ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОНЛАЙН-РЕКРУТИНГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Краснова ГА1, Гриншкун ВВ2
-
Учреждения:
- Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Московский городской педагогический университет»
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 391-398
- Раздел: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/17347
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-4-391-398
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В 2017 году произошли значительные изменения в государственной образовательной политике России, за счет чего экспорт образования стал ее важной частью. Реализуется приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В связи с поставленными задачами особое внимание должно быть уделено рекрутингу иностранных студентов, представляющего собой достаточно новое направление деятельности для большинства отечественных вузов. При этом современные информационные и телекоммуникационные технологии становятся все более важным инструментом рекрутинга иностранных студентов. Наиболее популярными инструментами онлайн-рекрутинга оказываются такие инструменты и сервисы, как электронная почта, онлайн-калькуляторы расчета стоимости обучения, видеоролики, опубликованные на Интернет-сайте вуза, виртуальные выставки и виртуальные туры по вузовскому кампусу. В статье подробно рассматриваются особенности и преимущества использования этих и других перспективных технологий онлайн-рекрутинга, применяемых зарубежными и российскими вузами в настоящее время. Подчеркивается, что опора на такие технологии и средства раздвигает границы популярности российских вузов, способствует при-влечению новых студентов и педагогов.
Полный текст
С каждым годом система образования России все больше выходит на международный уровень. По данным ежегодных мониторингов вузов, проводимых Министерством образования и науки России, большинство крупных и ведущих вузов страны постепенно наращивают количество обучающихся в них иностранных студентов и количество российских студентов, осваивающих части образовательных программ за рубежом. Российские вузы все активнее участвуют в реализации программ трансграничного образования [8]. Неслучайными в связи с этим являются решения на государственном уровне, призванные придать подобным тенденциям системных характер. В частности, в 2017 году произошли значительные изменения в государственной образовательной политике России, за счет чего экспорт образования стал ее важной частью. Результатом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 года стала инициация приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [4]. В рамках этого приоритетного проекта была поставлена задача увеличить количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах и средних профессиональных образовательных организациях, в три раза - с 220 тысяч человек в 2017 году до 710 тысяч человек в 2025 году. Число иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций должно вырасти с 1,1 миллиона человек до 3,5 миллиона человек, а количество иностранных школьников, прошедших обучение рамках реализации программ дополнительного образования, должно удвоиться. Важно понимать, что заявленные в рамках приоритетного проекта показатели не имеют аналогов в мире. В последние годы программы поддержки экспорта образования были приняты в целом ряде стран, в числе которых Китай, Япония, Дания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия, Великобритания и другие страны. При этом в указанных программах речь шла максимально об удвоении численности иностранных студентов [4]. В связи со столь масштабными задачами особое внимание должно быть уделено развитию теории и практики рекрутинга иностранных студентов, представляющего собой достаточно новое направление деятельности для большинства отечественных вузов. Относительная новизна деятельности, связанной с рекрутингом, обусловлена исторически сложившейся ситуацией с набором и обучением иностранных студентов еще с советских времен, когда ограниченное количество вузов занималось обучением граждан других стран, а набором иностранных студентов не занимался ни один вуз, поскольку эта функция была возложена на союзные органы управления образованием. С введением показателей, связанных с долей иностранных студентов в российских вузах, в ежегодный мониторинг организаций высшего образования, проводимый Министерством образования и науки России, ситуация кардинально изменилась [1; 6; 7]. В большинстве вузов были сформированы отдельные структурные подразделения, занимающиеся набором и курированием иностранных студентов, в бюджетах образовательных организаций появились отдельные статьи расходов на этот вид деятельности, вузы выработали достаточно эффективные формы и технологии рекрутинга иностранных студентов. По данным всероссийского социологического исследования, проведенного ФГНУ «Центр социологических исследований» в 2015 году, российские вузы используют такие достаточно традиционные методы рекрутинга иностранных студентов, как «размещение информации для иностранных обучающихся на сайте вуза, сотрудничество с иностранными вузами по созданию совместных проектов, открытие филиалов и представительств вуза в наиболее перспективных регионах, сотрудничество с национальными министерствами образования» [5]. Следует учитывать, что в условиях жесточайшей конкуренции вузы во всем мире все активнее используют технологии и средства информатизации в качестве инструмента для повышения эффективности рекрутинга. В частности, исследование «E-Recruiting Practices Report for Four-Year and Two-Year Institutions E-Expectations», проведенное в 2014 году, выявило различные формы онлайнрекрутинга, использовавшиеся государственными и частными вузами в мире в тот период времени [9]. Наиболее популярными оказались такие инструменты и сервисы, как электронная почта, онлайн-калькуляторы расчета стоимости обучения, видеоролики, опубликованные на Интернет-сайте вуза, виртуальные выставки и виртуальные туры по вузовскому кампусу, которые все больше используют в своей работе педагоги [2; 3]. У каждого из таких средств информатизации существуют свои особенности. Виртуальные выставки. Виртуальные образовательные выставки появились сравнительно недавно. Они представляют собой размещенные на специально созданной Интернет-платформе информационные и рекламные материалы вузов. Существуют и национальные виртуальные образовательные выставки, создаваемые для привлечения иностранных студентов, например, виртуальная выставка французской системы образования: http://www.consulfrance-hongkong.org/Studyin-France-Virtual-Education-6602. В настоящее время программное обеспечение для подобных виртуальных выставок создается как вузами, так и специализированными компаниями. Большинство таких компаний предлагают готовый пакет предложений по созданию виртуальных мероприятий и виртуальных туров. Например, американская платформа CollegeWeekLive (https://www.collegeweeklive.com/) предлагает вузам готовые подходы и инструментарий для организации и проведения виртуальных образовательных выставок и онлайн-чатов. Виртуальные туры по университетскому кампусу. По данным исследования «The Increasing Impact of Mobile Trends on College Admissions in 2012» выпускники школ начинают воспринимать виртуальный опыт посещения университета как необходимый: 30% выпускников средних школ, принявших участие в исследовании, отметили, что виртуальные туры обязательно должны быть у университета, а 36% опрошенных заявили, что виртуальные туры им понравились [10]. Таким образом, можно предположить, что виртуальные посещения кампусов вузов с каждым годом будут становиться все более популярным инструментом рекрутинга студентов [11]. Компания YouVisit (https://www.youvisit.com/education/) специализируется на разработке виртуальных туров для организаций. Ее помощью для разработки виртуальных туров по университетским кампусам уже воспользовались более одной тысячи образовательных организаций по всему миру. Растущая популярность виртуальных туров по кампусам вузов связана с тем, что у абитуриентов не всегда есть возможность заблаговременного посещения реального университетского кампуса, при этом для принятия решения будущему студенту крайне важно заранее увидеть будущее место обучения. С учетом этого виртуальные туры все чаще становятся инструментом, используемым ведущими университетами в рамках приемных кампаний по набору отечественных и зарубежных студентов. Безусловно, виртуальные туры проигрывают физическому посещению кампуса университета, но и у них есть несколько значимых преимуществ: потенциальные абитуриенты могут совершить виртуальный тур неограниченное количество раз, выбрать университет и поступить в него без физического посещения, что существенно сокращает их расходы. Во многих случаях виртуальные туры оказываются более детальными и убедительными, чем посещение Интернет-сайта вуза или знакомство с его рекламной брошюрой. Образовательные организации получают возможность рекрутинга студентов из разных стран мира без предварительного физического посещения ими университетского кампуса, а также возможность рекрутинга студентов посредством онлайн-технологий. На разработке программного обеспечения для проведения виртуальных мероприятий специализируется британская компания Ivent (http://www.ivent-uk.com/). Виртуальный день открытых дверей в отличие от реального дня открытых дверей может проводится в любое время и требуемое количество раз. Кроме того, после проведения виртуального дня открытых дверей университет, имея базу данных посетителей этого мероприятия, может инициировать множество дополнительных виртуальных проектов и событий для выстраивания виртуального или реального диалога с потенциальными абитуриентами и их родителями, используя для этого общение в онлайн-чате, виртуальные лекции, онлайн-консультации по вопросам поступления в вуз, виртуальные встречи с выпускниками вуза и другие подобные мероприятия. Массовые открытые онлайн-курсы [англ. - Massive open online courses (MOOCs)]. Использование таких курсов в качестве инструмента рекрутинга иностранных студентов продолжается на протяжении нескольких последних лет. Несколько российских университетов успешно используют эту технологию для привлечения иностранных обучающихся. Обучающие курсы, предусматривающие массовое интерактивное участие за счет применения технологий электронного обучения и предоставления открытого доступа к электронным ресурсам через сеть Интернет, служат одной из эффективных форм современного дистанционного образования. MOOCs появились в 2012 году в Северной Америке и получили бурное развитие в последующие годы. Благодаря размещению MOOCs в открытом доступе все пользователи могут бесплатно ознакомиться с содержанием курса, разработанным тем или иным университетом, что, безусловно, способствует повышению международной известности вуза. Данные различных исследований свидетельствуют, что в обучении с использованием MOOCs часто участвуют потенциальные абитуриенты, которые стремятся более детально познакомиться со спецификой и качеством обучения, а также уровнем профессионализма преподавателей вуза. Важно отметить, что во всех странах наблюдается тенденция, в рамках которой MOOCs разрабатываются, прежде всего, ведущими и престижными университетами. Эта тенденция характерна и для России. На международной платформе Coursera размещены курсы ведущих российских вузов: МГУ, МФТИ, Высшей школы экономики, ТГУ, СПбПУ, СПбГУ и других университетов. Необходимо подчеркнуть, что разработчики и кураторы платформы Coursera публикуют курсы только после довольно тщательной проверки, которая занимает длительное время. Для такой платформы нередки отказы разработчикам в размещении курсов, если предоставленные материалы по мнению кураторов платформы не удовлетворяют фиксированному набору требований. Большинство курсов размещаются на подобных международных платформах на английском языке, но среди размещенных материалов присутствуют курсы и на русском языке, востребованные русскоязычной аудиторией пользователей, в том числе и потенциальных абитуриентов из стран СНГ. Так, в частности, русскоязычный сегмент слушателей для платформы Coursera составляет 3-4% от всех пользователей этой платформы. В апреле 2017 года платформа Coursera содержала 131 онлайн-курс российских университетов, причем в 2016 году их было всего 44. Таким образом, число онлайн-курсов за один год выросло почти в три раза. К сожалению, статистика, сколько абитуриентов, обучавшихся на онлайн-курсах российских вузов, и затем пришедших в эти вузы на обучение, до сих пор не ведется. При этом, известно, что около 40% обучающихся на онлайн-курсах российских вузов, размещенных на платформе Coursera, находятся в России, а большая часть слушателей этих курсов физически находится в других странах. Доля зарубежных слушателей онлайн-курсов отдельных российских вузов превышает указанные значения. Например, на онлайн-курсах Высшей школы экономики на платформе Coursera доля зарубежных слушателей в 2016 года составила более 70% от общего числа пользователей. Для использования MOOCs в качестве инструмента рекрутинга иностранных студентов такие курсы целесообразно создавать на английском языке, они должны быть популярными, практикоориентированными, соотноситься с требованиями рынка труда, поскольку большая часть слушателей обучается в онлайн-режиме в академических и профессиональных целях [12]. Увеличения доли иностранных обучающихся в отечественных образовательных организациях можно достичь, в том числе, за счет повышения эффективности мероприятий, связанных с рекрутингом абитуриентов. Информационные и телекоммуникационные технологии, как это видно из приведенных ранее и других аргументов, могут оказаться существенным подспорьем в этой сложной многогранный деятельности. Благодаря использованию таких технологий и средств можно расширить границы известности и популярности российских университетов, что непременно привлечет в отечественную систему образования новых студентов и педагогов.
Об авторах
Г А Краснова
Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: director_ido@mail.ru
Краснова Гульнара Амангельдиновна, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
пр. Вернадского, 82/1, Москва, Россия, 119571В В Гриншкун
Московский городской педагогический университет»
Email: vadim@grinshkun.ru
Гриншкун Вадим Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.
ул. Шереметьевская, 29, Москва, Россия, 127521Список литературы
- Постановление Правительства России от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». URL: http://base.garant.ru/70429494/ (дата обращения: 18.05.2017).
- Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 86-89.
- Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 1 (27). С. 15-21.
- Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.05.2017 г. № 6). URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5H V.pdf (дата обращения: 18.05.2017)
- Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования // Отчет по результатам всероссийского социологического исследования. М.: Центр социологических исследований, 2016. С. 82.
- Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_160167/ (дата обращения: 18.05.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 11.06. 2014 г. № 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования». URL: http://base.garant.ru/70721990/ (дата обращения: 18.05.2017).
- Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Трансграничное образование // Платное образование. 2008. № 6. С. 36-38.
- E-Recruiting Practices Report for Four-Year and Two-Year Institutions E-Expectations. Noel- Levitz Report on Undergraduate Trends in Enrollment Management GAPS with prospective students’. 2014. URL: www.noellevitz.com/E-Expectations
- The Increasing Impact of Mobile Trends on College Admissions in 2012. URL: https://www. cappex.com/media/digitalMobile2012.pdf
- Virtual tours growing in popularity. Icef Monitor. 11.02.2015. URL: http://monitor.icef. com/2015/02/virtual-tours-growing-popularity/
- Coursera: «Более 70% пользователей онлайн-курсов Вышки находятся за пределами России». URL: https://www.hse.ru/news/edu/205018599.html