ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОРМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования основ культуры общения у обучающихся в школе, а также роль семьи и школы в этом процессе. В соответствии с требованиями ФГОС выпускник должен обладать достаточным уровнем внутренней культуры, коммуникативной компетенцией, чтобы успешно вести общение формального и неформального характера. Учебно-воспитательная работа по вопросам культуры общения, речи, этикета, делового языка позволит подготовить обучающихся к самостоятельной жизни, адаптации в социуме. Разработка специальных игр, тестов, пособий по развитию речи, книг для чтения поможет сделать учебно-воспитательную работу по формированию основ культуры общения в семье и школе эффективной и успешной.

Полный текст

Феномен общения с глубокой древности являлся объектом пристального на- блюдения философов, ораторов. Способам решения коммуникативных проблем, культуре речи, коммуникативной компетентности в различных ситуациях фор- мального и неформального общения уделяется внимание во всем мире и сегодня (В. Биркенбил, Л. Браун, Г. Бройниг, Д. Джеймс, М.Х. Маккормак, Х. Рюкле, А. Пиз, Поль Л. Сопер, Р. Фишер, У. Юри, Д. Честара, Р. Шмидт, Р.А. Шнаппауф, Э. Шостром, Д. Шпигель, О. Эрнст и др.).Проблемы русской речевой культуры, способы снижения конфликтности и агрессии во всех социальных сферах уже давно волнуют российскую обществен- ность. Все чаще исследователи проблем общения говорят о необходимости ши- рокого, массового обучения культуре речи, стилистике, риторике, теории обще- ния (А.А. Акишина, Т.М. Балыхина, Л.К. Граудина, В.Г. Костомаров, К.В. Маё- рова, В.И. Максимов, В.П. Синячкин, Н.П. Формановская и др.), о возрастающей потребности в учебниках по общению, как общих, так и ориентированных на людей различных специальностей (А.А. Акишина, М.В. Колтунова, К.В. Маёро- ва, А.П. Панфилова, Н.П. Формановская и пр), о формировании навыков эф- фективной речевой коммуникации и способах предотвращения агрессии в речи (Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская, Ю.В. Щербинина), о широкой, массовой вос- требованности делового языка (В.П. Андреев, П.В. Веселов, Ф.А. Кузин, М.В. Кол- тунова, В.С. Кукушин, К.В. Маёрова, Л.В. Рахманин, А.П. Панфилова, И.А. Стер- нин, П.И. Фролова и др.).С советских времен в общественном сознании к этикету, правилам речевого поведения закрепилось отношение как к чему-то несущественному, некоему из- лишеству в повседневной жизни. Этим объясняется тот факт, что вопросам эти-85Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3кета, культуры общения, делового языка практически не уделяется серьезного внимания как в российских школах (1), так и во многих семьях. Занятия по куль- туре речи часто нацелены на формирование навыков соблюдения орфоэпических, грамматических, синтаксических, стилистических норм и не затрагивают проблем общения в целом. Отсутствие должного внимания к этим вопросам, распростра- нение агрессии в языке СМИ и других стилевых разновидностях литературного языка повлекло за собой снижение культуры речи, культуры поведения, мешает успешному решению многих деловых и бытовых проблем, что приводит к росту социальной напряженности, разжиганию межличностных конфликтов и недо- разумений. Вместе с тем в российском обществе происходит понимание того, что«коммуникативная компетентность… может помочь реализовать свои замыслы и намерения, стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение...» у окру- жающих [4. С. 7]. Возрастает потребность в специалистах, обладающих высоки- ми духовно-культурными, морально-этическими принципами, компетентных в деловом общении [3. С. 70-79]. Повышается уровень требований к человеку в обществе, деловой среде: «Умение грамотно писать, оформлять служебные до- кументы в соответствии с нормами стилистики и делового этикета является не- обходимым требованием времени. … наряду с профессиональными знаниями и умениями сегодня ценят новые способности, касающиеся устного и письменно- го общения» [6. C. 4].Работа в школе, общение с обучающимися, выпускниками показывает, что ученики, как правило, при обращении в административные, муниципальные и т.п. органы (например, при получении паспорта гражданина РФ, подаче доку- ментов в учебное заведение) обращаются за помощью к родителям, родственни- кам, учителям, многие не готовы общаться на официальные темы, понимать текст документа, писать заявление и пр., т.е. не подготовлены к формальным, деловым отношениям. Зачастую ученик школы не чувствует себя равным участником об- щения, испытывает неуверенность в себе, в своем поведении, в том числе речевом, ощущает свое несоответствие ситуации. Он не знает, как правильно обратиться к собеседнику, каким тоном разговаривать, как получить необходимую инфор- мацию и пр., что негативно сказывается на отношении собеседников к нему.Как правило, до определенного момента неуверенность в ситуациях формаль- ного общения воспринимается как естественное явление, не противоречащее статусу обучающегося. Однако через 1-2 года после окончания школы выпускник достигает совершеннолетия и уже имеет право трудоустройства на общих осно- ваниях (2), вступать в брак, получать водительское удостоверение, голосовать на выборах и пр. Бывший школьник ощущает, что к нему предъявляются новые требования: в обществе, в деловой среде от него ожидают умения вести беседу формального характера, отвечать на деловые телефонные звонки, составлять до- кументы и т.п., а отсутствие этих навыков воспринимается обществом как несо- ответствие статусу взрослого человека.Воспитание гражданина, проявляющего уважительное, доброе отношение к окружающим людям, формирование основ деловой культуры и речи человека является важной задачей современного образования, поэтому проблема включе-86Липатникова О.Н. Формирование навыков формального общения у детей дошкольного...ния в программу школьного обучения вопросов культуры общения, речи, дело- вого языка уже давно волнует как учителей русского языка, так и родителей.В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования сформулированы требования к уровню подготовки выпускников школ. Среди личностных характеристик, составляющих «портрет выпускника школы», обозначены такие, как «уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимо- действовать», «готовый к сотрудничеству», «социально активный», «уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции». Среди результатов освоения ос- новной образовательной программы отмечаются «умение самостоятельно осу- ществлять, контролировать и корректировать деятельность»; «умение эффектив- но разрешать конфликты»; «умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства», «толерантное сознание и поведение в поликультурном мире» и пр. [5. С. 4-7]. Таким образом, выпускник общеобразовательной школы должен обладать достаточным уровнем внутренней культуры, коммуникативной компетенции, чтобы самостоятельно решать вопро- сы в ситуациях формального и неформального общения.Подготовка человека к самостоятельной жизни, его успешная адаптация в со- циуме является результатом учебно-воспитательной работы и семьи, и образова- тельного учреждения (детского сада, школы). К сожалению, часто со стороны родителей в адрес воспитателей и учителей можно услышать такие высказывания:«Мы свою задачу выполнили - родили, а воспитывать уже вы должны, это ваша работа» (3). В свою очередь, многие педагогические работники считают, что они должны заниматься исключительно образовательной деятельностью, а функции воспитания полностью выполняет семья (4). Такая позиция родителей и учителей вредна и пагубно влияет на развитие как отдельного человека, так и общества в целом. Образование и воспитание в семье и школе являются двумя взаимодопол- няющими аспектами одного процесса.Формирование основ культуры общения представляет собой длительный про- цесс, который включает в себя усвоение морально-нравственных ценностей, раз- носторонних знаний о традициях народа, этикете, культуре поведения и речи, деловом языке и охватывает практически все этапы развития личности. Обучение культуре общения в детском и подростковом возрасте положительно влияет на становление системы ценностей человека, его морально-этических, духовно- культурных основ. Язык формального общения, несмотря на наличие штампов, клише, оставляет возможность для творческого подхода. Отсутствие эмоциональ- но окрашенных единиц не означает сухость и безразличие, наоборот, в формаль- ном общении необходимы чуткость, понимание, доброжелательный настрой и т.