ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы использования дистанционной формы обучения на занятиях по математике, а также требования к ИКТ-компетентности учителя математики в условиях информационно-образовательной среды образовательной организации. Требования к ИКТ-компетентности учителя сформулированы в профессиональном стандарте педагога и обусловлены тем, что огромный потенциал информационно-образовательной среды образовательной организации остается нереализованным, как правило, из-за того, что не хватает учителей, способных и готовых использовать возможности новой образовательной среды для повышения эффективности образовательного процесса. Если сегодня общепользовательская ИКТ-компетентность, включающая в себя знание основ аппаратного и программного обеспечения компьютера как инструмента работы в современном информационном пространстве и необходимая учителю для работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, уже находится на достаточном уровне у большинства педагогов, то общепедагогическая и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность оставляет желать лучшего. Общепедагогическая и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность необходимы учителю, в частности, для внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Внедрение дистанционного обучения позволяет увеличивать долю самостоятельной работы учащихся и активизировать, развивать способность поиска, анализа и обобщения информации.

Полный текст

Математики использовали самые передовые технологии своего времени как для решения актуальных задач своего времени, так и для обучения математике подрастающего поколения на протяжении всей истории. Математические ин- струменты абак и счеты являются прообразами современных компьютеров. Со- временные компьютерные технологии могут быть использованы в процессе об- учения математики для активизации познавательной деятельности и демонстра- ции связи обучения с практикой.Ассортимент образовательных технологий, применимых к математике, огро- мен. Множество аппаратных средств, программного обеспечения и онлайн-при- ложений может быть реализовано как в обычных, так и в новых способах, при- менимых для успешного обучения математике. Большое преимущество обеспе- чивает прочное логическое обоснование технологии в образовании, в том числе такие преимущества, как повышение доступности, интерактивности и диффе- ренциации обучения. В математике студенты могут проявлять более высокую концептуализацию, чтобы сосредоточиться на принятии решений, рефлексии, рассуждении и решении задач, например, путем манипулирования переменными уравнения и наблюдать за графическими результатами в интерактивной программ- ной среде. Вместо того чтобы тратить значительное количество времени в классе на вычисления, студенты могут сосредоточить внимание на навыках более высо- кого уровня.Федеральные государственные образовательные стандарты начального, ос- новного и полного (среднего) общего образования, высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», а также профессиональный стандарт педагога уделяют большое внимание использованию информационных технологий в математиче- ском образовании. Применение современных технологий - это ключ к повы- шению эффективности обучения, перехода на новый уровень обучения матема- тике.Профессиональный стандарт педагога включает в себя требования к ИКТ- компетентности педагога. ИКТ-компетентность педагога является многоуров- невой и включает в себя общепользовательскую ИКТ-компетентность, общепе- дагогическую ИКТ-компетентность и предметно-педагогическую ИКТ- компетентность. Причем предметно-педагогическая ИКТ-компетентность рас- шифрована очень подробно именно для учителя математики.Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя знание основ аппаратного и программного обеспечения компьютера как инструмента работы в современном информационном пространстве; умение использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера для работы с текстовой, числовой, гра- фической, звуковой и видео информацией; владение навыками работы с ком- пьютером как средством управления информацией.Общепользовательская ИКТ-компетентность нужна учителю для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего об- щего образования, а именно для работы с текстовыми редакторами, электрон- ными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудо- ванием.Общепедагогическая ИКТ-компетентность подразумевает знание особенно- стей циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве; умение создавать и применять в своей профессиональной деятельности цифровые образовательные ресурсы, а также использовать современные информационно- коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локаль- ные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа инфор- мации, необходимой для подготовки и проведения занятий, использовать обу-чающие программы и контролирующие программные средства для контроля и диагностики образовательных результатов; владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, создания баз данных и использования ресурсов сети Интернет для решения общепедагогических задач.Общепедагогическая ИКТ-компетентность нужна учителю для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего об- щего образования, а именно для решения следующих задач:применение современных информационных технологий, а также цифровых образовательных ресурсов;проведение учебных занятий с опорой на достижения современных инфор- мационных технологий;использование современных способов оценивания в условиях информаци- онно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность подразумевает знание основ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сущности и структуры информационно-образовательной среды образовательной органи- зации; умение проводить анализ возможностей современных инновационных технологий для достижения образовательных результатов, проектировать обра- зовательный процесс на основе методически обоснованного использования элек- тронных образовательных ресурсов; владение способностью проводить эксперт- ную оценку средств ИКТ с точки зрения потребности образовательного процес- са в их привлечении и оценивать программное обеспечение и перспективы использования с учетом решаемых предметно-педагогических задач, готовно- стью ориентироваться в современном информационном пространстве и органи- зовать информационное взаимодействия со всеми участниками образовательно- го процесса с использованием средств телекоммуникаций.Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность нужна учителю математики для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основ- ного и среднего общего образования, а именно для решения следующих задач:формирование информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей ребенка;формирование у обучающихся умения применять средства информацион- но-коммуникационных технологий при выполнении задач и примеров;профессиональное использование элементов информационной образова- тельной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации;использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;использование информационных источников, отслеживание и мониторинг последних открытий в математике и ознакомление с ними обучающихся.Одной из главных задач формированию предметно-педагогической ИКТ- компетентности учителя математики является задача развития навыков исполь- зования информационно-коммуникационных технологий при решении матема- тических задач.Организация учебных занятий по математике на основе информационных технологий либо с использованием их элементов (тестовые программы, электрон- ные учебники, компьютерные презентации и пр.) с учетом санитарно-гигиени- ческих требований к данному виду учебных занятий, создание или использование (доработка) завершенного проекта тестовой обучающей программы по матема- тике, создание набора презентаций для использования на занятиях - вот непол- ный перечень функций учителя математики для выполнения которого необхо- димо обладать предметно-педагогической ИКТ-компетентностью.Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к интел- лектуальному развитию учащихся, в частности посредством изучения математи- ки. Одним из вариантов эффективного решения этой задачи является использо- вание современных информационно-коммуникационных технологий. Интернет- викторины, олимпиады, конкурсы становятся все популярными и востребованными формами работы учащихся, а участие в них способствует фор- мированию и развитию умственных способностей, в частности критического мышления учащихся.Одним из наиболее распространенных способов использования возможностей информационно-коммуникационной образовательной среды, который набира- ет популярность в последнее время, является дистанционная форма обучения.Дистанционное обучение в России с 1994 года получило государственную под- держку и стало широко внедряться в практику подготовки специалистов различ- ного профиля. Сегодня в режиме интернет-обучения повышают свой образова- тельный уровень школьники, студенты системы среднего профессионального образования, студенты вузов, специалисты на различных курсах повышения ква- лификации и переподготовки кадров.Развитие дистанционной формы обучения обусловлено, во-первых, возросшей необходимостью в кратчайшие сроки подготовки большого числа специалистов, способных работать в изменяющихся экономических условиях, во-вторых, рас- пространением и доступностью информационно-коммуникационных технологий. Первое, в свою очередь, объясняется тем, что появилось много специалистов активного, трудоспособного возраста различного профиля, готовых открыть соб- ственное дело. Сегодня поводятся дистанционные конкурсы с использованием электронной почты и образовательных порталов, с помощью которых происходит размещение информации о проекте, получение заданий и отправка ответов. Уча- щиеся, получив задания, выполняют их, в частности, используя данные удален- ных энциклопедий и другой литературы, а также ресурсы Интернета. Это быстрый и одинаково доступный способ реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал и для жителей большого города, и для учащихся из сельских школ.Наиболее перспективной для использования при обучении математики явля- ется модель обучения на основе интеграции очной и дистанционной форм. В дан- ной модели часть обучения проходит очно, часть переносится в дистанционный режим. Интеграция очной и дистанционной форм обучения открывает новые возможности для достижения новых образовательных результатов, повышения качества образовательных услуг, формирования ключевых учебных компетенций. Появляется возможность самостоятельно работать в компьютерном классе поиндивидуальным программам, проходить выбранные курсы, углублять знания, ликвидировать пробелы в знаниях, изучать дополнительные материалы и полу- чать очные консультации учителя.Дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся с целью развития моти- вации к изучению математики, выявления одаренных детей, активизации их по- знавательной деятельности и методической поддержки внеклассной работы по различным школьным дисциплинам, в частности математики. Дистанционные конкурсы помогают углублять знания, помогают совершенствовать умения ра- ботать с использованием информационно-коммуникационных технологий, уме- ния самостоятельно искать, анализировать и обобщать полученную информацию. Предлагаемые задания обычно носят творческий характер. Учащимся необходи- мо проявить эрудицию и смекалку, а также умение быстро находить нужную ин- формацию. Это способствует формированию и развитию такой ключевой сегод- ня компетенции как информационная компетенция.Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах дает учащимся возмож- ность соревноваться со своими сверстниками как на всероссийском, так и на международном уровне. Это способствует повышению самооценки учащихся, учебной мотивации, личностному росту, росту уверенности в своих силах и воз- можностях, смелости в реализации новых проектов, инициативности. Важно, что дети хотят и могут работать, предлагают новые интересные темы для выполнения конкурсных работ. Кругозор их расширяется, творческие способности развива- ются - они заняты интересным делом. Главная цель такой работы - активизация познавательной деятельности учащихся, переход ее на более высокий исследо- вательский или творческий уровень.

×

Об авторах

Магомед Абдулаевич Сурхаев

Дагестанский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: surhaev@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий

ул. М. Ярагского, 57, Махачкала, Республика Дагестан, Россия, 367003

Хамид Абдулович Гербеков

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Email: hamit_gerbekov@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой алгебры и геометрии

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

Бэла Сапаровна Кубекова

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Email: kubekova.bela@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры алгебры и геометрии

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

Список литературы

  1. Гербеков Х.А., Кубекова Б.С., Чанкаева Н.М. Использование информационных технологий в обучении математике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 3. С. 78-84.
  2. Коньков Е.В. Использование дистанционной формы обучения на занятиях по информатике в 5-7 классах: дисс. … канд. пед. наук. М., 2011. 171 с.
  3. Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
  4. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. 2010. № 4. С. 3-11.
  5. Магомедов Р.М., Сурхаев М.А. Предпосылки изменения компонентов методической подготовки будущего учителя информатики // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014. № 1 (9). С. 22-25.
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
  7. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М. Модернизация системы подготовки будущих учителей в условиях информационно-образовательной среды // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 2. С. 96-97.

© Сурхаев М.А., Гербеков Х.А., Кубекова Б.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах