№ 3 (2009)
- Год: 2009
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/issue/view/602
Статьи
Кросскультурная грамотность как индикатор межнационального понимания
Аннотация
Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов является важной социально-педагогической задачей. Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Важно, чтобы студент овладел культурой различий и понимания, т.е. кросскультурной грамотностью, которая является основой межнационального общения и отношений в целом.
Русистика. 2009;(3):5-11
5-11
Теория качеств речи в русской филологической традиции XVII-XIХ вв.
Аннотация
В статье излагается эволюция теории коммуникативных качеств речи, которые получили развернутое описание в русских учебниках риторики и словесности XVII-XIХ вв. Авторами этих концепций явились как малоизвестные создатели рукописных риторик, так и классики русской филологии М.М. Сперанский, Н.Ф. Кошанский, Я.В. Толмачев, в трудах которых качества речи получили оригинальное толкование.
Русистика. 2009;(3):12-23
12-23
Вариативность интерпретации текста как проявление особенностей русского метаязыкового мышления (на материале экспериментальных данных)
Аннотация
В статье рассматриваются факторы, определяющие вариативность интерпретации текста. Обосновывается положение о том, что такая вариативность имеет как наднациональный, так и национальный характер. На основе экспериментальных данных доказывается положение о склонности русской языковой личности к проявлению метатекстовой рефлексии.
Русистика. 2009;(3):24-34
24-34
Проблема выделения метатекста в художественном тексте
Аннотация
Статья посвящена одной из дискуссионных проблем современного языкознания. Обосновывается необходимость выделения метатекста в художественном тексте, очерчивается круг языковых единиц, являющихся репрезентантами метатекста в художественном тексте, приводятся примеры метасредств.
Русистика. 2009;(3):35-41
35-41
Проблемная ситуация в тексте школьного учебника по литературе
Аннотация
На основе положения о тексте как источнике и средстве разрешения проблемной ситуации рассматривается структура текста школьного учебника по литературе. Выделяются некоторые текстовые структурные элементы, вербализующие проблему и альтернативы ее решения.
Русистика. 2009;(3):42-46
42-46
Русский невербальный дискурс и его языковая репрезентация в диалогах художественной прозы
Аннотация
В статье представлена языковая репрезентация структурных компонентов невербального речевого дискурса. Русский невербальный дискурс осмысливается как относительно самостоятельная разновидность речевого произведения. Данный тип дискурса позволяет изучить «прагматикон» русской языковой личности и постичь ее национальную специфику. Языковые репрезентанты невербальной речи манифестируют, так или иначе, значение времени или пространства.
Русистика. 2009;(3):47-56
47-56
57-63
Дефис в системе терминообразования (на примере физико-математических терминов)
Аннотация
В данной статье речь идет о правописании сложных научных терминов, о специфике дефисного написания физико-математических терминов. Раскрываются роль, место, преимущества дефиса в системе терминообразования. Статья освещает актуальные проблемы современной орфографии.
Русистика. 2009;(3):64-70
64-70
71-78
79-87
Типы индивидуально-авторских трансформаций пословиц и поговорок
Аннотация
В статье рассматриваются основные типы трансформаций пословиц и поговорок в литературных текстах и газетных статьях, которые осуществляются авторами с целью актуализации паремий, обеспечения их связи с конкретной ситуацией, повышения их информативности, оценочности, экспрессивности, усиления их воздействие на читателя.
Русистика. 2009;(3):88-92
88-92
93-100
Региональное поле этнонимии
Аннотация
Цель настоящей статьи - исследование системных отношений в этнонимии. В задачи входит определение этнонимического поля, а также описание таких его характеристик, как наличие ядерно-периферийных отношений, семантическая общность, частотность, стилистическая окрашенность. Делается вывод о том, что этнонимическое поле Пермского края - это иерархически выстроенная структура множества лексических единиц, объединенных общим семантическим компонентом - «этнический», - и связанных разного рода системными отношениями.
Русистика. 2009;(3):101-107
101-107
Краткий отчет о XIII Мастерской Lexicom и конференции Euralex-2008 (Барселона, Испания)
Русистика. 2009;(3):108-111
108-111
Новый лексикографический труд
Русистика. 2009;(3):112-113
112-113
О «Вестнике совета по русскому языку»
Русистика. 2009;(3):114-115
114-115
Наши авторы
Русистика. 2009;(3):116-117
116-117