Strategic Importance of Belarussian Rivers in the Regional Hydropolitics: From the Dnieper to the Neman
- Authors: Zhdanovich O.V.1
-
Affiliations:
- Belarusian State University
- Issue: Vol 27, No 1 (2025): Power and Water: From Geopolitics to Hydropolitics
- Pages: 156-164
- Section: HYDROPOLITICS: THE REGIONAL CONTEXT
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/43725
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2025-27-1-156-164
- EDN: https://elibrary.ru/AGUHYQ
- ID: 43725
Cite item
Full Text
Abstract
Water is at the center of attention and plays an important role in all three dimensions of sustainability - environmental, economic and socio-political development. The article discusses the strategic importance of the water system of the Republic of Belarus. The geopolitical situation and use of water resources, especially in the context of climate change, increase the importance of sustainable water policies and transboundary cooperation. The COVID-19 pandemic and its devastating impact on human life have shown how closely linked the UN 2030 Water Agenda and its Sustainable Development Goal 6 (SDG 6). The research methodology is based on the analysis of normative legal acts, international agreements, statistical indicators, as well as methods of induction and deduction. The article deals with topical issues of the hydropolitics of the Republic of Belarus, which regulate cross-border cooperation, the impact of climate change processes, cataclysms and environmental threats, as well as the energy use of water resources. The uneven use of water resources by States bordering Belarus, the discharge of wastewater and chemicals, as well as hydraulic engineering projects can lead to potential transboundary conflicts.
Full Text
Введение Политика управления водными ресурсами включена Организацией Объединенных Наций (ООН) в Повестку дня на период до 2030 г. в связи с Целью 6 устойчивого развития «Чистая вода и санитария». Это означает необходимость усилий каждой страны в достижении этой задачи. Цель настоящего исследования - изучение региональной гидрополитики и стратегического значения крупнейших рек Беларуси. В современном динамично развивающемся мире существуют различные экологические, экономические и социально- политические факторы, которые приводят к уменьшению количества воды на душу населения. Быстрый демографический рост и индустриализация приводят к увеличению потребления воды и ее загрязнению, изменение климата также оказывает существенное влияние на распределение водных ресурсов трансграничных вод. В Беларуси насчитывается около 20,8 тыс. рек с общей протяженностью около 90,6 тыс. км водотоков. Каждый бассейн трансграничной реки обладает своей технической, социально- экономической, политической структурой и имеет большое значение для национальной безопасности, обеспечивая устойчивое управление и международное сотрудничество в области гидрополитики. Поскольку Беларусь разделяет крупные речные бассейны с государствами- соседями, например Россией, Украиной, Польшей, Литвой, могут возникать споры в вопросах неравномерного использования или недостаточной защиты от загрязнения вод. Водные ресурсы Республики Беларусь Вода является важным компонентом во всех аспектах повседневной жизни каждого человека, поэтому водные ресурсы стали предметом государственной и международной политики, поскольку предпринимаются усилия по управлению ими путем создания баланса между экономическими, экологическими и социально- политическими системами. Вода как природный возобновляемый ресурс, спрос на который является постоянным, жизненно важным и не может быть заменен ничем другим, стал фундаментальным вопросом прав человека [Данилов- Данильян 2006]. Под водными ресурсами понимают поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности[158]. Эффективное использование водных ресурсов потребовало разработки определенной водной политики для развитых и развивающихся стран, Беларусь не исключение. Повестка водной проблематики была впервые включена в международный политический документ как один из 26 экологических принципов по итогам Конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в Стокгольме в 1972 г. Хельсинкская конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер[159], принятая в 1992 г., направлена на усиление национальных и международных действий по защите и экологически разумное управление трансграничными водными ресурсами. Республика Беларусь присоединилась к ней в 2003 г. В конвенции закреплено определение: «…трансграничные воды - это любые поверхностные или подземные воды, которые пересекают границы между двумя и более государствами или расположены на таких границах»[160]. В Беларуси долгосрочная гидрополитика определяется национальной стратегией управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года[161]. Национальная стратегия разработана в соответствии с Программой социально- экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы[162][163], утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292, основывается на Конституции, законах, нормах международного права, Целях устойчивого развития, а также иных документах долгосрочного стратегического планирования. К трансграничным поверхностным водам применяются нормы международного права, основным принципом которого является территориальный суверенитет соседних стран. Это означает, что каждое государство имеет фундаментальное право использовать ресурсы, расположенные на его территории, по своему усмотрению, не вмешиваясь в использование другого государства [Дубенок 2020]. Одной из ключевых целей водной политики Беларуси выступает эффективное трансграничное сотрудничество с рядом стран - членов Европейского союза, стран Восточного партнерства и Россией. Реки стратегического значения водосборных бассейнов текут в двух направлениях: Западная Двина, Неман и Западных Буг на северо- западе впадает в Балтийское море (45 % объема поверхностного стока); Днепр и Припять - на юго- восток устремляет свои воды к Черному морю (55 % объема поверхностного стока). На рис. 1 представлена общая протяженность рек и их протяженность по территории Беларуси (км) (рис. 1)[164]. Рис. 1. Протяженность рек стратегического значения в Беларуси Источник: составлено автором на основе [Дубенок, Кулаков 2020]. Western Western Dvina Bug Pripyat River Length, km. Length in Belarus, km. Figure 1. Length of rivers of strategic importance in Belarus Source: compiled by the author [Dubenok, Kulakov 2020]. Сотрудничество посредством политического диалога, в том числе в форматах международных конференций и форумов, сопровождается разработкой конкретных инновационных соглашений и проектов. Например, бассейновое управление водными ресурсами реализуется путем разработки планов управления речными бассейнами. Данное положение закреплено в Водном кодексе Республики Беларусь, принятом в 2014 г. Так, бассейновые советы были созданы по управлению Днепром (самый большой бассейн) в 2016 г.; по управлению Западным Бугом (самый маленький бассейн на территории страны) в 2017 г.; по управлению Припятью (второй по величине бассейн после Днепра) в 2018 г. [Салтанов 2012]. До 2025 г. предусмотрена разработка планов по управлению Неманом и Западной Двиной. На рис. 2 представлены бассейны крупных рек с указанием их занимаемой площади на территории Беларуси. Рис. 2. Бассейны крупнейших рек Беларуси Источник: составлено автором на основе [Дубенок, Кулаков 2020]. Figure 2. Basins of the largest rivers in Belarus Source: compiled by the author [Dubenok, Kulakov 2020]. Климатические изменения и человеческая инженерия поставили новые задачи перед управлением и развитием водных ресурсов в бассейнах. Адаптация - это немедленная реакция на изменения, поэтому необходим тщательный мониторинг, так как даже небольшие изменения средних или экстремальных температур могут иметь серьезные последствия для доступности воды, наводнений и засух, сельского хозяйства, энергетических и транспортных систем, окружающей среды и даже для здоровья и безопасности. Снижение речного стока, деградация земель, сбросы загрязняющих веществ, повышенная вероятность засух и наводнений, а также рост заболеваемости относятся к числу потенциальных кризисов, с которыми сталкиваются отраслевые органы ежегодно [Кудельский 2017]. Национальные и международные правовые системы создали институциональные руководящие принципы, которые обеспечивают безопасное и эффективное распределение ресурсов в Беларуси. По мере политического и экономического развития бассейнов рек страны власти стремятся проводить многосторонние переговоры для получения и использования прав на воду, поскольку процессы производства и потребления должны контролироваться таким образом, чтобы экономический водный цикл максимально соответствовал всеобъемлющему природному водному балансу. Сотрудничество с сопредельными странами по вопросам трансграничных водных объектов ведется в разных направлениях, например: y подписаны Технический протокол Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства окружающей среды Литовской Республики о сотрудничестве в области мониторинга и обмена информацией о состоянии трансграничных поверхностных вод (2008 г.); y Межправительственное соглашение с Российской Федерацией о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов (2002 г.); y Межправительственное соглашение с Украиной о совместном использовании и охране трансграничных вод (2001 г.); y Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ведется активная работа с Республикой Польша над текстом Соглашения в области охраны и использования трансграничных водных объектов (в 2017 г. состоялось три заседания совместной рабочей группы); y в 2018 г. при поддержке ЕЭК ООН и проекта «Водная инициатива ЕС плюс для стран Восточного партнерства» состоялись встреча с латвийской и литовской стороной по налаживанию сотрудничества в области охраны и использования трансграничных водных объектов. Стороны, пользующиеся одними и теми же трансграничными водами, обязаны сотрудничать и заключать конкретные соглашения. Водные ресурсы Беларуси играют весьма ограниченную, но важную роль в энергетическом секторе. Одним из наиболее значительных преимуществ гидроэнергетики является то, что это один из наиболее эффективных вариантов получения энергии на планете. В Беларуси есть несколько гидроэлектростанций, в основном небольших, поскольку гидроэнергетический потенциал ограничен природными условиями, например, гидроэнергетический потенциал водотоков Беларуси - особенно в бассейнах рек Неман, Западная Двина и Днепр - достигает 850 МВт, из которых 520 МВт - технически доступный потенциал, включая 250 МВт - экономически целесообразный для использования. В Витебской области на реке Западная Двина действуют две крупнейшие в стране гидроэлектростанции (ГЭС): Витебская и Полоцкая, в совокупности генерирующие около 2/3 суммарной мощности гидроэлектростанций страны - 95,8 МВт[165]. Всего в стране 52 гидроэлектростанции. Однако строительство водной инфраструктуры сопряжено с экологическими рисками, такими как изменение ландшафта, нарушение биоразнообразия и разрушение экосистем[166]. В целях минимизации негативного воздействия гидроэнергетики на экосистемы Беларусь принимает меры по оценке воздействия на окружающую среду, соблюдению экологических стандартов и использованию инновационных технологий, снижающих воздействие на окружающую среду [Юргенсон 2015]. Водные ресурсы Беларуси находятся под сильным влиянием деятельности человека, такой как сельское хозяйство, промышленность и коммунальные сточные воды, а также использование удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве приводит к этерификации водоемов и загрязнению грунтовых вод. Для решения актуальных проблем Беларусь проводит комплексную экологическую политику по очистке и охране водных ресурсов, включая введение более строгих стандартов очистки сточных вод и создание заповедных зон. Заключение В XXI в. общемировые запасы пресной воды сталкиваются с истощением. Изменение климата приводит к повышению уровня моря и изменению границ. Демографический рост населения истощает глобальные ресурсы, а крайний национализм подвергает испытанию международные отношения. В то же время ожидается, что мировой спрос на воду вырастет на 55 % с 2000 по 2050 г. В течение следующего столетия воду можно сравнить с «новой нефтью», подчеркивая ее ценность как глобального ресурса. Несмотря на обилие водных ресурсов в Беларуси, их распределение по территории страны неравномерно, и они уязвимы в связи с изменением климата и угрозами, обусловленными антропогенной деятельностью. Вода является важным ресурсом для социального и экономического развития из- за ее роли в поддержании жизни на всех уровнях, от существования отдельного человека до политики государства. В Республике Беларусь вода может стать инструментом мирного диалога на всех уровнях управления: y на уровне общества: вода может объединить различных водопользователей или «правообладателей»; y на национальном уровне: необходимость сотрудничества между различными секторами водопользования может стать отправной точкой для координации интересов; y на трансграничном уровне: сотрудничество и «гидродипломатия» по общим водным ресурсам могут стать отправной точкой для общения и более широкого сотрудничества с сопредельными государствами. Резюмируя, следует отметить, что в Беларуси разрабатываются адаптационные стратегии по водной политике и сотрудничеству, включающие меры по рациональному водосбережению и пользованию, оптимизации и управлению водными ресурсами во время засухи и внедрение инновационных методов экономии воды в сельском хозяйстве и промышленности. Совместное использование воды, которую можно считать наиболее важным природным ресурсом в бассейнах, и экологические проблемы, возникающие в бассейне, касаются всех стран, имеющих трансграничные воды.About the authors
Olga V. Zhdanovich
Belarusian State University
Author for correspondence.
Email: olga9920@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-2163-8095
Senior Lecturer of the Department of Eurasian Studies, Faculty of International Relations
Minsk, Republic of BelarusReferences
- Danilov-Danilyan, V.I., & Losev, K.S. (2006). Water consumption: Environmental, economic, social and political aspects. Moscow: Nauka. (In Russian). EDN: QRCODR
- Dubenok, S.A., & Kulakov, A.Yu. (2020). Implementation of indicators of the Sustainable Development Goals related to water: Experience of the Republic of Belarus. Minsk: Four Quarters. (In Russian).
- Kudelsky, A.V. (2017). History of water: Origin, age, evolution of composition. Minsk: Belarus. Navuka. (In Russian).
- Saltanov, Yu.M., & Portnaya, T.V. (2012). Integrated use and protection of water resources. Gorki: Belarusian State Agricultural Academy. (In Russian).
- Yurgenson, N.A., Shushkova, E.V., & Shlyakhtich, E.A. (2015). Features of the formation of the national ecological network in Belarus. Natural resources, (2), 99–106. (In Russian).
Supplementary files










