GENRE FEATURES OF BLOGS AS ELECTRONIC MEANS OF MASS COMMUNICATION

Abstract


The article is devoted to the communicative field of blogs in their stylistic, genre and dis-course aspects. The urgency of the work is due to the fact that the theory of internet-communicational doesn’t emphasize blog as a separate genre with its own characteristics. The target of research is blog-discourse as a computer-mediated communicative medium, and the scope of research is blog as a macro-genre. The linguist do not separate the blog from other communicative internet-genres, though a new sphere in the internet-communication had been already developed - the studies of virtual genres. The Definition of the blog-genre is complicated by the manysidedness of the internet-blog and by the variety of its study methods. Blog is always a macro-genre of the internet-communication, and a separate publication in blog, named post or posting, forms micro-genres of a blog. And only a diary-blog exists as a macro-genre and has no posts micro-genres. As well as one blog can contain several micro-genres, what is yet more proof that any classification is roughening the true correlation of targets of research. Blogs can also be a medium for building a social network as one of the internet-communication systems and one of the essential parts of the modern internet-discourse.


ВВЕДЕНИЕ Стремительное развитие интернет-коммуникации за последнее десятилетие значительно изменило виды и способы социального общения. Процесс глобализации привел к радикальному переходу от традиционных устных форм коммуникации (разговор в ситуации непосредственного общения лицом к лицу, разговор по телефону, конференция, публичное выступление и др.) к письменно-устным формам общения (чаты, форумы, социальные сети, блоги, микро-блоги, интернетконференции, удаленные семинары, интернет-трансляции и др.). Этот процесс вызвал изменения в коммуникативном поведении: теперь отправителю речи необходимо подумать не что сказать, а что написать, чтобы максимально четко и емко передать свою мысль словами, а свою интонацию и настроение различными формами написания слов, знаками препинания и эмотиконами. Новые тенденции в общении «вживаются» в коммуникативные стратегии по всему миру, постепенно становятся пока что не признанной, но уже привычной нормой. По мнению А.А. Барковича, такие тенденции по отношению к языку носят скорее атрибутивный характер, чем деструктивный: «Текстовые возможности виртуального формата намного расширили лексическую, грамматическую и стилистическую вариативность языка. Совсем не случайно наблюдается широкое распространение в Интернете сленга, аббревиации, акронимов, портманто, эмотиконов и т.д. <...> Однако их спорадическое, обусловленное дискурсивными потребностями использование в интернет-речи не может нанести ущерба единству языковой системы, являясь скорее ее атрибутом» [Баркович 2015: 161-162]. Мы согласны с точкой зрения А.А. Барковича о том, что язык модифицируется за счет новейших тенденций в интернет-коммуникации. Благодаря возникновению все большего количества новых средств компьютерно-опосредованная коммуникация стала неотъемлемой реалией в жизни современного человека. В настоящей статье автор рассматривает коммуникативное пространство блогов в их стилистическом, жанровом и дискурсивном аспектах. БЛОГ КАК ЖАНР ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ Исследователи не выделяют блог как отдельный жанр интернет-коммуникации, хотя для интернет-коммуникации уже сформировалась новая отрасль - виртуальное жанроведение [Горошко, Жигалина URL: http://www.textology.ru/ article.aspx?aid=223]. Так, к медийным параметрам Л.Ю. Щипицина относит: - оформление жанра, т.е. расположение на экране элементов программы и текста; - мультимедийность («креолизованность»), т.е. реализация текста одновременно на нескольких уровнях - вербальном и графическом; - гипертекстуальность, т.е. построение текста из отдельных, соединенных гиперссылками блоков; - интерактивность - способность влиять на содержание и вид электронного ресурса, возможность общаться; - синхронность или квази-синхроность интернет-коммуникации; - количество (межличностная, групповая, массовая коммуникация) и эксплицированность коммуникантов (эксплицированный или анонимный участник коммуникации) [Щипицина 2009: 40-41]. Однако эти характеристики блогов, по мнению Е.А. Баженовой и И.А. Ивановой, не дают полной картины и конкретизации жанровой природы блога. Для этого необходимо исследовать отдельные составляющие блогов - тексты записей (постов) и комментариев [Баженова, Иванова 2012: 125]. Кроме того, необходимо учитывать, что блог - это социально-коммуникативное явление и определяется как совокупность текстов, отражающих социальные потребности коммуникантов во внутригрупповом общении. По мнению Б.Л Бойко, в речевом портрете человека отражается его принадлежность к социальным общностям. «Принадлежность к социальным группам, основной словарь, характерный для речевого поведения их членов, человек сохраняет в индивидуальной речи и демонстрирует его по мере необходимости воссоздания сцен жизни в устном или письменном повествовании» [Бойко 2008: 117-118]. Блогеры как субъекты блог-дискурса создают единое сообщество и формируют лингвистическую субкультуру, собственный социальный вариант языка - язык блогеров, который состоит из подъязыков, например, корпоративных блогеров, блогеров - информационных аналитиков, блогеров-активистов, военных блогеров и др. В свою очередь, читатель блогов выполняет функцию носителя социального контроля. «По мере подготовки текста к публикации оттачивается социальная позиция автора, содержание текста ориентируется на референтную группу. В содержании находит выражение социальная позиция пишущего, форма приводится в соответствие с требованиями норм литературного языка и жанра» [Бойко 2008: 118]. Особенностью публикаций в блоге выступает зачастую (если речь не идет о блогах на официальных интернет-порталах) отсутствие редакторской правки, поэтому тексты в блоге не освобождаются намеренно от социально маркированных речевых средств. К социальным СМИ относит блоги Дана Бойд. По ее мнению, блоги стали «продолжением» человека в пространстве глобальной сети, а не абстрагируют его от общества. Блог становится «цифровым телом» своего автора и тем средством, с помощью которого он осуществляет самовыражение [Boyd 2006 URL: http://reconstruction.eserver.org/Issues/064/boyd.shtml]. Специальное сетевое программное обеспечение блог-среды позволяет людям взаимодействовать друг с другом при помощи гиперссылок, которые функционируют как связующие звенья между блогами. Таким образом, блоги выступают средством формирования социальных сетей - одной из систем интернет-коммуникации и одного из важнейших элементов современного интернет-дискурса. Что касается стиля текстов, размещаемых в блог-среде, то по мнению Т.Н. Колокольцевой, «записи в сетевых дневниках являются стилистически разнородными <...>, могут носить кодифицированный характер и относиться к одному конкретному стилю (например, публицистическому или деловому), однако чаще имеют контаминированный статус, совмещая в себе черты различных функциональных стилей (например, публицистического и разговорного, делового и разговорного)» [Колокольцева 2016: 142]. Особенностью текстов блогов выступает их дискурсивность, выраженная смешением устной и письменной форм общения, наличием эмоциональной нагрузки, опосредованной такими экстралингвистическими факторами как аудио, видео, эмотиконами, а также ситуативной составляющей. МАКРОЖАНР БЛОГА, МИКРОЖАНРЫ ПОСТОВ Макрожанр блога с лингвистической точки зрения имеет следующие характеристики: активное использование в текстах единиц разговорной речи, эллиптических конструкций, наличие дискурсивных признаков, речевой ассимиляции и опущений. В отношении правил орфографии блогеры в основном придерживаются языковых норм, однако в сравнении с официальными интернет-страницами, язык которых полностью соответствует требованиям норм литературного языка, допускаются некоторые отклонения, особенно в частных блогах. Для блог-коммуникации характерно также активное использование особых графико-пунктуационных форм и эмотиконов, графонов, множественного повторения букв, намеренного написания слов прописными буквами с целью привлечения внимания и повышения выразительности письменной речи как эрзац интонации, ударений, высоты голоса и других характерных черт устной речи. Текст блога состоит из отдельных записей, называемых постингом или постом. Особенность такого текста состоит во взаимосвязи и взаимодействии данных (в виде гипертекста) и личностей (социальных связей). Каждый блог - это набор постов, благодаря которым он растет и развивается. Блог без постов - это цифровая оболочка или болванка. Обновление блога за счет новых постов и их хронологический порядок позволяет читателю или блогеру определить временные промежутки между созданием и прочтением текста. При наличии комментариев или репостов можно говорить о диалогичности или квази-диалогичности блог-общения. Содержание и формат каждого поста могут существенно различаться даже внутри одного блога. Законченное повествование состоит из многих отдельных постов, состоящих из текстов и графических (в том числе видео) или аудиальных вставок, объединенных общей идеей или целью. Единых стандартов для того, какие тексты должны быть в блогах, не существует, поэтому блогер сам выбирает стиль, жанр, тематику, оформление своих идиолектичных текстов. Блог может содержать посты о повседневной жизни, политике, личной жизни, о мотивации и т.д., посты могут быть смешаны по тематикам, по стилям и жанрам. Это характеризует их как дискурсивное явление, обладающее всеми признаками спонтанной разговорной речи, всеми признаками письменной речи, а также влиянием внешних факторов на виртуальную языковую личность блогера. Однако посты определенных жанров имеют ряд признаков. Например, в новостном блоге автор использует больше ссылок или интегрирует в свою страницу другие источники, чем автор личного блога-дневника (вывод сделан нами на основе анализа массива блогов, а не единичных случаев). Пост предполагает высокую степень реферативности, которая проявляется через обилие ссылок на внешние интернет-ресурсы и на текст или другие посты внутри одной интернет-страницы или одного блога. Таким образом текст блога - это гипертекст. Это значит, что текст одного поста может оказаться частью другого поста одного интернет-ресурса или разных интернет-ресурсов. Функции гиперссылок разнообразны: они могут расширять информацию, заключенную в тексте поста, путем перехода на страницу с пояснениями или подробным описанием предмета или явления, события или субъекта; они могут быть опубликованы как доказательство или опровержение, например, когда один текст используется для опровержения информации в другом и в текст-опровержение вставлены гиперссылки на источники. Единицы речевого стиля чужеродны в тексте научного стиля. Гиперссылки могут реализовывать функцию социальных связей, в случае если ссылка делается на другой блог, конкретного автора или пользователя социальной сети. По гиперссылкам можно понять, к какому сообществу принадлежит блогер: читатель видит, на кого или на что ссылается автор, и может сделать вывод о принадлежности последнего к определенной социальной группе (ссылки на блоги других авторов), или, например, его политические взгляды (ссылки на интернет-СМИ). Определить жанр интернет-коммуникации в блоге часто бывает достаточно сложно. Это обстоятельство продиктовано в первую очередь тем, что блогеры обычно не являются профессиональными писателями или журналистами и даже внутри одного блога не придерживаются одного жанра. Блог - это оболочка для постов автора или коллектива авторов, а каждый пост, в свою очередь, относится к какому-либо жанру. Блог - это всегда макрожанр интернет-коммуникации, а отдельные публикации в блоге, посты, формируют микрожанры блога. И только блог, выполненный в жанре дневника, существует в форме макрожанра, не имея в себе постов-микрожанров. Руководствуясь принципами определения публицистических жанров А.А. Тертычного [Тертычный 2002], в блогосфере можно выделить следующие макро- и микрожанры, или жанры блогов и постов: Макрожанры блогов Микрожанры постов информационный блог пост-заметка, пост-репортаж, пост - информационная корреспонденция, пост - информационный отчет, пост-некролог аналитический блог пост - аналитический отчет, пост - аналитическая корреспонденция, пост-комментарий, пост-мониторинг, пост-рейтинг, пост-статья, пост - обзор СМИ, пост-прогноз, пост-версия, пост-эссе, пост-рекомендация художественно-публицистический блог пост-очерк, пост-фельетон, пост-памфлет, пост-пародия, пост - сатирический комментарий, пост - житейская исто- рия, пост-эпитафия, пост-анекдот, пост-шутка блог популярных жанров пост-опрос, пост-анкета, пост-рецензия, пост-эксперимент, пост-исповедь и др. блог-дневник дневниковые записи ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ Информационные блоги используется в основном корреспондентами или активистами. Такие блоги могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Содержание жанра информационный блог составляют микрожанры: - пост-заметка - сжатое сообщение о значимом событии в какой-либо сфере (чаще всего такие посты размещаются в микроблогах на платформе Twitter); - пост-репортаж - наиболее информационно-насыщенное сообщение, в котором автор, являясь участником события, погружает читателя во все его детали, однако через призму своего сознания; - пост - информационная корреспонденция - более развернутое, чем заметка, освещение какого-либо единичного события, явления или действия; - пост - информационный отчет - это публикация о событии, совершенном в форме обмена информацией, а именно о конференции, заседании, симпозиуме, собрании и пр. В основе такого материала лежит перечисление и краткое изложение сути обсуждаемых вопросов, имена и фамилии выступавших, а их слова передаются цитатой без искажения смысла; - пост-некролог сообщает о смерти людей, содержит краткую биографию умершего, где и когда прошли похороны и завершается прощальными словами с выражением скорби по умершему. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОГ Макрожанр аналитический блог подразделяется на следующие виды постовмикрожанров: - пост - аналитический отчет - отличается от поста - информационного отчета планом отображения события: цель аналитического отчета заключается в определении взаимосвязи тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент жизни; - пост - аналитическая корреспонденция - публикация, которая также содержит в себе сообщение об одном событии, явлении, пережитом или изложенном автором поста. Однако целью такого поста выступает истолкование события или явления с выяснением его причин, значимости, ценности, прогнозированием его дальнейшего развития; - пост - аналитическое интервью - публикация, созданная методом интервью, содержит вопросы, побуждающие собеседника блогера излагать его знания, представления и мнения о предмете обсуждения, что выявит причинно-следственные связи и оценки обсуждаемого события; - пост-комментарий представляет собой краткое или объемное рассуждение по поводу одного основного вопроса, с помощью которого автор выражает свое отношение, делает собственные выводы; - пост-мониторинг - информационное сопровождение какого-либо явления, систематическое отражение одних и тех же параметров в определенной сфере с использованием различных статистических методов; - пост-рейтинг - сравнительный анализ явлений по определенному признаку, в ходе которого исследуются разные стороны этих явлений, прогнозируется их развитие и т.д.; - пост-статья представляет собой развернутое исследование, предпринятое журналистом по какому-либо важному событию или явлению, где сочетается умелое изложение материала и высокий уровень обобщения. Это жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей [Бекасов 1972: 18-38]; - пост - обзор СМИ - описание публикаций в СМИ, посвященных в целом какой-то определенной тематике, или отдельным сферам жизни; - пост-прогноз рассматривает будущее состояние уже существующих явлений; - пост-версия - публикация, базирующаяся на неполных доказательствах или предположениях автора. Она исключает категоричность выводов и заключений; - пост-эссе - публикация размышлений автора на определенную тему; - пост-рекомендация - развернутые предписания по решению тех или иных задач, содержащие аргументацию, причинно-следственные связи, оценочные и прогностические суждения. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ БЛОГ В макрожанр художественно-публицистического блога входят: - пост-очерк - относится к жанру на стыке журналистики и литературы, в нем соединяются документально-фактологическое и художественное начало. Автор обращается напрямую к читателю, выказывая свое отношение к излагаемому материалу, организуя его на свое усмотрение журналистскими и литературными методами; - пост-фельетон - юмористическое отражение какого-либо факта или явления в художественном стиле изложения с целью его осмеяния; - пост-памфлет - сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла; - пост-пародия - публикация, предназначенная для осмеяния какого-либо общественно-значимого, политического или культурного явления. Основные методы создания пародии - гипербола, гротеск, литота, ирония. Пародирование требует большой точности в повторении нюансов пародируемого явления; - пост - сатирический комментарий - критика определенных недостатков того или иного явления с ярко выраженной целевой установкой автора высмеять феномен, привлекший его внимание. Для этого автор использует сатирическую типизацию, иронию, литоту, гиперболизацию; - пост - житейская история - публикация, близкая по типу текста к рассказу в художественной литературе, но, в отличие от рассказа, носит более документальный характер. Это описание жизни людей, их поступки, различные ситуации, коллизии, то есть все то, что может быть обозначено как «бытие человека»; - пост-эпитафия - публикация, посвященная личности умершего человека. В отличие от некролога, в котором превалирует информационное начало, эпитафия выступает как напоминание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте; - пост-анекдот - короткий шуточный рассказ, опубликованный в блоге, часто не являющийся произведением автора блога, а лишь изложенный им; - пост-шутка - сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. БЛОГ-ДНЕВНИК В блоге-дневнике автор как языковая личность реализует свои коммуникативные потребности и создает свой виртуальный образ. Этот жанр интересен с точки зрения исследования языковой личности в пространстве блог-дискурса. В классическом понимании дневник - это литературное произведение в форме регулярных записей, современных описываемым событиям. Как литературная форма, дневник открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа или автора [Русова 2004: 70]. В отличие от классической дневниковой записи, блог-дневник имеет одну специфическую особенность - интенциональную направленность текстов автора блога на неограниченное число читателей любой или конкретной социальной группы. В своем тексте автор так или иначе выражает свою социально-групповую принадлежность - через лексику, через избранную тематику, через использования групповых интернет-ресурсов и блог-платформ. Таким образом, посылая свои тексты адресантам, блогер рассчитывает на внутригрупповую солидарность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следует отметить, что в одном блоге могут пересекаться несколько микрожанров, что лишний раз убеждает в том, что любая классификация огрубляет истинное соотношение объектов исследования. Например, представляется возможным выделить относительный жанр «новостной блог», в котором будут объединены несколько микрожанров, таких как пост-заметка, пост-репортаж, постстатья и др.

Dmitriy A Shlyakhovoy

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: magistri@mail.ru
14, Bolshaya Sadovaya street, Moscow, 123001, Russian Federation

Shlyakhovoy Dmitriy Alexandrovich, candidate for a degree of PhD, faculty member, department of Germanistics, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; interests: internet-communication, blog-discourse

  • Barkovich, A.A. (2015). Internet discourse: computer-mediated communication: study letter. Moscow: FLINTA: Nauka. (in Russ.).
  • Bazhenova, E.A. & Ivanova, I.A. (2012). Blog as an internet genre. Perm State University Herald: Russian and Foreign Philology, 4(20). (in Russ.).
  • Bekasov, D.G. (1972). Correspondence, article as genres of publication. Moscow: M GU. ( in Ru ss.).
  • Boiko, B.L. (2008). The basic principles of social-group dialects. Moscow: Voennyj universitet. (in Russ.).
  • Goroshko, O.Ig. & Zhigalina, O.O. (2011). Digital Genre: Challengeable and Unchallengeable. Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philology. Social Communications. Vol. 24(63), No. 1. P. 1. 105—124. URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aid=223 (in Russ.). (accessed: 03.11.2016).
  • Kolokoltseva, T.N. (2016). Dialogism in the genres of internet communication (chat, forum, blog). International Journal “Speech Genres”, 16(2), 96—104. (in Russ.). doi: 10.18500/2311-. 0740-2016-2-14-96-104.
  • Rusova, N.Yu. (2004). From allegory to iamb: terminological dict ionary-thesaurus of literature studies. Moscow: FLINTA: Nauka. (in Russ.). Shchipitsina, LYu. (2009). Genres of computer-mediated communication: monograph. Archangelsk: Northern Federal University. (in Russ.).
  • Tertychnyj, A.A. (2002). Genres of periodical press: study letter. Moscow: Aspekt Press. (in R u ss.).
  • Boyd, D. (2006). A Blogger’s Blog: Exploring the Definition of a Medium. Reconstruction , 6(4). URL: http://reconstruction.eserver.org/Issues/064/boyd.shtml (accessed: 02.11.2016).

Views

Abstract - 215

PDF (Russian) - 226


Copyright (c) 2017 Shlyakhovoy D.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.