The Realization of Afghan Project Qosh-Tepa in the Context of Water Issues of Central Asia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The political and legal background of the realization of Qosh-Tepa project means the construction of the channel and increase of water flow from the trans-border river Amu Darya to the territory of Northern provinces of Afghanistan. Historical and political analysis allowed to characterize historical background of the deficiency of water resources in the region, provoking tension in state-to-state relations of Afghanistan and the republics of Central Asia. The article reveals the legal base of demarcation of Soviet-Afghanistan border in the XX century and the assignment of the share of water drains of the trans-border river Amu Darya for Afghanistan and the republics of Central Asia. The results of the conducted analysis of social and economic state of population in three Afghan provinces in the North (Balkh, Jowzjan, Faryab) show that 30-40 % of population live in the conditions of hard food crisis. The article proves that the realization of Qosh-Tepa project, its construction is planned to be finished in the year 2028, solves the important national and regional problems of Afghanistan. It was revealed that the countries of the lower pond of Amu Darya - Uzbekistan and Turkmenistan will have to reduce significantly the amount of water flow from the Amu Darya, when the project of Qosh-Tepa construction is finished. Using the example of Uzbekistan the mechanisms of «smooth» inclusion of Afghanistan by Uzbek’s side in the process of negotiation are shown. The author concludes that Uzbekistan in the foreseeable future will have to accelerate the process of modernization of water management and introduce the economically efficient methods of watering cultivated lands.

Full Text

Введение В последние десятилетия в Центрально- Азиатском регионе нарастают кризисные явления в водной сфере, связанные с нехваткой пресной воды для сельскохозяйственных угодий Узбекистана и Туркменистана и продовольственной безопасности жителей северных провинций Афганистана. Афганская сторона долгое время не участвовала в обсуждении вопросов водных ресурсов из- за череды военно- политических конфликтов и фактической дефрагментации страны. При этом 30 % ресурсов трансграничной реки Амударьи формируется в горах на территории Афганистана, и страна имеет право на забор своей доли водных ресурсов. С 1990-х гг. Афганистан использовал водосток из Амударьи в размере 2 км³ в год, что значительно преуменьшало отведенную по договоренностям с СССР в 1980-е гг. квоту для страны. Кроме того, Афганистан не участвовал в управлении и распределении водных ресурсов Амударьи и не являлся членом Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии стран Центральной Азии, в которую входят первые руководители водохозяйственных республик Центрально- Азиатского региона. В политико- правовом смысле не учитывался тот факт, что Амударья протекает по территории трех афганских провинций и в ее бассейне проживает 25 % населения страны, от водостоков реки зависит снабжение сельскохозяйственных плантаций и экологическая ситуация на севере Афганистана. В самом Центрально- Азиатском регионе после распада СССР действует сложный консенсус по разделу воды Амударьи преимущественно между странами, находящимися в нижнем течении бассейна реки, - Узбекистаном и Туркменистаном, которые в 1996 г. подписали двустороннее соглашение о долях водозабора из Амударьи. Эти договоренности работали до марта 2022 г., пока пришедшее к власти правительство движения «Талибан»*[67] не включилось в борьбу за водные ресурсы реки Амударьи. Напряжение в решении водного вопроса привело в 2023 г. к ирано- афганскому спору за воду реки Гильменд[68], в результате которого погибли иранские пограничники и представитель движения «Талибан»*. Наиболее сложный комплекс проблем возник в результате инициированного афганской стороной в марте 2022 г. строительства канала Куш- Тепа по реке Амударья на границе Узбекистана и афганской провинции Балх, по завершении которого водосток из Амударьи для афганской стороны увеличится. По разным экспертным оценкам, Узбекистан и Туркменистан могут потерять до 15 % оросительной воды из основной реки региона [Жильцов 2023: 112], что неизбежно отразится на развитии сельского хозяйства, методах ирригации и экологической безопасности Центральной Азии. В этой связи принципиальное значение приобретает анализ исторического контекста и осмысление текущей ситуации всего комплекса водных проблем для Афганистана и Центрально- Азиатского региона при реализации проекта Куш- Тепа. В российской историографии в последние 2 года опубликованы экспертно- аналитические статьи с анализом текущего состояния распределения водно- энергетических ресурсов региона и возможного напряжения водной повестки в Центрально- Азиатском регионе [Жильцов 2023; Мустафабейли 2024]. Центральноазиатскими авторами также детально анализируется вопрос водного регулирования на Амударье для разных стран и предлагаются возможные пути выхода из создавшейся ситуации [Арифов 2024]. Учитывая тот факт, что в обеспечении водной безопасности региона возникают новые вызовы, влияющие на ситуацию со строительством канала Куш- Тепа, актуальность статьи заключается в осмыслении реализации проекта Куш- Тепа в широкой исторической ретроспективе, исходя из социально- экономического положения северных провинций Афганистана и дипломатической активности ключевого государства региона - Узбекистана. Цель статьи - на основе опубликованных источников проанализировать реализацию афганского проекта Куш- Тепа в контексте решения водного вопроса Центрально- Азиатского региона. Предыстория вопроса Правовая основа вопросов разграничения водных ресурсов в Центрально- Азиатском регионе была заложена в конце XIX в. Граница между Афганистаном и Бухарским эмиратом, признавшим протекторат Российской империи, была оформлена в 1895 г. согласно «Соглашению между Россией и Великобританией о разграничении сфер влияния в области Памиров»[69]. Это разграничение легло в основу последующих пограничных договоренностей между СССР и Афганистаном. В 1946 г. был запущен процесс подтверждения границы, определения ее спорных участков, особенно по водным границам Амударьи и Пянджа[70]. Порядок использования пограничных вод между Афганистаном и СССР детально регламентировался договором 1958 г. о режиме советско- афганской границы (раздел II), согласно которому отдельные участки проходили по тальвегу рек Амударья и Пяндж, уважались и учитывались права и интересы обеих сторон (ст. 7)[71]. Фактически этот договор являлся ключевым в регулировании режима афгано- советской границы. Бассейн реки Амударья располагался на территории четырех советских республик (Таджикская, Узбекская, Туркменская и Киргизская ССР), и его гидрография была представлена большим количеством рек малой и большой водоносности, в том числе и рекой Пяндж[72], находящейся на границе Афганистана и Таджикской ССР. Учитывая сложное сочетание гидроэнергетики региона, сельского хозяйства и высокой плотности населения, СССР стремился централизованно регулировать забор воды республиками Центрально- Азиатского региона и Афганистана. В 1980-е гг. для центральноазиатских республик были разработаны лимиты забора воды для крупнейших рек региона, протокол использования воды для Амударьи был принят в 1987 г. До этого в 1984 г. была принята схема использования и охраны водных ресурсов Амударьи, подготовленная Институтом «Средазгипроводхлопок» им. А.А. Саркисова. Согласно данному документу, в 1984 г. территория бассейна реки занимала площадь 101 783 тыс. га и по союзным республикам распределялась следующим образом: Узбекская ССР - 38 949 тыс. га, Таджикская ССР - 12 913 тыс. га, Киргизская ССР - 800 тыс. га, Туркменская CСP - 49 121 тыс. га[73]. Самые крупные доли водозабора были у Узбекской и Туркменской ССР, что осталось неизменным и в постсоветский период. Вся территория бассейна р. Амударьи была поделена на 10 водохозяйственных районов, два из которых выделены на зарубежных территориях Северного Афганистана и Северо-В осточного Ирана[74]. В аналитической записке отмечалось, что в 1960-е гг. была зафиксирована проблема нехватки нормы орошения для Северного Афганистана и страна нуждалась в дополнительном стоке из реки Амударьи[75]. После распада СССР и суверенизации Центрально- Азиатских республик обострилась проблема водных ресурсов, что привело к столкновению интересов стран региона. Противоречия возникают между государствами верхнего течения Амударьи (Таджикистан и Афганистан), которые используют водные ресурсы реки в качестве источника гидроэлектроэнергии, а также для ирригации. Для государств нижнего течения (Узбекистан и Туркменистан) река представляет собой источник воды, который используется в целях орошения хлопковых и рисовых площадей. Для урегулирования водных вопросов в феврале 1992 г. было принято Алматинское соглашение[76] между пятью республиками региона, в котором прописывались обязательства каждой страны в вопросах водопользования ресурсами главных водных артерий региона - Сырдарьи и Амударьи, а также намечался план совместных мероприятий по предотвращению пересыхания Аральского моря. Принятие Алматинского соглашения положило начало созданию Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии стран Центральной Азии (МКВК). Афганская сторона из- за вооруженных конфликтов, прихода к власти правительства непризнанного движения «Талибан»[77] не была включена ни в одну региональную международную организацию, координирующую водно- энергетическое хозяйство. Хотя право Афганистана на водосбор из Амударьи является неоспоримым. В 1996 г. было подписано двустороннее узбекско- туркменское соглашение о сотрудничестве по водохозяйственным вопросам, согласно статье 6 водосток Амударьи равными долями (50 на 50) делился между Узбекистаном и Туркменистаном[78][79]. Данное соглашение действовало до 2022 г., вплоть до момента активной фазы строительства канала Куш- Тепа. Социально- экономическая ситуация на севере Афганистана и строительство канала Куш- Тепа Куш- Тепа является самым масштабным проектом освоения земель на севере Афганистана. Идея орошения сельскохозяйственных угодий на севере Афганистана зародилась при республиканском правительстве М. Дауда в 1976 г., когда был разработан 7-летний план развития Афганистана, в рамках которого в период с 1976 по 1983 г. закладывалась задача обследовать ирригационные возможности по расширению пахотных земель в Северном Афганистане. В этот период было выявлено 217 800 гектаров земель, которые уже орошались, а дополнительные 83 600 га были определены как потенциально орошаемые [Faqiryar 2024: 33]. Планировалось оросить эти сельскохозяйственные наделы с помощью проекта водяного насоса, известного как Куш- Тепа, который включал перекачку воды из Амударьи. Отчет по технико- экономическому обоснованию проекта Куш- Тепа был первоначально подписан между Афганистаном и Советским Союзом с участием Сельхозпромэкспорта на период два года и был подготовлен афганскими и cоветскими экспертами. В период с 1976 по 1982 г. планировалось завершить все мероприятия, связанные с обследованием, планированием проекта, строительством насосной станции и др. Большая часть средств (64 млн долл. США) выделялась в качестве иностранной помощи от Советского Союза [Faqiryar 2024: 33]. Реализация этих планов была прервана чередой военно- политической нестабильности, в которую погрузился Афганистан после Саурской революции 1978 г. В постталибский[80] период в 2004 г. афганское правительство снова возвращается к идее развития сельского хозяйства на севере страны, что предполагало расширение орошаемых земель с использованием воды из Амударьи с целью увеличения сельскохозяйственного производства, ввода в эксплуатацию неиспользуемых залежных земель и повышения качества существующих сельскохозяйственных угодий. Исламская Республика Афганистан привлекала деньги на строительство канала с помощью кредитов международных банков, организаций- доноров и своего национального бюджета. Наиболее результативными стали усилия западноориентированного правительства президента Ашрафа Гани с непосредственным участием Агентства США по международному развитию (United State Agency for International Development, USAID), которое в 2018 г. заявило о завершении технико- экономического обоснования проекта[81]. Правительство движения «Талибан»[82] начинает реализацию масштабного проекта по строительству канала Куш- Тепа в провинции Балх с марта 2022 г., используя техническую документацию, подготовленную в 2018 г. На сайте Кабульского политехнического университета представлены общие официальные характеристики проекта: длина канала составляет 285 км, ширина 100 м, глубина 8,5 м. Ожидается, что после завершения строительства водные ресурсы Куш- Тепа смогут превратить 550 000 га пустыни в сельскохозяйственные угодья[83][84]. Строительство началось в районе Кальдар провинции Балх, проходит через провинцию Джаузджан до района Андхой и закончится в провинции Фарьяб. Сроки начала работ 31.03.2022 г., завершение планируется примерно в 2027-2028 гг. Официально проект реализует Афганская компания по национальному развитию. Активизация афганского правительства в вопросах водного обеспечения страны обусловлена социально- экономическим развитием в последние десятилетия. По данным на 2016-2017 гг., в сельской местности Афганистана проживало 71 % населения, 24 % - городские жители, около 5 % маргинализированная группа кочевников кучи [Цыряпкина 2024: 76]. Кроме того, что в Афганистане большая часть населения проживает в сельской местности, по данным Всемирного банка, Афганистан - страна с высоким уровнем продовольственной нестабильности[85]. В провинциях Балх, Фарьяб и Джаузджан на севере страны имеются значительные сельскохозяйственные угодья, пригодные для развития земледелия и скотоводства, но из- за нехватки воды подвержены опустыниванию. Вся сельскохозяйственная продукция, производимая в этих провинциях, делится на четыре категории: пшеница, овощи, фрукты и садовая продукция, зерновые/бобовые. В каждой из этих трех провинций население ощущает нехватку питьевой воды и продуктов питания, например, в Фарьябе 40 % населения живет в условиях дефицита продовольствия, в провинции Джаузджан только 50-69 % жителей имеют доступ к безопасной питьевой воде, в провинции Балх только 30 % населения обеспечены продовольствием [Faqiryar 2024: 42-44]. Во всех провинциях существуют сельскохозяйственные плантации, на которых фермеры выращивают хлопок. В Балхе фермеры собирают воду за счет таяния зимнего снега и сезонных дождей в больших ямах. Последние 2-3 года проблема нехватки воды решалась путем бурения глубоких скважин в нескольких районах [Faqiryar 2024: 46]. Тем не менее часть населения продолжает испытывать тяжелый продовольственный кризис. В этой связи строительство канала Куш- Тепа, кроме реализации законного права страны выбирать свою квоту воды из Амударьи, преследует важнейшие национальные задачи: 1) снизить уровень продовольственной необеспеченности населения севера; 2) расширить возможности заработка для населения, специализирующегося на производстве сельскохозяйственной продукции, которую можно экспортировать в соседние страны; 3) ограничить миграцию населения из этих провинций в соседние государства и в страны дальнего зарубежья; 4) не допустить опустынивание сельскохозяйственных территорий. Остается открытым вопрос об источниках финансирования масштабной стройки, хотя афганское правительство и заявляет, что строит канал из государственных средств. Общая стоимость проекта составляет 684 млн долл. США18. Высказываются различные предположения, в том числе что финансовую помощь в строительстве оказывают США через Катар [Мустафабейли 2024: 71]. Считается, что строительство канала Куш- Тепа может финансировать китайская сторона, которая выступает инвестором многочисленных проектов в Афганистане, наиболее крупными из которых является добыча нефти в бассейне реки Амударья, разработка медного рудника «Айнак» в непосредственной близости от Кабула. Косвенно на это указывает информация на новостном портале Исламского Эмирата Афганистан о визите в Китай исполняющего обязанности министра водных ресурсов и энергетики Афганистана Альхаджа Муллы Абдул Латиф Мансура в октябре 2024 г., который провел ряд встреч в посольстве ИЭА в Пекине19. Согласно последним официальным новостям из Афганистана, датированным декабрем 2024 г., Национальная корпорация развития сообщила о завершении второго этапа строительства канала Куш- Тепа на 81 %, степень готовности плотины канала составляет 67 %. Национальная корпорация развития предполагает завершить земляные работы второго этапа проекта Куш- Тепа в провинции Фарьяб к концу текущего солнечного года (март 2025 г. - Ю.Ц.). Также в официальном заявлении отмечается, что в настоящее время усилия строителей сосредоточены на возведении четырех мостов, планируется строительство дополнительных мостов вдоль канала20. Кроме объективной социально- экономической потребности в строительстве канала Куш- Тепа для снабжения сельскохозяйственных пастбищ северных 18 Ильхамов А. Последствия строительства канала Кош- Тепа в Афганистане для системы водоснабжения в Узбекистане. URL: https://m.asiaterra.info/news/alisher- ilkhamov-posledstviya- stroitelstva-kanala- kosh-tepa-v- afganistane-dlya- sistemy-vodosnabzheniya-v- uzbekistane (дата обращения: 23.12.2024). 19 وزير پانی و توانائی کا چين ميں افغان سفارت خانے کا دوره // Islamic Emirate of Afghanistan. The Afghanistan Official Voice. URL: https://www.alemarahurdu.af/افغان-ميں-چين-کا-توانائی-و-پانی-وزير-سفا-افغان/ (accessed: 19.12.2024). Islamic // افغانستان: وسطی ايشيا کے بڑے آبی منصوبے کے دوسرے مرحلے پرکام تيزی سے جاری، 81فيصد مکمل 20 Emirate of Afghanistan. The Afghanistan Official Voice. URL: https://www.alemarahurdu.af/3- (accessed: 19.12.2024). /افغانستان-وسطی-ايشيا-کے-بڑے-آبی-منصوبے провинций пресной водой для правительства «Талибан»[86][87] этот проект обладает важным имиджевым ресурсом. Официально он осуществляется без иностранной помощи. После завершения проекта Куш- Тепа повышается политический вес Афганистана, и он получает мощный инструмент влияния на страны Центральной Азии, что уже иллюстрируется усиливающимся переговорным процессом Афганистана с республиками Центральной Азии. Строительство Куш- Тепа и перспективы решения водного вопроса для Узбекистана По данным Института мировых ресурсов, Узбекистан (34-е место), наряду с Афганистаном (40-е место) и Туркменистаном (33-е место), находится в числе стран с «высоким» водным дефицитом22. В Узбекистане 90 % водных ресурсов, имеющихся в его распоряжении, уходит на нужды сельского хозяйства, которое, по данным 2019 г., обеспечивает 28 % ВВП страны[88]. Как уже отмечалось выше, с 1990-х гг. забор воды из Амударьи Узбекистаном и Туркменистаном, располагающимися в нижнем течении реки, регулировался на основе двустороннего соглашения, подписанного в 1996 г. в г. Чарджоу (ныне Туркменабад). Узбекистан до строительства канала Куш- Тепа получал 23 км³, по расчетам экспертов после завершения строительства канала, при наиболее ожидаемом сценарии Узбекистану достанется в год только 16.4 км³[89]. Этим странам в дальнейшем придется существенно пересматривать свои доли в сторону снижения общего объема водных ресурсов Амударьи, можно отметить, что этот процесс уже запущен. Пока рано оценивать весь комплекс мер, которые предпринимает Узбекистан для «мягкого» решения водного кризиса, но очевидно, что узбекская сторона пытается включить Афганистан в переговорный процесс, предлагает различные варианты сотрудничества и инвестиции. Например, в марте 2023 г. делегация Республики Узбекистан во главе со специальным представителем президента Узбекистана по вопросам внешней политики Абдулазизом Камиловым посетила Афганистан с визитом, по итогам которого узбекская сторона заявила о том, что обсуждались вопросы сотрудничества в сфере водно- энергетического хозяйства[90]. Расширение партнерства между Республикой Узбекистан и правительством движения «Талибан»*26 наблюдается в 2024 г. В октябре 2024 г. между сторонами было подписано пять договоров в сфере горнодобывающей промышленности и энергетики. Узбекистан заключил с афганским правительством соглашения на сумму 1,15 млрд долл. США в сфере энергетики, а также добычи золота и меди. Планируется строительство тепловой электростанции мощностью 120 МВт и геофизические исследования углеводородных ресурсов на участке Тути- Майдон. Таким образом, только за последнее время объем узбекских инвестиций превысил 4 млрд долл. США27. Другой аспект затрагиваемой проблемы связан с необходимостью внутренней перестройки организации сельского хозяйства. Узбекистану в обозримом будущем придется ускоренными темпами переходить к модернизации водного хозяйства и методов обработки сельскохозяйственных угодий, ускорить переход к водосберегающим технологиям орошения посевных площадей, реорганизовать фермерское хозяйство. Возможно, реализация афганской стороной проекта Куш- Тепа ускорит эти изменения. Заключение Водная проблематика в Центрально- Азиатском регионе в последние десятилетия была отягощена нехваткой водных ресурсов для ведения сельского хозяйства ключевыми республиками, отсутствием современной правовой базы. Фактор строительства канала Куш- Тепа привел к необходимости пересмотра всех существующих соглашений по разделу водных ресурсов реки Амударья, заключенных еще в XX в., а также пересмотра роли Афганистана в решении водных вопросов в Центрально- Азиатском регионе. В настоящее время заключать какие- либо юридические соглашения с непризнанным правительством движения «Талибан»* крайне затруднительно, так же как и продолжать игнорировать афганский фактор. В ближайшей перспективе понадобится совместная работа по урегулированию вопросов водного дефицита в регионе. Афганистан, реализуя проект Куш- Тепа, завершение которого планируется в 2028 г., решает важнейшие национальные и региональные задачи.
×

About the authors

Yulia N. Tsyryapkina

Yulia N. Tsyryapkina Altai State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: guzvenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8537-8410

PhD in History, Associate Professor, Head of the Department of History and International Relations

Barnaul, Russian Federation

References

  1. Arifov, H.O. (2024). Afghanistan has started implementing projects to use its water resources along the Amu Darya River. International relations and security, 2(10), 128–141. (In Russian). EDN: ILGUCW
  2. Faqiryar, J.N. (2024). Food-­Climate Nexus in the North River Basin in Afghanistan: a Case Study of Qush Tepa National Irrigation Canal. Research Series of Rumi Organization for Research. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.15738.09922
  3. Mustafabeyli, A.M. (2024) Central Asia: the Problem of Water Use in the Situation of the Construction of the Afghan Kush-­Tepa Canal. Russia & World: Sc. Dialogue, 2, 66–79. (In Russian). https://doi.org/10.53658/RW2024-4-2 (12)-66-79; EDN: FCOXOO
  4. Tsyryapkina, Yu N. (2024). Evolution of Language Policy in Afghanistan Education System in the 1920s-2010s. Izvestiya of Altai State University, (5), 70–78. (In Russian). https://doi.org/10.14258/izvasu (2024)5-09; EDN: INCMYG
  5. Zhiltsov, S.S. (2023). The problem of water scarcity in Central Asia: The factor of Afghanistan. Post-­Soviet Issues, 10(2), 110–119. (In Russian). https://doi.org/10.24975/2313-8920-2023 10-2-110-119; EDN: OQTYBK

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Tsyryapkina Y.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.