучения русскому языку. Как и в любой другой аудитории, эта тема рассматривается в историческом контексте при изучении литературного процесса в России. Обычно взаимодействие учебного материала по литературе и истории осуществляется в двух аспектах: исторические факты того или иного периода и их влияние на литературный процесс в целом и те или иные события истории в восприятии писателя с их последующим отражением в его творчестве [1]. Цель и задачи. Русская литература преподается на подготовительном отделении РУДН уже более пятидесяти лет. В последние два-три года мы сталкиваемся с новым явлением в процессе работы с иностранцами: некоторые обучающиеся, опираясь на иностранные источники определенной идеологической направленности, отстаивают не принятую у нас интерпретацию отдельных исторических явлений. К сожалению, курсы литературы и истории России не удается синхронизировать. Как правило, материал по литературе опережает историков, поэтому некоторые исторические факты приходится излагать преподавателю литературы, вступая в дискуссию со студентами. Цель преподавателя - избежать неверной интерпретации творчества писателей, вызванной недостаточными фоновыми знаниями о сущности русского патриотизма. В конечном счете это ведет к искаженному представлению о русской культуре в целом. Поскольку на данном этапе обучения русская литература до XIX в. дается лишь в обзоре, развернутая характеристика материала по патриотической тематике приходится на часы, отведенные на русскую литературу XIX в. Приступая к литературе XIX в., прежде всего необходимо обрисовать исторический фон, на котором формировалось патриотическое чувство у русских, особо выделить те моменты истории, которые ускорили этот процесс, придали ему яркие самобытные черты. Важно, чтобы студенты усвоили, что XIX в. - это качественно новый этап в развитии русской общественной мысли, это время, когда возник новый тип политического сознания, когда начали формироваться различные идеологические системы. В культурной жизни страны заметное место заняла литературная борьба, которая в первой трети XIX в. приняла форму противостояния различных литературных обществ. Истоки современного понимания патриотизма также приходятся на XIX в. 2. ОБСУЖДЕНИЕ Изучение литературы первой половины XIX в. предваряется знакомством студентов с двумя значительными историческими событиями первой трети века, глубоко связанными между собой и серьезно отразившимися на судьбе России: Отечественной войной 1812 г. и восстанием декабристов 1825 г. При этом особо подчеркивается огромное значение победы в войне 1812 г. для формирования чувства патриотизма в России. В защиту отечества влились все слои общества, сплотившись в ходе этой борьбы, что привело к победе над врагом и подняло национальное самосознание на новый уровень. Подводя итоги историческому экскурсу, мы делаем выводы о политических и идеологических последствиях этих событий как для русского общества, так и для литературы. Первым писателем XIX в., чье творчество развернуто изучается на подготовительном отделении, является А.С. Пушкин. Литературное наследие поэта включает отклик на оба исторических события, ставшие вехами в судьбе России. Патриотическая тема прослеживается как на уровне биографии Пушкина, так и на материале его творчества. По мере освоения учебного материала представление о русском патриотизме у студентов дополняется новыми чертами и становится все более полным. Иностранцам понятно проявление патриотизма в войне с внешним врагом в Отечественной войне 1812 г. Следующая ступень в освоении понятия русского патриотизма - знакомство с идеологией декабризма, которая выражала протест против монархического произвола, отсутствия политических свобод и т.п. Лекционный материал включает в себя сведения о вольнолюбивой лирике Пушкина раннего периода творчества («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Стихотворные произведения для совместного чтения с преподавателем подобраны из гражданской и дружеской лирики, связанной с темой декабризма, направление эволюции которой в творчестве поэта было во многом определено поражением восстания декабристов («Во глубине сибирских руд…», «И.И. Пущину»). Тема русского патриотизма обретает новые краски у М.Ю. Лермонтова. Меняется эпоха - появляются другие оттенки в изображении патриотического чувства лирического героя. Точнее, Лермонтов отражает новое понимание патриотизма в эпоху, когда «русская мысль медленно и нелегко завоевывала новое понимание важнейших идеологических категорий» [2. C. 23]. Лермонтов первым в русской литературе разделил понятия «родина» и «государство», что четко отражено в стихотворении «Родина». Родина для поэта - это грандиозные картины природы России («безбрежные леса», «разливы рек, подобные морям», степи с их «холодным молчанием»), это крестьянский пейзаж с картинами полевых работ («желтая нива», «спаленная жнива»). При чтении именно этого стихотворения иностранные студенты впервые знакомятся с одной из особенностей русского патриотизма - выражением патриотического чувства через любовь к родной природе. «Чета белеющих берез» у Лермонтова - символ любви русских к своей отчизне. Разумеется, любовью к природе не исчерпываются до конца патриотические чувства поэта. Главное для него - глубокая любовь к своему народу, и это чувство выражено в конкретных деталях жизни русской деревни: достаток как результат крестьянского трудолюбия («с резными ставнями окно», «полное гумно»), празднование завершения полевых работ и хорошего урожая, на которое любуется поэт и «готов до полночи смотреть» на «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Свою любовь к родине поэт называет «странной» и противопоставляет ее официальному патриотизму. Понятие «государство» передается в начале стихотворения через перечисление духовных и идеологических ценностей, насаждаемых в эпоху реакции после восстания декабристов и выраженных в лозунге, предложенном Уваровым: «Самодержавие, православие, народность». Это квинтэссенция доктрины власти и это то, что противостоит понятию «родина» и в стихотворении, и в действительности. Лермонтов сразу же отвергает официальное понимание патриотизма: «Ни слава, купленная кровью, / Ни полный гордого доверия покой, / Ни темной старины заветные предания / Не шевелят во мне отрадного мечтанья» [3. С. 400]. Эти строки представляют наибольшую трудность для понимания иностранцами. «Слава, купленная кровью…» ассоциируется ими с кровью, пролитой на полях сражений в войне 1812 г., и такое восприятие является единственным для них. Ранее в лекционном курсе рассматривалось лермонтовское «Бородино», в котором говорится, как была завоевана русскими военная слава. Многозначность процитированной фразы раскрывается в комментарии преподавателя к тексту. «Слава, купленная кровью» - это еще и одна из примет внутренней политики самодержавия: кровь жертв, пролитой палачами. Это и внешняя политика России, ставшей «жандармом Европы» после заключения мира в Париже и подавлявшей силой оружия освободительное и демократическое движения в Европе. Следующая строка стихотворения «Ни полный гордого доверия покой…» также многозначна. В ней заключено два понятия концепта «покой»: официальное («государство») и противопоставляемое ему авторское («родина»). При комментировании цитируется официальная фраза, мелькавшая во всех газетах и журналах того времени: «Россия спокойно верит своему царю», т.е. официально содержание этой фразы несет в себе идею защиты самодержавия. Авторское понимание «покоя» исключает как официальное, так и бытовое значение этого понятия. Для поэта «покой» - это символ, воплощающий в себе идеи мятежа и вечного поиска, о которых он говорит в стихотворении «Парус»: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» [3. C. 347]. В стихотворении «Родина» понимание «покоя», воспринимаемого как понятие, исполненное патриотического пафоса, противопоставляется официальному покою, «полному гордого доверия». Строка «ни темной старины заветные преданья…», как и две предшествующие ей, требует особого комментария. Понять смысл слов «заветные преданья» в полном объеме студенты подготовительного отделения еще не готовы. В русском обществе существовали разные оценки исторического прошлого России (у романтиков двадцатых годов, у них же после восстания декабристов, у славянофилов и др.). В нашем случае важнее (как это делалось раньше при анализе стихотворения «Родина») проследить антитезу «государство» и «родина». Несомненно, понятие «народность» включает в себя интерес к прошлому и призыв сохранить народные традиции. Но в стихотворении на первый план выдвигается политический смысл, которым наполняются эти слова. Лермонтов, как это следует из всего его творчества, в прошлом искал опору для борьбы за счастье своего народа, своей родины. Для официальных идеологов в прошлом было обоснование для сохранения существующих порядков, крепостное право они относили к народной традиции, которую необходимо сохранить. Антитеза «государство» - «родина» положена в основу построения лермонтовского стихотворения. Это же противопоставление поэт привносит в перечисленные выше понятия официальной формулы патриотизма, делая их многозначными и тем самым заставляя читателя глубоко размышлять не только над авторскими чувствами, но и задуматься о своих. Знакомясь с творчеством Н.В. Гоголя, студенты постигают еще одну грань русского патриотизма. Сложность этого материала для иностранных студентов заключается в противоречивости взглядов писателя: Гоголь не просто принял уваровскую формулу, но и развил ее в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Особую трудность представляет гоголевская сатира как элемент патриотического чувства. Патриотическая тема в творчестве Гоголя рассматривается в лекционном курсе на примере двух художественных произведений: комедии «Ревизор» и романа «Мертвые души», а также на «Выбранных местах из переписки с друзьями». На примере «Ревизора» слушателям объясняется парадоксальное на первый взгляд совмещение в понятии «патриотизм» высокого чувства любви к родине и обличительного пафоса, безжалостного высмеивания пороков общества; напомним, что реакционная критика обвиняла Гоголя в нелюбви к родине [4. C. 411- 434]. Все это останется непонятным для иностранцев, если ничего не сказать о мотивах автора. Здесь следует вспомнить о его юношеской мечте «ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага» [5. C. 48] и обратиться к биографии писателя. Этой возвышенной целью - использовать свои силы «для поднятия труда важного, благородного: на пользу отечества, для счастья граждан, для блага жизни подобных…» [6. C. 90] - он стремился руководствоваться при выборе будущей профессии (он хотел стать юристом, борясь с «неправосудием»), служа маленьким чиновником в департаменте и, наконец, став писателем. Гоголь верил в возможность нравственного влияния искусства на общество. Средством такого влияния писатель выбрал сатиру, с ее помощью он мечтал освободить Россию от того, что искажало ее истинный образ, что тормозило ее прогресс: «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» [7. C. 428]. «Мертвые души» - произведение, в котором слились две тенденции, характерные для творчества писателя в целом: горячая любовь к народу и родине и острое неприятие отрицательных явлений жизни, выраженное в сатирической форме. Вопросов относительно патриотизма автора «Мертвых душ» не возникает там, где он в лирических отступлениях воспевает народную Россию, удаль и смелость русского народа, где говорит о будущем родины, уподобляя ее птицетройке, несущейся вперед. Объяснение гоголевской сатиры как составляющей патриотизма начинается с комментирования жанра «Мертвых душ», которые сам автор назвал поэмой. В подзаголовке к поэме Гоголь определил свою позицию, указав, как следует понимать его произведение. Писатель ставил перед собой не только обличительную задачу, для него важно было выразить лирическую тему России, родины. Любовь к родине, вера в ее будущее, чувство тревоги и боли за судьбы своего народа питали беспощадную сатиру Гоголя [8. C. 27-29]. Разговор о гоголевском патриотизме будет неполным, если не остановиться на полемике, развернувшейся в литературной критике того времени после выхода «Ревизора» и «Мертвых душ». Следует указать учащимся, что сложилось два направления в дискуссии: реакционная критика видела в этих произведениях клевету на Россию, демократическая критика, прежде всего в лице Белинского, оценила их за правдивость [8. C. 29-47]. Полемика вокруг «Ревизора» и «Мертвых душ», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Письмо Белинского к Гоголю» должны показать иностранным студентам сложность формирования чувства патриотизма в русском обществе. А бичующая сатира Гоголя, может быть, в какой-то степени объяснит разделяющим недоумение современных зарубежных авторов, иногда встречающихся в СМИ, истоки «чрезмерной» самокритики, свойственной русским. 3. ВЫВОДЫ Таким образом, опираясь на исторические и политические события первой половины XIX в., в курсе русской литературы для иностранцев первого года обучения в РУДН удается создать в общих чертах представление о русском патриотизме как в русском обществе в целом, так и в творчестве русских классиков. И если наука история, говоря о русском патриотизме, оперирует исключительно фактами из прошлого русского государства, то художественная литература обращается еще и к чувствам и эмоциям.

×

Об авторах

Сабина Асадовна Сафарова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: abdullaeva_s@mail.ru

ассистент кафедры истории и социально-экономических дисциплин факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Инна Николаевна Сидорова

Российский университет дружбы народов

Email: insidorova@rambler.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и социально-экономических дисциплин факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Формозов А.А. Классики русской литературы и историческая наука. М.: Гриф и К., 2012.
  2. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  3. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. Л., 1979-1981.
  4. Машинский С.И., Храпченко М.Б. Драматургия Гоголя // Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 4. М., 1976-1978.
  5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 7. М., 1976-1978.
  6. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. В 14 т. Т. X. М., 1940-1952.
  7. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6. М., 1976-1978.
  8. Смирнова-Чикина Е.С. «Мертвые души» - название поэмы / Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. Л., 1974.

© Сафарова С.А., Сидорова И.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах