Социальное самочувствие студенческой молодежи (региональный аспект)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На современном этапе модернизации российского общества интерес ученых привлекает социальное самочувствие населения, которое свидетельствует об удовлетворенности разными сторонами жизни. Позитивное социальное самочувствие, особенно молодежи, - важный показатель стабилизации общественного развития. Обобщив различные теоретико-методологические подходы, авторы осуществили структурную операционализацию концепта «социальное самочувствие». В статье раскрывается содержание категории «социальное самочувствие», анализируются его индикаторы и факторы, влияющие на социальное самочувствие студенческой молодежи российского региона. Актуальность изучения социальных настроений молодого поколения обусловлена необходимостью целенаправленной работы по формированию позитивного социального самочувствия молодежи, поскольку будущее развитие нашей страны во многом зависит от того, как сегодняшняя молодежь оценивает свое настоящее и какие планы строит на будущее. Основная цель исследования - выявление факторов, значимо влияющих на социальное самочувствие студенческой молодежи, и определение их взаимосвязи. Исследование было проведено с использованием количественных (анкетирование) и качественных (фокус-группы) методов. Последние позволили более оценить приоритетность факторов для студенческой молодежи. По итогам опроса была разработана факторная модель социального самочувствия провинциальной студенческой молодежи; показано, что на ее социальное самочувствие первоочередное влияние оказывают такие факторы, как возможность трудоустройства, образование, здоровье и реализации жизненных стратегий. Результаты качественного исследования подтвердили, что студенческая молодежь озабочена своей востребованностью на рынке труда, возможностью самореализации, распространением девиантных практик. Исследование показало, что в целом среди выпускников вузов преобладают тревожные настроения. Необходим постоянный мониторинг социального самочувствия молодого поколения, который позволит отслеживать динамику изменения факторов, в наибольшей степени влияющих на социальное самочувствие молодежи, для предотвращения социальной напряженности в региональном социуме.

Полный текст

Современное российское общество характеризуется постоянными трансформациями практически во всех сферах жизнедеятельности. Изменения, происходящие в социуме, и их последствия отражаются на настроениях отдельных индивидов, групп и в целом населения. В связи с этим анализ удовлетворенности положением в обществе и оценок социальной действительности приобретает особую актуальность. О социальном самочувствии начали говорить с середины 1960-х годов, а в социологический дискурс данный концепт вошел в 1980-е годы [7; 24]. Однако активные исследования в этой области начались только в 1990-е годы в связи с политическими и социально-экономическими реформами в стране [14. С. 40–45]. Анализ публикаций по проблеме социального самочувствия показал, что данный феномен многогранен и зависит от целого ряда факторов. Рассматривая данный феномен, социологи выделяют несколько подходов: социальное самочувствие как состояние удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности, как интегральная системная характеристика жизненной стратегии и как основа социального настроения [21. С. 72–77]. Соответственно, измерение социального самочувствия предполагает целый комплекс индикаторов [см., напр.: 15; 16; 17; 26]. Следует также учитывать, что социальное самочувствие может различаться у отдельных социально-демографических групп в рамках одного и того же периода времени, а также у всего населения на разных этапах развития общества.

Приведем несколько определений социального самочувствия в российских исследованиях: «состояние переживания по поводу комфортности или дискомфортности своего бытия в социуме» [14. С. 40–45], которое зависит от целого ряда факторов (трудовая сфера, социальная защита, жилищные проблемы, образование и здоровье) — они могут быть поделены на внутренние/субъективные (жизненная стратегия, идентификация, состояние здоровья и т.д.) и внешние/объективные (уровень образования, материальное благосостояние, профессиональная занятость, уровень безопасности и т.д.) [25. С. 481–489]. Многие авторы считают важным фактором уровень социальной адаптации — от того, насколько успешно личность адаптируется к социально-экономическим, политическим и культурным условиям, зависит ее оценочное суждение о реальности. Так, М.К. Горшков определяет «социальное самочувствие как показатель адаптации и социокультурной интеграции личности с обществом» [22. С. 15]. П.М. Козырева выделяет три составляющие индекса социального самочувствия: «индекс удовлетворенности и стабильности, индекс самооценки статусно-престижной идентичности и индекс самооценки здоровья» [9. С. 24–36]. В зависимости от уровня социальной адаптации выделяет такие типы социального самочувствия, как оптимистичное (активное), приспособительное (обыденное), пассивное (безучастное, инертное) и пессимистичное (отрицательное, негативное) — от стратегии адаптации зависит отношение личности к социальным изменениям [6].

Обобщив подходы отечественных социологов к социальному самочувствию, можно представить следующую его структурную операционализацию (Табл. 1):

Таблица 1. Социальное самочувствие населения: структурная операционализация

Критерии

Индикаторы

Объективные
(внешние)

Материальное
благополучие

Удовлетворенность доходами; уровень жизни; удовлетворенность жилищными условиями; наличие собственности

Безопасность

Удовлетворенность характером социальных отношений;
удовлетворенность состоянием окружающей среды; уровень
медицинской помощи; образование; уровень социальной защиты

Трудовая
и профессиональная активность

Гарантии занятости; конкурентоспособность;
профессиональное самоопределение;
возможности трудоустройства; стратегии на рынке труда

Субъективные
(внутренние)

Идентичность

Самооценка и самосовершенствование; социальный статус; представление о будущем; адаптивность

Общение

Социальные связи; взаимопомощь; солидарность; доверие;
гражданская ответственность

Эмоционально-
психологическое
состояние

Уровень комфортности; социальный оптимизм/пессимизм;
локус контроля; уверенность в себе; стремление к созданию
семьи; конфликтность; состояние здоровья; отдых и досуг

Анализируя социальное самочувствие населения, многие авторы по результатам исследований разрабатывают его типологии, например, такие «метатипы» социального самочувствия, как «конфронтирующие, дискомфортные, толерантные и комфортные» [3. С. 52–67]. В зависимости от социально-демографических характеристик человек относится к тому или иному метатипу (возраст, материальное положение, образование). В трудовой сфере выделяют следующие типы социального самочувствия молодежи: «карьера», «мобилизация», «стабильность», «негативные ожидания», «альтернативная реализация»; в семейной — «критический», «проблемный», «стабильный» и «позитивный» [19. С. 5055], причем решающее влияние на социальное самочувствие оказывают уровень дохода и образования, профессиональный статус и профессиональная мобильность. Таким образом, социальное самочувствие можно определить как эмоционально-оценочное отношение акторов (состояние удовлетворенности, комфортности) к конкретной социальной реальности в конкретный период времени и в конкретном регионе. Поскольку данное понятие достаточно широкое и включает набор индикаторов, исследователи фокусируются на отдельных социальных группах — молодежь [17; 19], рабочие [1; 2], пожилые [8; 12], люди с ограниченными возможностями [4] и т.д.

Изучение социального самочувствия студенческой молодежи Пензенского региона проводилось методом анкетирования и фокус-групп. Опрос был проведен в 2019 году на квотной выборке в 356 респондентов. Фокус-группы были проведены со студентами разных вузов и курсов, чтобы уточнить оценки и мнения по вопросам социального самочувствия молодого поколения.

Итак, одним из главных факторов, определяющих социальное самочувствие, по мнению большинства исследователей [2; 3; 9; 10; 27], является уровень материального благополучия, что подтвердил опрос студенческой молодежи (Табл. 2).

Таблица 2. «Что более всего может оказать влияние на Ваше позитивное социальное самочувствие?» (по курсам обучения, в %)

Жизненные цели

Курс обучения

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1 курс, магистр

Высокий заработок, материальное благополучие

36,6

37,9

43,7

36,4

33,6

Создание собственного
бизнеса

24,1

27,5

24,1

29,6

27,8

Достижение высокого профессионализма

26,3

21,5

20,5

20,4

29

Признание окружающих, слава

6,4

6,4

5

6,7

4,8

Власть, возможность командовать людьми

6,6

6,2

6,8

6,9

4,8

Опрос показал, что студенты, независимо от курса обучения, ориентированы, прежде всего, на материальное благополучие (от 33% до 44%). Почти треть ориентирована на создание собственного дела, т.е. выявлен значительный предпринимательский потенциал студенческой молодежи. Собственный бизнес более интересует бакалавров 4 курса и магистров (30% и 28%). Меньше всего студенческая молодежь стремится к славе (от 5,8% до 6,7%) и власти (от 4,8% до 6,9%). Кроме того, студенты ориентированы на достижение высокого профессионализма в определенной сфере.

Материальный достаток — основной фактор, влияющий на социальное самочувствие молодежи. Материальное благополучие часто трактуется как набор благ, который может позволить индивиду удовлетворять свои потребности. У молодых людей этих потребностей достаточно, и студенты стремятся к достижению, прежде всего, этой цели. Большинство понимают, что ее достижение возможно с помощью хорошей работы или создания собственного бизнеса — они и оказываются первоочередными факторами успешной самореализации. Студенты рассматривают в качестве главного средства достижения социального статуса и материального достатка трудовую деятельность. Еще во время обучения у будущего специалиста формируется образ «идеальной работы»: «Для меня хорошая работа — это когда интересно ею заниматься, достойная оплата труда, дружный коллектив, хорошие условия труда». «Мои требования к будущей работе: интерес к выполняемой деятельности, возможность творческого подхода, нормальный социально-психологический климат в коллективе, достойный уровень оплаты труда, который позволит мне удовлетворять свои потребности». «Хорошая работа для меня — это, прежде всего, та работа, которую ты знаешь и делаешь с удовольствием. К тому же правильно выбранная работа способствует самореализации и карьерному росту. Вторым важным фактором при выборе работы является заработная плата. Что касается коллектива, лично для меня он не играл бы важную роль».

Для молодых людей важно, чем они будут заниматься в будущем, поэтому многие отмечают, что работа должна быть интересной и, конечно, хорошо оплачиваемой. Условия труда, коллектив не являются приоритетными требованиями к «хорошей работе», вероятно, вследствие отсутствия реального опыта работы в трудовом коллективе.

Образование также считается фактором, определяющим социальное самочувствие, но важность хорошего образования для трудоустройства признают только 41%. Более 30% считают, что для получения достойной работы образование не имеет решающего значения. Однако большинство молодых людей желают получить именно высшее образование, а иногда даже несколько. Такое стремление зачастую связано с требованиями работодателей — им нужен непрерывно развивающийся специалист, компетентный, с нестандартным подходом к решению производственных задач [5]. Образование сегодня считается основным средством наращивания человеческого капитала, определяющего конкурентоспособность личности и устойчивое развитие государства. Молодым людям высшее образование позволяет не только получить профессиональные знания, усвоить навыки и умения, но и развить в себе личные качества, необходимые для дальнейшей профессиональной мобильности.

Мотивы получения высшего образования у студентов различны, но обсуждение в фокус-группах позволило определить, почему большинство молодежи выбирает высшее профессиональное образование. «В современной ситуации, не имея высшего образования, у человека мало шансов найти хорошую работу». «В выборе профессии, выборе, куда пойти учиться после школы, для меня главную роль сыграли родители. Они настояли на поступлении в вуз. Мне же кажется, что диплом — формальный документ, подтверждающий компетентность в определенной области». «Высшее образование дает старт для профессиональной карьеры. Имея хорошее образование, можно найти высокооплачиваемую работу, приобрести определенный статус. Если специалист в своей области хочет продвигаться, ему придется получать высшее образование по профилю, поэтому, многие идут на заочное отделение, уже имея хорошую работу». Безусловно, не все признают важность высшего образования на этапе обучения, но большинство молодежи поступает именно в вузы.

Таким образом, обсуждение в фокус-группах показало, что мотивы получения образования у студенческой молодежи достаточно разные, однако приоритетными остаются мотивы, связанные с возможностью успешно конкурировать на рынке труда. Анкетирование же обнаружило гендерные различия в оценке значимости высшего образования (Рис. 1).

Так, молодежь получает высшее образование либо ради достойной работы (девушки и юноши — по 23%), либо для профессионального роста (27% и 24%). Однако девушки чаще считают, что образование позволит им не только удачно трудоустроиться, но и обрести определенный статус (19% против 9%). Вероятно, это связано с тем, что женщинам сложнее выстроить карьеру, чем мужчинам — несмотря на декларируемое гендерное равенство, в профессиональной сфере сохраняются скрытые ограничения для женщин. Социокультурные нормы и гендерные стереотипы фиксируют разницу в социальных ролях как в трудовой сфере, так и за ее пределами.

Рис. 1. «Как Вы считаете, какую роль в жизни человека играет высшее образование?» (в %)

14% юношей и 8% девушек считают, что высшее образование на что не влияет и ничего не дает. Возможно, на этапе обучения не все студенты могут оценить значимость высшего образования, так как не применяют его на практике. Однако все молодые люди признают, что образование — один из главных факторов жизненного успеха. С возрастом ценность полученного образования возрастает: так, для студентов-магистров (36%) наличие хорошего образования стоит на первом месте, а у бакалавров набирает от 11% до 16% (Табл. 3). Вероятно, это объясняется тем, что магистры уже вышли на рынок труда и смогли оценить значение полученного образования.

Таблица 3. «Какие условия являются лично для Вас наилучшими для достижения успеха?» (в %)

Условия, способствующие достижению успеха

Курс обучения

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1 курс,
магистр

Собственные усилия

29,2

34

31,6

30,3

6

Наличие хорошего образования

11,1

13,8

14

15,7

36

Материальная обеспеченность семьи

11,1

8,2

8,8

4,5

22

Наличие хороших связей

18,1

18,2

24,6

20,8

10

Продуманные планы на будущее

23,6

18,2

19,3

17,4

24

Зависит от случая, стечения обстоятельств

6,9

7,5

1,8

10,7

0

Для молодого возраста характерны переменчивость в намеченных целях, амбициозность, тем не менее, каждый определяет свои жизненные стратегии исходя из ценностных ориентаций. Достижение намеченных планов, их реализация, конечно, определяют то, как человек себя ощущает. Перед молодыми людьми открывается много возможностей, но их реализация зависит от целого ряда условий. Так, многие студенты считают, что реализовать жизненные планы можно, если их четко продумать, но эта уверенность снижается к выпускному курсу у бакалавров (с 24% на 1 курсе до 17% на 4 курсе) и возрастает у магистров (24%). По мнению бакалавров, важным условием успеха является наличие связей и знакомств (так считает почти четверть респондентов). Для магистров данная позиция не характерна — они в меньшей степени полагаются на себя (6%) и на хорошие связи (10%), отмечая, что нужно не только продумать свои планы, но и получить хорошее образование, а также иметь материальную поддержку семьи. Кстати, бакалавры не считают, что материальное благополучие семьи — фактор будущего успеха (от 11% на 1 курсе до 4,5% на 4 курсе), а 22% магистров считают его важным фактором жизненного успеха.

Ценность образования для студентов в том, что оно позволяет найти достойную работу, продвинуться по карьерной лестнице, добиться определенного статуса. Кроме того, молодые люди видят связь между будущим трудоустройством и достижением жизненных целей — это материальный достаток и собственный бизнес. Приоритетные цели могут быть достигнуты при условии занятия выгодной позиции на рынке труда. От того, насколько будет интересна трудовая занятость, зависит профессиональная самореализация, от того, как труд будет оплачиваться, зависит материальный достаток.

Практически все исследователи при анализе социального самочувствия называют такой показатель, как здоровье, подчеркивая, что образ жизни и стратегии успеха в значительной степени зависят от здоровья [27. С. 554–559], т.е. здоровье — один из индикаторов комплексной оценки социального самочувствия. Здоровье (24%) как ценность занимает второе место после семьи (30%) (Рис. 2).

Отношение к здоровью — это самооценка физического и психического состояния через набор показателей: «самооценка здоровья; медицинская информированность; место здоровья в структуре жизненных ценностей; наличие или отсутствие у индивида вредных привычек; экологические установки; наличие стрессов и т.п.» [23. С.113–117]. Характерной чертой молодого возраста является склонность к рискованному поведению — именно в молодом возрасте человек подвержен формированию зависимости от вредных привычек. Однако фокус-группы показали, что мнения респондентов разделились. «Мне кажется, что состояние здоровья современной молодежи можно оценить как среднее. Сейчас, конечно, модно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, однако стрессы и экология оказывают негативное влияние на молодое поколение». «Лично я и мои друзья ведем активный образ жизни, постоянно посещаем спортивный зал, участвуем в спортивных мероприятиях университета». «Несмотря на то, что молодые люди пытаются вести здоровый образ жизни, достаточно много молодежи имеют вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, наркотиков. Особенно это распространено в подростковой среде. В связи с этим молодое поколение не отличается хорошим здоровьем». «Я не могу оценивать состояние здоровья всей молодежи. Но могу сказать, что молодые люди и спортом занимаются, и имеют вредные привычки». С одной стороны, многие молодые люди стремятся к здоровому образу жизни, он входит в моду. С другой стороны, наркотики, психотропные вещества распространяются в основном
среди молодежи.

Рис. 2. «Какие жизненные ценности имеют для Вас сегодня наибольшее значение?» (в %)

В настоящее время важным для развития страны является преодоление постоянно возникающих кризисов, что возможно только при условии выработки значительным числом людей успешных моделей социально-экономического поведения, основанных на личностных, профессионально-квалификационных и социальных ресурсах. В связи с этим на социальное самочувствие молодых людей влияет их адаптируемость к реалиям. Результаты опроса показали, что для большей части региональной студенческой молодежи характерно тревожное состояние вследствие наличия проблем, решение которых студенчеству представляется сложным.

Эти проблемы можно разделить на две группы: первая связана с материальным благополучием и востребованностью на рынке труда. Молодые люди хотят независимости, в том числе в финансовом плане, еще обучаясь в вузе. «Современную молодежь тревожат проблемы востребованности в трудовой деятельности и финансовая обеспеченность. После окончания вуза хотелось бы найти работу с достойной оплатой труда, однако из-за отсутствия опыта с этим могут возникнуть проблемы». «Проблем в современном обществе много, и все они касаются и молодых людей. Однако наиболее остро для нас стоят проблемы самореализации и недостаток финансовых средств. Получив образование, хочется устроиться на работу по специальности, профессионально реализоваться. Материальный достаток позволил бы дополнительно развиваться, путешествовать». «Я считаю, что молодое поколение заботится о своем материальном положении и социальном статусе. Каждый хочет иметь отдельное жилье, машину, путешествовать — все это доступно, только если есть материальный достаток. Многие стремятся самореализоваться в профессии, чтобы получить определенный статус в обществе».

Студенческую молодежь, в первую очередь, тревожит проблема трудоустройства. Получив образование, молодые специалисты хотят найти достойную работу, которая помогла бы им в реализации жизненных и профессиональных планов, причем в решении этой проблемы ключевую роль молодежь отводит государству (Табл. 4). И даже материальная обеспеченность семьи не влияет на мнения респондентов, что государство должно помогать в трудоустройстве молодых специалистов после окончания учебного заведения, а молодой специалист будет выбирать — воспользоваться этой помощью или нет. Часть респондентов хотела бы (от 13% до 15%), чтобы каждому после получения диплома было предоставлено место работы, и только малая доля (от 3,9% до 2,4%) полагаются только на себя и считают, что государство не обязано им помогать.

Таблица 4. «Считаете ли Вы, что государство должно помогать в трудоустройстве?» (в %)

Роль государства в трудоустройстве граждан

Материальная обеспеченность респондентов

Денег хватает только
на питание
и товары
первой
необходимости

 

Денег хватает
на покупку товаров длительного
пользования,
однако
приобретение
автомобиля,
квартиры нам
недоступно

Материальных затруднений
не испытываем, при необходимости могли бы сделать
дорогостоящую покупку

З/о

Да, государство обязано
трудоустраивать всех граждан

13,7

14,9

14,3

13,3

Государство должно давать всем возможность трудоустройства, а там уже кто хочет — может воспользоваться

82,4

81,6

83,3

84,3

Нет, никто никому ничего не должен

3,9

3,4

2,4

2,4

Эти данные подтверждают, что трудоустройство для студентов — проблема. Молодые люди хотели бы, чтобы после получения диплома у них была стопроцентная возможность трудоустроиться — с помощью личных знакомств или государства, что гарантировало бы определенную защиту на рынке труда. Здесь прослеживается влияние характера рынка труда в провинциальном регионе, который препятствует успешному трудоустройству, способствует росту безработицы и социальной напряженности.

Вторая группа молодежных проблем связана со здоровьем — распространением алкоголизма, наркомании и табакокурения, игровой зависимости. Молодые люди считают, что даже без собственных вредных привычек они становятся пассивными участниками девиантных практик. «Для молодых людей очень важно выделиться. И чаще всего они это делают через вредные привычки. Меня больше всего тревожит проблема курения и алкоголизма, сама я не имею таких привычек, но страдаю от зависимых от них людей». «Современная молодежь не всегда осознает проблемы, которые сама для себя и создает. Так, алкоголизм, наркомания распространены среди молодых людей. Попробовав алкоголь или наркотики, человек не задумывается о своем будущем, о пагубных последствиях». «Я считаю, что сейчас существует одна проблема для всех — и для молодежи, и для старшего поколения. Это проблема экологии и загрязнения окружающей среды. Плохая экология влияет на здоровье людей, их долголетие!».

Молодые люди осознают пагубность вредных привычек и загрязнения окружающей среды — как негативно влияющих на здоровье, а оно имеет приоритетное значение в жизни любого человека, позволяя ему ставить и добиваться определенных целей.


Подводя итог, отметим, что социальное самочувствие молодежи определяется совокупностью внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов при доминировании последних. Кроме того, в условиях модернизации российского общества населению, особенно молодежи, приходится постоянно адаптироваться к переменам, и успешность адаптации влияет на социальное самочувствие. По результатам исследования были выделены взаимосвязанные факторы, которые в наибольшей степени влияют на социальное самочувствие региональной молодежи (Рис. 3): трудовая сфера, материальное благополучие, образование, реализация жизненных стратегий, состояние здоровья. Так, образование выступает средством получения высокооплачиваемой работы, та, в свою очередь, позволяет получить доход, а материальные средства дают возможность реализовывать намеченные планы.

Рис. 3. Факторная модель социального самочувствия студенческой молодежи

На социальное самочувствие студентов первоочередное влияние оказывает их положение в трудовой сфере — выход на рынок труда. Все остальные показатели социального самочувствия зависят от решения данной проблемы. Несовпадение спроса и предложения специалистов разных профессий, сокращение штатов, ликвидация или реорганизация предприятий привели к невостребованности активной молодежи или же к вынужденной смене сфер деятельности и профессий. В условиях модернизации российского общества адаптацию молодежи можно отслеживать с помощью индикаторов социального самочувствия. Эти знания особенно важны для властных структур, чтобы иметь представление, насколько выпускники вузов смогут приспособиться к новым условиям, имеются ли у них субъективные ресурсы для адаптации на рынке труда.

×

Об авторах

Галина Борисовна Кошарная

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: k-galina1@yandex.ru

доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом

ул. Красная, 40, Пенза, 440026, Россия

Наталья Владимировна Корж

Пензенский государственный университет

Email: natalya.korzh@mail.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом

ул. Красная, 40, Пенза, 440026, Россия

Список литературы

  1. Бессокирная Г.П. Социальное самочувствие рабочих // Социологические исследования. 2008. № 3.
  2. Бочаров В., Васькина Ю. Социальное самочувствие молодых работников промышленных предприятий: индикаторы и факторы // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2.
  3. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян (1994-1996-1998 гг.) // Социологические исследования. 2001. № 6.
  4. Воронин Г.Л., Захаркина Т.Н., Лакомова А. Социальное самочувствие лиц с ограниченными возможностями здоровья и отношение студенческой молодежи к инвалидности (на примере Нижегородской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2.
  5. Голенкова З.Т., Кошарная Г.Б., Кошарный В.П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2.
  6. Гриценко Г.Д. Социальное самочувствие и социальная адаптация: соотношение понятий // Universum: общественные науки. 2014. № 6.
  7. Кобозева Н.Н. Социальное самочувствие как социологическая категория // Вестник СГУ. 2007. № 50.
  8. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. 2001. № 7.
  9. Козырева П.М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период // Социологические исследования. 2011. № 6.
  10. Козырева Т.В., Иващенко Т.С., Братцева О.А. Материальное благополучие как индикатор социального самочувствия молодежи (на примере ХМАО-Югры) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 6.
  11. Корж Н.В., Каримова Л.Ф. Проблемы молодежной занятости в Поволжском регионе // Наука. Общество. Государство. 2017. Т. 5. № 1.
  12. Кошарная Г.Б., Щанина Е.В. Факторы депривации пожилых людей в социально-трудовой сфере: региональный аспект // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 3.
  13. Магун В.С., Гимпельсон В.Е. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда // Социологические исследования. 1993. № 9.
  14. Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. 2010. № 3.
  15. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Ожидания и опасения российского студенчества в профессиональной сфере: результаты эмпирического проекта // ПОИСК. 2014. № 4.
  16. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ ценностных ориентаций (Часть 1) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1.
  17. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (Часть 2) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 2.
  18. Пензенская область в цифрах - 2018. Статистический справочник. Пенза, 2019.
  19. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12.
  20. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12.
  21. Соловей А.П., Шухно Е.В. Интерпретация и операционализация концепта «социальное самочувствие» // Синергия. 2018. № 4.
  22. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / Под ред. М.К. Горшкова. М.-СПб., 2011.
  23. Сочнев А.В. Поведенческие факторы здоровья молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. № 1.
  24. Суняйкина О.Н. Понятие «социальное самочувствие» в социологии // Вестник Мордовского университета. 2011. № 3.
  25. Сурнина Н.Н., Волченкова Е.В. Сущность социального самочувствия // Общество. Наука. Инновации. Киров, 2019.
  26. Троцук И.В., Королева К.И. Неочевидные ограничения социологической оценки благополучия: результаты методического эксперимента // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 1.
  27. Усова Е.Н. Социальное самочувствие: теоретико-методологические подходы к исследованию (обзор) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. № 13.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. «Как Вы считаете, какую роль в жизни человека играет высшее образование?» (в %)

Скачать (22KB)
2. Рис. 2. «Какие жизненные ценности имеют для Вас сегодня наибольшее значение?» (в %)

Скачать (13KB)
3. Рис. 3. Факторная модель социального самочувствия студенческой молодежи

Скачать (38KB)

© Кошарная Г.Б., Корж Н.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах