№ 4 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 25
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/718
Статьи
От редакции
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):7-8
7-8
«Размышления» Марка Аврелия: попытка экзистенциально-феноменологического анализа
Аннотация
Статья посвящена опровержению представлений о пессимистическом характере мировоззрения Марка Аврелия. Проведенный анализ текста его «Размышлений» показывает, что он представляет диалог стоического мудреца с обычным человеком, в котором Марк Аврелий выступает в обеих ипостасях. Обосновывается, что наставления «философа на троне» имеют позитивный характер и содержат призывы мужественно делать свое дело, направленное на благо Мира и Града, с любовью к людям, не унывая при неудачах и не страшась страданий и смерти.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):9-16
9-16
Понятие «Мифо-теологии» в контексте предфилософиской традиции
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия «мифо-теологии» в работах В.А. Тобина и методологическим аспектам ее аппликации к проблеме генезиса философии. Особое внимание уделяется роли и структурным характеристикам мифа в процессе становления философии в восточно-средиземноморском культурном ареале. Кроме того, затрагивается вопрос о базовых характеристиках предфилософии как особой формы духовной культуры древнего человека.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):17-22
17-22
Сущее как интенциональный объект мышления и «единство сущего» у Парменида
Аннотация
Предлагается интерпретация фрагмента поэмы Парменида, в котором обосновывается неделимость сущего. Показывается, что имеются основания для трактовки «сущего» у Парменида как внутреннего объекта мышления, который задается только весь сразу, полностью, всеми характеристиками, которые приписываются ему в акте мышления мыслящего субъекта. Тем самым мы разрабатываем трактовку сущего у Парменида, предложенную Дж. Баррингтоном. Показывается также, что Парменид мог подразумевать в Пути мнения , что постигаемые объекты различаются, если и только если они могут постигаться отдельно друг от друга. Предлагается формализация этих допущений Парменида об объектах мышления, с использованием Теории абстрактных объектов Б. Лински и Э. Залты. Демонстрируется, каким образом эти формализованные допущения влекут тезис Парменида о «неделимости» сущего, который мы трактуем как невозможность различить пропозиции, задающие внутренний объект мышления, или различить свойства, приписываемые внутреннему объекту мышления. Также мы указываем на то, в каких отношениях наша интерпретация сходна с «предикационным монизмом», приписываемым Пармениду П. Кёрд, и в каких отличается от него.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):23-36
23-36
Разум и вера в религиозной философии ал-Газали
Аннотация
Новые методологические подходы к изучению философского наследия ал-Газали (1058-1111) связаны с концепцией понимания «иной культуры и логики мышления», нового представления о «философско-суфийском синтезе» учения ал-Газали и «идеале знания» в мусульманской традиции, а также с рассмотрением арабо-мусульманской культуры как «феномена кросскультурного взаимодействия». На основе нового методологического подхода становится ясным, что именно решение ал-Газали вопроса о соотношении веры и разума является ключевым основанием для понимания целостности его учения, в рамках которого существующие антиномии показывают регулятивную роль разума в философии и науке и возможность подчинения теоретического разума практическому.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):37-49
37-49
Философские прообразы «китайской Мечты»
Аннотация
В статье рассматриваются философские прообразы современной концепции «Китайской мечты» - великого возрождения китайской нации. Предметом внимания избраны конфуцианская модель сяокан (малого благоденствия), запечатленная в трактатах «Ши цзин» («Канон поэзии») и «Ли цзи» («Записи ритуалов»), и даоская модель сна/мечты, запечатленная в трактате «Ле-цзы» («Трактат [философа] Ле [Юйкоу]»). Результаты показывают, что древняя концепция сяокан основана на духовном архетипе пяти-и-пяти постоянств, даоская концепция сна/мечты зиждется на механизме палингенезиса - духовном погружении в первородное естество, нравственном очищении и обращении к реальности. Автор выдвигает два новых в синологии положения: а) древняя концепция сяокан не утопия, сяокан была исторически реализована при переходе архаического общества датун (великого единения) к цивилизации; б) на современном историческом этапе при завершении к 2021 г. построения общества сяокан (средней зажиточности) и переходе к обществу датун нового качества произойдет смена идеальных субъектов конфуцианства и даосизма - благородный муж передаст свои творческие полномочия даоскому великому человеку (по меньшей мере, они дополнят друг друга). Основываясь на зеркальной исторической парадигме сопряжения датун - сяокан × сяокан - датун, автор предполагает великое возрождение даосизма.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):50-59
50-59
Ишвара-вада в контексте теизма
Аннотация
Индийское учение ишвара-вада о личном Высшем Боге («īçvara-vāda» от санскр. īç - «владеть»; īçvara - «господин», «хозяин»; vāda - учение) играет большую роль в классической индийской философии. Ряд даршан получили в связи с этим названия «сешвара-санкхья» («санкхья с Ишварой»), «сешвара-миманса» («миманса с Ишварой») и др. Полемическое противостояние ишвара- и ниришвара-вады (оппозиционной ей доктрины) обогатило индийскую философскую культуру в целом. При сравнении ишвара-вады и западного теизма, в частности с доказательствами бытия Бога в европейской схоластике обнаруживаются сходства между ними и отличия. В индийском теизме отсутствует креационистская доктрина, характерная для монотеистической религиозности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):60-67
60-67
68-70
Границы разума - рациональная предпосылка «сверхразума»
Аннотация
Статья посвящена анализу и систематизации взглядов ал-Газали относительно понятия разума и сверхразума. В ней показано основное содержание теории сверхразума, а также ее практический аспект в суфийском синтезе ал-Газали.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):71-76
71-76
«Канон перемен» из глубины времен
Аннотация
В данной статье предпринимается попытка систематизации копий текста «Канона Перемен», обнаруженных во время археологических раскопок на территории Китая в прошлом столетии. Большое внимание уделяется шелковому манускрипту, найденному в 1973 г. в Мавандуй (Чанша), структуре канонического текста «64 гексаграммы» и комментаторской части, а также датировке текста. Указана взаимосвязь мавандуйского текста «Канона Перемен» и «Гуйцзан», который долгое время считался утерянным. Также дается краткое описание 2-х других копий «Канона Перемен», в частности текста на бамбуковых планках, обнаруженных в 1977 г. во время раскопок в дер. Шуангудуй, и текста на бамбуковых планках, опубликованного в 2003 г. Шанхайским музеем.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):77-86
77-86
Этико-религиозная интерпретация феномена бедности в социальной философии М.К. Ганди
Аннотация
В статье представлены различные варианты интерпретации феномена бедности, содержащиеся в текстах Мохандаса Карамчанда Ганди. В философии индийского мыслителя присутствует образ идеального общества, в котором преодолены крайности экономического неравенства, и люди живут, ограничивая себя использованием незначительных материальных ресурсов, необходимых для удовлетворения их насущных потребностей. В основе этого идеала лежит амбивалентное отношение Ганди к бедности. С одной стороны, он осмысливает массовую бедность как социальную проблему, вызванную экономическими причинами, а также связанную с отступлением индивидов от определенных нравственных норм и с ослаблением в них религиозной веры. С другой стороны, он поднимает нестяжательство на уровень этической ценности и связывает с его культивированием надежду на достижение духовного спасения - мокши .
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):87-95
87-95
Смысл «Осевого времени» в творчестве А.В. Семушкина и М.К. Мамардашвили
Аннотация
Рассматривается понятие «осевого времени», разрабатывавшееся К. Ясперсом. Сквозь призму творчества А.В. Семушкина и М.К. Мамардашвили вскрывается его сущность, определяемая как «духовная революция». Рассматриваются специфические черты как следствие этого «прорыва к трансцендентному»: универсализм, возможность коммуникации, рождение философии, мировых религий и науки; истории, личности и морали. Деградация современной культуры, выражающаяся в росте конфликтов и войн, связываются автором с отступлением от откровений «осевого времени», что грозит человечеству самоуничтожением.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):96-105
96-105
Спор Вагнера и Блаше в свете русского «Любомудрия»
Аннотация
Статья посвящена историко-философскому анализу двух небольших работ Д.В. Веневитинова. Формальная ошибка, возникшая в результате неверной расшифровки автографов, рассматривается автором как маркер проблемных мест рецепции текстов Веневитинова.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):106-114
106-114
Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно-типологический подход)
Аннотация
Данная статья посвящена философской сущности невербальных средств коммуникации и отношению к ним системной лингвистики в ракурсе их взаимоотношений с вербальными средствами коммуникации и системой языка в целом. Автор предлагает системно-лингвистический подход к разграничению лингвистики и паралингвистики, доказывая, что значительное число паралингвистических единиц, таких как дескриптивные и символические жесты, мимика, иные виды телодвижений, а также пространственные особенности организации общения, которые современная лингвистика не включает в список языковых средств, на самом деле именно ими и являются. Более того, они представляют собой неотъемлемую, органическую, но одновременно периферическую часть языковой системы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):115-123
115-123
Мифопоэтическое пространство в романе П. Крусанова «Ночь внутри»
Аннотация
В статье представлен мифопоэтический анализ структуры художественного пространства романа «Ночь внутри» Павла Крусанова. Ставится задача доказать, что пространственная структура произведения «Ночь внутри» носит мифологический характер. Анализ стуктурно-семантических компонентов (образов, мотивов, пространственных оппозиций) выявил, что в основе произведения заложен эсхатологический миф, организующий семейное пространство Зотовых, главными свойствами которого являются разъединенность, отчужденность. Автор пришел к выводу, что специфика мифотворчества современного прозаика заключается в стремлении создать новую реальность, которая моделируется в соответствии с предполагаемыми законами архаического сознания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):124-129
124-129
Латиноамериканская «философия освобождения»: поиски антропологических оснований философского дискурса
Аннотация
Поиски антропологических оснований философии раскрываются в границах антитезы «Тотальность - Другой» путем критического осмысления классического (гегелевского) варианта онтологии. В круг философского обсуждения вовлекаются идеи представителей латиноамериканской «философии освобождения», исходя из которых определяются условия и параметры современного полилогичного историко-философского процесса. Уточняется содержание опорного для современной философии понятия Другой через соотнесение его с понятием Инаковость.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):130-138
130-138
Кант и Сюнь-цзы о злой природе человека
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):139-152
139-152
Диалог между религиями и культурами
Аннотация
В статье рассматривается проблема соотношения религии и культуры как двух или даже более антитетических реалий. Сам автор придерживается противоположной позиции. Основными тезисами данной статьи являются следующие положения: а) основываясь на истории философии и науки, показать, что изначально религия и культура были одним и тем же элементом и не отличаются, но б) что на Западе акцент ставился на объективность, данная тенденция наблюдается со времен Сократа и Платона. На основе данной позиции в современном мире появляется новая важная оценка человеческой интенциональности и субъектности, которая открывает новые пути для понимания как культуры, так и религии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):153-168
153-168
Проблемное поле философского дискурса национальной (тюркской) культуры
Аннотация
Автор считает возможным говорить о новом этапе в развитии философии науки, который связан с проникновением методов синергетики в методологию современных наук, в том числе и в социально-гуманитарные науки. Данный феномен обсуждается на материале становления философских воззрений в дискурсивных практиках тюркских культур.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):169-175
169-175
Ху Ши о культурах Востока и Запада и будущем мировой философии
Аннотация
Данная статья повествует о начале тесного взаимодействия культур Востока и Запада в Китае в начале ХХ в. и о роли Ху Ши в данном взаимодействии. В статье показаны основные общественно-политические дискуссии Китая того времени и споры о материальных и духовных сущностях культур Востока и Запада. Отдельное внимание уделяется взгляду Х Ши на будущее мировой философии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):176-185
176-185
Влияние философии тождества Ф. Шеллинга и философии всеединства Вл. Соловьева на принципы хозяйственной этики у С.Н. Булгакова
Аннотация
В статье рассматривается влияние на формирование основных принципов хозяйственной этики С.Н. Булгакова, с одной стороны, философии тождества Ф. Шеллинга, а, с другой стороны, философии всеединства Вл. Соловьева. Анализируется тот синтез христианского мировоззрения и натурфилософии, который сложился в работах С.Н. Булгакова и позволил сформировать определенный религиозно-метафизический подход к исследованию хозяйства как универсальной философской категории.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):186-194
186-194
Основные мифологические аспекты концепта «демиург» в диалоге Платона «Тимей»
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):195-198
195-198
Концепции личности в бостонской школе нового конфуцианства
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):199-209
199-209
Рецензия на книгу Псху Р.В. Религиозно-философское учение Ямуначарьи. Москва, Российский университет дружбы народов, 2013. 166 с
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):210-214
210-214
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(4):215-216
215-216