Том 10, № 2 (2024)

Системы тестирования в современном языковом образовании

Виды и формы контроля при обучении иностранных студентов повседневному общению на русском языке

Яркина Л.П., Карапетян Н.Г., Папченко М.Ю.

Аннотация

Контроль является важнейшим компонентом учебного процесса. Рассмотрены различные виды заданий из разряда «тестов достижений», используемые на разных этапах обучения иностранцев русскому языку повседневного общения. В результате проведенного исследования авторы выявили ряд важнейших функций контроля. Несмотря на первостепенное значение оценочной функции, контроль может быть инструментом обучения, акцентируя внимание на элементах теста, которые несут информацию, подходящую для рассмотрения и запоминания. Контроль позволяет преподавателю получить объективное представление о знаниях учащихся, может продемонстрировать необходимость корректировки учебной программы и изменения некоторых характеристик подачи материала. Контрольные задания могут использоваться на этапе проектирования и организации педагогических взаимодействий, а также выступать в качестве самостоятельного средства обучения и самообучения.

Русский тест: теория и практика. 2024;10(2):65-71
pages 65-71 views

Этнокультурный аспект в разработке тестовых заданий для учеников Кыргызской Республики по программе «Многоязычное образование» с русским языком как целевым: проблемы и перспективы

Эрнисова А.Э.

Аннотация

Изучена этнокультурная специфика разработки субтестов по русскому языку для учеников Кыргызстана по программе «Многоязычное образование». Проанализированы критерии для составления субтестов. Рассмотрена структура тестов по русскому языку (грамматика, аудирование, чтение, говорение и письмо) в соответствии со стандартами изучения русского языка в школах с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения. Также обозначены перспективы внедрения этнокультурного компонента в тестовые материалы в зависимости от уровня владения русским языком в старшей школе (уровни А2, В1), дана характеристика критериев оценки языковых и речевых навыков учащихся, а также приведены рекомендации по разработке программ повышения квалификации учителей, направленных на улучшение качества проведения тестирования по русскому языку для учеников школ Кыргызстана. Анализ тестового материала выявил, что методика составления тестов по русскому языку в классах с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения должна отличаться от методики тестирования по русскому языку как иностранному. В ходе исследования определена необходимость ввести этнокультурный компонент как в содержание предлагаемых ученикам текстов, так и в задания всех субтестов. Попытки создания тестового материала по русскому языку с аналогичными заданиями по Общереспубликанскому тестированию выпускников школ Кыргызстана говорит о положительных результатах апробации и, следовательно, о перспективности предлагаемого подхода. По мнению автора, система тестирования по русскому языку в Кыргызстане нуждается в разработке и внедрении в практику уникальных тестовых материалов, поскольку приравнивание русского языка к иностранному в стране, где он является официальным, представляется неверным и нецелесообразным.

Русский тест: теория и практика. 2024;10(2):72-87
pages 72-87 views

Языковые картины мира в образовании

Концепт «добро» в русской и узбекской картине мира

Азизова Н.Б.

Аннотация

В современной лингвистической науке актуальна проблема интерпретации фразеологических единиц в лингвокультурологическом аспекте, раскрытие национально-культурных компонентов для передачи языковых и культурных картин мира. Рассмотрен концепт «добро» в русском и узбекском языках. С целью раскрытия концепта «добро» в русской и узбекской языковой картинах мира исследованы в лингвокультурологическом аспекте фразеологизмы двух языков: проведены лексический и этимологический анализ словарных статей, сравнительный анализ фразеологизмов на примерах из художественной литературы на русском и узбекском языках. В результате исследования сформированы тематические группы концепта «добро».

Русский тест: теория и практика. 2024;10(2):88-96
pages 88-96 views

Учебно-методическое обеспечение языкового образования и тестирования

Реализация основных принципов обучения русскому языку как иностранному в современных учебных пособиях

Боровик В.В., Каверзина А.В., Рубцова Д.Н.

Аннотация

Цель исследования - анализ отражения основных принципов методики обучения русскому языку как иностранному в современных учебных пособиях. На примере пособия «Учим русский от А до Я» наглядно продемонстрировано, как в учебных изданиях могут быть реализованы базовые методические принципы: концентричности, поэтапности формирования грамматических, навыков лексических и говорения, минимизации грамматического материала в связи с психологией обучения и коммуникативными потребностями. Рассмотрены особенности реализации этих принципов в учебном пособии, целевой аудиторией которого являются носители китайского языка с присущей им спецификой восприятия учебного материала. Особое внимание уделено анализу упражнений различных типов и обоснованности опоры на лексический минимум соответствующего уровня при отборе лексико-грамматического материала. Наглядно показан спектр возможностей применения пособия от использования в аудитории до самостоятельной работы студентов, делая вывод о том, что учет особенностей целевой аудитории и тщательный отбор образовательного контента позволяет успешно формировать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся.

Русский тест: теория и практика. 2024;10(2):97-105
pages 97-105 views

Инновационный учебный комплекс «Русский язык без преград»: довузовский этап

Щербакова О.М., Брагина М.А., Левина В.Н., Кутырева Н.А.

Аннотация

Представлены результаты разработки и внедрения в практику нового учебного комплекса, основанного на инновационной методической системе обучения русскому языку как иностранному. Особое внимание уделяется методическим подходам и решениям, обеспечивающим качественно новые возможности для повышения эффективности преподавания русского языка иностранной аудитории на уровнях довузовской подготовки (А1-В1). Интенсификация и высокая эффективность обучения обеспечены системой предложенных и последовательно реализованных инновационных методических подходов и решений. Каждое занятие включает в себя перечень разговорных тем, что обеспечивает вариативность обучения, максимальную повторяемость изучаемого языкового материала, расширение речевого и коммуникативного опыта обучающихся и создание неограниченного количества комбинаций речевых и коммуникативных заданий. Реальные коммуникативные потребности адресата представлены в виде набора намерений говорящего, которые вводятся гораздо раньше, чем это общепринято. При выборе интенций учитывается их коммуникативная ценность и высокий учебный потенциал для овладения коммуникативными тактиками. Учебный комплекс «Русский язык без преград» предлагает авторскую систему изучения предложной и глагольной систем русского языка. Последовательность введения языкового материала используется как ресурс для интенсификации обучения.

Русский тест: теория и практика. 2024;10(2):106-117
pages 106-117 views

Методика преподавания русского языка как иностранного

Геокультурный образ страны в лингвокультурологическом аспекте преподавания русского языка как иностранного

Ельцова Е.Н.

Аннотация

Геокультурный образ страны - сложное по структуре и содержанию понятие, так как включает не только собственно геофизические характеристики территории, но и лингвокультурологические, чем объясняется актуальность его описания как в лингвистическом, так и в лингводидактическом аспектах. Приведены результаты анкетирования и ассоциативного эксперимента, направленного на выявление представлений об образе России среди тунисских респондентов. В лингвокультурологическом аспекте рассмотрены особенности формирования представлений о геокультурном образе страны, выделены языковые средства отражения образа страны в художественном тексте. Описаны особенности работы с концептами и культурно-маркированной лексикой, обращено внимание на лингводидактический потенциал геопоэтических текстов в обучении русскому языку как иностранному на продвинутом уровне. Лингвокультурный подход позволяет познакомить иностранных учащихся с русской концептосферой, лежащей в основе геокультурного образа страны, и сформировать умения и навыки работы со словарными статьями, интерпретации концептуальных смыслов, создания собственных текстов и в целом построения межкультурного диалога. Предложенный материал может быть использован в практике преподавания предметов лингвокультурологического и страноведческого характера при обучении русскому языку как иностранному на продвинутом этапе.

Русский тест: теория и практика. 2024;10(2):118-129
pages 118-129 views

Особенности презентации и анализа единиц семантического поля горение в иноязычной аудитории

Ильин Д.Н.

Аннотация

Рассмотрена специфика в практике преподавания русского языка как иностранного учебной работы с лексикой семантического поля горение . Отмечены его значительное количественное наполнение, многообразие значений входящих в него единиц, что обусловливает наличие определенных трудностей при их введении в учебные материалы. Приведены примеры аспектной работы с данной лексикой. Даны рекомендации по ее презентации и семантизации. Анализ семантического поля горение с лингвометодической точки зрения показал целесообразность разделения единиц на 3 группы - субстантивы, обозначающие огонь, глаголы, обозначающие процесс горения, и остальная лексика (периферия поля). При овладении языком специальности предложено особое внимание уделять таким категориям глаголов рассматриваемого поля, как переходность и способ глагольного действия, а именно - фазисное значение глаголов горения и их дериватов. Рассмотрен метафорический потенциал слов семантического поля горение , используемый как художественное средство в творчестве писателей и поэтов, а также как источник образования терминологической лексики. Подчеркнуты важность и разнообразие грамматических упражнений, основой для конструирования которых служит рассматриваемая лексика.

Русский тест: теория и практика. 2024;10(2):130-137
pages 130-137 views

Научный дебют

Межэтнические стереотипы как средство формирования социокультурной компетенции у иностранных студентов

Цапкова Н.А.

Аннотация

Одна из приоритетных целей современной системы образования России - международное сотрудничество, продвижение русского языка за рубежом. Получение высшего образования в России становится интересным и перспективным направлением для иностранных граждан. В течение последнего десятилетия наблюдается положительная динамика роста числа иностранных студентов в российских вузах. В число основных задач развития методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) входит реализация социокультурного подхода. В пространстве многополярного мира особое значение имеет рефлексирующее погружение в многообразие культурных ценностей, изучение менталитета, привычного поведения, особенностей коммуникативного взаимодействия носителей языка. Однако на первом этапе знакомства со страной и культурой ее населения возможны трудности, разногласия и недопонимание, вызванные межэтническими автои гетеростереотипами. Цель исследования - разработка методического инструментария, учитывающего авто- и гетеростереотипные представления, для формирования социокультурной компетенции у иностранных граждан на уроках РКИ. Осмысливается роль и методический потенциал стереотипного образа России и русских. Анализ актуальных исследований российских педагогов и методистов позволил предположить, что этнические стереотипы играют большую роль в реализации социокультурного подхода к обучению русскому языку иностранных граждан. Посредством включения методически выстроенной работы с ними можно формировать и развивать социокультурную компетенцию иностранных обучающихся. Предложен методический комплекс по формированию и развитию социокультурной компетенции с использованием автои гетеростереотипов для иностранных граждан начального и базового уровней владения русским языком.

Русский тест: теория и практика. 2024;10(2):138-148
pages 138-148 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах