№ 2 (2016)
Статьи
Универсальное/контекстуальное в нормировании правом свободы
Аннотация
Автор формулирует постклассический подход к определению свободы и ее меры. Право как универсальная мера свободы есть предельная абстракция. Конкретное содержание правовой меры свободы контекстуально. В разных исторических эпохах и в разных культурах-цивилизациях значение концепта «свобода» различно. Оно определяется историческими и социокультурными рамками, а также правовой политикой. Свобода есть исторически и социокультурно обусловленный концепт. Он наполняется конкретным содержанием через определение ее меры в том числе правом, в данной конкретной ситуации. Определение меры свободы - это всегда «произвол» по отношению к предшествующей норме, закреплявшей иную меру свободы. В акте правовой инновации мера свободы получит социальное признание. Универсальное в праве существует как формальная абстракция. Универсальное в праве состоит в функциональной значимости права - обеспечении самосохранения социума. Формальная абстракция как сущность или цель права наполняется конкретным содержанием в контексте соответствующего места и времени. Универсальность права как меры свободы - это его социальное назначение. У всех народов и во все времена существовали и существуют конститутивные для соответствующего социума нормы. Они и должны, по мнению автора, именоваться правом. Универсальность права как меры свободы - это априорные условия возможности существования человека, общества, права. Наполнить ее конкретным содержанием можно только в соответствующем историческом и социокультурном контексте. Правовая политика определяет юридическую меру свободы в постиндустриальном обществе. Правовая политика - это деятельность правящей элиты и референтной группы по формированию системы права, организации системы социального (правового) контроля и деятельность населения по воспроизводству правовой реальности. Субъектами правовой политики являются: 1) правящая элита и референтная группа, которые вырабатывают новое юридически значимое правило поведения; 2) народные массы, которые легитимируют правовую инновацию или отказываются ее принимать.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):9-19
9-19
Ситуация в российском правоведении: существуют ли базовые концепты?
Аннотация
Статья посвящена проблемам современного российского правоведения, оказавшегося на рубеже XX-XXI вв. в непростой ситуации преодоления узких рамок юридического позитивизма и этатизма, ведущего поиск новых методологических оснований и интегрирующегося в общемировое научное пространство. В статье обосновывается термин «правоведение», служащий в русском языке одновременно для обозначения юридической науки, юридического образования и юридической практики и подчеркивающий их взаимосвязь и взаимную обусловленность. Рассматриваются правовые тренды, определившие состояние и перспективы развития юридической науки в России в постсоветский период, представлена эволюция понимания сущности права в трудах ведущих российских ученых. Автор статьи объясняет ситуацию, сложившуюся в правоведении, используя научное обоснование культуры как надбиологической программы человеческой жизнедеятельности, а также правовой культуры как феномена, состояние которого определяется предшествующим опытом социального развития в правовой сфере. При характеристике современного правоведения делается акцент на развитие социологически-ориентированных концептов, признающих, наряду с государством, иные публичные корпорации, их значимую роль в современном обществе, возможности их правотворческой активности. Автор отмечает своеобразие развития российской правовой системы и правовой культуры, освещает проблемы правовой науки как системы знаний и социального института. Руководствуясь научным принципом «от общего - к частному», автор утверждает, что если не определиться с общими подходами к праву на доктринальном уровне, то решение частных правовых проблем вряд ли может принести ощутимые результаты. Отмечается, что при всей пестроте подходов, существующих в российском правоведении, все большую популярность в нем приобретают концепции социологического толка, связанные с обоснованием регулятивных систем правового характера внутри общества. В статье «красной нитью» проводится идея о необходимости согласования научным юридическим сообществом базовых подходов к праву и определения парадигмы правовых исследований, отвечающей социальным интересам и потребностям.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):20-35
20-35
Социально-интерактивная природа правовых интересов и их роль в формировании элементов материи права
Аннотация
В статье рассматривается и характеризуется роль юридически значимых социальных интересов в процессе формирования элементов материи права. Констатируется связь социума и механизма правового регулирования. Определяется, что социальная сущность права находит свое непосредственное проявление в сумме тех социальных интересов, которые вызывают необходимость их упорядочения посредством права. На основе анализа разработок отечественной юридической доктрины в понятийный аппарат исследования вводится термин «правовая материя» как наиболее характерно отражающий внутреннюю структуру права, представленную совокупностью правовых средств, оказывающих регулятивное воздействие на социальные отношения. Подчеркивается важная роль интересов в общественном и правовом развитии. Именно интересами предопределяется социально-правовая динамика (диалектика формы и содержания права). Интересы рассматриваются как переходное звено от объективного к субъективному этапам процесса формирования права, так как с ними уже связано субъективное осознание объективных факторов, лежащих в основе правообразовательного процесса. Приводятся различные трактовки понятия интереса. Упор делается на характеристику интересов в контексте социальных контактов. Обосновывается социально-интерактивная природа правовых интересов как возникающих в ходе непрерывного социального взаимодействия. Утверждается (в том числе с опорой на этимологию термина), что интерес - это изначально социально-интерактивное явление, которое воспроизводится в процессах социального взаимодействия и выступает для права (правового регулирования) исходной онтологической (жизненно-бытийной) основой. В виде примера приводится возникновение экономических интересов, нуждающихся в правовом опосредовании, в ходе взаимодействия соответствующих носителей экономических интересов. Сходный пример репродуцирования юридически значимых интересов обнаруживается на фоне политического взаимодействия (взаимодействия власти и общества). Устанавливается зависимость характера социально-правовых интересов и типа выражающих их юридических форм. Так, доказывается, что отношения конфликтного типа влияют на формирование негативных правовых средств (запретов, приостановлений, санкций), целью которых является разграничение конфликтующих сторон, снижение уровня напряженности в социальных системах. С другой стороны, отмечается, что ситуации социального сотрудничества (где социальные интересы в целом находятся в согласовании) обусловливают систему позитивных юридических средств (дозволений, стимулов, поощрений), способствующих поддержанию солидарных отношений в социуме. Резюмируется значимость своевременного выявления юридически значимых социальных интересов, что определяется в качестве одной из задач современной правовой политики.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):36-49
36-49
Судья как новый суверен: волюнтаристская теория толкования Мишеля Тропера
Аннотация
В статье отмечается, что реализация концепции правового государства, предполагающей идею суда как независимой нейтральной инстанции, имела неожиданный побочный эффект, непредусмотренную замыслом издержку. Автор статьи полагает, что речь идет об обнаруживающей себя в сфере конституционной юстиции тенденции к суверенизации судебной власти, и, как следствие этого, к радикальной политизации правосудия, в особенности в ситуациях конкуренции прав человека. Процесс суверенизации судебной власти и политизации юстиции поддерживается идеологией судебного активизма, которая конструирует нового суверена - судью, пытаясь поставить его на место устраненного суверена классического (остиновского) юридического позитивизма и присвоить ему все признаки суверена классической политической доктрины. Целью этого процесса является обоснование изменений в конституции, вводимых помимо предусмотренных для этого процедур. Автор статьи полагает, что реалистическая (волюнтаристская) теория толкования современного французского конституционалиста Мишеля Тропера предлагает доктринальное обоснование тенденции к суверенизации органа конституционной юстиции. На основании анализа предложенной М. Тропером конструкции судебной власти автор приходит к выводу о том, что в ней заложены основные признаки политического суверена: 1) нормы конституции устанавливаются актом волеизъявления органа конституционного контроля; 2) реализуя конституционно-учредительную власть, он самостоятельно определяет собственные полномочия; 3) решение субъекта конституционного толкования обладает юридической действительностью независимо от его нормативного обоснования и содержания; 4) орган конституционной юстиции не является субъектом юридической ответственности. Автор статьи делает вывод о том, что реалистическая теория толкования М. Тропера, представляющая юридико-позитивистскую традицию, предпринимает попытку возращения суверена в современный теоретико-правовой дискурс, замаскировав его дискредитированный образ в «белые одежды» непременного атрибута правового государства - независимого суда. Вместе с тем субъектом суверенитета в современном правовом государстве признается народ, следовательно, полагает автор статьи, произвольное установление конституции органом конституционного контроля, присвоившим себе учредительную власть, является не актом толкования, как полагает М. Тропер, а актом узурпации суверенитета.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):50-61
50-61
Принцип формального равенства в системе принципов права международных организаций
Аннотация
В статье рассматривается соотношение общих принципов права, принципов международного права и принципов права международных организаций как отрасли международного права. Показано, что система принципов права международных организаций является достаточно подвижной и по-разному трактуется специалистами. В этом отношении является показательным принцип формального равенства, так как одни исследователи считают формальное равенство сущностной характеристикой права вообще, а другие категорически с этим не согласны. В статье принцип формального равенства рассматривается как основа развития права международных организаций, определяется его место и значение в системе принципов права международных организаций. Такой принцип, как суверенное равенство государств и уважение прав, присущих суверенитету, анализируется как производный от принципа формального равенства. В статье показано, что только с ХХ в. можно говорить о принципе формального равенства как принципе права международных организаций. С этого времени нарушение данного принципа практически всегда приводило к вооруженным конфликтам и отказу от цели, ради которой международная организация создавалась. В качестве примера проиллюстрирована деятельность Лиги Наций, в которой нарушение принципа формального равенства привело к тому, что не была предотвращена Вторая мировая война. Рассмотрены допустимые правом отступления от принципа формального равенства в деятельности международных организаций: использование «взвешенного» голосования при принятии решений в некоторых международных организациях (такие специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, как Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, а также Совет Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и привилегированное положение Российской Федерации, США, Великобритании, Франции и Китайской Народной Республики - государств, сыгравших главную роль в разгроме фашизма в период Второй мировой войны, в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):62-72
62-72
К вопросу о планировании контрольной деятельности государства
Аннотация
В статье рассматривается проблема планирования в процессе осуществления государственными органами контрольных полномочий. Анализируются различные точки зрения об отнесении планирования к организационно-подготовительной стадии контрольного процесса. Выделяются три аспекта подготовки органами государственного контроля и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 1) соблюдение правил о периодичности проверок в отношении одного субъекта; 2) учет проведенных в отношении конкретного субъекта плановых и внеплановых проверок в течение трех последних лет; 3) оценка риска причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта. Отмечается, что запланированные к проведению контрольные мероприятия должны быть обеспечены в кадровом, организационном, финансовом, ином отношении, что не подлежит сомнению и не нуждается в обосновании. Автор полагает, что планирование является самостоятельной стадией контрольной деятельности государства, решающей следующие задачи: соблюдение правил о периодичности проверок; учет контрольной нагрузки на конкретного проверяемого субъекта; учет потенциальной опасности от деятельности проверяемого субъекта, обеспечение внутренней управленческой эффективности при организации работы контрольного органа; обеспечение непрерывности упорядочивающего воздействия на подконтрольные сферы общественной жизни; обеспечение межведомственной координации; информирование заинтересованных лиц о планируемых проверках. Делается вывод, что контрольные органы оказывают воздействие на общество самим фактом своего существования и функционирования, даже если значительная часть субъектов не подвергается контрольным мероприятиям, а с другой стоны, работа контрольного органа должна охватывать все категории проверяемых субъектов по географическому, предметному или иным критериям.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):73-80
73-80
Антимонопольное правовое регулирование газовой промышленности в Европейском Союзе
Аннотация
В статье автор уделяет внимание прежде всего общим правилам антимонопольного регулирования в ЕС, а именно: о доминирующем положении, антиконкуретных соглашениях, государственной помощи. При этом отмечаются особенности данного регулирования, а также практика его реализации. Во второй части статьи автор проводит анализ специальных норм антимонопольного регулирования мерах о разделении предприятий, об обеспечении регулируемого доступа к сети и пр. Отмечается, что в настоящее время антимонопольное право ЕС стало основным инструментом для развития газовой промышленности. Применение его общих правил уже не вызывает критики, так как стало привычно, а также приобрело более последовательное правовое регулирование. При этом, безусловно, следует помнить об известном сомнении в необходимости существования антимонопольного права в принципе. Применение специальных норм антимонопольного регулирования вызывает больше сомнений и требует оценки. Возможно, в силу недостатка практики реализации законодательства в Европейском Союзе еще рано делать окончательные выводы об эффективности антимонопольного регулирования. Уже поступают предложения о необходимости принятия новых директив в целях увеличения полномочий регуляторов, гарантирования энергетической безопасности, стимулирования инвестиций. Однако при осуществлении дальнейших реформ следует помнить, что обеспечение конкуренции не должно приводить к возникновению новых барьеров на рынке. Такие меры, как разделение компаний, установление регулируемого доступа к инфраструктуре, сами по себе ограничивают свободу предпринимательства. Таким образом, представляется более актуальным не принятие новых директив на уровне ЕС (по сути, замена одного регулирования другим), а дерегулирование. Сокращение государственного вмешательства позволит сохранить стимулы развития для монополиста, а также устранить барьеры для входа на рынок. Автор приходит к заключению, что если принятие новых актов является неизбежным для законодателя, то при разработке и применении норм антимонопольного права институты ЕС должны, во-первых, соизмерять цели и меры их достижения, а во-вторых, обеспечить баланс между необходимостью развития конкуренции и поддержанием энергетической безопасности, имея в виду дефицит данного ресурса в ЕС.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):81-104
81-104
Тенденции развития финансово-правовых основ саморегулирования на рынке инвестиционных ценных бумаг
Аннотация
Статья посвящена исследованию деятельности одного из наиболее динамично развивающихся институтов - саморегулируемым организациям (СРО) на рынке инвестиционных ценных бумаг. Анализируется механизм регулирования рынка ценных бумаг в США и Великобритании и приводятся различия между ними. На рынке ценных бумаг США действуют два типа СРО: с добровольным и обязательным членством. СРО не только разрабатывают стандарты и правила, но и осуществляют функции, которые сходны с лицензированием профессиональной деятельности на фондовом рынке. Показано, что в Великобритании после 2001 г. фактически упразднили саморегулируемый статус организаций фондового рынка, которые сохранились лишь в качестве профессиональных объединений и ассоциаций. Сделан вывод, что при создании системы регулирования отечественного фондового рынка были заимствованы многие решения и принципы законодательства США и Великобритании. Обосновывается, что проведенная в России реформа системы финансового регулирования потребовала пересмотра действующего законодательства о СРО на финансовом рынке и создания двухуровневого механизма регулирования (государственного и СРО). Выделены принципиальные новации для СРО на рынке ценных бумаг, введенные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»: введение вновь принципа обязательного членства в СРО при сохранении лицензирования профессиональной деятельности этих субъектов наряду с обязательным членством их в СРО; ограничение количества СРО (объединение не менее 26% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности); установление требования о наличии общих базовых стандартов у всех СРО, объединяющих субъекты одного вида деятельности; делегирование Банком России контрольных функций определяемым им отдельным СРО. Сделан вывод, что в результате вводимых Законом о СРО изменений рынок ценных бумаг должен стать прозрачным, целостным, эффективно функционирующим и стабильным, соблюдающим права и законные интересы розничных инвесторов и создающим условия для снижения рисков индивидуальных инвестиций.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):105-119
105-119
Правовая категория «информационный ресурс»: концептуальные аспекты
Аннотация
В статье анализируются концептуальные подходы к исследованию содержания неопределенного в действующем российском законодательстве, тем не менее используемого в ряде нормативных правовых актов термина «информационный ресурс». Авторы уделяют внимание специфике содержания базовых терминов информационного права, опираясь на эволюционные этапы формирования соответствующих категорий. Отмечается, что исследование специфики концепта «информационный ресурс» должно быть основано на анализе его правовой природы и предполагает построение понятийного ряда, базовой категорией которого является понятие «информация». Анализ определений, приведенных в различных источниках, позволил констатировать, что в состав информационных ресурсов включается либо произвольная информация, либо ее подмножество, для выделения которых разные авторы используют иногда несовместимые друг с другом критерии. Обоснована необходимость совершенствования государственной политики в отношении информационных ресурсов, равно как и связанных с ними объектов и процессов. Приведена аргументация, что четкое правовое регулирование в сфере информационного права, включение понятия «информационный ресурс» в действующий Закон об информации обеспечит стабильность государственного управления информационным комплексом России. Это обусловлено тем, что стремительное развитие глобальной информационной сети в настоящее время предполагает возможность передачи информации на практически неограниченные расстояния в достаточно больших объемах и в кратчайшие сроки, как следствие, существует необходимость совершенствования государственной политики в отношении информационных ресурсов, равно как и связанных с ними объектов и процессов. Отмечается необходимость минимизации перекрестного использования информационно-правовых дефиниций в системе правового регулирования общественных отношений на современном этапе и дальнейшего совершенствования концептуально-теоретического базиса информатизации в России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):120-128
120-128
Понятие и структура «спортивного продукта» в спортивном праве
Аннотация
Статья посвящена одному из ключевых понятий в области спорта и спортивного права - понятию «спортивный продукт». Многие дефекты правового регулирования в сфере спорта сегодня детерминированы отсутствием правильного понимания и должного учета целого ряда специфических особенностей сферы спорта, уникальных феноменов (в том числе феномена спортивного продукта), определяющих такую специфику этой сферы. Спортивные продукты очень многочисленны и разнообразны. Но именно спортивные соревнования выступают аттрактором (точкой схождения, притяжения) всей совокупности разнообразных продуктов в области спорта. Показано, что отношения в сфере спортивной индустрии включают 3 основных элемента: потребители спортивного продукта, собственно спортивный продукт, поставщики (в том числе посредники) спортивного продукта. Представлено авторское определение понятия «спортивный продукт». Представлено авторское описание видов спортивных продуктов (спортивный продукт описывается как интегральное понятие). Отмечено, что понятие «спортивный продукт» охватывает нижеследующие позиции: 1) нематериальные спортивные продукты, 2) материальные спортивные продукты, 3) смешанные (материально-нематериальной природы) спортивные продукты. Показаны основные спортивные продукты, которые формируются, производятся и/или поддерживаются государством в рамках и в процессе государственного управления. Описаны особенности спортивно-зрелищного продукта и спортивнрй информации (как вид спортивного продукта). Характер спортивного соревнования как спортивно-зрелищного продукта в существенной степени является преимущественно непредсказуемым, что, собственно, и привлекает потребителя этого продукта, обеспечивая не только зрелищность, но и определенную интригу, неопределенность. Спорт все больше превращается в продукт индустрии развлечений. И весьма важно учитывать, отражать в законодательстве о спорте наличие многообразия спортивных продуктов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):129-137
129-137
Обзор Всероссийской научно-практической конференции «Интересы в праве», состоявшейся в Юридическом институте Российского университета дружбы народов (25-26 марта 2016 г.)
Аннотация
25-26 марта 2016 г. в Российском университете дружбы народов состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Интересы в праве», инициированная кафедрой теории и истории государства и права. Соорганизаторами конференции выступили: Институт государства и права РАН, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Ассоциация юридических вузов России. На конференции обсуждались различные аспекты проблемы интересов в праве, такие как: влияние интересов на эволюцию права и общества в различные периоды их существования и развития; коммуникации субъектов правового общения как носителей субъективных прав и интересов; взаимообусловленность и взаимодействие частных и публичных интересов в праве; реализация интересов в правотворчестве, правоприменении, а также в образовательном процессе юридических вузов. В настоящем обзоре представлены общая концепция конференции, прозвучавшие на ней основные идеи, фрагменты выступлений участников, в определенной мере отражающие уровень осмысления вынесенной в название конференции проблемы научным юридическим сообществом России и стран ближнего зарубежья.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):138-150
138-150
Лиав Оргад: Культурная оборона нации. либеральная теория прав большинства
Аннотация
Статья представляет собой обзор научной монографии Лиава Оргада «Культурная оборона нации. Либеральная теория прав большинства» (Oxford, University Press, 2015. 273 с.). В рецензии приводятся положения рецензируемой монографии, в которых автор анализирует подходы современных государств к решению проблемы сохранения национальной идентичности перед лицом угрозы, которую представляют большие миграционные потоки. Также делается оценка выводов, к которым автор рецензируемой монографии приходит в результате обзора национального законодательства с позиций конституционализма, в частности, приходя к заключению, что в современных условиях государства зачастую «вынуждены» отказываться от демократических ценностей, что само по себе является абсурдным. Также автор монографии предпринимает попытку обосновать необходимость защиты «прав большинства» наряду с «правами меньшинства», опираясь на основополагающие международно-правовые акты в области защиты прав человека, что также нашло отражение в настоящей статье. В монографии предпринимается попытка определить понятие «национальная идентичность» и что оно означает для каждого отдельного государства на примере таких, как Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды и Соединенные Штаты Америки - в настоящей статье содержится изложение и критическая оценка основных положений, выдвигаемых автором рецензируемой монографии в этом отношении.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):151-153
151-153
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(2):154-157
154-157