д. Уважительне отношение к собеседнику, отсутствие агрессии и пренебрежения к потребностям другого человека, позволяют прийти к соглашению на взаимо- выгодных условиях, без нанесения личности собеседника моральных, эмоцио- нальных, а иногда и физических травм. Таким образом, мы видим, что изучение языка и культуры становится важным условием успешной деятельности обучаю- щегося в межличностной, общественной, учебной, а впоследствии и профессио- нальной сфере.87Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3В ситуациях своеобразного формального общения ребенок оказывается еще в детском саду и начальной школе. Он учится строить отношения как с ровесни- ками, так и со старшими по возрасту и статусу людьми. Традиционно в этот пе- риод дети усваивают, что обращаться к старшим нужно по имени-отчеству, на«вы», здороваться при встрече, прощаться при расставании, выражать благодар- ность, просьбу, применять другие этикетные формулы. Воспитанники и обуча- ющиеся начинают понимать, каким тоном можно разговаривать и какие темы уместно обсуждать с воспитателями, учителями. По интонации, которую ребёнок применяет при общении с другими детьми, можно понять, какие отношения и методы воспитания преобладают в его семье и детсадовской группе. Следует от- метить, что дети, особенно дети дошкольного и младшего школьного возраста, чувствительны к манерам родителей, воспитателей, учителей и с раннего детства им подражают [1. С. 209], поэтому при обучении детей речевым нормам и в семье, и в учебном учреждении необходимо стараться создавать такую среду, в которой речевое поведение взрослых соответствует содержанию обучения. Необходима разработка специальных игр, пособий по развитию речи, книг для чтения с ро- дителями и воспитателями, которые способствовали бы не только успешному усвоению норм поведения, но и формированию навыков по выбору интонации, правильному обращению к человеку в различных ситуациях и пр. «Формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бес- тактности, и обучение умению предотвращать проявление агрессии в детской речи...» - одна из задач обучения общению [7. С. 4].По мере взросления человека расширяется и круг ситуаций формального обще- ния: разговор с учителем, директором, одноклассниками в рамках урока, высту- пление на конференции, участие в общественной работе. Обучающемуся часто приходится общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми в обществен- ных местах. Он уже осознанно стремится соответствовать нормам поведения, принятым в обществе, и начинает самостоятельно ощущать потребность в их изучении.Можно сказать, что частой проблемой обучающегося в возрасте 12-15 лет является нерешительность, неуверенность в себе [2]. Школьник стесняется об- ратиться за получением необходимой информации к незнакомому человеку. Ис- пытывая волнение, тревогу, он зачастую не может ясно сформулировать свои потребности. Существует и обратная проблема: некоторые обучающиеся чувству- ют себя слишком раскованно, не определяют границ формального и неформаль- ного общения, позволяют себе использование не соответствующей ситуации лек- сики, интонации, проявляют агрессию. Выработка алгоритма действий в типич- ных деловых ситуациях позволила бы не только преодолеть барьеры и вступить в общение, но и обратить внимание участников на возможные негативные по- следствия несоответствующего поведения: отсутствие межличностного контакта с человеком, от которого зависит дальнейший успех, потерю статуса в коллекти- ве, появление чувства неуверенности и неудовлетворенности собой, трудности в приеме на работу и пр. В процессе обучения с помощью специально разработан- ных тестов, деловых игр, анализа художественных текстов полезным будет рас- смотрение таких актуальных ситуаций, как звонок классному руководителю, за-88Липатникова О.Н. Формирование навыков формального общения у детей дошкольного...пись в библиотеку, беседа с руководителем межшкольного проекта, обращение к председателю ученического совета, самостоятельный визит к врачу, звонок на работу маме, конфликтная ситуация в общественном транспорте, собеседование с менеджером сетевого кафе для дальнейшего устройства на работу в летний пе- риод и пр.Для учащихся 10-11 классов наиболее актуальным становится знакомство с ситуациями общения, связанными с поступлением в учебное заведение, трудоу- стройством. Подобного рода ситуации, как правило, требуют от соискателя на- выков работы с такими видами документов, как заявление, резюме, деловая ав- тобиография, договор, деловое письмо и т.д. Каждый документ имеет свои осо- бенности. Возможность практиковаться в их создании, разбор ошибок позволили бы ученикам овладеть навыками составления официальных бумаг и свободно применять их в реальной жизни.Выбор жанров устного делового общения также может определяться практи- ческой значимостью для учащихся. Например, большое значение приобретает знакомство с жанром делового телефонного разговора, деловой беседы, примером здесь послужат типичные деловые ситуации: собеседование при приеме на рабо- ту, телефонный разговор с начальником, общение с коллегами, клиентами, де- ловыми партнерами.Современные программы по русскому языку достаточно насыщенны, а вре- менные рамки прохождения материала ограничены, поэтому степень необходи- мости включения материала по формальному общению в урочную и внеурочную работу определяется каждым учителем индивидуально. Формирование деловых коммуникативных компетенций выполняет не только обучающую, но и воспи- тывающую функцию, способствует интеллектуальному развитию, повышению уровня внутренней культуры человека, формированию нравственно положитель- ной личности. Рассмотренный минимум средств делового языка является доста- точным для успешного решения ряда бытовых, трудовых и социальных проблем человека, он также может стать базой для подготовки к деловому общению на высокопрофессиональном уровне.В обязательной образовательной программе вопросы русского делового обще- ния, культуры речи практически не рассматриваются, в лучшем случае форми- рование навыков формального общения осуществляется рамках элективных и факультативных занятий. Между тем при подготовке по иностранному языку в школе «деловое письмо» является обязательным для изучения и задания по этой теме включены в варианты ЕГЭ. Принимая во внимание сказанное выше, по- вторим, что деловой речи следует уделять больше внимания в современной школе.В овладении культурой общения заинтересованы не только российские школь- ники, но и иностранные учащиеся, дети мигрантов, билингвы, изучающие рус- ский язык в неродной среде.Формирование навыков формального общения в школе окажет положительное влияние на формирование деловой коммуникативной компетенции широких масс, будет способствовать сокращению культурного разрыва между людьми с высшим образованием и без него, жителями мегаполисов и людьми из регионов, сельской местности.89Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3Включение этих вопросов в программу обучения при правильном распреде- лении материала не потребуют от учителя больших временных затрат. Такие зна- ния, на наш взгляд, соответствуют требованиям ФГОС, так как способствуют достижению личностных, метапредметных, предметных результатов, «дальней- шему успешному профессиональному обучению и профессиональной деятель- ности» [5. C. 7].ПРИМЕЧАНИЯВ связи с тенденцией объединения школ и детских садов в образовательные комплексы в данной статье термин «школа» включает в себя и дошкольные учреждения.Не на особых условиях, как в 14 лет.Из диалога родителя и учителя 3 класса.Из бесед учителей одной из московских школ.
×

Об авторах

О Н Липатникова

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: АСТ: Астрель, 2012. 350 с.
  2. Кон И.С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989. 230 c.
  3. Маёрова К.В., Анисимова А.В. Инновационные методики преподавания русского языка делового общения магистрам-филологам, будущим преподавателям. М.: РУДН, 2008. 345 c.
  4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пообие. СПб.: Знание: ИВЭСЭП, 2004. 495 с.
  5. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 11.01.2016).
  6. Фролова П.И. Аксиомы делового письма и делового общения: учебно-методическое пособие. Омск, 2012. 80 с.
  7. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. М.: Флинта: Наука, 2004. 240 с.

© Липатникова О.Н., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах