Лингвопрагматические характеристики современных медиатекстов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящена описанию лингвопрагматического потенциала медиатекстов в контексте информационно-психологического воздействия на индивидуального и коллективного адресата массовой информации. Являясь ключевой современной формой существования текста в информационном пространстве, медиатекст содержит не только вербальные элементы, воздействующие на аудиторию посредством устной или письменной речи, но и невербальные, внедряемые посредством видео, изображения и различных звуковых средств, отличных от речь. Комбинированное сочетание коммуникативных средств языковой и неязыковой природы усиливает информационно-психологическое воздействие на аудиторию за счет достижения синергетического эффекта. В силу того, что при комплексном применении вербальных и невербальных средств медиатекст приобретает такие сущностные характеристики, как поликодовость и мультимодальность, при его анализе следует учитывать не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические аспекты коммуникации. Современный медиатекст имеет сложную коммуникативную структуру, сочетающую в себе текст, гипертекст, динамическое (статическое) изображение и звук, и обеспечивает нелинейное, многоканальное, многослойное и многоплановое восприятие заложенных концептуальных и стилистических смыслов. Цель исследования - проанализировать лингвопрагматические характеристики медиатекста как первичной формы реалиИспользовались описательный, синхронический, диахронический и функциональный методы исследования, а также методы контекстуального и коммуникативно-прагматического анализа. Материалом исследования стали тексты теоретических работ российских и зарубежных лингвистов за последние 30 лет и современные медиатексты, функционирующие в электронных СМИ. Авторы пришли к выводу, что информационно-психологическое воздействие усиливается за счет использования в медиатексте PR и рекламных приемов и во многом основано на их применении.

Об авторах

Наталья Александровна Ахренова

Государственный социально-гуманитарный университет; Государственный университет просвещения

Автор, ответственный за переписку.
Email: nakhrenova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1265-5595

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры германо-романских языков факультета иностранных языков Государственного социально-гуманитарного университета; и.о. заведующего кафедрой переводоведения и когнитивной лингвистики лингвистического факультета Государственного университета просвещения

140410, Российская Федерация, г. Коломна, ул. Зеленая, 30; 141014, Российская Федерация, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24

Руслан Ирикович Зарипов

Военный университет им. князя Александра Невского МО РФ

Email: lieutenant-en-chef@ya.ru
ORCID iD: 0000-0001-9980-7928

кандидат филологических наук, докторант

111033, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14

Список литературы

  1. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press, 1962.
  2. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2015.
  3. Беляков И.М., Максименко О.И. Видеовербальный текст: проблемы восприятия // Филологические науки в МГИМО. 2009. Т. 38(53). С. 48–57.
  4. Чернявская В.Е. Поликодовое пространство текста: лингвосемиотическая парадигма языкознания // Язык в парадигмах гуманитарного знания: XXI век: сб. науч. ст. / под общ. ред. В.Е. Чернявской и С.Т. Золяна. СПб.: Лингва, 2009. С. 23–37.
  5. Сабадин С.Т.М.Ж.П. Смешанные тексты: креолизованный vs поликодовый vs мультимодальный // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 6. С. 2017–2023. ttps://doi.org/10.30853/phil20220297
  6. Евграфова Ю.А. Черное зеркало: лингвосемиотический потенциал экранных текстов: монография. М.: Наука, 2020.
  7. Милякова В.В. Персуазивные характеристики рекламных текстов: дис. … канд. филол. наук. Мытищи, 2022.
  8. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика. М.: Флинта: Наука, 2013.
  9. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: принцип целостности или принцип заменяемости // Политическая лингвистика. 2013. № 4(46). С. 177–183.
  10. Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2013.
  11. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб.: Скифия, 2008
  12. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2008.
  13. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Лингвистика информационно-психологической войны: к обоснованию и определению понятия // Политическая лингвистика. 2016. № 1(55). С. 42–50.
  14. Cluzel du F. Cognitive Warfare // Innovation Hub. 2020. June-November. P. 6. Режим доступа: https://www.innovationhub-act.org/sites/default/files/2021-01/20210122_CW%20Final.pdf (дата обращения: 16.11.2022).
  15. Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как гипертекст // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 3. С. 1–12.
  16. Николаева Т.М. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 507.
  17. Lee S.J., Reeves T.C. Edgar Dale and the Cone of Experience // West, Richard E. Foundations of Learning and Instructional Design Technology: Historical Roots and Current Trends. Provo: Brigham Young University, 2018. Режим доступа: https://open.byu.edu/lidtfoundations/ edgar_dale (дата обращения: 21.10.2022).
  18. Dale E. Audio-visual methods in teaching. New York: The Dryden Press, 1954.
  19. Максименко О.И. Поликодовый vs. креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 2. С. 93–102.
  20. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Язык. Творчество. М.: ЛКИ, 2007.
  21. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012.
  22. Пирогова Ю.К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации // Материалы научной конференции Диалог 2001. Режим доступа: https://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/pirogova/ (дата обращения: 11.11.2022).
  23. Pease A. Questions are the Answers. How to Get to “Yes” in Network Marketing. New South Wales: Pease Training International Pty. Ltd., 2000.
  24. Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М.: Европа, 2007.
  25. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005.
  26. Ильяхов М. Ясно, понятно: Как доносить мысли и побуждать людей с помощью слов. М.: Альпина Паблишер, 2021.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Combination of verbal and non-verbal elements in a media text (Source: Statista)

Скачать (140KB)

© Ахренова Н.А., Зарипов Р.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах