Pedagogical works in social media as a resource for teacher professional development
- Authors: Pustylnik Y.Y.1
-
Affiliations:
- Federal Institute for the Development of Vocational Education and Traning
- Issue: Vol 22, No 3 (2025)
- Pages: 304-314
- Section: EVOLUTION OF TEACHING AND LEARNING THROUGH TECHNOLOGY
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/46157
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-3-304-314
- EDN: https://elibrary.ru/QTVJLS
- ID: 46157
Cite item
Full Text
Abstract
Problem statement. The increasing engagement of educators in sharing authorgenerated content on social media necessitates an examination of emerging paradigms for disseminating educational knowledge. This study investigates the conditions for teachers’ professional development through the publication of original teaching materials. Methodology. This study investigates the conditions for teachers’ professional development through the publication of original teaching materials. Employing a mixed-methods content analysis of 40 primary school teachers’ accounts on VK and Telegram (2022-2024), the research explores the characteristics of professional learning communities centered around teacher-authors. The methodological basis of the research is the ontological and acmeological approaches. Results . Social media have become the most important communication channel for teachers and a platform for the voluntary association of teachers in professional online communities for the distribution of original pedagogical works. The author describes the monetization framework and legal aspects of publishing educational materials, the results of the analysis of the main distribution models, including: crowdfunding for the development of educational content; access to resource libraries by subscription; digital licensing of pedagogical materials; premium content in closed communities. It is noteworthy that significant content remains in the public domain. Conclusion . The study concludes that evolving knowledge dissemination ecosystems - particularly through controlled commercialization - enhance digital literacy acquisition, pedagogical innovation capacity, professional identity as content creators.
Full Text
Постановка проблемы. Стремительное развитие цифровых технологий, коммуникационных платформ и социальных медиа оказало заметное влияние на коммуникативные практики в образовательной сфере [1], а наряду с общим повышением цифровой грамотности привело к появлению уникального цифрового образовательного контента. Востребованность авторских произведений литературы, науки и искусства, созданных педагогами для целей образования (далее - педагогических произведений), рост активности педагогов в их создании является глобальной тенденцией, следствием цифровизации образования. Это подтверждается, в частности, увеличением числа интернет-платформ, специализирующихся на обмене педагогическими произведениями, активностью их пользователей. Платформа Teachers Pay Teachers, созданная в 2006 г., сегодня имеет свыше 7 млн зарегистрированных пользователей, активность которых измеряется сотнями тысяч посещений в день. Множество аналогичных платформ существует в мире, они предлагают педагогам привлекательные условия сотрудничества, удобный интерфейс, гибкие инструменты монетизации. В настоящее время в России отсутствует специализированная площадка для распространения педагогических произведений на русском языке и на языках народов России, хотя возможность такой разработки неоднократно обсуждалась, и отдельные подходы уже воплощены при создании платформ Московской электронной школы, Российской электронной школы, портала «Инфоурок». Для насыщения цифровой образовательной среды авторскими дидактическими пособиями российские педагоги активно используют доступные цифровые инструменты и сервисы [2]. При этом не происходит копирования западных образцов, новые способы распространения педагогического знания формируются на основе характерных для российской педагогики традиций безвозмездного обмена знаниями. Однако нельзя отрицать интерес педагогов к возможности получения вознаграждения за результаты интеллектуального творческого труда по созданию авторских дидактических пособий и программно-методических материалов. В современной российской педагогической науке активно развиваются исследования, посвященные процессам глобализации, конвергенции в образовании. Значительное внимание уделяется изучению воспитательного потенциала цифровой образовательной среды, социальные сети рассматриваются как специфическая среда социализации молодежи. Отдельным направлением является разработка теории и методики формирования цифровых компетенций педагогов и подготовки будущих учителей к применению новых технологий. Несмотря на значимые научные достижения в осмыслении трансформационных процессов в цифровом образовательном пространстве, очевиден дефицит системных психолого-педагогических исследований специфики личностного и профессионального развития педагогов как авторов блогов в социальных сетях, что можно объяснить новизной этих коммуникативных практик. Данное исследование посвящено изучению опыта применения цифровых инструментов и сервисов для публикации педагогических произведений, созданных школьными учителями (на примере учителей начальных классов), в социальных сетях и мессенджерах. Мы фокусируемся на финансово-экономическом и нормативно-правовом аспектах проблемы распространения педагогических произведений в социальных медиа. В связи с этим в статье используется термин «коммерциализация», который в контексте исследования понимается как создание условий для получения педагогом материального или нематериального вознаграждения за создание и распространение авторского педагогического произведения. Цель - выявление условий профессионального развития учителей через публикацию авторского контента. Методология. Статья построена на результатах эмпирического исследования, проведенного в 2022-2024 гг. в социальной сети «ВКонтакте» и в мессенджере «Телеграм» методом количественно-качественного контент-анализа материалов публикаций российского интернет-сегмента. Эмпирическую базу исследования составили аккаунты 40 блогеров из числа учителей начальных классов, 65 % учителей-блогеров из выборки одновременно ведут свой аккаунт в «Телеграме» и в «ВКонтакте». Методологическая основа исследования - онтологический и акмеологический подходы. Результаты и обсуждение. Создание авторских педагогических произведений всегда отличало творчески работающих педагогов, а в цифровую эпоху приобрело массовый характер, стало неотъемлемой частью профессиональной педагогической деятельности. К числу авторских педагогических произведений относятся разнообразные дидактические пособия: компьютерные презентации, рабочие тетради и листы, карточки заданий, визуальные опоры и др. Цифровые технологии облегчают как процесс создания педагогического произведения, так и распространения его копий, одновременно обостряя проблему охраны авторских прав и получения авторского вознаграждения. С позиций акмеологического подхода создание педагогических произведений является дескриптором профессионального развития педагога [3]. Можно рассматривать педагогические произведения в качестве результатов освоения новых способов действий, «развития творческого потенциала, обеспечивающих достижение акмеологического уровня профессионального мастерства в процессе преодоления синхронически возникающих проблемно- конфликтных ситуаций» [4, с. 10]. Так, разработка авторских дидактических пособий часто сопровождает эвристическую рефлексию учителя по поиску способов индивидуализации образовательного процесса с учетом социально- педагогического контекста. Создание педагогического произведения далеко не всегда сопровождается публикацией. В XX в. возможности публикации педагогических произведений школьных учителей были ограничены учебным книгоизданием и публикацией статей в научно-методических журналах. С развитием интернет-платформ появились новые возможности. Стимулами к их освоению стали как профессиональный интерес, так и возможность продемонстрировать профессиональные достижения [5], уровень мастерства, например в процессе аттестации. Творческий подход к созданию контента веб-сайта демонстрировал лучшие профессиональные качества и достижения учителя его коллегам, обучающимся, местному сообществу. Однако публикация педагогических произведений в социальных медиа, в отличие от учебных изданий и статей в научно-методических журналах, создает как новые возможности профессионального роста, так и новые вызовы, профессиональные риски. Помимо технических трудностей, связанных с созданием и актуализацией контента, владельцы персональных сайтов столкнулись с двумя ключевыми проблемами: отсутствием механизмов справедливого вознаграждения за интеллектуальный труд и неконтролируемым распространением их авторских произведений в Сети, с плагиатом. Сегодня информация на персональных сайтах учителей (за редким исключением) сведена к минимуму, контент не обновляется. В дальнейшем особым типом агрегаторов педагогических произведений стали веб-сайты, которые специализировались на выдаче учителям сертификата о публикации описания их профессионального опыта. В ходе аттестации на квалификационную категорию такая публикация приравнивалась к статье в научно-методическом журнале, давала дополнительные баллы, но веб-сайт не обеспечивал охрану авторских прав: процесс подготовки к публикации на многих сайтах был максимально упрощенным, не сопровождался рецензированием и проверкой текста на оригинальность, файлы не были защищены от копирования; авторы не получали вознаграждения, а напротив, платили за публикацию своего материала [6]. Параллельно развивались ресурсы видеохостингов [7], особенно популярными они стали у педагогов со сложившейся «авторской системой деятельности» [8], которые могли продемонстрировать авторские методические приемы, доходчиво объяснить сложный учебный материал. Видеохостинги, к примеру YouTube, имели встроенные платформенные механизмы, настроенные на охрану авторских прав: они не позволяли дублировать видеоролики и использовать музыкальные композиции без разрешения правообладателей. Коммерциализация аккаунта педагога на видеохостинге могла осуществляться за счет повышения узнаваемости, «экспертности» автора, а также за счет размещения рекламы. В последние годы важнейшим каналом коммуникации учителей стали социальные сети и мессенджеры [9]. Их характеризуют гибкие технологические решения и интуитивно понятный интерфейс, разнообразные возможности распространения оригинального авторского контента на коммерческой основе - от прямых продаж до рекламных интеграций. В 2022-2024 гг. появились примеры успешной коммерциализации авторских педагогических произведений, созданных педагогами, в том числе учителями начальных классов, в социальной сети «ВКонтакте» и в мессенджере «Телеграм». Коммерческое и некоммерческое распространение в популярных социальных медиа авторских педагогических произведений значительно отличается от модели, на которой строятся продажи товаров на маркет-плейсах. Основное отличие заключается в том, что на коммуникационных площадках социальных медиа педагоги добровольно объединяются в профессиональное сообщество [10]. Такое сообщество гомогенно (например, объединяются учителя начальных классов), подписчики приходят в сообщество для общения на профессиональные темы с автором аккаунта и другими единомышленниками, для обмена опытом и педагогическими идеями [11], они не планируют совершать покупки. Сообщество создается вокруг лидера мнений, опытного педагога со сформированной авторской позицией [12]: он создает полезный и интересный контент, выступает в роли эксперта и консультанта, инициирует и модерирует обсуждение дискуссионных вопросов в чате, способствует решению проблемных вопросов, выполняет роль наставника [13]. Рост числа подписчиков профессионального сообщества в социальных медиа обеспечивается благодаря уникальному контенту, обновляемому на «внутренней мотивации, которая связана непосредственно с содержанием деятельности, а не побуждается внешними обстоятельствами» [14, с. 38]. В отличие от локальных профессиональных сообществ [15], в сетевых сообществах отсутствует административный контроль. Изначально весь контент распространяется на безвозмездной основе. Однак о необходимость поддержки и развития сообщества рано или поздно ставит вопрос материального вознаграждения авторов за этот нелегкий труд. Современное блогерство предполагает полифункциональность автора: для создания контента автору необходимо выполнять функции редактора, корректора, художника-оформителя, верстальщика, режиссера, звукорежиссера. Вместе с тем российское общество предъявляет жесткие требования к содержанию публичных аккаунтов педагогов. Развитие публичных аккаунтов стало носить характер бизнес-ориентированной задачи, сопряженной с цензурными ограничениями и профессиональными рисками. О трансформации этико-профессиональных установок педагогов в отношении коммерциализации аккаунтов свидетельствует тот факт, что большинство учителей-блогеров стали выступать в социальных медиа под реальными фамилиями, показывать свое лицо на фотографиях и в видеозаписях. В период 2022-2024 гг. зафиксирован рост числа сообществ, применяющих базовые способы распространения педагогических произведений на коммерческой основе; ниже мы кратко охарактеризуем эти способы. 1. Прямой сбор пожертвований на развитие аккаунта. Для сообществ «ВКонтакте» в программное обеспечение платформы интегрирован инструмент VK Donut, обеспечивающий сбор разовых или регулярных микротранзакций; инструмент доступен в базовых настройках сообщества. Подписчикам, которые отправляют финансовые средства, может быть предоставлено право доступа к закрытым материалам. В выборке нашего исследования инструмент VK Donat применяют сообщества «Начальная школа АБВгдейка», «Мои нескучные уроки. Начальная школа», «Уроки вне формата | начальная школа», «Педагогическая копилка | начальная школа» и др. 2. Отличается от первого целевым характером сборов, подобно краудфандингу - сбору средств по подписке на создание конкретного продукта. Учителя-блогеры используют этот способ для распространения авторских педагогических произведений на бумажном носителе. Так, на условиях предзаказа сообщество «Началка-интенсив» организует печать в типографии авторского «Блокнота достижений первоклассника» (автор Е.П. Тихонова). Сообщество Samsik.pedagog практикует заказ по предоплате для тиражирования авторских рабочих тетрадей и прописей (автор А.А. Самсонычева). 3. Продажа права использования произведения в электронном виде. Для этого используется специализированный сайт (интернет-магазин) либо программы-боты, обеспечивающие платный доступ к файлам. Такой способ распространения подходит для разнотипных произведений, которые невозможно или нецелесообразно объединять в комплект. Например, сообщество «Началка-интенсив» предлагает приобрести в электронном виде различные гайды, памятки, сценарии, карточки и тренажеры (автор Е.П. Тихонова). Сообщество «Лоскутки Ксении» распространяет на коммерческой основе опоры, наборы карточек, тренировочные листы для подготовки к ВПР (автор К.А. Качаева). 4. Предоставление пользователю платного доступа к специализированному закрытому каналу (сообществу), в котором создана тематическая подборка дидактических пособий и методических материалов. Такие подборки учителя начальных классов создают для отдельных учебных предметов (например, русского языка, математики, чтения, окружающего мира, технологии) или для всех учебных предметов в одном из классов (1-4) начальной школы. Как правило, оплаченный доступ открывается на срок до окончания учебного года, пользователь получает персонализированную методическую поддержку автора и право скачивания и использования в собственной профессиональной деятельности всех материалов. Завершая обзор, отметим, что кроме перечисленных способов прямого получения авторского вознаграждения существуют ряд косвенных способов коммерциализации аккаунтов за счет рекламы в сообществе. В качестве примеров приведем рекламу авторских учебных изданий (сообщество «Юлия Понятовская. Опыт учителя» рекламирует пособия Ю.Н. Понятовской, которые реализует издательство «Планета») и рекламу образовательных курсов с участием учителя-блогера или с использованием авторских педагогических произведений (сообщество «Моя шкатулка» рекламирует авторский просветительский курс «Подготовка к школе с пособиями «Знания на ладошке» Г. Д. Дегтеревой). Названные способы распространения педагогических произведений на коммерческой основе вполне эффективны, однако они не в полной мере защищают автора от плагиата. Для защиты авторских прав педагоги принимают меры морального характера (объяснение, убеждение, призывы к совести и соблюдению норм корпоративной этики) по отношению к подписчикам, вручную осуществляют мониторинг контента близких по тематике сообществ, вводят правила сообщества и блокируют нарушителей. Технические средства защиты авторских прав российских педагогов пока явно недоста точны. Учителя-блогеры указывают информацию об авторах произведений на обложках, в колонтитулах, в названии файлов, но не практикуют использование водяных знаков и цифровых подписей; файлы не защищены от копирования и изменения. На платформе «Телеграм» уже появились инструменты, ограничивающие возможность пересылки, копирования, изменения, печати файлов, но их использование учителями-блогерами создало бы затруднения в первую очередь для добросовестных пользователей. Развитие блокчейн-технологий, включая создание цифровых токенов и смарт-контрактов, открывает определенные перспективы для защиты авторских прав [16; 17]. Однако на практике российские учителя пока не имеют доступа к простым и эффективным решениям в этой сфере. Предложим для обсуждения дискуссионный вопрос о влиянии распространения педагогических произведений в социальных медиа на профессиональное развитие учителя. На наш взгляд, блогерская деятельность педагогов создает новые импульсы для укрепления внутренней авторской позиции, для личностного и профессионального роста. Этот процесс соответствует акмеологической парадигме непрерывного самосовершенствования, где каждый новый вызов становится ступенью к более высокому уровню профессионального мастерства. Приведем несколько аргументов в подтверждение нашей позиции. Во-первых, труд учителя-блогера сопряжен с профессиональными вызовами, среди которых информационная открытость, риски утраты авторских прав. Постоянное общение с подписчиками дает импульсы для самопознания, личностного и профессионального развития благодаря, с одной стороны, поддержке единомышленников, а с другой - необходимости противостояния хейтерам и пиратам. Отстаивание личных границ и прав, участие в открытом обсуждении сложных профессиональных и общественных вопросов способствуют самоактуализации, укреплению личностной профессиональной позиции, идентичности педагога. Во-вторых, показателями успешного блога является число и активность подписчиков, разнообразие контента, частота его обновления и известность, уникальность оформления и узнаваемый стиль ведения блога, следование интернет-трендам. Учителю-блогеру приходится овладевать новыми навыками, смежными компетенциями для подготовки текстового и визуального контента, анализировать статистику блога, осваивать основы предпринимательства и платежные инструменты, руководить работой команды помощников. В-третьих, профессиональный рост учителей-блогеров сопровождается созданием новых педагогических произведений. Анализ отзывов аудитории и стремление к наиболее полному удовлетворению запросов подписчиков создает стимулы для создания нового контента, пополнения комплектов педагогических произведений для отдельных тем, учебных предметов, классов. Кроме того, ведение блога и распространение авторских педагогических произведений - один из способов быть замеченным издательствами и онлайн-школами; авторы популярных аккаунтов получают профессиональное и общественное признание, входят в состав Совета учителей-блогеров при Общественном совете при Минпросвещения России, Всероссийского сообщества наставников-просветителей. Заключение. Современная цифровая экономика трансформирует традиционные модели распространения педагогического знания. Публикация авторских педагогических произведений в социальных медиа служит способом профессионального позиционирования педагога и способствует укреплению авторской профессионально-личностной позиции. Значительный массив педагогических произведений распространяется в социальных сетях и мессенджерах на безвозмездной основе, при этом результаты исследования убеждают в формировании у российских учителей культуры легальной монетизации результатов творческой интеллектуальной деятельности. В социальных медиа мы выделили следующие базовые способы распространения педагогических произведений на коммерческой основе: - сбор пожертвований на развитие аккаунта; - продажа экземпляров произведений, отпечатанных в типографии за счет средств, собранных по подписке на условиях предоплаты; - продажа права доступа к «цифровым продуктам» - педагогическим произведениям в электронном виде; - подписка на эксклюзивный контент в закрытых каналах. Учителя-блогеры постоянно повышают уровень своей технологической грамотности, понимания основ авторского права, цифрового маркетинга и управления персональным брендом, следят за трендами в социальных медиа. Деловое взаимодействие учителей-блогеров с подписчиками осуществляется с привлечением помощников, использованием различных маркетинговых подходов, автоматизированных систем (интернет-магазины, платежные боты), в различных организационно-правовых формах. Внедрение элементов коммерциализации в деятельность учителей-блогеров позволяет поддерживать профессиональные сетевые сообщества, стимулировать инновационную активность, способствует распространению педагогического знания. При этом наиболее успешными в цифровой среде оказываются те педагоги, кто сумел не просто освоить новые технологии, но интегрировать их в свою профессиональную деятельность, сохранив при этом гуманистическую сущность педагогического труда.About the authors
Yulia Yu. Pustylnik
Federal Institute for the Development of Vocational Education and Traning
Author for correspondence.
Email: y.pustylnik@internet.ru
ORCID iD: 0000-0001-6082-2725
SPIN-code: 8167-9567
Candidate of Pedagogical Sciences, Lead Specialist of the Activity Coordination Department
25 Bolshaya Ordynka St, bldg 1, Moscow, 119017, Russian FederationReferences
- Noskova TN, Pavlova TB, Tumaleva EA, Kulikova SS, Yakovleva OV, Ustyugova TA. Social media and Educational Practices. St. Petersburg: Herzen University Publ.; 2021. (In Russ.) EDN: RBNHMP
- Grinshkun VV, Suvorova TN. Teacher training in the conditions of digital transformation of the education system. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2024;22(1):95–110. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/LPEJ-24-05 EDN BCERXQ
- Ilyasov DF, Burov KS, Selivanova EA, Sevryukova AA. Generalization and dissemination of effective experience as a way of development of teacher’s pedagogical skills. Scientific Support of a System of Advanced Training. 2024;(1):5–28. (In Russ.) EDN: VISSFQ
- Derkach AA. (ed.) Acmeology. 2nd ed. Moscow: RANEPA Publ.; 2006. (In Russ.) EDN: SUEVUL
- Mikidenko NL, Storozheva SP. Adoption of innovations as a factor in the development of the digital educational environment. Pedagogy. 2023;87(10):18–24. (In Russ.) EDN: UTFWTR
- Dodueva SZh. Monitoring of effectiveness of distribution of pedagogues’ methodical works in the Internet. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and Foreign Pedag ogy. 2019;1(3):83–97. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2224-0772-201910019 EDN: DLYWIB
- Kohler S, Dietrich TCl. Potentials and limitations of educational videos on YouTube for science communication. Frontiers in Communication. 2021;6:2–19. https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.581302 EDN: MUUHSO
- Kuzmina NV, Dubrovina LI, Inozemtseva VE. The author’s system of teacher activity in the light of social synergetics and acmeology of quality. Mordovian University Bulletin. 2003;13(3–4):55–61. (In Russ.) EDN: TESYXL
- Nikolaeva MA, Avdyukova AE. Teachers’ blogs on social media as a tool for the prevention of emotional burnout and an ooortunity to develop competencies. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021;(4):104–117. (In Russ.) https://doi.org/10.21510/18173292-2021-94-4-104-117 EDN: REDULD
- Pel NA. Participation teachers in professional learning communities as a factor of professional growth. Scientific Support of a System of Advanced Training. 2024;(1):115– 124. (In Russ.) EDN: EIJZRD
- Patarakin ED. Studying and modeling collaborative activities in online communities. Moscow: Moscow Pedagogical State University Publ.; 2024. (In Russ.) EDN: OUJXYB
- Shelton Ch. “You have to teach to your personality”: caring, sharing and teaching with technology. Australasian Journal of Educational Technology. 2018;34(4):92–106. https://doi.org/10.14742/ajet.3557
- Vasileva OYu, Basyuk VS, Ivanova SV. Mentoring: yesterday, today and tomorrow. Peda gogy. 2023;87(8):5–17. (In Russ.) EDN: QKSBCW
- Minyurova SA. Psychological characteristics of teacher self-development in the profession. Pedagogical Education in Russia. 2024;(3):36–46. (In Russ.) EDN: BXIVIF
- Aparicio-Molina C, Sepulveda-López F. Teacher professional development: perspectives from a research experience with teachers. Revista Electrónic@ Educare. 2023;27(2):1–16. https://doi.org/10.15359/ree.27-2.15870
- Kataeva EV. NFT technology as a copyright protection tool. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022;12(1):147–150. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-12-1-147-150 EDN: KEDPLX
- Ponomarchenko AE. Blockchain technology in of copyright. Legal Concept. 2021;20(4):148–152. (In Russ.) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.4.20 EDN: KDNJBQ
Supplementary files










