FEATURES AND BENEFITS OF FOREIGN STUDENTS ONLINE RECRUITMENT

Cover Page

Abstract


In 2017, there have been significant changes in the state educational policy of Russia, whereby the export of education has become an important part of it. Implemented priority project “Development of export potential of Russian system of education” was started. In connection with the tasks special attention should be paid to the recruitment of foreign students, which is a fairly new activity for most national universities. In this modern information and telecommunication technologies have become an increasingly important tool in the recruitment of foreign students. The most popular tools of online recruitment are email, online calculators of training cost, videos, published on the website of the university, virtual exhibition, and virtual tours of the university campus. The article describes in detail the features and benefits of the use of these and other promising technologies of online recruitment that apply to foreign and Russian universities at the present time. It is emphasized that reliance on such technology means pushing the limits of popularity of Russian universities conducive to attracting new students and teachers.


С каждым годом система образования России все больше выходит на международный уровень. По данным ежегодных мониторингов вузов, проводимых Министерством образования и науки России, большинство крупных и ведущих вузов страны постепенно наращивают количество обучающихся в них иностранных студентов и количество российских студентов, осваивающих части образовательных программ за рубежом. Российские вузы все активнее участвуют в реализации программ трансграничного образования [8]. Неслучайными в связи с этим являются решения на государственном уровне, призванные придать подобным тенденциям системных характер. В частности, в 2017 году произошли значительные изменения в государственной образовательной политике России, за счет чего экспорт образования стал ее важной частью. Результатом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 года стала инициация приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [4]. В рамках этого приоритетного проекта была поставлена задача увеличить количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах и средних профессиональных образовательных организациях, в три раза - с 220 тысяч человек в 2017 году до 710 тысяч человек в 2025 году. Число иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций должно вырасти с 1,1 миллиона человек до 3,5 миллиона человек, а количество иностранных школьников, прошедших обучение рамках реализации программ дополнительного образования, должно удвоиться. Важно понимать, что заявленные в рамках приоритетного проекта показатели не имеют аналогов в мире. В последние годы программы поддержки экспорта образования были приняты в целом ряде стран, в числе которых Китай, Япония, Дания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия, Великобритания и другие страны. При этом в указанных программах речь шла максимально об удвоении численности иностранных студентов [4]. В связи со столь масштабными задачами особое внимание должно быть уделено развитию теории и практики рекрутинга иностранных студентов, представляющего собой достаточно новое направление деятельности для большинства отечественных вузов. Относительная новизна деятельности, связанной с рекрутингом, обусловлена исторически сложившейся ситуацией с набором и обучением иностранных студентов еще с советских времен, когда ограниченное количество вузов занималось обучением граждан других стран, а набором иностранных студентов не занимался ни один вуз, поскольку эта функция была возложена на союзные органы управления образованием. С введением показателей, связанных с долей иностранных студентов в российских вузах, в ежегодный мониторинг организаций высшего образования, проводимый Министерством образования и науки России, ситуация кардинально изменилась [1; 6; 7]. В большинстве вузов были сформированы отдельные структурные подразделения, занимающиеся набором и курированием иностранных студентов, в бюджетах образовательных организаций появились отдельные статьи расходов на этот вид деятельности, вузы выработали достаточно эффективные формы и технологии рекрутинга иностранных студентов. По данным всероссийского социологического исследования, проведенного ФГНУ «Центр социологических исследований» в 2015 году, российские вузы используют такие достаточно традиционные методы рекрутинга иностранных студентов, как «размещение информации для иностранных обучающихся на сайте вуза, сотрудничество с иностранными вузами по созданию совместных проектов, открытие филиалов и представительств вуза в наиболее перспективных регионах, сотрудничество с национальными министерствами образования» [5]. Следует учитывать, что в условиях жесточайшей конкуренции вузы во всем мире все активнее используют технологии и средства информатизации в качестве инструмента для повышения эффективности рекрутинга. В частности, исследование «E-Recruiting Practices Report for Four-Year and Two-Year Institutions E-Expectations», проведенное в 2014 году, выявило различные формы онлайнрекрутинга, использовавшиеся государственными и частными вузами в мире в тот период времени [9]. Наиболее популярными оказались такие инструменты и сервисы, как электронная почта, онлайн-калькуляторы расчета стоимости обучения, видеоролики, опубликованные на Интернет-сайте вуза, виртуальные выставки и виртуальные туры по вузовскому кампусу, которые все больше используют в своей работе педагоги [2; 3]. У каждого из таких средств информатизации существуют свои особенности. Виртуальные выставки. Виртуальные образовательные выставки появились сравнительно недавно. Они представляют собой размещенные на специально созданной Интернет-платформе информационные и рекламные материалы вузов. Существуют и национальные виртуальные образовательные выставки, создаваемые для привлечения иностранных студентов, например, виртуальная выставка французской системы образования: http://www.consulfrance-hongkong.org/Studyin-France-Virtual-Education-6602. В настоящее время программное обеспечение для подобных виртуальных выставок создается как вузами, так и специализированными компаниями. Большинство таких компаний предлагают готовый пакет предложений по созданию виртуальных мероприятий и виртуальных туров. Например, американская платформа CollegeWeekLive (https://www.collegeweeklive.com/) предлагает вузам готовые подходы и инструментарий для организации и проведения виртуальных образовательных выставок и онлайн-чатов. Виртуальные туры по университетскому кампусу. По данным исследования «The Increasing Impact of Mobile Trends on College Admissions in 2012» выпускники школ начинают воспринимать виртуальный опыт посещения университета как необходимый: 30% выпускников средних школ, принявших участие в исследовании, отметили, что виртуальные туры обязательно должны быть у университета, а 36% опрошенных заявили, что виртуальные туры им понравились [10]. Таким образом, можно предположить, что виртуальные посещения кампусов вузов с каждым годом будут становиться все более популярным инструментом рекрутинга студентов [11]. Компания YouVisit (https://www.youvisit.com/education/) специализируется на разработке виртуальных туров для организаций. Ее помощью для разработки виртуальных туров по университетским кампусам уже воспользовались более одной тысячи образовательных организаций по всему миру. Растущая популярность виртуальных туров по кампусам вузов связана с тем, что у абитуриентов не всегда есть возможность заблаговременного посещения реального университетского кампуса, при этом для принятия решения будущему студенту крайне важно заранее увидеть будущее место обучения. С учетом этого виртуальные туры все чаще становятся инструментом, используемым ведущими университетами в рамках приемных кампаний по набору отечественных и зарубежных студентов. Безусловно, виртуальные туры проигрывают физическому посещению кампуса университета, но и у них есть несколько значимых преимуществ: потенциальные абитуриенты могут совершить виртуальный тур неограниченное количество раз, выбрать университет и поступить в него без физического посещения, что существенно сокращает их расходы. Во многих случаях виртуальные туры оказываются более детальными и убедительными, чем посещение Интернет-сайта вуза или знакомство с его рекламной брошюрой. Образовательные организации получают возможность рекрутинга студентов из разных стран мира без предварительного физического посещения ими университетского кампуса, а также возможность рекрутинга студентов посредством онлайн-технологий. На разработке программного обеспечения для проведения виртуальных мероприятий специализируется британская компания Ivent (http://www.ivent-uk.com/). Виртуальный день открытых дверей в отличие от реального дня открытых дверей может проводится в любое время и требуемое количество раз. Кроме того, после проведения виртуального дня открытых дверей университет, имея базу данных посетителей этого мероприятия, может инициировать множество дополнительных виртуальных проектов и событий для выстраивания виртуального или реального диалога с потенциальными абитуриентами и их родителями, используя для этого общение в онлайн-чате, виртуальные лекции, онлайн-консультации по вопросам поступления в вуз, виртуальные встречи с выпускниками вуза и другие подобные мероприятия. Массовые открытые онлайн-курсы [англ. - Massive open online courses (MOOCs)]. Использование таких курсов в качестве инструмента рекрутинга иностранных студентов продолжается на протяжении нескольких последних лет. Несколько российских университетов успешно используют эту технологию для привлечения иностранных обучающихся. Обучающие курсы, предусматривающие массовое интерактивное участие за счет применения технологий электронного обучения и предоставления открытого доступа к электронным ресурсам через сеть Интернет, служат одной из эффективных форм современного дистанционного образования. MOOCs появились в 2012 году в Северной Америке и получили бурное развитие в последующие годы. Благодаря размещению MOOCs в открытом доступе все пользователи могут бесплатно ознакомиться с содержанием курса, разработанным тем или иным университетом, что, безусловно, способствует повышению международной известности вуза. Данные различных исследований свидетельствуют, что в обучении с использованием MOOCs часто участвуют потенциальные абитуриенты, которые стремятся более детально познакомиться со спецификой и качеством обучения, а также уровнем профессионализма преподавателей вуза. Важно отметить, что во всех странах наблюдается тенденция, в рамках которой MOOCs разрабатываются, прежде всего, ведущими и престижными университетами. Эта тенденция характерна и для России. На международной платформе Coursera размещены курсы ведущих российских вузов: МГУ, МФТИ, Высшей школы экономики, ТГУ, СПбПУ, СПбГУ и других университетов. Необходимо подчеркнуть, что разработчики и кураторы платформы Coursera публикуют курсы только после довольно тщательной проверки, которая занимает длительное время. Для такой платформы нередки отказы разработчикам в размещении курсов, если предоставленные материалы по мнению кураторов платформы не удовлетворяют фиксированному набору требований. Большинство курсов размещаются на подобных международных платформах на английском языке, но среди размещенных материалов присутствуют курсы и на русском языке, востребованные русскоязычной аудиторией пользователей, в том числе и потенциальных абитуриентов из стран СНГ. Так, в частности, русскоязычный сегмент слушателей для платформы Coursera составляет 3-4% от всех пользователей этой платформы. В апреле 2017 года платформа Coursera содержала 131 онлайн-курс российских университетов, причем в 2016 году их было всего 44. Таким образом, число онлайн-курсов за один год выросло почти в три раза. К сожалению, статистика, сколько абитуриентов, обучавшихся на онлайн-курсах российских вузов, и затем пришедших в эти вузы на обучение, до сих пор не ведется. При этом, известно, что около 40% обучающихся на онлайн-курсах российских вузов, размещенных на платформе Coursera, находятся в России, а большая часть слушателей этих курсов физически находится в других странах. Доля зарубежных слушателей онлайн-курсов отдельных российских вузов превышает указанные значения. Например, на онлайн-курсах Высшей школы экономики на платформе Coursera доля зарубежных слушателей в 2016 года составила более 70% от общего числа пользователей. Для использования MOOCs в качестве инструмента рекрутинга иностранных студентов такие курсы целесообразно создавать на английском языке, они должны быть популярными, практикоориентированными, соотноситься с требованиями рынка труда, поскольку большая часть слушателей обучается в онлайн-режиме в академических и профессиональных целях [12]. Увеличения доли иностранных обучающихся в отечественных образовательных организациях можно достичь, в том числе, за счет повышения эффективности мероприятий, связанных с рекрутингом абитуриентов. Информационные и телекоммуникационные технологии, как это видно из приведенных ранее и других аргументов, могут оказаться существенным подспорьем в этой сложной многогранный деятельности. Благодаря использованию таких технологий и средств можно расширить границы известности и популярности российских университетов, что непременно привлечет в отечественную систему образования новых студентов и педагогов.

G A Krasnova

The centre for lifelong learning Economics, Russian presidential Academy of national economy and state service under the RF President

Author for correspondence.
Email: director_ido@mail.ru
Vernadskogo str., 82/1, Moscow, Russia, 119571

Krasnova Gulnara Amangeldinovna, doctor of philosophy, full professor, leading researcher of the Centre for lifelong learning Economics, Russian presidential Academy of national economy and state service under the RF President.

V V Grinshkun

Moscow City University

Email: vadim@grinshkun.ru
Sheremet’evskaja str., 29, Moscow, Russia, 127521

Grinshkun Vadim Valeryevich, doctor of pedagogical sciences, full professor, head of the department of informatization of formation of the Moscow city pedagogical university.

  • Postanovlenie Pravitel’stva Rossii ot 05.08.2013 g. № 662 «Ob osushhestvlenii monitoringa sistemy obrazovanija» [The resolution of the government of Russia of 05.08.2013 No. 662 “About implementation of monitoring of an education system”]. URL: http://base.garant.ru/70429494/
  • Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov k ispol’zovaniju jelektronnyh izdanij i resursov [Training of teachers for use of electronic issuings and resources]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2007. No. 8. Pp. 86—89.
  • Grinshkun V.V. Informatizacija kak znachimyj komponent sovershenstvovanija sistemy podgotovki pedagogov [Informatization as significant component of enhancement of system of training of teachers]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2014. No. 1 (27). Pp. 15—21.
  • Pasport prioritetnogo proekta «Razvitie jeksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazovanija». Utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam (protokol ot 30.05.2017 g. № 6) [Passport of the priority project “Development of the Export Potential of the Russian Education System”. It is approved by presidium of Council in case of the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects (the protocol of 30.05.2017 No. 6)]. URL: http://static.government.ru/ media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf
  • Perspektivy i problemy obuchenija inostrannyh grazhdan v rossijskih uchrezhdenijah vysshego obrazovanija [Perspectives and problems of training of foreign citizens in the Russian institutions of higher education]. Otchet po rezul’tatam vserossijskogo sociologicheskogo issledovanija [The report on results of the All-Russian sociological research]. M.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2016. Pp. 82.
  • Prikaz Minobrnauki Rossii ot 15.01.2014 g. № 14 «Ob utverzhdenii pokazatelej monitoringa sistemy obrazovanija» [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 15.01.2014 No. 14 “About the statement of indices of monitoring of an education system”]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160167/
  • Prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.06.2014 g. № 657 «Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelej monitoringa sistemy obrazovanija» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 11.06.2014 No. 657 “About the statement of a method of calculation of indices of monitoring of an education system”]. URL: http://base.garant.ru/70721990/
  • Filippov V.M., Krasnova G.A., Grinshkun V.V. Transgranichnoe obrazovanie [Cross-border education]. Platnoe obrazovanie [Paid education]. 2008. No. 6. Pp. 36—38.
  • E-Recruiting Practices Report for Four-Year and Two-Year Institutions E-Expectations. Noel- Levitz Report on Undergraduate Trends in Enrollment Management GAPS with prospective students’. 2014. URL: www.noellevitz.com/E-Expectations
  • The Increasing Impact of Mobile Trends on College Admissions in 2012. URL: https://www. cappex.com/media/digitalMobile2012.pdf
  • Virtual tours growing in popularity. Icef Monitor. 11.02.2015. URL: http://monitor.icef. com/2015/02/virtual-tours-growing-popularity/
  • Coursera: “Bolee 70% pol’zovatelej onlajn-kursov Vyshki nahodjatsja za predelami Rossii”. URL: https://www.hse.ru/news/edu/205018599.html

Views

Abstract - 335

PDF (Russian) - 573

PlumX


Copyright (c) 2017 Krasnova G.A., Grinshkun V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.