Стратегии осмысления мотивированной русской лексики детьми-монолингвами и детьми-билингвами Северного Казахстана

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен опыт проведения экспериментального исследования детской речи в аспекте лексической теории мотивации. Рассматриваются стратегии осмысления мотивированной лексики русского языка детьми-монолингвами и детьмибилингвами 5-10 лет, проживающими в северном регионе Казахстана. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения мотивационной рефлексии детей (их умения находить связь между звучанием и значением слова), способствующей развитию лингвокогнитивного мышления, познавательной деятельности ребенка, его успешной коммуникации и академическим достижениям. Цель исследования - на материале данных психолингвистического эксперимента выявить и описать стратегии осмысления лексических единиц русского языка детьми-монолингвами и детьми-билингвами, провести сопоставительный анализ применения стратегий в зависимости от возраста детей и владения одним или двумя языками (русским / русским и казахским). Материалом послужили 1440 детских метавысказываний - словесных реакций на предмет осознания мотивированности слова. Применялись психолингвистический, описательный, статистический, сопоставительно-мотивологический методы. Описаны 12 стратегий, отражающих специфику восприятия, осмысления и интерпретацию мотивированных слов ребенком, выявлены общность и специфика в реализации стратегий респондентами. Доказана общность, заключающаяся в том, что в метавысказываниях детей-монолингвов и детей- билингвов 5-6, 7-8, 9-10 лет наблюдается динамика развития мотивационной рефлексии, о чем свидетельствует частотность применения стратегий языковой направленности (cтратегии 1, 2, 3). Различия: 1) монолингвы при осмыслении русских слов давали больше продуктивных ответов, применяемые ими стратегии менее разнообразны, в их метавысказываниях прослеживается тенденция к единственно правильному ответу; 2) русско-казахские билингвы использовали разнообразные стратегии осмысления, менее точно прочитывали внутреннюю форму русского слова, акцентировали внимание на отдельных сегментах осмысляемого слова, смешивали сходные по произношению лексические единицы двух языков, формировали окказиональное значение слова. Полученные данные можно использовать в дальнейшем изучении детской речи и применить в практике преподавания русского языка в моно- и билингвальной языковой среде.

Полный текст

-
×

Об авторах

Айгуль Досжановна Жакупова

Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

Email: aygul.zhakupova@yandex.kz
ORCID iD: 0000-0002-0699-7636
SPIN-код: 5862-5946
Scopus Author ID: 57221809893

доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и литературы, проректор по научной работе и взаимодействию с регионом

Республика Казахстан, 020000, г. Кокшетау, ул. Абая, д. 76

Ольга Александровна Анищенко

Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

Email: olga_alex62@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2264-3499
SPIN-код: 3719-7565
Scopus Author ID: 55927987300

доктор филологических наук, ассоциированный профессор кафедры общего языкознания и литературы

Республика Казахстан, 020000, г. Кокшетау, ул. Абая, д. 76

Жанна Германовна Темирова

Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

Автор, ответственный за переписку.
Email: temirova.zh@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5294-9846
SPIN-код: 9098-5789
Scopus Author ID: 57213190418

доктор PhD, ассистент-профессор кафедры общего языкознания и литературы

Республика Казахстан, 020000, г. Кокшетау, ул. Абая, д. 76

Список литературы

  1. Аманов А.Ш. Развитие нарративных навыков устной русской речи тюркоязычных учащихся-билингвов : дис. … д-ра филолософии (PhD). Алматы, 2023. 140 с.
  2. Чернова (Антонова) Н.В. Особенности эволюции когнитивной структуры значения слова в сознании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Филология и человек. 2013. № 1. С. 112-121.
  3. Блинова О.И. Явление мотивации слов : лексикологический аспект. Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1984. 191 с.
  4. Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2007. 390 с.
  5. Гарганеева К.В. Явление мотивации слов в социо-возрастном аспекте : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1999. 266 с.
  6. Гарганеева К.В. Мотивационный словарь детской речи / под ред. О.И. Блиновой. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2007. 119 с.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб. : Детство-Пресс; М. : Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.
  8. Гридина Т.А. Потенциальная семантика детских словотворческих инноваций в свете экспериментальных данных : методика прямого толкования // Уральский филологический вестник. Психолингвистика в образовании. 2013. № 4. С. 5-18.
  9. Доброва Г.Р. Эксперимент в онтолингвистике : методическое пособие для магистрантов. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 55 с.
  10. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка : ранние этапы. М. : Языки славянских культур, 2014. 344 с.
  11. Жакупова А.Д., Балмагамбетова Ж.Т. Мотивационная рефлексия - объект сопоставительной мотивологии // Вестник Карагандинского университета. Серия Филология. № 2 (106). 2022. С. 80-89. http://doi.org/10.31489/2020Ph2/80-88
  12. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии как реальность речевого общения. Стилистика и прагматика. М. : Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
  13. Коврижкина Д.Г., Московкин Л.В. Лексические особенности русской речи билингвов в Германии и монолингвов в России : экспериментальное исследование // Русистика. 2023. Т. 21. № 3. С. 278-292. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-3-278-292
  14. Колодина Н.И. Смыслопостроение в структурном понимании при рецепции художественного текста: монография. Тамбов : ТГТУ, 2000. 145 с.
  15. Колясникова О.С. Виды мотивационной рефлексии в детской речи // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург : Урал. гос. пед, ун-т, 2003. Вып. 1. С. 87-98.
  16. Ростова А.Н. Обыденное метаязыковое сознание : статус и аспекты изучения // Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика : межвуз. сб. науч. статей / отв. ред. А.Н. Ростова. Кемерово-Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2008. С. 49-58.
  17. Ушакова Т.Н. Рождение слова : проблемы психологии речи и психолингвистики. М. : Институт психологии РАН, 2011. 524 с.
  18. Фурман Н.Г. Формирование мотивированности слов в детских номинациях в процессе речевого развития // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 324. С. 52-55.
  19. Шаяхмет А.К. Описание билингвизма казахских детей в формате «ЧАТ» // Проблемы онтолингвистики - 2016 : материалы ежегодной междунар. науч. конференции. СПб ; Иваново : ЛИСТОС, 2016. С. 33-37.
  20. Юрина Е.А., Жакупова А.Д. Развитие идей О.И. Блиновой в лингвистических концепциях образного строя языка и сопоставительной мотивологии // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 170-193. https://doi.org/10.17223/19986645/68/8
  21. Chirsheva G.N. Early code-switches in young Russian bilingual siblings // Русистика. 2023. Т. 21. № 3. С. 306-320. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-3-306-320
  22. Sullivan M., Poarch J., Bialystok E. Why is lexical retrieval slower for bilinguals? Evidence from picture naming // Bilingualism : Language and Cognition. 2018. Vol. 21. No. 3. Рp. 479-488. https://doi.org/10.1017/S1366728917000694
  23. Yoshida H. A cross-linguistic study of sound symbolism in children’s verb learning // Journal of Cognition and Development. 2012. Vol. 13. No. 2. Pp. 232-265. https://doi.org/10.1080/15248372.2011.573515

© Жакупова А.Д., Анищенко О.А., Темирова Ж.Г., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах