Том 27, № 1 (2025): Власть и вода: от геополитики к гидрополитике

ГИДРОПОЛИТИКА: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

От геополитики к гидрополитике: в поисках границ дисциплины

Михалев А.В.

Аннотация

Гидрополитика - это термин, широко распространившийся в XXI в. Его определения множественны и зачастую неоднозначны. Многообразие и противоречивость являются причиной повышенного внимания со стороны исследователей, поскольку формирует запрос на определенность. Цель исследования - проанализировать дефиниции и дисциплинарные претензии гидрополитики. В методологическом плане автор опирается на идеи формальной геополитики, которая позволяет рассмотреть проблемы водных ресурсов и власти в контексте возрастающего дефицита природных ресурсов. Наделение воды политическими смыслами и использование ее как символа - практика достаточно древняя. Однако мы рассматриваем это явление лишь в хронологических рамках современности, для которой характерна связь климатических изменений и политизации воды как ресурса. Это позволяет говорить о глобальном кризисе, вызванном приближающейся нехваткой пресной воды - особенностью политического дискурса в XXI в. является придание особой ценности не просто пресной, но и чистой воде. Все перечисленное влияет на межгосударственные отношения и создает новый формат дипломатии - гидрополитические отношения. Это взаимодействия государств, в основе которых вопрос о распределении пресной воды или об обеспечении доступа к ней. Большое значение в этой сфере имеют технологические и инженерные решения, позволяющие обеспечить поступления воды. Этот фактор отличает гидрополитику от геополитики и других отраслей политического знания. Гидрополитика - это наука о власти, воде и о значении гидротехнических сооружений как инструментов власти над водой в жизни различных сообществ. Все это позволяет говорить о гидрополитике как об особой дисциплине, близкой к геополитике и опирающейся на неореалистскую доктрину.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):7-17
pages 7-17 views 1

Управление экологическими конфликтами водопользования: международный опыт

Демчук А.Л.

Аннотация

В последние десятилетия в мире наблюдается значительный рост числа экологических конфликтов, среди которых выделяются экологические конфликты водопользования, имеющие свои специфические характеристики, причины и трудности урегулирования. На основе ряда примеров из зарубежной (западноевропейской и североамериканской) практики конфликторазрешения и экологической медиации предлагаются принципы оптимальной модели успешного урегулирования и разрешения связанных с водопользованием экологических конфликтов посредством прямых переговоров и посредничества (медиации) на основе учета интересов всех сторон конфликта и поиска консенсуса (делиберативной демократии). Предотвращению и успешному урегулированию экологических конфликтов водопользования способствует ясная и последовательная государственная экономическая и экологическая политика, сочетающая эффективную межведомственную координацию, обоснованное распределение издержек, широкий диалог государства, бизнеса и гражданского общества. Наиболее эффективное управление подобными конфликтами обеспечивается при участии всех заинтересованных сторон конфликта в переговорах (или медиации) на условиях равенства; признании всеми сторонами конфликта преимуществ переговоров (медиации) по сравнению с дальнейшей эскалацией конфликта или судебным разбирательством; наличии квалифицированного и заслуживающего доверие всех участников конфликта медиатора (посредника); готовности участников переговоров в полной мере выполнять в долгосрочной перспективе принятые на себя по итогам переговоров и закрепленные в достигнутом соглашении обязательства; наличии действенной системы контроля выполнения сторонами взятых на себя обязательств.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):18-26
pages 18-26 views 0

Доктрины водной справедливости в перспективе многополярности

Николаев Н.П.

Аннотация

Современные тенденции к многополярности и фрагментации международного сотрудничества ставят вопрос о необходимости формирования нового подхода к решению проблемы климатических изменений. В качестве ключевого аспекта выступает проблема управления водными ресурсами как инструмента достижения целей по адаптации и нейтрализации климатических изменений в пределах локальных климатических зон. Автором сделан вывод, что существующие доктрины справедливого распределения водных ресурсов, как основного фактора локальных климатических изменений, в условиях многополярности демонстрируют свою несостоятельность. В этой связи предложено рассмотреть возможность формирования новой доктрины управления водными ресурсами, основанной на единстве климатических целей. Использован метод политико-правового анализа при работе с нормативно-правовыми материалами, касающимися климатической политики в России. Метод нарративного анализа (речь идёт о тематическом и структурном нарративном анализе) применялся при изучении различных доктрин справедливости использования водных ресурсов. Не менее важное место в исследовании занимает анализ ситуаций (case study). В частности, анализ ситуаций, относящийся к качественным методам, необходим при рассмотрении кейсов, связанных с локальными конфликтными ситуациями распределения и управления водными ресурсами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):27-38
pages 27-38 views 3

Крепкая пристань суверенитета, или Как строится мировой водный порядок

Михалева А.А.

Аннотация

Цель исследования - анализ способов совместного осмысления понятий суверенитета и воды как политической сущности (речь о самом широком спектре ее проявлений, от предмета конкретных соглашений, регулирующих отношения на границах национальных государств, до места в современной политической философии). Работа опирается на теорию суверенитета, поэтому ее методологическая основа - сравнительный анализ концепций. Политическая рефлексия по поводу воды связана с понятием суверенитета. Так, вода истолковывается как нечто, неразрывно связанное с национальными границами, разделяющими или, напротив, преодолеваемыми. Использование теории суверенитета дает возможность говорить о реках, протекающих на территории разных государств, об их бассейнах, о доступе к Мировому океану, о климате, питьевой воде, ставить вопросы о локальности и глобальности, об угрозах и безопасности, о сотрудничестве и конфликтах, о прошлом и будущем, о реальном и о потенциальном. Это напрямую влияет на создание общей и понятной всем нормативной системы управления водой (в смысле политической категории), которая активно формируется в последние десятилетия. Для того чтобы определить то, какую связь имеют вопросы воды и суверенитета, был собран и проанализирован большой объем текстов. Каждый из них оценивался с точки зрения значения для создания интерпретационных моделей, лежащих в основе конкретных политических действий: от разработки международных соглашений до описания в медиапространстве предвыборных программ. Основные результаты исследования показали, что суверенитет стал не просто неотъемлемой характеристикой политического осмысления воды, но и инструментом решения конкретных задач. Он создает язык, на котором можно говорить о воде как о ресурсе, который ограничен, требует справедливого распределения, внешнего вмешательства, стоит под угрозой исчезновения, обладает первостепенной важностью для человека и человечества вообще. При этом размытые границы понятия «суверенитет» и споры о его значении лишь способствуют его востребованности, он встраивается в настолько широкий спектр тем, что их может объединять лишь отсылка к воде.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):39-54
pages 39-54 views 2

ГИДРОПОЛИТИКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Гидродоверие в Центральной Азии

Рахимов К.К., Джоробекова А.Э.

Аннотация

Современная ситуация с водными ресурсами республик Центральной Азии характеризуется возрастающим дефицитом воды в регионе, вызванном глобальным изменением климата, увеличением численности населения, ростом экономической деятельности, износом ирригационных систем и другими причинами. Все вышеуказанное актуализирует вопросы активизации региональной интеграции, которая невозможна без наличия взаимного политического доверия, именуемого авторами «гидродоверием». Цель исследования - определение уровня гидродоверия в регионе, а также разработка механизмов, способствующих его укреплению. В сложившихся условиях государствам региона авторами предлагается проводить более скоординированную гидрополитику, направленную на решение проблемы нехватки воды. Осуществить задуманное удастся лишь в случае достижения доверия по данному вопросу между всеми участниками региональной гидрополитики, которое возможно лишь в атмосфере взаимопонимания и обоюдной поддержки. В институциональном плане для решения водных вопросов предлагается рассмотреть региональные надгосударственные структуры, к которым относится Шанхайская организация сотрудничества. В практическом плане делается упор на привлечении финансовых средств для модернизации существующих и возведения новых объектов водной инфраструктуры; цифровизации мониторинга водных ресурсов; использовании имеющегося опыта и обмене практиками решения аналогичных проблем между непосредственными донорами и потребителями водных ресурсов региона. Подчеркивается, что на данный момент Центральная Азия не может представить общий для всех пяти республик проект по развитию водно-энергетического комплекса, однако существующая кооперация, выстраиваемая между государствами региона, пусть и преимущественно в двустороннем формате, все же дает надежду на изменение ситуации в лучшую сторону. Методология исследования представлена анализом совместных проектов и интеграционных процессов в сфере водного хозяйства в регионе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):55-65
pages 55-65 views 0

Политические аспекты водного курса стран Центральной Азии

Жильцов С.С.

Аннотация

Проблема политизации водных отношений по-прежнему остро стоит для стран Центральной Азии. Несмотря на усилия, рост дефицита водных ресурсов провоцирует повышенное внимание к проблеме стран региона и внерегиональных государств. Водная политика стран Центральной Азии стала формироваться после распада СССР, когда кардинально изменилась геополитическая ситуация. Получение независимости центральноазиатские государства расценили в качестве возможности упрочить свои позиции в регионе, прежде всего, за счет проведения самостоятельной и национально ориентированной водной политики. Внешнеполитический курс в сфере гидроэнергетики формировался под влиянием внутриполитических процессов, которые получили развитие на момент распада СССР. Несмотря на нарастание проблем в водной сфере, страны региона продолжали проводить курс, который игнорировал интересы соседних государств и не предполагал развитие многостороннего сотрудничества в водной сфере. Большая часть вопросов, касающихся использования ресурсов трансграничных водотоков, находилась под мощным прессингом политических факторов. Сказывалось геополитическое соперничество между центральноазиатскими государствами. Перспективные проекты гидротехнических сооружений рассматривались в контексте исключительно национальной политики, направленной на укрепление своего влияния в регионе и получение геоэкономических преимуществ. Лишь в последние годы, в связи с внутриполитическими изменениями и нарастанием дефицита водных ресурсов, страны Центральной Азии стали менять свои позиции, выступая за развитие диалога. Используя метод сравнительного и системного анализа, выявлено влияние политических факторов на водную сферу стран Центральной Азии. Автором сделан вывод, что, несмотря на смягчение центральноазиатскими странами риторики при обсуждении проблем, связанных с использованием ресурсов трансграничных водотоков, и расширением двустороннего и многостороннего взаимодействия, политические аспекты по-прежнему будут влиять на водный курс стран Центральной Азии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):66-79
pages 66-79 views 1

Водно-энергетические проекты США и Евросоюза в Центральной Азии

Власов Е.Е., Дмитриева М.О.

Аннотация

Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время водно-энергетический кризис в Центральной Азии (ЦА) стал одной из наиболее острых проблем региона, затрагивающей как внутренние процессы, так и международные отношения. Дефицит электроэнергии, который уже существует в республиках ЦА, в скором времени может стать причиной замедления экономического развития, роста социальной напряженности и возникновения конфликтов. Осознание важности вопроса толкает республики на поиски путей решения как внутри региона, так и с привлечением партнеров извне. Западные внерегиональные акторы, присутствующие в Центральной Азии, предлагают свои проекты решения проблем водопользования и производства энергии. Авторами проанализированы проекты Соединенных Штатов и Европейского Союза, направленные на разрешение водно-энергетического кризиса. Сделан вывод, что в большинстве своем они являются частью стратегии по отделению региона от России (и Китая) и не приносят реальных результатов. Очевидно, что на данный момент только РФ обладает необходимыми компетенциями и предлагает проекты, в том числе в гидроэнергетические, реализация которых может кардинально изменить ситуацию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):80-90
pages 80-90 views

Реализация афганского проекта Куш-Тепа в контексте водной проблематики Центральной Азии

Цыряпкина Ю.Н.

Аннотация

Политико-правовые основы реализации проекта Куш-Тепа подразумевают строительство канала и увеличение стока воды трансграничной реки Амударья на территорию северных провинций Афганистана. Историко-политологический анализ позволил охарактеризовать исторические предпосылки дефицита водных ресурсов в регионе, провоцирующий напряженность в межгосударственных отношениях Афганистана и центральноазиатских республик. Выявлена правовая база разграничения советско-афганской границы в XX в. и выделения доли водостоков трансграничной реки Амударья для Афганистана и центральноазиатских республик. В результате анализа социально-экономического положения населения трех афганских провинций на севере Балх, Джаузджан, Фарьяб было выявлено, что 30-40 % населения проживает в условиях тяжелого продовольственного кризиса. Доказано, что реализация проекта Куш-Тепа, завершение строительства которого планируется в 2028 г., для Афганистана решает важнейшие национальные и региональные задачи. Выявлено, что странам нижнего бассейна Амударьи - Узбекистану и Туркменистану придется существенно снижать объемы водостока из реки после завершения строительства канала Куш-Тепа. На примере Узбекистана показаны механизмы «мягкого» включения узбекской стороной Афганистана в переговорный процесс. Автором сделан вывод, что Узбекистану в обозримом будущем придется ускоренными темпами переходить к модернизации водного хозяйства и экономичным методам полива сельскохозяйственных угодий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):91-101
pages 91-101 views

ГИДРОПОЛИТИКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Альтернатива для государственности Тувалу: отправиться на дно или в метавселенную?

Казаринова Д.Б.

Аннотация

Глобальное потепление вследствие климатических изменений производит неравные эффекты для различных государств международного сообщества. На основе кейс-стади опыта микрогосударства Тувалу в Океании, которое оказалось перед угрозой полного затопления, показано, как, совмещая меры по физической миграции населения в соседние страны и цифровой миграции государственности в метавселенную, решается вопрос о будущности государственности в новых условиях. Гипотеза исследования состоит в том, что опыт создания первого в истории цифрового государства представляет собой как модельный образец для стран, столкнувшихся с подобными вызовами, так и в качестве примера становления при поддержке международного сообщества платформы для реализации будущих инициатив человечества, связанных с цифровизацией общественной и политической жизни, создания цифровых двойников государств, а также переходом в метавселенные, которые сейчас находятся лишь на стадии формирования. Ключевые выводы заключаются в том, что в социальных науках цифровизация подразумевает ситуацию удвоения: наряду с физическим пространством предполагается переход в цифровое, однако кейс государства Тувалу может продемонстрировать в перспективе исключительно цифровое существование государства, социума и его культуры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):102-115
pages 102-115 views

Особенности политики Армении и Азербайджана в отношении водных ресурсов: сравнительный анализ

Алексанян Л.М.

Аннотация

Армения и Азербайджан, находясь в составе Советского Союза, придерживались общих принципов управления водными ресурсами, предоставляли единую статистическую отчетность по использованию воды. Однако после приобретения независимости эти государства разработали собственные законы о воде, а также перестали обмениваться данными, полученными национальными гидрометеорологическими агентствами. Новая региональная реальность и сложные отношения между двумя странами препятствовали разработке общих механизмов по управлению трансграничных водных ресурсов, что привело к негативным последствиям для окружающей среды. Качество воды и ее эффективное управление стали одним из острых уголков неразрешенных проблем, существующих между двумя государствами. Исследование посвящено изучению водной политики Армении и Азербайджана. Проанализированы эффективность, а также недостатки управления водными ресурсами этих стран. Сделана попытка определить, насколько эффективен процесс внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами. На основе сравнительного анализа водного хозяйства Армении и Азербайджана установлены аналогии и отличия в законодательстве водной политики и политических механизмах водопользования этих стран.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):116-128
pages 116-128 views

Геополитические последствия для Черноморского региона строительства Турцией судоходного канала «Стамбул»

Высоцкий П.А.

Аннотация

Турецкий инфраструктурный проект нового судоходного канала формально направлен на решение задач, от которых зависит экологическая ситуация в Черноморских проливах и в Черном море. Исследовательский вопрос заключается в выявлении геополитических последствий для Черноморского региона при реализации Турцией судоходного канала. Его строительство должно создать дополнительные возможности для расширения судоходства, особенно при условии наращивания грузопотока. Однако новая транспортная артерия, которая должна проходить через турецкую территорию, не только затрагивает проблемы судоходства и использования водных ресурсов, но и станет мощным катализатором новых геополитических проектов. Строительство канала позволит Турции частично обойти положения конвенции Монтрё, определяющей правила прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Автором исследовано, как реализация данного проекта скажется на геополитической ситуации в Черном море. Строительство нового судоходного канала, проходящего по турецкой территории, усилит политические позиции Турции в Черноморском регионе. В этом случае проход кораблей по судоходной артерии будет регулироваться национальным законодательством. Использование исторического и сравнительного методов позволили выявить особенности турецкой политики по вопросу строительства судоходного канала. Сделан вывод, что реализация данного проекта укрепит позиции Турции в Черноморском регионе, усилит ее роль в определении геополитических процессов в этом районе мира.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):129-141
pages 129-141 views

Вода и власть в Маньчжурии в конце ХIХ - первой трети XX в.: геополитическое соперничество и борьба нарративов в русскоязычных и англоязычных научных трудах

Дудин П.Н.

Аннотация

Актуальность обращения к теме «борьбы за Маньчжурию» в исторической ретроспективе обусловлена не только сохраняющимся научным интересом, но и острой необходимостью критического осмысления источников, освещающих данный период, особенно в контексте современной геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предметом настоящего исследования выступает анализ особенностей интерпретации роли водных ресурсов и Китайской Восточной железной дороги в русскоязычных и англоязычных источниках первой трети XX в. Цель исследования - демонстрация формирования конкурирующих нарративов, обусловленных различиями в лингвокультурной и политической перспективе авторов. Его результаты демонстрируют, что авторы русскоязычных работ акцентируют экономическую значимость водных коммуникаций региона. В противовес этому авторы англоязычных исследований обнаруживают доминирование геополитической парадигмы, зачастую сопряженной с политически ангажированными интерпретациями, характеризующимися недооценкой роли России и, напротив, идеализацией политики США, Японии и др. Выявленные расхождения свидетельствуют о наличии борьбы нарративов в гидрополитическом контексте, подчеркивая механизмы политической инструментализации интерпретаций истории водных ресурсов и инфраструктуры для легитимации геополитических стратегий. Представленная работа вносит вклад в политологическое осмысление гидрополитики как формирующейся, но обладающей возрастающей актуальностью отрасли политической науки. На примере кейса, относимого к политической истории Маньчжурии, демонстрируется значение гидрополитического подхода для анализа современных геополитических процессов в Азиатско- Тихоокеанском регионе и необходимость критической рефлексии политизированных нарративов о водных ресурсах в международной политике.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):142-155
pages 142-155 views

Стратегическое значение рек Беларуси в региональной гидрополитике: от Днепра до Немана

Жданович О.В.

Аннотация

Вода находится в центре внимания и играет важную роль во всех трех измерениях устойчивости - экологическом, экономическом и социально-политическом развитии. В исследовании рассматривается стратегическое значение водной системы Республики Беларусь. Геополитическая ситуация и использование водных ресурсов, особенно в условиях изменения климата, повышают важность устойчивой водохозяйственной политики и трансграничного сотрудничества. Пандемия COVID-19 и ее разрушительное воздействие на жизнедеятельность человека показало, насколько тесно связаны водная Повестка дня ООН на период до 2030 г. и ее Цели устойчивого развития 6 (ЦУР 6). Методология исследования базируется на анализе нормативно-правовых актов, международных соглашений, статистических показателей, а также методах индукции и дедукции. В статье затрагиваются актуальные вопросы гидрополитики Республики Беларусь, которые регламентируют трансграничное сотрудничество, влияние процессов изменения климата, катаклизмы и экологические угрозы, а также энергетическое использование водных ресурсов. К трансграничным потенциальным конфликтам может привести неравномерное использование водных ресурсов государствами, граничащими с Беларусью, сброс сточных вод и химических веществ, а также гидротехнические проекты.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2025;27(1):156-164
pages 156-164 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах