Том 21, № 2 (2023): Цифровые технологии в обучении русскому языку: современное состояние и перспективы
- Год: 2023
- Статей: 8
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/issue/view/1668
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2
Весь выпуск
Медиадидактика и электронные средства обучения
Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному
Аннотация
В последние годы активно разрабатываются учебные онлайн-материалы по русскому языку как иностранному, которые ставят задачи обучения с помощью различных функций социальных сервисов, пользующихся популярностью в современном мире. Цель исследования - выявить и обосновать лингводидактический потенциал социальных сетей в качестве средства обучения русскому языку как иностранному на основе анализа их функций, учета коммуникативных потребностей пользователей. Материалом исследования послужили различные типы социальных сервисов, в которых представлены учебные материалы по обучению русскому языку, доступные с помощью информационно-поисковых систем. Применялись теоретические (анализ, сопоставление) и диагностические (педагогические наблюдения, устный опрос преподавателей и учащихся) методы. Полученные результаты позволили определить особенности преподавании и изучения русского языка как иностранного в социальных сетях. Даны характеристики различным социальным группам (возраст, интересы, коммуникативные потребности), ориентированным на использование цифровых ресурсов для изучения русского языка. Использование возможностей социальных сервисов в преподавании русского языка как иностранного позволит учесть коммуникативные потребности учащихся, их интересы, реализовать социокультурный подход в обучении, значительно увеличит количество изучающих русский язык, будет содействовать продвижению русского языка в интернете.
Формирование коммуникативной среды синхронного онлайн-урока по русскому языку в китайских группах
Аннотация
Коммуникативный подход к обучению русскому языку как иностранному (РКИ) предполагает, что основная цель - приобретение навыков общения на русском языке - может быть достигнута только в условиях благоприятной коммуникативной среды. Между тем онлайн-формат, получивший значительное распространение в настоящее время, характеризуется ограниченным взаимодействием участников учебного процесса. Таким образом, остро встает проблема разработки методических основ формирования продуктивной коммуникативной среды в процессе онлайн-обучения. Цель исследования - рассмотрение особенностей учебной коммуникации по русскому языку в китайских группах и разработка методических основ создания продуктивной коммуникативной среды на синхронных онлайн-уроках с учетом специфики поведения учащихся. Материалом исследования послужили 10 синхронных онлайн-уроков по РКИ общей продолжительностью 15 ч 51 мин. В занятиях принимали участие группы китайских учащихся (А2-В2). Для обработки результатов применялся метод контент-анализа с помощью программного обеспечения Atlas.ti. Кодирование проводилось на основе дедуктивного подхода с элементами индуктивного подхода; в основу системы кодирования положена категория социального присутствия, операционализированная и адаптированная под специфику обучения РКИ. Показано преобладание у китайских учащихся ряда коммуникативно-поведенческих паттернов в учебном общении, которые вступают в противоречие с актуальными методическими принципами. Выявлено, что несмотря на сильное влияние национальных культурных установок, параметры коммуникативной среды онлайн-урока по русскому языку могут варьироваться в зависимости от усилий преподавателя. Выдвигается положение о том, что формирование коммуникативной среды синхронного онлайн-урока по РКИ требует от преподавателя умения управлять интерактивностью коммуникации, формировать атмосферу сотрудничества и сплоченности онлайн-группы, поддерживать эмоциональность онлайн-коммуникации. Исследование вносит вклад в развитие цифровой лингводидактики РКИ, создавая научную основу для разработки методических приемов и технологий проектирования продуктивной образовательной среды в онлайн-обучении РКИ.
Дигитализация учебника по русскому языку как иностранному: опыт словацких русистов
Аннотация
Рассматривается новый формат учебника по русскому языку как иностранному - цифровой, или дигитализированный, Актуальность выбранной темы определяется потребностью создания таких учебников, обусловленной изменившейся целевой аудиторией - поколениями так называемых миллениалов и постмиллениалов, связывающих получение новой информации с образностью, скоростью, техническими возможностями. Цель исследования - анализ цифрового (дигитализированного) учебника по русскому языку для словацкой средней школы (гимназии) с точки зрения его концептуальной основы, технических возможностей и оформления. На материале учебника русского языка для словацких средних школ «Встречи с Россией. Сегодня» (Э. Колларова и др.), созданного с учетом новых технологий, анализируется национально ориентированный цифровой учебник, являющийся звеном русскоязычного образования в Словакии. Использовались анализ теоретической и учебной литературы, метод лингводидактического анализа, сравнительный и описательный методы. Обосновано, что концептуальные основы создания цифровых учебников - когнитивизм, конструктивизм и бихевиоризм - нацелены на рациональный отбор культурно значимого учебного контента и выстраивание коммуникативно направленной методической составляющей, а современные технические возможности позволяют включать в такие учебники различные видео-, аудио-, телеи другие аутентичные материалы, создавая ощущение «живой» реальности. Полученные результаты показали, что главные достоинства новой формы учебника не только в его технических возможностях, но и в способности с их помощью эффективнее осуществлять культурологическую и коммуникативную ориентацию, а также решать проблемы эдукации (образования в сочетании с воспитанием). К проблемным моментам учебника отнесены недостаток языковых (лексических, грамматических, фонетических) упражнений, а также отсутствие словаря-минимума. Эффективное взаимодействие трех составляющих - дигитализации, эдукации и культурологической направленности - при опоре на языковую систему определяет дальнейшие перспективы создания цифровых учебников.
Обучающая модель заданий на взаимопроверку в онлайн-курсе русского языка как иностранного
Аннотация
Обучение иностранному языку в рамках массового онлайн-курса имеет свою специфику. Особенностями контроля в таком курсе являются отсутствие обратной связи с преподавателем (предполагается исключительно самостоятельное усвоение материалов курса), снижение индивидуализации обучения, увеличение роли самостоятельной работы обучающихся, что обусловливает использование метода взаимопроверки и связанную с этим необходимость развития способности студентов к самостоятельному оцениванию результатов освоения онлайн-курса. Особую актуальность развитие таких способностей инофонов приобретает в онлайн-курсе «Русский язык как иностранный», где обучающимся необходимо оценивать тексты на иностранном языке. Цель исследования - представить поэтапную обучающую модель введения заданий на взаимопроверку в рамках онлайн-курса по русскому языку как иностранному и оценить ее эффективность. Материалом послужили задания на взаимопроверку в блоке «Пишем по-русски» массового онлайн-курса «Русский как иностранный. В1+» на платформе «Открытое образование». Применялись общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдение, метод моделирования. Дан обзор основных научных работ, посвященных формам контроля в массовых онлайн-курсах, рассмотрены этапы формирования когнитивных процедур, связанных с осознанием обучаемыми когнитивных стратегий, их эффективности, а также возможности самостоятельно оценить свой языковой и речевой уровень. В качестве результатов исследования приводится обучающая модель заданий для формирования у учащихся компетенции «эксперта», способного проверять задания на взаимопроверку. Делается вывод о том, что инофоны могут адекватно оценивать учебные работы друг друга, пользуясь предложенными параметрами оценки, учитывающими тип текста, жанр и типичные языковые средства его реализации. Представленная поэтапная обучающая модель заданий на взаимопроверку может быть успешно использована при обучении другим иностранным языкам на разных уровнях.
Этапы развития цифровой лингводидактики русского языка как иностранного
Аннотация
Цифровая трансформация образования, появление новых цифровых технологий, расширяющих лингводидактическую базу русского языка как иностранного (РКИ), современные условия реализации обучения стали поводом для изучения методики преподавания в аспекте цифровой дидактики. Цель исследования - выделение этапов развития цифровой лингводидактики РКИ и определение ключевых характеристик каждого из них. Материалом послужили научные работы, посвященные вопросам организации процесса обучения с использованием компьютерных технологий, методическому обоснованию применения цифровых образовательных ресурсов в обучении РКИ, а также авторские многолетние наблюдения над ходом становления и развития цифровой лингводидактики. Использовались методы общенаучного познания - анализ, синтез, индукция; лингвистические - сравнительно-сопоставительный анализ, компонентный и комплексный анализ цифровых образовательных ресурсов; эмпирические - наблюдение над ходом развития цифровой лингводидактики РКИ на протяжении последних десятилетий, сравнение достижений каждого этапа в плане создания цифровых образовательных ресурсов и их закрепления и востребованности в практике преподавания. Рассматриваются термины «цифровая компетенция преподавателя», «цифровая дидактика», «цифровая лингводидактика». Определено ключевое понятие развития методики преподавания РКИ последних трех десятилетий под влиянием цифровизации экономики и общества - цифровые компетенции преподавателя. Выделены четыре этапа развития цифровой лингводидактики РКИ: первый этап - конец 1980-х - 1999 гг.; второй - 2000-2010 гг.; третий - 2010-2020 гг.; четвертый - 2020 г. - настоящее время. Для каждого периода определены ключевые характеристики: интерактивность и мультимедийность - первый этап; дистанционное образование и визуализация - второй; цифровизация учебного контента и наставничество - третий; системная трансформация и переосмысление - четвертый. Выделение этапов развития цифровой лингводидактики РКИ представляется перспективным как для научной и учебно-методической базы методики преподавания, так и для дальнейшего изучения процесса цифровой трансформации обучения РКИ.
Лексическое разноообразие как предиктор сложности учебников по русскому языку
Аннотация
Параметрическая модель текста как научная проблема имеет первостепенное значение в современной филологии и образовании, поскольку открывает новые подходы к пониманию процессов восприятия текстов различных типов. В исследовании для идентификации корреляций индексов лексического разнообразия с другими предикторами сложности использовались 17 учебников русского языка для начальной школы. Общий объем корпуса исследования составил 439 938 слов. Двухэтапный алгоритм исследования включал оценку референтных значений текстовых параметров базового уровня (длина слова, длина предложения, количество неповторяющихся слов и количество словоформ), оценку и последующее контрастирование предикторов сложности - индексов лексического разнообразия и читабельности. Все расчеты производились при помощи автоматического анализатора текстов RuLingva. Выявлено, что индекс читабельности изучаемых учебников русского языка демонстрирует положительную динамику. Рост лексического разнообразия от класса к классу не обнаружен. Зафиксирован средний уровень разнообразия лексикона, при котором каждое четвертое слово в тексте повторяется. Корреляции между читабельностью текста и лексическим разнообразием не выявлены. Полученные результаты могут быть полезны исследователям, разработчикам учебников и учителям в процессе выбора учебника. Текущая перспектива видится в осуществлении функциональной и эпидигматической стратификации лексики изучаемых учебников русского языка.
Актуальные проблемы изучения русского языка
Детерминантная грамматика русского языка как академическая грамматика нового типа
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска метода, обеспечивающего полное и системное представление русской грамматики. Цель исследования - рассмотреть перспективы создания грамматики, которая позволит прояснить причины особенностей каждого уровня языка и принцип взаимного функционального согласования всех уровней между собой. Объектом исследования стали структурная и системная модели построения грамматической теории, а в качестве метода использован сопоставительный системный анализ этих моделей. Показано, что для успешного создания новой модели академической грамматики есть объективные предпосылки - разработанная основателем современной системной лингвистики Г.П. Мельниковым детерминантная теория языка. Наиболее устойчивое свойство языковой системы (внутренняя детерминанта), приобретенное в результате ее адаптации к условиям общения, позволяет объяснить взаимообусловленность состава гласных и согласных, строения слога, морфемы и словоформы, средств синтаксической связи слов в предложении, особенностей внутренней формы языка, неслучайность состава грамматических категорий и грамматических способов их выражения. Сформированная в условиях слабой осведомленности собеседников друг о друге внутренняя детерминанта флективного русского языка, формулируемая как необходимость экономии длины речевого потока за счет появления большого количества совместнозначных морфем, позволяет объяснить и связать между собой такие особенности русского языка, как широкое использование внутренней флексии и фузии, заготовленность словоформы, способы и функции аффиксации, неслучайность грамматических категорий времени, лица и падежа и неслучайность способов их оформления. Перспективы исследования связаны с уникальностью детерминантного подхода, синтезирующего возможности типологического и исторического подходов и дающего возможность установить значение и взаимосогласованную функцию каждого элемента формы, что позволяет создать академическую грамматику не описательного, а объяснительного характера.
Прецедентный феномен «Преступление и наказание» в русскоязычном медиадискурсе
Аннотация
Комплексно исследуется название романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как источник прецедентности в текстах русскоязычных СМИ. Актуальность определяется необходимостью изучения художественной литературы как ценного источника прецедентности в современном медиадискурсе. Манипулятивный характер современных СМИ предполагает расширение сфер-источников прецедентности, апеллирующих к культурному фону носителей русской лингвокультуры. Доказывается, что в основе формирования актуального медиапространства лежит широкий набор коннотативно маркированных языковых средств, используемых в качестве инструмента влияния на потенциального адресата. На примере прецедентной конструкции «Преступление и наказание», апеллирующей к названию известного романа Ф.М. Достоевского, иллюстрируются семантико-прагматические и трансформационные особенности прецедентных конструкций и специфика их ассоциативного потенциала в восприятии и интерпретации носителей русской лингвокультуры. Материалом исследования послужили тексты электронных СМИ, освещающие международные, государственные и региональные вопросы и проблемы за период с 2017 по 2022 г. Достоверность результатов обеспечена широким репертуаром изданий, отражающих различные аспекты развития общества и государства. В картотеку включены контексты (корпус из 120 примеров), объективирующие важные для современного общества социальные, экономические и политические проблемы. Применялись компонентный и контекстологический анализ, дистрибутивный метод, лингвистическое моделирование. Дальнейшее изучение прецедентных феноменов, апеллирующих к художественной литературе, позволит представить ценный фрагмент медийной картины мира, включающий корпус значимых для русской лингвокультуры текстов.