Лингвопрагматические характеристики современных медиатекстов
- Авторы: Ахренова Н.А.1,2, Зарипов Р.И.3
-
Учреждения:
- Государственный социально-гуманитарный университет
- Государственный университет просвещения
- Военный университет им. князя Александра Невского МО РФ
- Выпуск: Том 14, № 3 (2023): ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ
- Страницы: 801-817
- Раздел: СЕМАНТИКА И СЕМИОТИКА
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/36462
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-801-817
- EDN: https://elibrary.ru/JLFRHH
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящена описанию лингвопрагматического потенциала медиатекстов в контексте информационно-психологического воздействия на индивидуального и коллективного адресата массовой информации. Являясь ключевой современной формой существования текста в информационном пространстве, медиатекст содержит не только вербальные элементы, воздействующие на аудиторию посредством устной или письменной речи, но и невербальные, внедряемые посредством видео, изображения и различных звуковых средств, отличных от речь. Комбинированное сочетание коммуникативных средств языковой и неязыковой природы усиливает информационно-психологическое воздействие на аудиторию за счет достижения синергетического эффекта. В силу того, что при комплексном применении вербальных и невербальных средств медиатекст приобретает такие сущностные характеристики, как поликодовость и мультимодальность, при его анализе следует учитывать не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические аспекты коммуникации. Современный медиатекст имеет сложную коммуникативную структуру, сочетающую в себе текст, гипертекст, динамическое (статическое) изображение и звук, и обеспечивает нелинейное, многоканальное, многослойное и многоплановое восприятие заложенных концептуальных и стилистических смыслов. Цель исследования - проанализировать лингвопрагматические характеристики медиатекста как первичной формы реалиИспользовались описательный, синхронический, диахронический и функциональный методы исследования, а также методы контекстуального и коммуникативно-прагматического анализа. Материалом исследования стали тексты теоретических работ российских и зарубежных лингвистов за последние 30 лет и современные медиатексты, функционирующие в электронных СМИ. Авторы пришли к выводу, что информационно-психологическое воздействие усиливается за счет использования в медиатексте PR и рекламных приемов и во многом основано на их применении.
Об авторах
Наталья Александровна Ахренова
Государственный социально-гуманитарный университет; Государственный университет просвещения
Автор, ответственный за переписку.
Email: nakhrenova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1265-5595
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры германо-романских языков факультета иностранных языков Государственного социально-гуманитарного университета; и.о. заведующего кафедрой переводоведения и когнитивной лингвистики лингвистического факультета Государственного университета просвещения
140410, Российская Федерация, г. Коломна, ул. Зеленая, 30; 141014, Российская Федерация, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24Руслан Ирикович Зарипов
Военный университет им. князя Александра Невского МО РФ
Email: lieutenant-en-chef@ya.ru
ORCID iD: 0000-0001-9980-7928
кандидат филологических наук, докторант
111033, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14Список литературы
- McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press, 1962.
- Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2015.
- Беляков И.М., Максименко О.И. Видеовербальный текст: проблемы восприятия // Филологические науки в МГИМО. 2009. Т. 38(53). С. 48–57.
- Чернявская В.Е. Поликодовое пространство текста: лингвосемиотическая парадигма языкознания // Язык в парадигмах гуманитарного знания: XXI век: сб. науч. ст. / под общ. ред. В.Е. Чернявской и С.Т. Золяна. СПб.: Лингва, 2009. С. 23–37.
- Сабадин С.Т.М.Ж.П. Смешанные тексты: креолизованный vs поликодовый vs мультимодальный // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 6. С. 2017–2023. ttps://doi.org/10.30853/phil20220297
- Евграфова Ю.А. Черное зеркало: лингвосемиотический потенциал экранных текстов: монография. М.: Наука, 2020.
- Милякова В.В. Персуазивные характеристики рекламных текстов: дис. … канд. филол. наук. Мытищи, 2022.
- Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика. М.: Флинта: Наука, 2013.
- Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: принцип целостности или принцип заменяемости // Политическая лингвистика. 2013. № 4(46). С. 177–183.
- Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2013.
- Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб.: Скифия, 2008
- Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2008.
- Сковородников А.П., Копнина Г.А. Лингвистика информационно-психологической войны: к обоснованию и определению понятия // Политическая лингвистика. 2016. № 1(55). С. 42–50.
- Cluzel du F. Cognitive Warfare // Innovation Hub. 2020. June-November. P. 6. Режим доступа: https://www.innovationhub-act.org/sites/default/files/2021-01/20210122_CW%20Final.pdf (дата обращения: 16.11.2022).
- Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как гипертекст // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 3. С. 1–12.
- Николаева Т.М. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 507.
- Lee S.J., Reeves T.C. Edgar Dale and the Cone of Experience // West, Richard E. Foundations of Learning and Instructional Design Technology: Historical Roots and Current Trends. Provo: Brigham Young University, 2018. Режим доступа: https://open.byu.edu/lidtfoundations/ edgar_dale (дата обращения: 21.10.2022).
- Dale E. Audio-visual methods in teaching. New York: The Dryden Press, 1954.
- Максименко О.И. Поликодовый vs. креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 2. С. 93–102.
- Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Язык. Творчество. М.: ЛКИ, 2007.
- Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012.
- Пирогова Ю.К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации // Материалы научной конференции Диалог 2001. Режим доступа: https://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/pirogova/ (дата обращения: 11.11.2022).
- Pease A. Questions are the Answers. How to Get to “Yes” in Network Marketing. New South Wales: Pease Training International Pty. Ltd., 2000.
- Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М.: Европа, 2007.
- Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005.
- Ильяхов М. Ясно, понятно: Как доносить мысли и побуждать людей с помощью слов. М.: Альпина Паблишер, 2021.