Лингвокультурологическая характеристика конфликтной языковой личности в современном интернет-дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследована конфликтная языковая личность хейтера как одного из активных представителей современной киберкоммуникации, а также хейтинга как целенаправленного вида речевой агрессии в интернет-пространстве. Актуальность предлагаемого исследования определяется необходимостью рассмотрения новой коммуникативной реальности в современном интернет-пространстве и выявления новых форм коммуникации между участниками сетевого сообщества. Цель исследования - описать характерные особенности хейтинга в пространстве интернет-дискурса, выявить стереотипные черты хейтеров, рассмотреть представления о хейтерах в языковом сознании коммуникантов. Материалом послужили научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам изучения виртуальной языковой личности, а также более 300 интеракций из популярных русскоязычных интернет-чатов, в которых коммуниканты прибегают к различным речевым стратегиями и тактикам. В качестве методов использованы лингвокультурологический, лингвопрагматический, описательный, а также элементы контекстно-ситуативного и интенционального анализа. Синхронный интернет-дискурс представлен как медийная площадка для взаимодействия, а также речевого и невербального воздействия участников коммуникации друг на друга и на широкую аудиторию пользователей в целом. Выделены и детально описаны основные характеристики современного когнитивно-коммуникативного пространства интернета (гипертекстуальность, виртуальность, креализованность и под.), даны характеристики речевого поведения основных виртуальных лингвокультурных типажей. В результате исследования одного из ключевых лингвокультурных типажей - конфликтной языковой личности хейтера - выявлены следующие характеристики его речевого поведения: динамичный манипулятивный сценарий, адресность и субьектность, установка на получение перлокутивного эффекта при достижении нужной ему (хейтеру) цели получения удовольствия, удовлетворения и самолюбования. Также показано, что для проявления онлайн-хейтинга в качестве объекта киберагрессии выбираются, как правило, знаменитые и популярные личности; в комментариях хейтеров отсутствует объективная оценка или критика, их речевая деятельность носит исключительно деструктивный характер. Перспектива дальнейшего исследования связана с применением предложенного интегративного подхода к изучению других видов киберагресии в интернет-пространстве: флейминга, троллинга, кибербуллинга и под.

Об авторах

Флюза Габдуллиновна Фаткуллина

Уфимский университет науки и технологий

Автор, ответственный за переписку.
Email: fluzarus@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-8711-2993
SPIN-код: 2022-2453

доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, действительный член РАЕН, заведующий кафедрой русской и сопоставительной филологии

Российская Федерация, 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32

Саиде Дастамуз

Университет Аль-Захра

Email: s.dastamooz@alzahra.ac.ir
ORCID iD: 0000-0003-1812-8427

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

Иран, 1993891176, г. Тегеран, Дех-и Ванак, Северная улица Шейха Бахаи

Список литературы

  1. Александрова О.В. Когнитивно-прагматические особенности построения дискурса СМИ // Язык массовой информации как объект междисциплинарного исследования. М. : Изд-во МГУ, 2001. С. 25–27.
  2. Апажева Л.Т. Модель языковой личности субъекта виртуальной коммуникации // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2014. № 16. С. 138–144.
  3. Афанасьева В.В. HomoVirtualis: психологические характеристики // Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 2. С. 59–64.
  4. Бондаренко Т.А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности. Ростов-на-Дону : Издательский центр ДГТУ, 2006. 50 с.
  5. Ветюгова Л.И. Речевая манипуляция как форма воздействия [Электронный ресурс] 2016. URL: http://pglu.ru/upload/iblock/575/statya-_17_.pdf
  6. Володина М.Н. Язык массовой коммуникации — основное средство информационного воздействия на общественное сознание // Язык массовой информации как объект междисциплинарного исследования. М. : Изд-во МГУ, 2003. https://evartist.narod.ru/text12/01.html
  7. Воробьев В.В., Фаткуллина Ф.Г., Кужугет Ш.Ю. Лингвокультурологическое описание пространственного кода культуры (на материале русского и тувинского языков) // Новые исследования Тувы. 2023. № 4. С. 153–170. https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.11
  8. Галичкина Е.Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник ОГУ. 2004. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-kompyuternogo-diskurs
  9. Гермашева Т.М. Виртуальная языковая личность в пространстве блог-дискурса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 2 (140). С. 36–40.
  10. Горина .В. Дискурс Интернета в аспекте воздействия на пользователя // Политическая лингвистика. 2015. № 2 (52). С. 150–155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-interneta-v-aspekte-vozdeystviya-na-polzovatelya
  11. Дастамуз С. Коммуникативные свойства инфинитивных вопросительных предложенийс частицей ли // Вестник Московского университета. Серия 9. 2013. № 2. С. 142–147.
  12. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М. : Прогресс, 1989. 312 с.
  13. Карасик В.И. Дискурсивная персонология // Язык, коммуникация и социальная среда: сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2007. № 5. С. 78–86.
  14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
  15. Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 : Краснодар, 2004. 189 c.
  16. Курьянович А.В. Опыт лингво-правовой характеристики конфликтной языковой личности (на примере анализа коммуникативного поведения тролля в сетевой переписке) // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. 2 (191). С. 127–142. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-2-127-142
  17. Лутовинова О.Б. Виртуальная языковая личность: к определению понятия // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 288–292.
  18. Лутовинова О.Б. Жанровые характеристики хейтинга // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 9 (162). С. 96–103.
  19. Мозговая О.А. Провокационные стратегии троллинг и хейтинг в немецкоязычных интернет-текстах // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2020. № 2 (831). С. 119–131.
  20. Назарова Р.З., Соколова Г.Н. Классификация лингвокультурологических типажей участников и жанровых языковых особенностей персонального интернет-дискурса // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2020. С. 125–132.
  21. Подшивалов Т.П., Титова Е.В., Громова Е.А. Право цифровой среды : монография. М.: Проспект, 2023. С. 896.
  22. Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 111–120.
  23. Фаткуллина Ф.Г., Зарипова Э.М. Языковое манипулирование базовыми ценностями современного общества в цифровой медиасреде // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 387–388. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00587
  24. Chomsky N. Language and politics / Ed. by C.P. Otero. Montréal; New York : Black rose books, Cop. 1988. 779 р.
  25. Kilvington D. The virtual stages of hate: Using Goffman’s work to conceptualise the motivations for online hate // Media, Culture & Society. 2021. Vol. 43. № 2. Р. 256–272. https://doi.org/10.1177/0163443720972318
  26. Lucas Ch. Creating a positive Virtual persona. Education.com. Bringing Learning To Life. 2010. Available at: http://www.education.com/magazine/article/Virtual_Persona

© Фаткуллина Ф.Г., Дастамуз С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.