№ 2 (2012)
- Год: 2012
- Статей: 22
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/issue/view/608
Статьи
5-12
Сопоставительная лингвокультурология как новое научное направление
Аннотация
В статье рассматривается новое научное направление - сопоставительная лингвокультурология, ее предмет, объект, цели и задачи. Данное направление возникло на стыке лингвокультурологии и сопоставительной лингвистики и сравнивает языки и культуры сквозь призму родного языка. Устанавливаются основные принципы сопоставительного исследования и различные подходы к анализу, а именно: контрастивный и сравнительно-сопоставительный. Подчеркивается, что сопоставительная лингвокультурология - это прикладной аспект лингвокультурологии, который имеет большие перспективы развития.
Русистика. 2012;(2):13-18
13-18
Лингвокультурологический анализ текстов карикатур
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам изучения текстов карикатур. В работе освещены теоретико-методические проблемы организации лингвокультурологического комментирования материала русских карикатур, также проанализировано понятие «лингвокультурема» в лингвокультурологии как элемент, представляющий собой лексическую единицу лингвокультурологического содержания и ее роль в текстах карикатур.
Русистика. 2012;(2):19-24
19-24
Лексические средства выражения комизма в русских юмористических текстах
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам изучения русских юмористических текстов в русском языке. В работе освещены основные лексические средства выражения комического в русских юмористических текстах. С помощью этих средств общеупотребленная лексика приобретает комический эффект.
Русистика. 2012;(2):25-29
25-29
О текстообразующем потенциале парентезы в современном русском языке
Аннотация
Статья посвящена функциональному анализу текстообразующего потенциала парентетических единиц. Рассматриваются коммуникативные особенности вставных и вводных конструкций русского языка, в том числе способность к диалогичности и излишнему использованию.
Русистика. 2012;(2):30-34
30-34
Каузальность как тип семантических отношений в медиадискурсе
Аннотация
В статье исследуется каузальность как один из основных типов семантических отношений в дискурсе, говорится о формальных средствах связи для выражения причинно-следственных отношений, рассматриваются средства вербализации имплицитного причинного значения.
Русистика. 2012;(2):35-40
35-40
Сопоставительное исследование черт экспансии иноязычной лексики в современной прессе России и Китая с точки зрения формирования межкультурного пространства медиадискурса
Аннотация
Сопоставительное исследование проблемы экспансии иноязычной лексики с точки зрения формирования межкультурного пространства медиадискурса в современной прессе Китая и России позволяет выявить их общие языковые черты в целях усиления взаимного понимания и увеличения международного культурного общения.
Русистика. 2012;(2):41-46
41-46
Особенности и основные критерии перевода художественного текста
Аннотация
Рассматриваются основные особенности художественного текста как объекта переводческой деятельности, определяются главные отличия перевода художественного текста от других видов перевода. Выделяются основные критерии и методы художественного перевода, отдельно исследуются роль переводчика и формирование картины мира в переводах художественных произведений.
Русистика. 2012;(2):47-52
47-52
Аксиологический потенциал цветообозначений как компонента культурных кодов
Аннотация
В статье представлена интерпретация смыслового содержания цветообозначений как компонента культурных кодов, аккумулирующих социально-историческую, эмоциональную информацию национально-специфического характера, и их трансформация в зависимости от культурно-исторического контекста.
Русистика. 2012;(2):53-59
53-59
Из истории формирования и становления приказа как особого вида документа
Аннотация
В статье на основе лексикографических источников рассматривается становление терминологического значения слова «приказ» в русском языке. Прослеживаются особенности употребления наименований, соотносимых с данным видом документа в разные исторические периоды.
Русистика. 2012;(2):60-65
60-65
Использование художественных фильмов в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции и лингвокультурологическая адаптация иностранных учащихся
Аннотация
Рассмотрены некоторые аспекты формирования коммуникативно-речевой компетенции иностранных учащихся при изучении русского языка, потенциальные возможности использования художественных фильмов в целях социо- и лингвокультурологической адаптации иностранных учащихся в русскоязычной среде. В результате экспериментальной работы выявлены и подтверждены положительные показатели формирования речевой компетенции с использованием художественных фильмов.
Русистика. 2012;(2):66-72
66-72
73-79
Актуализированный универсальный концепт «руководство» в русской концептосфере нового государственного управления
Аннотация
Статья посвящена исследованию структуры универсального для любого языкового коллектива концепта «руководство», связанного с реализацией принципов традиционного, иерархического управления и отражающего специфику взаимодействий между органами государственной власти. Особое внимание в статье уделяется описанию плана содержания лексемы, репрезентирующей одноименный концепт, трансформации в семантике которой определяют увеличение частотности ее употребления и соответственно влияют на актуализацию исследуемого концепта.
Русистика. 2012;(2):80-85
80-85
86-92
93-97
Взаимодействие морфемной, слоговой и акцентной структур в русском языке
Аннотация
Рассматриваются примеры взаимодействия слоговой, морфемной и акцентной структур, доказывается существование закрепленности морфных стыков различных типов за отдельными позициями, а также варьирования их частоты внутри слогов и на слогоразделах в зависимости от частеречной принадлежности словоформ, их морфного строения, длины и ритмической структуры.
Русистика. 2012;(2):98-102
98-102
О некоторых аспектах аудирования при обучении профессиональной речи
Аннотация
Овладение нормами профессиональной речи требует активизации специальной лексики и терминологии, усвоения определенных конструкций в таких видах коммуникативной деятельности, как слушание лекций по специальности, чтение учебной литературы, профессиональное общение. В статье предпринята попытка представить систему упражнений, а также наметить лингвометодические задачи, связанные со спецификой обучения профессиональной речи.
Русистика. 2012;(2):103-108
103-108
109-118
Реализация компетентностного подхода к речевому развитию школьников в процессе изучения метафоры
Аннотация
В статье с позиций современного компетентностного подхода к обучению родному языку обосновывается эффективность формирования у учащихся ключевых компетентностей в процессе изучения ими метафоры как полифункционального феномена мышления, языка и речи. В связи с этим конкретизируется содержание языковой, лингвистической, коммуникативной, эстетической, культуроведческой компетентностей, уровнем сформированности которых определяется уровень речевого развития школьников. Представлены методы, приемы, виды упражнений, использование которых в экспериментальной работе по изучению метафоры в 5 и 8 классах обеспечивало процесс формирования у учеников названных значимых компетентностей. Динамика речевого развития представляется опосредованной прежде всего лингвистической компетентностью, включающей когнитивный, регуляторный и личностно-смысловой компоненты и соотносящейся с трехуровневой структурой языковой личности.
Русистика. 2012;(2):119-124
119-124
125-129
А.А. Атабекова. Юридический перевод в междисциплинарном контексте
Русистика. 2012;(2):130-132
130-132
Наши авторы
Русистика. 2012;(2):133-135
133-135