Том 14, № 1 (2017)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Гриншкун В.В., Орынбаева Л.К.

Аннотация

Информационные технологии и различные инновационные подходы к совершенствованию школьного образования затрагивают в том числе и процессы личностного развития обучающихся. В государствах СНГ и странах дальнего зарубежья накоплен существенный опыт внедрения инновационных технологий и средств информатизации образования в практику работы школы. Во многих случаях такой опыт интересен и с точки зрения исследования новых подходов к воспитанию школьников. В статье проанализирован международный опыт использования инновационных педагогических технологий и информационных технологий в школьном образовании. Реализация подобных технологий позволяет внести большой вклад в формирование у школьников творческих способностей. Обсуждаются имеющиеся проблемы в школьном образовании в плане обучения и воспитания и пути их преодоления.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):7-16
pages 7-16 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

МЕСТО МАТЕМАТИЧЕСКОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гербеков Х.А., Башкаева О.П.

Аннотация

За последние десятилетия подход к математическим расчетам изменился коренным образом. На смену счетам, арифмометрам, логарифмическим линейкам и калькуляторам пришли компьютеры. Специалист, не умеющий на практике применять знания, производить математические вычисления с помощью компьютера, едва ли может считаться высококлассным. Для того чтобы можно было использовать компьютер для решения математических задач, необходимо построить сначала математическую, а затем и компьютерную модель этой задачи. В статье проводится анализ понятия модели, анализируется место содержательной линии«Формализация и моделирование» в школьном курсе информатики и предлагаются методические рекомендации для повышения эффективности обучения содержательной линии «Формализация и моделирование в школьном курсе информатики». В статье проведен анализ основных понятий линии «Формализация и моделирование» школьного курса информатики, выявлены особенности изучения линии «Формализация и моделирование» в школьном курсе информатики в разных учебниках. Статья будет полезна учителям информатики, а также студентам, изучающим математику, преподавателям, специалистам, по долгу службы сталкивающимся с необходимостью математической обработки данных, созданием математических и компьютерных моделей и интерпретацией полученных результатов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):17-23
pages 17-23 views

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кувшинова Е.Н.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме готовности будущих учителей информатики к разработке технологических карт уроков, отображающих основные требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) к планированию и организации учебного процесса с учетом системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрывается содержание системно-деятельностного подхода в обучении, универсальных учебных действиях. Рассматриваются основные блоки технологической карты урока информатики. Излагается содержательный блок технологической карты урока информатики, определяемый учебным материалом, который обеспечивает достижение планируемых предметных результатов обучения, а также формирование и развитие универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков, ИКТ-компетенций, компетенций учебно-исследовательской и проектной деятельности. Анализируются предметные результаты обучения, к которым относятся умения, специфические для учебного предмета, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [10]. Обсуждается поэтапная подготовка будущих учителей информатики к разработке технологических карт уроков.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):24-33
pages 24-33 views

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Сурхаев М.А., Гербеков Х.А., Кубекова Б.С.

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы использования дистанционной формы обучения на занятиях по математике, а также требования к ИКТ-компетентности учителя математики в условиях информационно-образовательной среды образовательной организации. Требования к ИКТ-компетентности учителя сформулированы в профессиональном стандарте педагога и обусловлены тем, что огромный потенциал информационно-образовательной среды образовательной организации остается нереализованным, как правило, из-за того, что не хватает учителей, способных и готовых использовать возможности новой образовательной среды для повышения эффективности образовательного процесса. Если сегодня общепользовательская ИКТ-компетентность, включающая в себя знание основ аппаратного и программного обеспечения компьютера как инструмента работы в современном информационном пространстве и необходимая учителю для работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, уже находится на достаточном уровне у большинства педагогов, то общепедагогическая и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность оставляет желать лучшего. Общепедагогическая и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность необходимы учителю, в частности, для внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Внедрение дистанционного обучения позволяет увеличивать долю самостоятельной работы учащихся и активизировать, развивать способность поиска, анализа и обобщения информации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):34-41
pages 34-41 views

О ПИРАМИДАЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Сенашенко Д.В., Сенашенко М.Д.

Аннотация

В статье рассматриваются современные методики дистанционного обучения в корпоративном секторе. По специфике применения описанных методик делается их классификация и проводится рассмотрение их специфических отличий. Основываясь на особенностях применений данных методик и учитывая особенности организации обучения в высшей школе, авторы делают вывод об их предпочтительных сторонах, которые могут быть использованы в дистанционном образовании. Далее в статье с учетом вышеизложенных факторов описывается инновационная методика формирования образовательных программ. В связи со схожестью визуализированного внешнего вида с пирамидами для данной методики вводится название «пирамидальная». Предлагаемая авторами методика является синтезом лучших особенностей, описанных ранее в статье методик для онлайн-обучения. В дальнейшем дается ее подробное описание и проводится предварительный анализ применимости данной методики к процессу обучения в Российской Федерации. В ходе анализа дается описание восьми предполагаемых авторами проблем дистанционного образования высшей школы, которые может помочь решить данная методика.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):42-48
pages 42-48 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Корнилов В.С.

Аннотация

В статье обращается внимание на тот факт, что у студентов высших учебных заведений физико-математических и естественно-научных направлений подготовки при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений развивается математическая интуиция, являющаяся важной компонентой их творческого потенциала. Математическая интуиция помогает студентам осознать физический смысл исследуемой прикладной задачи, выбрать эффективные методы математической физики для решения обратной задачи для дифференциальных уравнений. Математическая интуиция развивается у студентов при решении различных нетипичных математических задач, которыми являются обратные задачи для дифференциальных уравнений. Среди таких учебных заданий - построение системы интегральных уравнений обратной задачи для дифференциальных уравнений, доказательство условной корректности решения обратной задачи для дифференциальных уравнений, построение разностного аналога обратной задачи для дифференциального уравнения; нахождение численного решения обратной задачи, доказательство сходимости приближенного решения обратной задачи к точному решению, обоснование идеи доказательства корректности (условной корректности) решения обратной задачи для дифференциальных уравнений, формулировка логических выводов прикладного или гуманитарного характера на основе проведенного исследования обратной задачи и другие учебные задания. В процессе такого обучения у студентов формируется система фундаментальных знаний в области обратных и некорректных задач, они приобретают новые научные знания в области прикладной и вычислительной математики, развивают математическую интуицию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):49-58
pages 49-58 views

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДВУЗОВСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Пыхтина Н.А.

Аннотация

Стремление повысить международную конкурентоспособность российской системы высшего образования на глобальном уровне за счет увеличения числа иностранных студентов приводит к необходимости актуализации проблем предвузовской подготовки для успешного продолжения обучения по образовательным программам высшего образования на русском языке. Предвузовская математическая подготовка иностранных студентов формирует предметные компетенции, а также навыки владения научным стилем речи, такие необходимые в учебно-научной среде вуза. В данной статье выделены некоторые особенности предвузовской математической подготовки иностранных студентов. Важным элементом организации учебного процесса является разработка методического обеспечения курса «Математика» для подготовительного отделения вуза. На примере такого важного раздела курса «Математика» на этапе предвузовской математической подготовки иностранных граждан, как теория множеств показаны особенности преподавания математики.Также уделено внимание таким аспектам преподавания математики иностранным студентам, как включение текстовых математических задач в программу курса «Математика» для развития лексических навыков и умений, а также организации самостоятельной работы студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий. В статье говорится о сборнике упражнений и задач для курса «Математика» для иностранных граждан, обучающихся на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования, приводятся темы курса.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):59-68
pages 59-68 views

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛ

Глизбург В.И., Перевезенцева О.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессиональной и тьюторской компетентности учителя, тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ. Сформулированы основные требования к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ, условия готовности учителя к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ. Предложен теоретический анализ понятий информационной компетентности, тьюторской компетентности. Обозначено, что в структуре информационной компетентности должен существовать элемент, связанный с мотивацией, потребностью и интересом к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации. Сформулированы ключевые показатели определения понятия информационной компетентности тьютора. Авторы статьи отмечают, что информация и работа с ней являются в современном образовательном и информационном пространстве школ обязательными компонентами педагогической деятельности как системы. Проанализированы и представлены на базе авторского опыта возможности применения информационно-образовательной оболочки Moodle с позиций тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ, сформулированы основные элементы и ресурсы оболочки Moodle с описанием из реализации на практике. В частности, раскрыты образовательные ресурсы информационно-образовательной оболочки Moodle для дистанционного сопровождения обучающегося. В статье представлено описание разработанной авторской модели тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):69-75
pages 69-75 views

ПРОЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Яценко А.И.

Аннотация

В статье рассматривается практика применения информационных технологий в образовательном процессе в условиях информатизации образования. Актуальность рассматриваемого в статье вопроса подтверждается тенденцией повсеместного внедрения информационных технологий в образование как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Инструментарий информационных технологий позволяет в значительной степени повысить качество обучения. В связи с этим в статье приведены примеры использования различных информационных систем в целях администрирования образовательного процесса, рассмотрены их преимущества и недостатки, а также сформулирована проблема отсутствия интегрированной информационной системы. Вместе с тем развитие информационных технологий ориентировано в сторону Всемирной сети, куда имеет доступ обширная аудитория пользователей. Образовательные учреждения вовлечены в электронный процесс, поддерживаемый электронной средой развития образования. В результате исследования вышеуказанной проблемы и анализа перечисленных тенденций в статье предложен проект оптимизации управленческой функции образовательного учреждения путем использования интегрированной информационной системы в сети интернет.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):76-82
pages 76-82 views

ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ

Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б.

Аннотация

В статье рассмотрены возможности информационно-коммуникационных и дистанционных технологий и предложены модели их использования в учебном процессе вуза. Нынешнее общество переходит к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Сферы образования России и тенденции формирования общества требуют безотлагательных решений проблем обгоняющего развития системы образования на основе информационных технологий, организацию в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает существенную трансформацию содержания, методов и организационных форм образования. При этом должна быть решена проблема содержания образования на современной фазе, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, педагогов и образовательной среды. Формирование новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование. На достижение этих целей направлено интернет-образование, которое можно определить как образование обширных слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет. Модель интеграции заочной и дистанционной формы обучения с помощью информационно-коммуникационных и дистанционных технологий используется для предоставления образовательных услуг студентам дистанционной и заочной формы обучения. Электронный учебный курс на базе платформы дистанционного обучения используется для предоставления учебно-методических материалов и проверки выполненных заданий, предоставления оперативных консультаций, объявлений и т.д.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):83-91
pages 83-91 views

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ

Веселовская Ю.А., Кузина Н.Г., Сидорова Н.В.

Аннотация

В статье излагаются методические аспекты формирования интернет-культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы, оценка и анализ уровня интернет-культуры (мотивационно-ценностный критерий) на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы. Раскрываются составляющие интернет-культуры (информационная, коммуникативная и нормативно-поведенческая) в соответствии с мотивационно-ценностным, когнитивным, инструментально-деятельностным критериями. Использовалась диагностика, направленная на осознание значимости информационных и интерактивных видов деятельности в сети Интернет, а также на формирование системы знаний и понимания возможностей, преимуществ и недостатков, положительных и отрицательных характеристик виртуальной коммуникации и информационной деятельности в сети Интернет. Для определения уровня сформированности интернет-культуры у старшеклассников в соответствии с мотивационно-ценностным компонентом в рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента исследования использовался метод наблюдения, оценки и диагностики. Обращается внимание на то, что внедрение в образовательный процесс разработанной системы педагогических условий с целью формирования интернет-культуры старшего школьника действительно способствуют повышению уровня достижений учащихся старших классов по мотивационно-ценностному критерию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):92-99
pages 92-99 views

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО- ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И НАЦИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ

Оюунтуяа Д., Бэгз Н.

Аннотация

В работе рассматривается перспективное направление использования информационных технологий в высшем образовании и науки - проблемно-ориентированные информационно-вычислительные системы (ПОИВС). Дается описание структуры ПОИВС, показано их значение для развития национальных образовательных систем и национальных научных школ. При описании концептуальной структуры ПОИВС выделены ее составные части: ядро системы ПОИВС, собственно ИС, аналитическая часть, дискуссионная часть, вычислительная система. Перечислены функции, выполняемые каждой компонентой ПОИВС. Показано, что использование ПОИВС при реализации подготовки в системе высшего технического образования (ВТО) Монголии на основе компетентностного подхода (КП) позволит успешно формировать математическую культуру (МК), информационно-математическую культуру (ИМК), профессиональную математическую компетентность (ПМК) и профессиональную информационно-математическую компетентность (ПИМК) национальных технических кадров.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):100-107
pages 100-107 views

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Керимбаева Б.Т., Ниязова Г.Ж., Кая К.

Аннотация

В статье предпринята попытка определить роль и изучить особенности функционирования английского языка в системе высшего образования. Состояние сферы образования Республики Казахстан и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе компьютерных технологий и создания в стране единой образовательной информационной среды. В условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации важно развивать интерес к получению знания, к непрерывному самообразованию в течение всей жизни. Интенсивные преобразования в обществе, вызванные развитием современных образовательных технологий, обусловили потребность в изменении системы образования. Главной задачей обучения является достижение нового, современного качества образования. Модернизация казахстанского образования определяет основную цель профессионального образования как подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения современных методов обучения. Все большее внедрение новых компьютерных технологий и применение компетентностного подхода в учебном процессе Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави способствует повышению эффективности процесса обучения английскому языку.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):108-113
pages 108-113 views

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ризаходжаева Г.А.

Аннотация

Основополагающей идеей современного образования является интеллектуализация, глобализация процесса подготовки будущих специалистов. Институты образования могут достигнуть этих целей только через использования инновационных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Следует отметить, что внедрение ИКТ в процесс формирования коммуникативной компетенции специалиста позитивно влияют на качество изучаемого материала, развивают навыки говорения и аудирования на реальном коммуникационном уровне, развивают навыки чтения и письма и способствуют проявлению множества других языковых навыков студентов, будущих специалистов в области туризма. При создании атмосферы обучения на основе ИКТ и посредством использования активных методов обучения и внедрения различных технологий обучения значительно возрастает уровень профессиональной коммуникативной компетенции студентов: специальные персональные и профессиональные знания, развивается информационная культура; лингвистические знания и умения; навыки вербальной коммуникации и правильного поведения при общении; умение правильно анализировать ситуацию и своевременно принимать те или иные решения; креативный подход в решении поставленных задач; способность критического анализа информации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(1):114-120
pages 114-120 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах