Book Review: Multimodality, Digitalization and Cognitivity in Communication and Pedagogy, Edited by Natalya Sukhova, Tatiana Dubrovskaya, Yulia Lobina

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

-

Full Text

Монография Multimodality, Digitalization and Cognitivity in Communication and Pedagogy[1], опубликованная в 2021 году издательством Springer в составе серии Numanities - Arts and Humanities in Progress (том 20), раскрывает тенденции междисциплинарного подхода к рассмотрению функционирования семиотических систем в коммуникации и образовании в меняющейся парадигме: мультимодальные форматы, интеграция и синергия различных систем и кодов, взаимодействие вербального и невербального каналов [1].

Выбранное общее рамочное направление неслучайно, ведь по словам А.А. Кибрика «адекватное представление о естественной языковой коммуникации может быть получено лишь при мультимодальном подходе, учитывающим все коммуникативные каналы и их внутреннюю организацию» [2. C. 148]. Данное определение емко соотносит все направления исследований, поскольку познание и представление о коммуникации является объектом когнитивных наук, а совокупность новых инструментов и каналов нельзя анализировать без учета цифровизации. Цифровизация как общая тенденция в науке, образовании и многих других областях знаний лишь добавляет все новые форматы одновременного получения информации из разных каналов, синергии СМИ, разнообразия инструментов коммуникации и воздействия.

В самом широком смысле в центре обсуждения находится коммуникация с ее новыми форматами и технологическими новшествами, интеграцией вербальных и визуальных систем, цифровой грамотностью и постоянной изменчивостью. Коммуникация становится, таким образом, центром притяжения таких областей, как когнитивные науки и психология, педагогика и педагогический дизайн, нейроэстетика и нейрология, теория жанров и лингвистика.

Подход авторов является не только междисциплинарным, но и международным и межкультурным: в коллективной монографии представлены статьи авторов из России, Польши, США, Румынии и Словении. Монография состоит из трех разделов, каждый из которых раскрывает один из аспектов названия.

Первый раздел «Исследования мультимодальности» объединен общим мультимодальным подходом к семиотическим исследованиям с более узким толкованием термина мультимодальность, который подразумевает «описание общих законов и конкретных правил взаимодействия вербальных и невербальных знаков» в коммуникативном акте [3. С. 101]. Понятие мультимодальности получает трактовку в каждой из глав раздела в теоретическом и эволюционном плане от сопоставления с системно-функциональной лингвистикой М. Халлидея (1994), критическим дискурс-анализом (CDS), социальной семиотикой и другими научными направлениями, до обзоров современных исследований в различных областях.

Три главы, предложенные в первом разделе, имеют различные объекты изучения в разноплановых коммуникативных контекстах: от рекламных видеороликов до знаков запрета в общественных местах и визуальных способов выражения аргументации.

Так, в исследовании Г. Ковальского (глава 1), выполненном в рамках теории мультимодального дискурса, анализируются взаимоотношение и сопоставление между вербальными и невербальными системами на материале рекламных видеороликов проекта по краудсорсингу (привлечению клиентов и инвесторов в новые проекты). В поиске общих закономерностей и правил взаимодействия вербальных и невербальных знаковых систем автор выделяет три основных типа взаимоотношений: 1) перенос одной закономерности в разные модусы (речь и изображение) — transfer of moves across modes; 2) наложение разных закономерностей и сценариев — moveand-pattern overlap; 3) разрыв межмодусной согласованности и последовательности — rupture of intermodal cohesion.

Вторая глава, подготовленная Е.А. Кожемякиным и Т.В. Дубровской, рассматривает через призму синтеза вербального и невербального каналов в структуре мультимодального дискурса прагматику запрета, выраженную соответствующими знаками в общественных местах. Разработанная четырехступенчатая схема анализа общественного знака сопоставляет степень выраженности официально-юридического запрета знака с определенными ресурсными системами (вербальными средствами или знаками других семиотических систем). С точки зрения институциональности авторы выделяют две группы знаков для регулирования социального поведения: юридически оформленные запреты, опирающиеся в большей степени на вербальные средства, и более «наивно» выраженные социальные нормы, задействующие, скорее, смешанные каналы.

Завершает раздел по мультимодальности глава, посвященная ее автором И. Жагаром анализу визуальной аргументации, которая реализуется через синтез вербального кода и визуального ряда. При этом смысл визуального ряда всегда основан на контексте и мультимодален, что выводит на первый план относительно новое понятие «enchrony» [4] — или мультимодального интерактивно-рекурсивного анализа (interactive-recursive multimodal analysis). Взаимодействие различных кодов происходит в динамике и собственно переключении с одного кода на другой и обратно. Анализ вербально-визуальной составляющей стороны аргументации подчеркивает направленность использования разных семиотических систем на повышение эффективности коммуникации как общего результата мультимодального подхода [5. С. 92].

Следующий раздел монографии «Методика преподавания иностранных языков в цифровой среде» имеет педагогическую и методическую направленность, рассматривая изменение методов преподавания в высших учебных заведениях в ответ на цифровизацию и другие общественные тенденции и требования современного общества.

Цифровые технологии и, в частности, видеоигры являются не только частью жизни общества, но и современным инструментом развития когнитивных способностей учащихся при изучении иностранного языка. Ученые Л.В. Бондарева и Т.В. Потемкина не только проводят системный обзор исследований по данной тематике, но и анализируют вклад компьютерных видеоигр в развитие лексики, коммуникативных навыков и речевых стратегий наряду с повышением уровня чтения и письма. Полученные результаты представлены в виде сводной таблицы. Неоднозначный ответ педагогов и ученых на вопрос об эффективности привлечения в процесс образования цифровых технологий обуславливает актуальность дополнительных исследований с оценкой обратной связи и достигнутых образовательных целей.

Другой ключевой аспект преподавания поднимается в главе Дж. Коуина и Д.С. Саулембековой «Освоение языка в виртуальном мире по сравнению с традиционным подходом: сопоставительный анализ / обзор России и США» и затрагивает современные требования к компетенциям будущих учителей иностранного языка и преподавательскому составу высших учебных заведений в эпоху Четвертой индустриальной революции. Как именно образовательные системы двух стран трансформируются с учетом цифровизации общества и новых технологически подкованных поколений студентов? Какова роль новых государственных программ и реформ в повышении конкурентоспособности образования?

Сравнительный анализ России и США соотносит подготовку и сертификацию будущих педагогов и профессорско-преподавательского состава, а также системы дополнительного профессионального образования через сопоставление профессиональных компетенций и национальных стандартов двух стран. Отдельный интерес представляет компьютерное обучение языку (Computer Assisted Language Learning) с использованием приложений, программ, виртуальной реальности, ресурсов МЭШ и дополненной реальности.

Наиболее перспективным исследователи видят подход, при котором новые учебные программы и подготовка специалистов происходят с учетом требований быстро меняющегося мира, глобальной конкуренции, компьютерной грамотности и медиа навыков поколения Z, создания трехмерной среды обучения и других новых технологий.

Аспекты преподавания английского языка как иностранного с помощью потенциала корпусных технологий рассматриваются Н.Н. Кошкаровой. Одной из сфер применения корпусной лингвистики является использование корпусов для преподавания иностранных языков, и автор ставит цель доказать и показать методические возможности инструментария корпусных технологий. Национальный корпус любого языка рассматривается как своего рода пособие для изучения языка, естественная языковая среда и основа для разработки образовательных материалов по всем речевым навыкам. С практико-ориентированной точки зрения приводится анализ трех корпусов для выработки методических рекомендаций и демонстрации учебного потенциала их ресурсов.

Педагогический потенциал другой новой технологии, а именно обучения лексикографии с помощью онлайн словарей, раскрывается Р. Сину. Участие студентов в лексикографических онлайн проектах в рамках магистерской программы позволило на практике объединить полученные теоретические знания по лексикографии и практические навыки составления словарей. Проекты на основе двуязычного пилотного онлайн словаря Lexica дали возможность обучающимся пройти все стадии создания словаря: планирования, написания и производства / публикации, получая навыки и умения на базисе выполненных заданий каждой стадии.

Третий раздел монографии «Когнитивные подходы к языку и педагогическому дизайну» является связующим звеном, объединяющим лингвистику и педагогику, с учетом когнитивного и мультимодального подходов. Акцент в этом разделе сделан на развитии личности и поиске идентичности, развитии когнитивных навыков учащихся. С одной стороны, раздел представляет обзор современных психолингвистических методов и когнитивных подходов. С другой, в рамках педагогики рассматриваются разные подходы к обучению, целеполаганию, личности педагога, стратегии оценивания и другие факторы, определяющие уровень навыков и развития личности.

Открывает раздел глава И. Кларк, доказывающая на основе реализованного учебного проекта гипотезу о том, что имитация является эффективным приемом обучения академическому письму, развивая в учащихся письменную идентичность, что подтверждается современными исследованиями в области неврологии. Автор начинает с исторического обзора использования приема имитации и его роли в обучении академическому письму, логически выстраивая переход к современным научным тенденциям исследования, где имитация образца предполагает отчасти имитацию письменной идентичности автора произведения для выстраивания и формирование собственной идентичности обучаемого.

Современная теория нейропластичности как концепция о способности мозга меняться в зависимости от полученного опыта и совершаемой деятельности является основой понимания потенциала имитации для развития когнитивных способностей, фактически выводя главу в русло нейропедагогики [6].

Развития когнитивных и коммуникативных способностей с точки зрения лингводидактики можно так же достичь с помощью моделирования речевых жанров, как это показано в главе Ю.А. Лобиной. В главе рассмотрены подходы к анализу жанров и различные педагогические школы, имплицитные и эксплицитные подходы к моделированию жанров, однако в основе исследования лежит разработка авторского моделирования жанра сторителлинга для будущих преподавателей английского языка в России. Предложенные три этапа включают сначала построение модели жанра с позиции носителя языка, ее последующей адаптации преподавателем-неносителем языка для образовательных целей и затем моделирование жанра с позиций студента-неносителя языка с опорой также на знание жанра в родном языке.

Разносторонний анализ когнитивных процессов невозможен без привлечения психолингвистических методов. В главе И.В. Приваловой приводится обзор и анализ психолингвистических методов исследования когнитивных механизмов. Основой эффективности любого исследования в условиях междисциплинарности является согласованность и выстроенная взаимосвязь между целями, материалом и методом, что и определяет методологическую значимость исследований. Подробно разбираются методы глубинного интервью и целый спектр методов наблюдения за процессом речевой деятельности, при этом каждый из методов сопровождается описанием и примерами.

Еще одним ключевым фактором развития когнитивных навыков у студентов является личность преподавателя. В исследовании, проведенном Е.Н. Щавелевой, А.Н. Кузнецовым и Ю.В. Пушкиной на основе опросов, интервью, сопоставительного анализа и вычислительного метода, анализируется соотношение между личными качествами преподавателя и успехом педагогической деятельности в русле педагогического дизайна. Четырехэтапный анализ позволил составить список восьми наиболее релевантных качеств, необходимых для подготовки и обучения преподавателей. Гипотеза авторов заключается в том, что есть корреляция между наличием данных качеств и способности преподавателя эффективно разработать курс, а эффективность педагогического дизайна в свою очередь повышает степень удовлетворенности студентов, их академическую и профессиональную успешность.

Закрывает раздел глава Н.В. Суховой, в которой в рамках нейроэстетики рассматривается вопрос о критериях оценки произношения в курсе фонетики. Нетрадиционное видение фонетики как искусства позволяет подойти к весьма спорному в педагогической парадигме вопросу оценки фонологический и фонетической компетенций с другого ракурса. Развитие нейронауки привело к изучению возможных связей между лингвистической компетенцией, порождением речи, ее восприятием и оценкой, при этом с опорой, прежде всего, на личность оценивающего, его опыт и свойства восприятия. Проведенный эксперимент на основе сопоставительного анализа в рамках нейроэстетической модели (The Vienna Integrated Model of Art Perception) и оценки фонологической и фонетической компетенций студентов показал соответствия и интересные аналогии.

Подводя итоги, нужно отметить, что книгу отличает постановка актуальных для современности вопросов в аспектах мультимодальности, цифровизации и когнитивистики, коммуникации и педагогики. Читателям предложены результаты исследований, выполненных в междисциплинарном ключе на стыке лингвистики, семиотики, педагогики и социальных наук и могут стать отправной точкой последующих исследований в данных областях.

 

[1] В пер. с англ.: Мультимодальность, цифровизация и когнитивистика в коммуникации и педагогике

×

About the authors

Maria V. Lukanina

Lomonosov Moscow State University; National University of Science and Technology “MISiS”

Author for correspondence.
Email: mvlukaninag@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1303-0084

PhD in Philology, Associate Professor at the Department of International Communication (School of World Politics, Lomonosov Moscow State University); Associate Professor at the Department of Modern Languages and Communication (National University of Science and Technology “MISiS”).

1-51, Leninsky gory, Moscow, Russian Federation, 119991; 4-1, Leninsky prospect, Moscow, Russian Federation, 119049

References

  1. Multimodality, Digitalization and Cognitivity in Communication and Pedagogy. (2021). Sukhova N.V., Dubrovskaya T., Lobina Yu.A (eds.). Numanities — Arts and Humanities in Progress, Switzerland: Springer Nature. Vol. 20. https://doi.org/10.1007/978-3-030-84071-6
  2. Kibrik, А.А. (2010). Multimodal linguistics. In: Cognitive research: a collection of scientific papers. 4. pp. 135–152. URL: https://ilingran.ru/kibrik/Multimodal@Cog_Studies_2010.pdf (accessed: 17.06.2022). (In Russ.).
  3. Kreidlin, G.Е. (2014). Semiotic conceptualization of the body and the problem of multimodality. Ecology of Language and Communicative Practice, 2, 100–120. (In Russ.).
  4. Enfield, Nick J. (2013). Relationship Thinking: Agency, Enchrony, and Human Sociality. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199338733.001.0001
  5. Degteva, I.S. (2019). Multimodality. Basic principles, research methods and methods of analysis. Problem-oriented introduction. Method, 9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42610097 (accessed: 27.05.2022) (In Russ.).
  6. Tunkun, Ya.A. (2008). Fundamentals of neuropedagogy: history, theory and practice. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 73–2, 203–208. (In Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Lukanina M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.