Alternative for Tuvalu’s Statehood: Sunk to the Bottom or Move to the Metaverse?

Cover Page

Cite item

Abstract

Global warming caused by climate change has disparate effects on different parts of the international community. Based on the case-study of Tuvalu, an Oceanian microstate, faced the possibility of complete flooding; therefore, it implemented plans for both the physical migration of the population to nearby countries and the digital transfer of statehood to the metaverse. The hypothesis of the study states that the experience of constructing the first digital state in history provides a model of state’s transformation for countries experiencing similar issues as well as for providing a platform for the implementation of future humanitarian projects with the cooperation of the international community. These projects concern the digitalization of public and political life, the formation of digital counterparts for states, and the transition to newly emerging metaverses. The key conclusions are that the digitalization means doubling of phenomena in the social sciences: along with physical space, a transfer to the digital one is assumed, however the case of Tuvalu can indicate in the future that the state, society, and culture will exist purely digitally.

Full Text

Введение В условиях глобального изменения климата многие островные государства сталкиваются с серьезными угрозами для своего существования. Одним из таких государств является Тувалу - небольшая страна, расположенная в южной части Тихого океана. Тувалу состоит из девяти коралловых атоллов, большинство из которых находится всего лишь на несколько метров выше уровня моря. В связи с повышением уровня Мирового океана, вызванным таянием ледников и расширением воды при нагревании, Тувалу оказывается под угрозой полного исчезновения. Эту страну называют «идущей ко дну» [Mortreux, Barnett 2009] в прямом смысле этого слова. Как отмечает И.Ю. Окунев, «современный политический ландшафт Океании во многом выглядит как мир в миниатюре. В Океании в уменьшенном масштабе воспроизводятся почти все основные тенденции и черты современного мира. Здесь мы встречаем и удивительное разнообразие типов политического устройства, и многочисленные конфликты различного свойства, и интеграционные процессы, и традиционные для всего мира вызовы устойчивому развитию» [Окунев 2014]. Однако в отличие от других стран, которые могут быть вынуждены переселять свое население или адаптироваться к новым условиям жизни, правительство Тувалу рассматривает уникальный подход - создание цифрового государства. Более того, в 2023 г. эта стратегия получила закрепление в Конституции Тувалу: «Государство Тувалу будет существовать всегда, несмотря на последствия изменения климата и другие [обстоятельства], которые приведут к утрате его территории»[91]. Эта концепция предполагает сохранение национальной идентичности и культурного наследия, государственности, институтов, суверенитета страны даже после возможного физического исчезновения ее территории. В данной статье мы исследуем возможности создания цифрового государства как альтернативного пути сохранения нации. Повышение уровня Мирового океана представляет собой одну из самых серьезных экологических проблем современности. Согласно последним данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), уровень моря может подняться на 0,3-1 м к концу XXI в. Для низко расположенных островов (5 м над уровнем океана), таких как Тувалу, это означает неизбежное затопление значительной части их территорий. 2024 г. оказался не только самым жарким за все время наблюдений, но и впервые преодолел рубеж в 1,5 °C потепления, удержать который договорились почти все страны мира в Париже в 2015 г. Служба Коперника по изменению климата (C3S) объявила итоги наблюдения за климатом в 2024 г. Согласно выводам этого авторитетного центра, 2024 г. стал самым теплым за всю историю наблюдений за глобальной температурой, начиная с 1850 г. В 2024 г. средняя глобальная температура составила 15,10 °C, что на 0,12 °C выше предыдущего самого высокого годового значения в 2023 г. Последние десять лет были самыми теплыми за всю историю наблюдений[92]. Исследования показывают, что уже сейчас некоторые районы Тувалу страдают от наводнений во время приливов и штормов. Это приводит к разрушению инфраструктуры, загрязнению источников пресной воды и ухудшению условий жизни населения. Если текущие тенденции сохранятся, то к середине XXI в. большая часть суши Тувалу окажется под водой. Обзор литературы Собственно судьбе государства Тувалу посвящено не так много научной литературы политологического характера. Однако проблемы более широкого теоретического плана, которые оказываются связанными с перспективами сохранения государственности Тувалу, находят отражение в новейших работах российских и зарубежных авторов. Комплексные проблемы социотехнологических изменений, цифровизации и влияния климатических изменений рассматриваются А. Хедж [Hegde 2023]. Проблемы цифрового суверенитета Тувалу - в фокусе исследований Д. Рот [Rothe et al. 2024], В. Дикстейн [Dickstein 2023]. Проблемы метавселенной как альтернативного интегрированного цифрового пространства социально- политического взаимодействия рассматривают Н. Накви [Naqvi 2923], О.Ю. Ангел [2023], С. Риезкия [Riezqia 2024], А.М. Вафин [2022], Х. Проданов [2023], М. Дугаев и др. [2023]. Тематика цифровых двойников освещена в работе М. Болена [Böhlen 2024], появляются отдельные работы, посвященные цифровым двойникам государств (Дж. Соттет и К. Пруски [Sottet, Pruski 2023]) и их бюрократии (С. Эом [Eom 2022]), регионов (В.И. Абрамов и В.Д. Андреев [2023]), городов (М. Харагучи и его коллеги [Haraguchi, Funahashi, Biljecki 2024], а также работа В.И. Абрамова и А.А. Громыко [2021]). И явления, и, тем более, понятия, их описывающие, находятся на ранней фазе становления. В связи с новизной темы стоит задача обсудить следующие вопросы: о возможности существования государства без территории; о возможных источниках финансирования существования цифровых государств; о метавселенной как пространстве для существования цифровых государств; о тенденции возникновения цифровых двойников государств и о пути Тувалу в метавселенную. Великий Потоп и Исход для национального государства Угроза, стоящая перед Тувалу, носит поистине экзистенциальный характер, безусловно поворотный с точки зрения истории этой страны и народа, ее населяющего. Полное исчезновение территории в результате затопления оставляет только один путь спасения жизни населения Тувалу - миграционный исход. В качестве стратегии реагирования на проблемы, связанные с изменением климата, правительство Тувалу уже в течение довольно продолжительного времени поощряет миграцию [Shen, Binns 2012]. Миграция из Тувалу в основном происходит в Новую Зеландию. Общие исторические и культурные связи облегчают адаптацию жителей Тувалу в этой стране [Shen, Gemenne 2011]. Новая Зеландия с 1970-х гг. создала особый инструмент международной солидарности для жителей стран Океании, которые сталкиваются с подобными угрозами, и продвигает «резидентскую визу тихоокеанской категории доступа» (PACRV), по которой жители островных государств, которым угрожает затопление - Ай- Кирибати, Тувалу, Тонга и Фиджи, могут участвовать в голосовании, а также подать заявление на получение вида на жительство. По данным на конец 2021 г., уже половина населения Тувалу эмигрировало в Новую Зеландию[93]. В Новой Зеландии общее число представителей тихоокеанских народов, в том числе народа Тувалу, увеличилось с примерно 2000 чел. в 1986 г. до более чем 11 000 в 2018 г. Большинство из них проживает на севере страны, преимущественно в Окленде, крупнейшем городе с населением 1,5 млн чел. В настоящее время в Окленде насчитывается самая большая полинезийская община в мире, что делает город неофициальной столицей Полинезии. Наряду с другими выходцами из островных микрогосударств бывшие жители Тувалу сформировали отдельные общины, которые компактно проживали и сохраняли культурные традиции и родной язык[94]. Случай этой небольшой страны наглядно показывает, во- первых, что от изменения климата больше страдают те страны, которые несут за него наименьшую ответственность. И во- вторых, реальные угрозы для государства и общества, которые несет в себе изменение климата, имеют поистине драматический характер для малых народов. Единственный выход для них - это миграция и в перспективе растворение в принимающих обществах. Но сегодня для них появляются и иные возможности, которые открывает цифровизация в виде метавселенной, создания цифровых двойников и использования цифровых ресурсов как главного источника национального благосостояния. Государственность без территории: возможность существования Государство традиционно определяется как политическая организация, обладающая суверенитетом над определенной территорией и населением. Территория считается одним из основных признаков государства, наряду с населением, властью и правом. Однако в современном мире возникают ситуации, когда традиционные представления о государстве подвергаются сомнению. В истории существовали государственные образования без привязки к территории, например, Мальтийский орден. Сегодня существуют государства, которые признаны, но не имеют своей территории, ведя за нее политическую и военную борьбу (Палестина, Западная Сахара). Существуют самопровозглашенные виртуальные государства маргинального характера, такие как Княжество Силенд (конституционная монархия со всеми атрибутами государственности, созданная на заброшенной нефтяной платформе в Северном море), Молоссия, Аэрика, Либерлэнд и целый ряд других. Однако Тувалу никак не может быть отнесена к этому списку, так как исторически является международно признанным государством, членом ООН и целого ряда других международных организаций. Это бывшая британская колония, получившая независимость в 1978 г., парламентская монархия, входящая в Содружество наций. Главой государства в Тувалу является британский монарх, законодательную власть осуществляет однопалатный парламент. Исполнительная власть представлена генерал- губернатором, представляющим главу государства и премьер- министром и его Кабинетом. С 2011 г. между Тувалу и Российской Федерацией установлены дипломатические отношения, тогда же Тувалу признало независимость Абхазии и Южной Осетии. Поскольку суверенитет традиционно ассоциируется с контролем над определенной территорией, а международное право основано на признании территориальных границ и суверенитета, создание цифрового государства без привязки к территории потребует значительных изменений в международном праве и практике. Помимо этого, для реализации перехода государства в цифровое состояние требуется амбиция сохранения государства, национальной идентичности, мотивация элит и материальные ресурсы. Главный ресурс национального благосостояния - доменное имя Тувалу в силу климатического вызова с необходимостью оказывается в авангарде социальных трансформаций всего человечества. Для того чтобы пройти этот путь сохранения государственности без территории, Тувалу имеет свой одновременно мотив и ресурс, и лежит он в цифровой сфере. Домен .tv - это национальный домен верхнего уровня (ccTLD) для Тувалу. Он был делегирован Тувалу в 1996 г. Первоначально он использовался только для внутренних нужд страны, однако вскоре стало очевидно, что его буквенное сочетание идеально подходит для компаний, занимающихся телевизионным контентом и видеохостингом. В результате доменом начали активно интересоваться зарубежные компании и частные лица. В 1998 г. правительство Тувалу заключило соглашение с американской компанией Idealab, которая получила эксклюзивные права на продажу и регистрацию доменов .tv. Это позволило монетизировать популярность доменного имени, и доходы от регистрации доменов .tv стали важным источником дохода для Тувалу. Небольшое государство с ограниченным экономическим потенциалом нашло способ увеличить свой бюджет, продавая права на использование доменного имени. Доходы от продажи доменов составляют приблизительно десятую часть ВВП страны. Эти доходы позволили правительству Тувалу инвестировать в развитие инфраструктуры, здравоохранения и образования. Сегодня домен .tv играет важную роль в экономике Тувалу, демонстрируя, как креативное использование национальных ресурсов может принести пользу даже самым маленьким странам. Уход в цифровое измерение и проблемы метавселенной В связи с проблемой перехода функционирования государства и общества в цифровую ипостась возникает понятие метавселенной. Метавселенная - это концепция, описывающая интегрированное виртуальное пространство, которое объединяет различные платформы, сервисы и устройства в единую экосистему. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных виртуальных миров, где пользователи могут взаимодействовать, работать, учиться, проводить досуг и жить цифровой жизнью параллельно с жизнью в реальном мире. Метавселенная обладает такой характеристикой, как иммерсивность, то есть предлагает пользователям погружение в виртуальную или дополненную реальность. Благодаря этим технологиям создается ощущение присутствия в виртуальном мире. Виртуальный мир существует постоянно, вне зависимости от активности пользователей. События происходят в режиме реального времени, и пользователи могут подключиться в любой момент. Характеристика интероперабельности предполагает, что различные платформы и сервисы внутри метавселенной должны быть совместимы друг с другом. Пользователи могут перемещать свои аватары, активы и достижения между разными виртуальными пространствами. Важной частью метавселенной являются социальные взаимодействия. Пользователи могут общаться, сотрудничать, создавать сообщества и участвовать в совместных мероприятиях. Внутри метавселенной существуют собственные экономические системы, основанные на криптовалютах, невзаимозаменяемых токенах (NFT) и других цифровых активах. Пользователи могут зарабатывать деньги, покупать и продавать товары и услуги. Все эти характеристики позволяют метавселенной быть практически полноценным социальным пространством и ареной публичной политики. Примеры реализации метавселенных можно найти в различных проектах, таких как Decentraland, Sandbox, Roblox и Fortnite. Эти платформы предлагают пользователям разнообразные возможности для творчества, игры и социального взаимодействия. Метавселенная привлекает внимание как разработчиков, так и инвесторов, поскольку она открывает новые горизонты для бизнеса, образования, развлечений и социальной жизни, а в перспективе - и политической. Уже в наши дни проводятся виртуальные политические мероприятия, например митинги. А дистанционное электронное голосование (ДЭГ) перевело электоральный процесс в цифровое пространство. Сегодня мы сталкиваемся лишь с отдельными проявлениями цифровизации и виртуализации политических процессов. Со временем эти социальные и политические практики будут только расширяться. Связь между метавселенной и политикой становится все более актуальной темой по мере развития и интеграции виртуальных миров в повседневную жизнь. Метавселенная, как единое пространство, объединяющее различные платформы и сервисы, предоставляет уникальные возможности для политического участия, пропаганды, мониторинга общественного мнения и даже проведения выборов. Так, метавселенная может стать мощным инструментом для политической мобилизации и агитации. Политики и партии все чаще используют виртуальные пространства для проведения митингов, встреч с избирателями и распространения своих идей. Такие мероприятия могут привлекать больше участников благодаря доступности и удобству, особенно для тех, кто не может присутствовать физически. Даже в России проводятся такого рода виртуальные политические мероприятия[95]. Кроме того, метавселенная позволяет создавать интерактивные кампании, вовлекающие пользователей в процесс обсуждения и принятия решений, а в ряде западных стран появилась практика возникновения и существования виртуальных (кибер) политических партий. Будучи новым явлением, они получают распространение на местном и национальном уровнях, а также в Европарламенте. Такие партии получили наименования виртуальные партии, киберпартии, «партии одного автобуса» (coach party), «партии вспышки» (flash party)[96]. Метавселенная предоставляет огромные возможности для сбора и анализа данных о поведении и предпочтениях пользователей. Политики и аналитики могут использовать эту информацию для понимания настроений общества, выявления актуальных тем и корректировки своих стратегий. Метавселенная изменяет динамику международных отношений, предоставляя новые площадки для дипломатии и сотрудничества. Виртуальные встречи и конференции позволят лидерам стран общаться напрямую, минуя физические границы и ограничения. Вместе с тем метавселенная может стать ареной для кибердипломатии и кибервойн. Таким образом, метавселенная имеет огромный потенциал для трансформации политической сферы. Она может сделать политическую активность более доступной и удобной, но одновременно создает новые вызовы, такие как распространение дезинформации и нарушение конфиденциальности. Сегодня мы видим лишь первые спорадические выходы сферы политического в метавселенную, однако в перспективе количество и масштаб социальных и политических коммуникаций в ней будут только нарастать. Метавселенная станет, таким образом, пространством существования цифрового государства. Цифровой двойник государства Как и многие концепты современного гуманитарного знания, понятие «цифрового двойника» приходит в социальные науки из экономической науки. Как пишут В.А. Абрамов и А.А. Громыко, смысл этого явления в том, что «цифровой двойник может связать физическую систему с ее виртуальным эквивалентом для осуществления интеллектуального управления в режиме реального времени через целостную перспективу» [Абрамов, Громыко 2021: 218]. Концепция цифрового двойника появилась в начале 2000-х гг. применительно к концепции жизненного цикла продукта, а затем постепенно стала охватывать все больше объектов, которые становились все более масштабными. Цифровой двойник государства - это концепция, связанная с созданием точной копии реальной инфраструктуры, процессов и систем государства в виртуальной среде. Основная цель такого подхода заключается в том, чтобы моделировать и анализировать поведение реальных объектов и систем, прогнозировать возможные сценарии развития событий и принимать обоснованные решения на основе этих данных. Основные элементы цифрового двойника государства могут включать в себя модели инфраструктуры - дорог, зданий, энергетических сетей, водных ресурсов и других физических объектов. Моделирование экономических, социальных и политических процессов позволяет понять, как те или иные изменения повлияют на общество. Для этого осуществляется сбор и анализ больших объемов данных из различных источников, таких как сенсоры, камеры наблюдения, социальные сети и государственные базы данных. Эти данные используются для построения моделей и прогнозирования будущих событий на основе использования искусственного интеллекта. Цифровые двойники государств представляют собой мощный инструмент для повышения качества управления и планирования. Этот подход предполагает проективный взгляд на управление реальной физически существующей системой. Речь может идти не только о конструктивной составляющей политического управления с помощью цифровых двойников. Так, А. Дугин в книге «Русская война» в главе, посвященной сетевой войне, говорит о необходимости создания цифрового двойника России для обеспечения успешного участия в гибридной войне [Дугин 2023]. Отдельные элементы этой модели уже сейчас активно реализуются в крупных мегаполисах с их системой «Умного города». В государственном масштабе пионером этого направления является Китай, где внедрение таких масштабных цифровых проектов во имя безопасности и качества управления не встречает сопротивления гражданского общества. Применение смарт- технологий сегодня осуществляется чаще всего для решения таких задач, как обеспечение городской безопасности, борьба с природными катаклизмами и развитие систем мониторинга (Япония и Южная Корея), профилактика и контроль за общественным порядком посредством единой интегрированной сети видеонаблюдения (Китай), создание «умной» нации и цифрового правительства (Сингапур)[97]. Очевидно, что страны Юго- Восточной Азии реализуют эти проекты наиболее масштабно. Однако все это подразумевает дополнительный, сервисный функционал цифрового государства. В случае же Тувалу речь идет о полном переходе в цифровой формат, без существования аналогового. Безусловно, создание «умных» и «цифровых» городов, государств, тотальная цифровизация социально- экономического и социально- политического пространства, которая происходит довольно лавинообразно во всем мире почти вне зависимости от культурной и цивилизационной принадлежности и характеристики режима правления, вызывает не только восторг технооптимистов, но и серьезные опасения техноскептиков, которые видят в будущей тотальной транспарентности «цифровой ГУЛАГ» и сбывшуюся антиутопию. Все чаще можно слышать о неготовности человечества к сверхбыстрому внедрению цифровых технологий и необходимости искусственного сдерживании такого развития (подробнее об этом см. [Виноградов, Казаринова 2022]). Путь, избранный Тувалу Если традиционные методы адаптации к изменениям климата включают строительство защитных сооружений, повышение устойчивости зданий и инфраструктуры, а также переселение населения, то в случае Тувалу они не сработают в силу того, что в долгосрочной перспективе все острова архипелага могут оказаться полностью затопленными. В связи с этим правительство Тувалу начало рассматривать более радикальные подходы - перенос всех государственных функций и культурных ценностей в виртуальное пространство. В таком случае граждане Тувалу смогут сохранять свою национальную идентичность и продолжать взаимодействовать друг с другом, несмотря на утрату физической территории. Создание цифрового государства, которое сохранит суверенитет Тувалу, подразумевает с необходимостью разработку и внедрение современных технологий для обеспечения связи между гражданами и государственными органами на основе блокчейн- технологий для хранения данных, облачных сервисов для управления документами и виртуальных платформ для проведения собраний и совещаний, а в перспективе - подключение к метавселенной. Она будет включать оцифровку и хранение всех значимых культурных артефактов, включая музыку, литературу, искусство и традиции. Эти данные будут доступны всем гражданам через интернет, позволяя им поддерживать связь со своей культурой независимо от местоположения. Цифровое государство требует разработки новых правовых норм, регулирующих деятельность общества в новых условиях: вопросы гражданства, налогообложения, прав собственности и другие аспекты, связанные с функционированием государства в виртуальном пространстве. Вероятно, самым сложным для реализации направлением может стать переориентация экономики на цифровые услуги и продукты. Крайне небольшое по численности население (около 10 тыс. человек), занятое традиционными видами деятельности - сельским хозяйством и рыболовством, вряд ли сделает Тувалу центром разработки программного обеспечения, предоставления образовательных услуг онлайн или создания цифровых валют без помощи международного сообщества. Международная помощь Тувалу Необходимо отметить, что международное сообщество осознает ответственность за климатические изменения, в результате которых Тувалу оказалось под угрозой затопления [Abedinpour 2010]. Неоднократные выступления представителей государства на глобальных климатических саммитах позволили привлечь внимание мировой общественности к этой стране. Тувалу получает международную помощь и содействие в области развития от стран- доноров и организаций. Помощь направляется на проекты в таких областях, как инфраструктура, здравоохранение и образование8. Европейский союз предоставляет Тувалу значительную помощь и техническую поддержку9. Япония является важным донором помощи в форме грантов и технического сотрудничества. В 1987 г. Новая Зеландия, Австралия и Великобритания создали Международный фонд Тувалу, цель которого - помочь Тувалу достичь финансовой автономии. Важнейшим источником международной помощи выступает Тайвань10. Тайвань установил дипломатические отношения с Фунафути (столицей и крупнейшим городом Тувалу) с момента обретения независимости и много лет является источником жизненно важной помощи, инвестиций и торговли, ежегодно оказывая островному государству поддержку в размере около 12 млн долл. США. Для Тувалу, страны, наиболее зависимой от внешней помощи в мире, эта поддержка сыграла важную роль в стимулировании развития и поддержании экономического роста. В 2022 г. Тувалу получила иностранную помощь в размере 63,56 млн долл. США, что увеличилось по сравнению с 36,01 млн долл. США в 2021 г. (рис. 1)11. Рис. 1. Динамика объема международной помощи государству Тувалу в 1975-2022 гг., млн долл. США Источник: Tuvalu: Foreign aid. URL: https://www.theglobaleconomy.com/Tuvalu/foreign_aid/ (accessed: 10.01.2025). 8 Economic sectors of Tuvalu. URL: iamaccepted.com/economic- sectors-of- tuvalu/ (accessed: 10.01.2025). 9 The European Commission's Delegation for the Pacific - Achievements For Tuvalu. URL: https://web.archive.org/web/20111008065407/http://www.delfji.ec.europa.eu/en/achievements/ tuvalu.htm (accessed: 10.01.2025). 10 Taiwan, Tuvalu, and Uncertainty in the Pacific // Global Taiwan Institute. Global Taiwan Brief. 2024. Vol. 9, iss. 3. URL: https://globaltaiwan.org/2024/02/taiwan-tuvalu-and-uncertainty-in-thepacific/ (accessed: 10.01.2025). 11 Tuvalu: Foreign aid. URL: https://www.theglobaleconomy.com/Tuvalu/foreign_aid/ (accessed: 10.01.2025). Инициатива по обеспечению прозрачности международной помощи (International Aid Transparency Initiative) (IATI) демонстрирует, что в настоящее время в отношении Тувалу реализуется 152 инициативы в рамках международной помощи. В топе организаций- доноров: Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии (New Zealand Ministry of Foreign Affairs and Trade), Australia Aid, Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Всемирный банк (World Bank), Глобальный экологический фонд (Global Environment Facility), ВОЗ (World Health Organization), Еврокомиссия (European Comission), Global Green Growth Institute (рис. 2)12. Рис. 2. Инициативы международной помощи Тувалу правительственных и международных благотворительных организаций, январь 2025 г., количество инициатив. Источник: Current IATI aid activities in Tuvalu. URL: https://data.humdata.org/dataset/iati-tuv?force_layout=desktop (accessed: 10.01.2025) Такая масштабная международная помощь как результат осознания глобальной ответственности за изменения климата перед микрогосударством Тувалу позволяет надеяться на реализацию планов по сохранению государственности в цифровом формате, которые не только были сформулированы, но и внесены в Основной закон этого государства. Заключение Затопление территории микрогосударства Тувалу в результате климатических изменений и повышения уровня Мирового океана - реальная угроза, которая требует беспрецедентных действий по сохранению государственности в условиях утраты всей территории. Правительство страны предпринимает смелые шаги, нормативно закрепляя возможность создания первого в мире 12 Current IATI aid activities in Tuvalu Current IATI aid activities in Tuvalu - Humanitarian Data Exchange. URL: https://data.humdata.org/dataset/ iati-tuv?force_layout=desktop (accessed: 10.01.2025). цифрового государства, создавая его цифровой двойник без существования физического аналога. Хотя этот путь сопряжен с множеством трудностей, он открывает новые горизонты для сохранения национального суверенитета и культурной самобытности. Тувалу может стать примером не только для других малых островных государств, сталкивающихся с аналогичными проблемами, но и стать площадкой воплощения в жизнь тех проектов будущего человечества, связанных с цифровизацией общественно- политической жизни и частичным или полным переходом в метавселенную, которые сегодня только начинают обретать свои контуры.
×

About the authors

Daria B. Kazarinova

RUDN University

Author for correspondence.
Email: d.kazarinova@mail.ru
PhD in Political Science, Associate Professor of the Department of Comparative Politics Moscow, Russian Federation

References

  1. Abedinpour, N.A. (2010). A look at Tuvalu — reflections on State responsibility and climate change. International Law and international organizations, (3), 6–8. (In Russian) EDN: PWDVIF
  2. Abramov, V.I., & Andreev, V.D. (2023). Comparative analysis of digital counterparts of regions. Information Society, (4), 106–117. (In Russian). 10.52605/16059921_2023_04_106 EDN: ULSHWD
  3. Abramov, V.I., & Gromyko, A.A. (2021). The digital twin of a smart city as a modern trend in the digital economy. In Timofeeva, S.V. (Ed.). The Russian state and society in the context of modern geopolitical challenges: innovations, economics, prospects (pp. 215–220). Cheboksary: Novoe Vremya. EDN: RCRTFX
  4. Angel, O.Yu. (2023). The Metaverse as a new media phenomenon of society: Creation prospects and social consequences. State and municipal administration. Scientific Notes, (3), 221–226. (In Russian). http://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-221-226; EDN: LHYKCG
  5. Böhlen, M. (2024). On models and digital twins. In On the Logics of Planetary Computing (pp. 161–196). London: Routledge.
  6. Dickstein, V. A (2023). Nation Without Land. Brown Political Review, Spring.
  7. Dugaev, M.V., Altynov ,Yu.A., & Bolotskikh, D.I. (2023). State projects in the field of the metaverse as a new trend in the digitalization of the economy. Bulletin of the Academy of Knowledge, (6), 475–480 (In Russian). EDN: ZPVLQT
  8. Dugin, A.G. (2023). Russian War. Moscow: Rodina
  9. Eom, S.J. (2022). The emerging digital twin bureaucracy in the 21st century. Perspectives on Public Management and Governance, 5(2), 174–186. http://doi.org/10.1093/ppmgov/gvac005 EDN: ZUZZLT
  10. Haraguchi, M., Funahashi, T., & Biljecki, F. (2024). Assessing governance implications of city digital twin technology: A maturity model approach. Technological Forecasting and Social Change, 204, 23409. http://doi.org/10.1016/j.techfore.2024.123409 EDN: NSERBM
  11. Hegde, A. (2023). Sociotechnical change: Tracing flows, languages, and stakes across diverse cases. Digital nations and the future of the climate crisis. International Journal of Communication, 18, 7.
  12. Mortreux, С., & Barnett, J. (2009). Climate change, migration and adaptation in Funafuti, Tuvalu, Global Environmental Change, 19(1), 105–112. http://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2008.09.006
  13. Naqvi, N. (2023). Metaverse for public good: Embracing the societal impact of metaverse economies. The Journal of The British Blockchain Association, 6(1), 1–17. http://doi.org/10.31585/jbba-6-1- (6)2023
  14. Okunev, I.Yu. (2014). The geopolitics of Microstates. Moscow: MGIMO. (In Russian).. EDN: SMWEZD
  15. Prodanov, H. (2023). The Metaverse is the next stage of the internet. Ikonomiceski I Socialni Alternativi, 3. (In Bolgarian)
  16. Riezqia, S. (2024). Exploring utilisation of the metaverse to strengthen Indonesian economic diplomacy. International Journal of Economics Development Research (IJEDR), 5(1), 394–405.
  17. Rothe, D. et al. (2024). Digital Tuvalu: state sovereignty in a world of climate loss. International Affairs, 100(4), 1491–1509. http://doi.org/10.1093/ia/iiae060 EDN: VRPVAE
  18. Shen, S., & Binns, T. (2012). Pathways, motivations and challenges: Contemporary Tuvaluan migration to New Zealand. GeoJournal, 77, 63–82. https://doi.org/10.1007/s10708-010-9386-2; EDN: HBUBGL
  19. Shen, S., & Gemenne, F. (2011). Contrasted views on environmental change and migration: The Case of Tuvaluan migration to New Zealand. International Migration, 49(1): e230. http://doi.org/10.1111/j.1468-2435.2010.00635.x
  20. Sottet, J.S., Pruski, C. (2023). Data and model harmonization research challenges in a nationwide digital twin. Systems, 11(2), 99. http://doi.org/10.3390/systems11020099; EDN: JSCSOQ
  21. Vafin, A.M. (2022). The phenomenon of the metaverse in the context of business practices and political management. Issues of Media Business, 1(1), 51–57. (In Russian) http://doi.org/10.24412/3034-1930-2022-0070; EDN: OIRTYM
  22. Vinogradov, M.Yu., & Kazarinova, D.B. (2022). A tool for “philosophical questioning”: СHAT GPT and other artificial intelligence models in political theory, methodology and applied research. Comparative Politics Russia, 13(3), 130–139. (In Russian). https://doi.org/10.46272/2221-3279-2022-3-13-130-139; EDN: EDAVDL

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Kazarinova D.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.