Культура речи в цифровую эпоху: модель интеграции открытого онлайн-курса в образовательное пространство

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие цифровой среды вуза выступает важным условием реализации востребованного сегодня онлайн-обучения. Переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса обострил проблему доступности электронных образовательных ресурсов и оптимизации современных технологий обучения. Целью исследования стало научно-методическое обоснование практики применения авторского массового открытого онлайн-курса «Культура профессиональной речи» как вида онлайн-обучения и дистанционной поддержки в коммуникативно-речевой подготовке студентов филологического факультета. Для реализации поставленной цели выявлена специфика учебного процесса студентов-филологов бакалавриата в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева, обучающихся в период с 2019 по 2021 г. с использованием массового открытого онлайн-курса как электронного образовательного ресурса. Применялись теоретические (анализ научной литературы) и эмпирические (наблюдение за процессом использования онлайн-курса как электронного ресурса, способного создать условия для реализации технологии перевернутого класса, смешанного обучения, анкетирование студентов, анализ полученных данных) методы. Теоретическое значение исследования заключается в обосновании интеграции массового открытого онлайн-курса по культуре профессиональной речи для оптимизации коммуникативно-речевой подготовки студентов-филологов. Практическое значение состоит в разработке доступного электронного образовательного ресурса, способного обеспечить практико-ориентированную коммуникативно-речевую подготовку студентов. Разработаны способы реализации данного курса в условиях смешанного обучения, дистанционного обучения. Основные результаты исследования показали преимущества и недостатки массового открытого онлайн-курса как мультимедийного ресурса технологии перевернутого класса, смешанного обучения, а также дальнейшие перспективы его совершенствования.

Полный текст

Введение

Digital-педагогика как неотъемлемая часть современного образования, развивающегося в сторону интернационализации, предполагает использование цифровых технологий, ресурсов сети Интернет для создания открытой и доступной образовательной среды, способной обеспечить разнообразие форм дистанционного обучения.

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева наряду с другими вузами в рамках реализации проекта 2016–2021 гг. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» активно включился в процесс цифровизации образовательных услуг. Электронная информационно-образовательная среда вуза, к которой относятся и массовые открытые онлайн-курсы, создает условия студентам, независимо от их местоположения, для реализации права на открытое, доступное образование, обеспечивая гибкий подход к процессу формирования профессионально значимых компетенций будущих специалистов. Однако пандемия коронавируса, ускорившая развитие технологий дистанционного обучения, обострила противоречия между задачами и ресурсными возможностями образовательных систем и компетенциями субъектов образовательного процесса, использующими эти возможности.

Актуальность исследования определяется возросшими потребностями современной системы образования в методическом осмыслении существующей практики создания и применения разнообразных онлайн-ресурсов и форм дистанционного обучения.

Технологии дистанционного образования, особенности взаимодействия в дистанционном формате начали изучать и описывать с момента их внедрения в учебный процесс1 (Higgins, Johns, 1984; Щенников, 2002; Розина, 2006; De Vary, 2008; Clark, Mayer, 2011; Dhirendra, 2015; Носкова и др., 2018 и др.). В связи с высоким уровнем востребованности, открытые онлайн-курсы и вопросы, связанные с их моделированием, классификацией и интеграцией в учебный процесс, активно обсуждаются в последнее десятилетие (Sandin, 2013; Бадарч и др., 2014; Evans, Myrick, 2015; Гречушкина, 2018; Лебедева, 2015; Михеева, 2016; Troncarelli, Villarini, 2017 и др.). Как показывает анализ работ в области компьютерной лингводидактики, открытые онлайн-курсы, направленные на языковую подготовку, изучение русского языка в разных аспектах, обладают дополнительными ресурсами для формирования коммуникативной компетенции студента, особенно в условиях дистанционного обучения (Азимов, 2014; Баранова и др., 2020; Берарди, 2021; Зябкина, Лясович, 2021; Moroz et al., 2019 и др.). Однако на сегодняшний день остаются актуальными вопросы, связанные с конкретными методиками применения в реальных условиях обучения разным аспектам языка открытых онлайн-курсов, встраивания их в учебный процесс.

Поскольку все, что связано с онлайн-обучением, – это тот «педагогический феномен, в отношении которого теория не поспевает за практикой» (Гречушкина, 2018: 132), очень важно современному преподавателю-русисту изучать дидактические возможности и эффективные алгоритмы моделирования разных видов онлайн-курсов и целесообразно использовать потенциал обучающих ресурсов электронной среды для развития коммуникативно-речевых умений студента.

В статье описывается опыт применения массового открытого онлайн-курса «Культура профессиональной речи» в процессе формирования предусмотренной ФГОС третьего поколения коммуникативной компетенции студентов филологического факультета в рамках дисциплин «Культура речи», «Теория и практика речевой культуры».

Цель исследования – научно-методическое обоснование практики применения авторского массового открытого онлайн-курса «Культура профессиональной речи» как вида онлайн-обучения и дистанционной поддержки в коммуникативно-речевой подготовке студентов филологического факультета.

Методы и материалы

Материалом исследования выступил массовый открытый онлайн-курс «Культура профессиональной речи», созданный преподавателями кафедры РКИ Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева О.В. Филипповой и М.В. Шмановой. Курс размещен на Единой региональной образовательной онлайн-платформе вузов Республики Мордовия «Огарев-University», а также на портале «Образование на русском» Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. Информация о курсе представлена в реестре «одного окна» ГИС СЦОС.

Содержание курса отражает нормативно-стилистический и коммуникативно-жанровый аспекты русского языка и распределено по модулям: «Лексика русского языка и ее употребление в профессиональной речи» (лексические ошибки), «Грамматические нормы русского языка», «Научный стиль», «Разговорный стиль. Роль разговорных элементов в беседе врача с пациентом», «Публицистический стиль», «Официально-деловой стиль». Содержание отбиралось с учетом программных требований таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Культура делового общения», направленных на формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста. Каждый модуль содержит блок видеолекций (5–6 видеолекций длительностью от 6 до 11 минут плюс тексты лекций) и блок контроля знаний, включающий рекомендуемую литературу, практические задания, тест к модулю. Курс завершается итоговым тестированием.

Массовый открытый онлайн-курс в течение трех лет, с 2018 по 2021 г., использовался в учебном процессе Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева. Так, в 2018 г. обучение, завершившееся итоговым тестированием с онлайн-прокторингом, прошел 251 студент. Результаты тестирования были зачтены при выставлении итоговых оценок по дисциплинам «Культура делового общения» и «Русский язык и культура речи» на нефилологических специальностях.

В 2019 г. курс был использован при обучении иностранных студентов-филологов 2-го курса (23 человека) в рамках дисциплины «Культура речи» как дистанционная поддержка аудиторного курса и инструмент в реализации модели перевернутого класса.

В 2021 г. (в условиях перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса) он использовался как асинхронный онлайн-курс в сочетании с синхронным онлайн-обучением. Студенты 3-го курса филологического факультета (25 человек) в рамках дисциплины «Теория и практика речевой культуры» и студенты 1-го курса факультета иностранных языков в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» (76 человек) пользовались курсом для изучения теории и подготовки к практическим занятиям.

Для достижения поставленной цели применялись теоретические (анализ научной литературы) и эмпирические (наблюдение за процессом использования открытого онлайн-курса как электронного ресурса, способного создать условия для реализации технологии перевернутого класса, смешанного обучения, анкетирование студентов, анализ полученных данных) методы.

Анкетирование включало следующие вопросы:

  1. Были ли у вас трудности с подключением к онлайн-курсу? (Да, нет, иногда.)
  2. Чем были вызваны трудности?
  3. Вы подключались с мобильного устройства или пользовались компьютерными классами?
  4. Какую поддержку оказал вам онлайн-курс «Культура профессиональной речи» в усвоении программного материала?
  5. Какие модули запомнились и почему?
  6. Может ли онлайн-курс полностью заменить аудиторные занятия?

В анкетировании приняли участие 48 студентов филологического факультета, прошедших обучение с применением данного электронного ресурса, среди них 25 носителей русского языка и 23 иностранца.

Результаты

Результаты анкетирования показали, что в целом студенты положительно оценили практику использования открытого онлайн-курса и те возможности, которые предоставил им этот электронный ресурс.

На вопрос, были ли трудности с подключением к ресурсу, 100 % носителей языка ответили отрицательно, 58 % из опрошенных иностранных студентов ответили, что иногда трудности возникали из-за качества интернет-связи.

Результаты анализа ответов студентов на второй вопрос анкеты представлены на рис. 1.

Анализ ответов на вопрос анкеты о поддержке, которую оказал открытый онлайн-курс в усвоении дисциплины, указал на тот спектр преимуществ, которые увидели студенты, прошедшие обучение с его использованием. Возможность быстрого доступа к учебным материалам отметили 71 % студентов, 63 % положительно оценили оснащенность курса мультимедийными материалами, 58 % отметили возможность получать новую актуальную информацию; 44 % – возможность не только получать информацию, но и выполнять практические задания, проверять знания с помощью тестов, 43 % положительно оценили возможность индивидуального графика работы, 18 % отметили возможность выбора формата получения информации (видеолекции или тексты лекции). Полученные данные представлены на рис. 2.

Рис. 1. Способы подключения к онлайн-курсу

Рис. 2. Поддержка онлайн-курса в усвоении дисциплины

Вопрос о том, какие модули запомнились и почему, мы включили в анкету не с целью ранжирования модулей по качеству, а чтобы убедиться в наличии остаточных знаний, так как с момента окончания курса у некоторых студентов прошло более восьми месяцев. В большинстве анкет при указании нескольких модулей отмечалась одна причина, например «данные модули содержали не только яркие и запоминающие иллюстрации, но и были важны для будущей профессиональной деятельности», «помогли разобраться в том, как правильно построить речь в той или иной ситуации, какие ошибки можно допустить и как их избежать».

По данным анализа, 50 % носителей языка и 55 % иностранных студентов отметили модуль «Разговорный стиль. Роль разговорных элементов в беседе врача с пациентом», в числе причин указывались «занимательность изложения», «новизна материала», «популярность изложения», «так как материал актуальный» и т. п. Модуль «Публицистический стиль» 43 % носителей языка и 55 % иностранных студентов отметили как «информативный», «интересный», «с видеороликами в качестве примеров».

Модуль «Лексика русского языка и ее употребление в профессиональной речи (лексические ошибки)» отметили одинаковое количество студентов в каждой группе (39 % иностранных студентов и 38 % носителей языка), так как «лексические ошибки наиболее распространены».

Модуль «Грамматические нормы русского языка» отметили 31 % носителей языка и 55 % иностранных студентов, так как «представленный материал наиболее интересный», «тема играет большую роль для практики»,

Модули «Научный стиль» и «Официально-деловой стиль» отметили приблизительно четверть студентов в каждой группе. Данные анализа представлены на рис. 3.

Рис. 3. Распределение выбора студентами запомнившихся модулей онлайн-курса

На вопрос, может ли данный онлайн-курс заменить аудиторные занятия полностью, более половины – 56 % носителей языка и 83 % иностранных студентов – ответили отрицательно, поскольку «не будет живого общения с преподавателем и другими студентами», «не будет возможности сразу задавать вопросы и получать ответы», «некому будет напоминать, что надо пройти тесты», «будет мало практики».

По результатам итогового тестирования средний балл в группе русскоязычных студентов составил 85 баллов, в группе иностранных студентов – 67 баллов.

Результаты исследования эффективности использования массового открытого онлайн-курса по культуре профессиональной речи в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева демонстрируют его обучающие возможности как дистанционной поддержки учебного процесса и инструмента технологии смешанного обучения. Интеграция открытого онлайн-курса в образовательный процесс способствует быстрому доступу к учебному материалу для теоретической подготовки, повышению интереса, развитию навыков самоконтроля, создает условия для овладения программным материалом в дистанционном формате.

В настоящее время использование открытого онлайн-курса продолжается, как и поиск новых подходов к проектированию онлайн-курсов подобного типа и их интеграции в учебный процесс.

Обсуждение

Взятый курс на интернационализацию и связанный с этим процесс глобализации высшего образования, характерный для большинства развитых стран, неизбежно подводит под общий знаменатель индикаторы измерения эффективности образовательных систем. По словам Д. Найт, цели, функция и предоставление образовательных услуг при этом приобретают международное, межкультурное и глобальное измерение (Knight, 2003: 2).

На сегодняшний день в число критериев оценки эффективности образовательной системы вуза наряду с наличием иностранных студентов, обучающихся на платной основе, участием преподавателей и студентов в международном процессе обмена знаниям входит также наличие развитой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Образовательный контент в виде электронных образовательных ресурсов, электронного учебного курса, «предоставление курсов в форме МООК, которые позволяют очень большому количеству учащихся обучаться в любое время и в любом месте бесплатно» (Troncarelli, Villarini, 2017: 10), владение преподавателями ИКТ-технологиями становится важным индикатором включения вуза в интернационализацию как тренд современного открытого образовательного процесса.

Высшие учебные заведения Российской Федерации также заинтересованы занять достойное место в открытом образовательном процессе, неслучайно в число приоритетных проектов страны на 2016–2021 гг. вошел проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», целью которого стали реализация концепции непрерывного образования и повышение доступности образования «за счет развития российского цифрового образовательного пространства»[2].

Онлайн-обучение как обучение с активным использованием цифровой среды активно интегрируется в сегодняшнюю систему образования, в некоторых случаях заменяя очную форму взаимодействия преподавателя и студента, в некоторых – дополняя ее и создавая разнообразные смешанные форматы. Обладая мультимедийностью, гибкостью, оно, несомненно, создает новые возможности для достижения образовательных целей и в то же время содержит определенные трудности, преодоление которых требует от преподавателя и студента дополнительных компетенций. Так, по данным исследований, российские преподаватели по сравнению с европейскими меньше разрабатывают и применяют разнообразные цифровые контенты, что объясняется недостаточным осознанием «необходимости обеспечить студентам разнообразие образовательных возможностей в электронной среде» (Носкова и др., 2018: 33). Полная замена реального общения виртуальным также нежелательна, так как без этого невозможны «передача личностного знания, эмоционального опыта, пережитых смыслов» (Пэн, Рулиене, 2020: 164). Таким образом, владение компетенциями в области цифрового обучения и умение интегрировать разнообразные форматы учебного взаимодействия становится важной составляющей профессиограммы современного преподавателя. Для преподавателя-русиста эти компетенции особенно значимы, поскольку ему важно уметь применять инструменты такого обучения для организации продуктивного речевого взаимодействия, развития языковой личности обучаемого.

Анализ литературы показывает, что понятия «онлайн-обучение»/ «электронное обучение» и «дистанционное обучение» часто отождествляются, и на то есть причины. Онлайн-обучение и дистанционное обучение сближает информационно-коммуникационная составляющая этого процесса. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приводится определение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО), при этом дистанционное обучение не раскрывается. При общей информационно-коммуникационной составляющей, в определении ДОТ подчеркивается опосредованный (на расстоянии) характер взаимодействия обучающихся и педагогических работников[3].

Согласно определениям ученых4 (Азимов, 2014 и др.), справедливо настаивающих на разграничении понятий «дистанционные образовательные технологии» и «дистанционное обучение», последнее представляет собой форму обучения со всеми присущими компонентами учебного процесса, то есть целями, содержанием, организационными формами и т. д., а не только технологии. Основу обучения составляет взаимодействие учителя и учащегося и/или учащихся между собой, которое реализуется «специфичными средствами информационно-коммуникационных и интернет-технологий» (Азимов, 2014: 65), элементами которых являются ««компьютер, снабженный программным обеспечением, и средства телекоммуникаций с размещенной на них информацией», «или других интерактивных технологий»5.

Разделяя позицию ученых относительно дистанционного обучения, мы рассматриваем онлайн-обучение (e-learning: online learning, online education, computer assisted learning и т. п.) как вид электронного обучения и (шире) дистанционного обучения, целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый с помощью информационно-коммуникационных технологий. Онлайн-обучение позволяет реализовывать дистанционное обучение при помощи сети, создавая при этом уникальные возможности для преподавателя в моделировании учебного контента и организации обучения и контроля, для студента – в доступе к учебному контенту, формах работы с ним в аспекте развития универсальных и профессиональных компетенций, организации самоконтроля и т. д.

Онлайн-курс и онлайн-обучение также следует охарактеризовать как связанные понятия. Но онлайн-курс можно описывать и как электронный ресурс, представленный на интернет-платформе вуза, позволяющий реализовывать онлайн-обучение, дистанционное обучение, и как сам процесс применения электронного ресурса. В последнем случае под онлайн-курсом следует иметь в виду образовательный процесс, функционирующую педагогическую систему, основанную на принципах структурированности учебного материала, интерактивности, гибкости, доступности и т. п.

Анализ литературы, посвященной проблемам разработки и применения онлайн-курсов (Бадарч и др., 2014; Evans, Myrick, 2015; Гречушкина, 2018; Лебедева, 2015; Михеева, 2016; Sandin, 2013; Troncarelli, Villarini, 2017 и др.) свидетельствует о повышенном интересе к вопросу классификационного описания существующего разнообразия онлайн-курсов, разграничения онлайн-курсов и массовых открытых онлайн курсов (МООК). При этом ученые обращают внимание на необходимость дальнейшего исследования не только в области типологии массовых открытых онлайн-курсов, но и моделей интеграции этих курсов в учебный процесс, эффекта их применения в решении конкретных задач обучения.

Разделяя интерес коллег к данным проблемам, отметим, что в нашем понимании МООК выступает разновидностью онлайн-курса как курса с интерактивным участием и открытым доступом, что делает его эффективной формой реализации дистанционных образовательных технологий. Что касается вопроса о применении его в конкретных педагогических условиях, в этом случае перспективным и значимым является наблюдение за разнообразными моделями интеграции онлайн-курса такого типа. Несмотря на то что огромное количество вузов и преподавателей вовлечено в процесс моделирования онлайн-курсов разных типов и МООК активно внедряются в учебный процесс, дискуссии об их использовании только обостряются. Исследователи все чаще высказываются о необходимости дальнейшей разработки технологий смешанного обучения, перевернутого обучения, в котором электронный ресурс может играть важную роль (Артюхина и др., 2016; Bergmann, Sams, 2013; Велединская, Дорофеева, 2014; Васильева и др., 2019; Калачинская, 2017 и др.). На наш взгляд, потенциал данного ресурса в организации смешанного обучения еще ждет дальнейшего изучения. Согласимся с утверждением ряда ученых, считающих смешанное обучение радикальным типом инноваций в образовании, поскольку достижение результатов «требует сбалансированного, продуманного и творческого подхода к построению содержания и структуры обучения» (Васильева и др., 2019: 24).

Разработку описываемого массового открытого онлайн-курса «Культура профессиональной речи» авторы начали в 2015 г., опираясь на опыт преподавания русского языка и культуры речи, культуры делового общения студентам разных направлений подготовки, в том числе и иностранным студентам, большинство которых обучалось на медицинских специальностях. Как выяснилось, студенты часто испытывают трудности в восприятии аудиторных поточных лекций, хотели бы иметь возможность повторного доступа к материалам, чтобы работать в индивидуальном режиме, нуждаются в аудиовизуальных иллюстративных примерах. Все это было учтено при моделировании массового открытого онлайн-курса, который представляет собой онлайн-курс по типу работы – асинхронный, по типу построения – трансформирующийся, по типу познавательной активности – информационный.

Видеолекции моделировались с учетом принципов мультимедийного представления обучающего контента, сформулированных в когнитивной теории мультимедийного обучения американского педагога и психолога Р. Мейера (Clark, Mayer, 2011), а также с учетом требований к речевому поведению преподавателя в формате видеолекций, что в совокупности коррелирует с характеристиками активно обсуждаемой в современной дидактике технологии эдьютейнмента.

Эдьютейнмент (от англ. education – образование, entertainment – развлечение) понимается как технология, позволяющая сочетать обучение с развлечением, что призвано формировать первичный интерес к предмету на основе стойкого интереса к самому процессу обучения, поскольку этот процесс сопряжен с удовольствием. Поскольку проблема мотивации при асинхронном обучении остается одной из острых, технология эдьютейнмента как способствующая поддержанию мотивации, обладает преимуществами и нуждается в дальнейшей разработке применительно к онлайн-обучению.

Способами реализации технологии эдьютейнмента выступают цифровизация контента, игровые приемы, непринужденная обстановка обучения, обеспечиваемая возможностью просмотра видеолекции студентом в любое время и в любом месте. Благодаря мультимедийности в видеолекции становится возможным избежать перегрузки одного канала подачи информации и обеспечить эффективность восприятия за счет оптимального сочетания аудиальной, визуальной и текстовой информации. По данным Е.Ю. Кармаловой и А.А. Ханкеевой, исследующих предпочтения целевой аудитории в аспекте эдьютейнмента, комбинация визуальной, текстовой и аудиальной информации как способ получения сведений предпочитают свыше 81 % опрошенных, публичные неформальные лекции – 41 % опрошенных (Кармалова, Ханкеева, 2016). Владение преподавателем риторическим мастерством (артистизм, приемы диалогизации, индивидуальный стиль и др.) отвечает игровым приемам как способу воплощения эдьютейнмента.

Таким образом, сконструированная с учетом отмеченных требований видеолекция воплощает лучшее в эдьютейнменте, который представляет собой, по образному выражению Шэрон де Вари, «эффективный баланс» между информацией, мультимедийными продуктами, психологическими приемами и современными технологиями (De Vary, 2008: 36).

Видеолекции описываемого открытого онлайн-курса включают не только презентационный материал в виде таблиц, схем, но и аутентичный аудиовизуальный контент, иллюстрирующий рассматриваемые языковые и композиционные особенности речевых жанров, этические и коммуникативные нормы речевого поведения и т. п. Видеотеку составили не только кинофрагменты, но и видеозаписи речевых событий, получивших освещение в медиапространстве университета, например видеоролик о встрече представителей стройотрядовского движения с ректором, образцы видеорекламы, торжественная речь на выпускном собрании и т.п. В качестве иллюстрации представляем скриншоты визуальных и аудиовизуальных материалов разработанного онлайн-курса (рис. 4–9).

Рис. 4. Табличная иллюстрация языковых средств, используемых для создания текста рекламы, модуль «Публицистический стиль»

Рис. 5. Схема реферата как вторичного текста научного стиля, модуль «Научный стиль»

Рис. 6. Пример дизайна видео c преподавателем

Рис. 7. Видеоролик о встрече студентов-стройотрядовцев с ректором (медиатека МГУ имени Н.П. Огарева), модуль «Публицистический стиль»

Студенты имели возможность подключаться к курсу через личные кабинеты, самостоятельно изучать материал, рекомендованный преподавателем, просматривать видеолекции в удобном для себя режиме, проверять степень усвоения материала при помощи тестов. На основе данных тестирования преподаватель мог получить информацию об успеваемости студента. Это давало возможность на аудиторных занятиях больше внимания уделять практике, кроме того, мы могли и на практическом занятии воспользоваться видеоконтентом при необходимости.

Рис. 8. Демонстрация видеофрагмента из к/ф «Земский доктор» (реж. М. Малич), модуль «Разговорный стиль. Роль разговорных элементов в беседе врача с пациентом»

Рис. 9. Страница блока «Контроль знаний», модуль «Публицистический стиль»

Одной из проблем, возникших в связи с резким переходом на онлайн-обучение в 2020 г., с которой столкнулись все без исключения преподаватели, была проблема дозировки заданий для самостоятельной работы. Многие студенты университета часто сетовали на большой объем заданий, который на них обрушился. Студенты, которых обучали мы, используя ресурсы описываемого онлайн-курса и технологию перевернутого класса, на перегрузку не жаловались.

Как известно, технология перевернутого класса представляет собой образовательную модель, при которой преподаватель предоставляет студентам теоретический материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии (в том числе синхронном онлайн-занятии), к которому обучающиеся уже подготовлены, проходит практическое закрепление материала и дальнейшее формирование предметных умений. Видеолекции онлайн-курса выступали формой предоставления преподавателем теоретического материала для домашнего изучения. Просматривая видеолекции в индивидуальном режиме, студенты получали новые теоретические сведения по разделам дисциплины самостоятельно. Поскольку время видеолекций строго дозировано и оптимизирован формат восприятия с учетом сочетания визуальной, текстовой и аудиальной информации, это позволяло снижать и упорядочивать учебную нагрузку, отводимую на самостоятельную работу.

Таким образом, курс помог организовать самостоятельную работу студентов, обеспечить их единым контентом, что значительно облегчило организацию практики в синхронном онлайн-режиме. Средний балл, полученный студентами филологического факультета, обучающимися в период пандемии, в результате итогового тестирования, составил 22,5 (из 30). Средний балл по итогам текущего и итогового контроля – 85. Средний балл, полученный студентами факультета иностранных языков в результате итогового тестирования, составил 24,3 (из 30). Средний балл по итогам текущего и итогового контроля – 77.

Заключение

В современных условиях дистанционное образование как продукт информационно-коммуникационных технологий стало реальностью. Число студентов, получающих образование дистанционно, в онлайн-режиме, в формате смешанного обучения, только увеличивается. В такой ситуации преподавателю важно обеспечить доступ студентов к качественному цифровому образовательному ресурсу. Обладая доступностью, мультимедийной привлекательностью, открытый онлайн-курс способствует быстрому доступу к учебному контенту, повышению интереса, развитию навыков самоконтроля, создает возможности для разных форматов обучения и индивидуальных траекторий овладения содержанием изучаемых дисциплин. Однако конечный результат применения его в образовательном процессе зависит от деятельности преподавателя, его умения дозировать и варьировать учебную деятельность студента, управлять ею, использовать потенциал электронного ресурса для достижения предметных целей образования. Особенно это важно при обучении студентов дисциплинам, нацеленным на совершенствование речевой культуры, так как доля речевой активности в них в отличие от теоретических курсов должна быть значительно выше, что требует от преподавателя при планировании учебной работы студентов оптимальной комбинации всех видов речевой деятельности. Таким образом, потенциал открытых онлайн-курсов в развитии профессионально значимой коммуникативной компетенции студентов требует дальнейшего исследования в соответствии с методическими подходами к обучению языку и речи и с учетом возможностей, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии для развития коммуникативно-речевых умений.

Перспективы исследования состоят в дальнейшем поиске эффективных форматов представления как обучающего, так и контролирующего мультимедийного учебного контента, разработке оптимальных моделей интеграции открытых онлайн-курсов в образовательную коммуникативно ориентированную практику, определении разумного баланса между репродуктивными и продуктивными видами речевой деятельности, асинхронным и синхронным видами учебной коммуникации, которые составляют основу разнообразных форм смешанного обучения.

 

1 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения : учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / под ред. Е.С. Полат. М. : Академия, 2004. 416 с.

2 Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 г. № 9). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432/ (дата обращения : 01.11.2021).

3 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ. URL : http://base.garant.ru/70291362/#friends#ixzz3qq5FE2Mj (дата обращения : 11.09.2021).

4 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения…

5 Белова Н.В., Рублева Е.В. Краткий словарь IT-терминов для специалистов по языковому образованию. СПб. : Златоуст, 2017. С. 29–30; Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения… С. 15.

×

Об авторах

Ольга Викторовна Филиппова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

Автор, ответственный за переписку.
Email: filippovaov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9829-4451

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного

Россия, 430005, Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Ольга Леонидовна Арискина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

Email: ariskina@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-5716-8881

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка как иностранного

Россия, 430005, Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Список литературы

  1. Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Вопросы образования. Языки и специальность. 2014. № 4. С. 124–129.
  2. Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Третьяк C.В., Чумаков В.И., Великанов В.В., Иванова Н.В. Интерактивные методы обучения в развитии ситуационной готовности специалиста // The Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 1–2. С. 48–50.
  3. Бадарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С. МООК : реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 135–146.
  4. Баранова И.И., Виноградова М.В., Доценко М.Ю. Особенности дистанционного обучения русскому языку иностранных учащихся в современных условиях российского вуза // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 204–219.
  5. Берарди С. Моделирование онлайн-курса по русскому языку как иностранному в период эпидемии COVID-19 // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 7–20. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-7-20
  6. Васильева Ю.С., Родионова Е.В., Чичерина Н.В. Смешанное обучение : модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1 (73). С. 22–31. https://doi.org/10.17223/16095944/73/3
  7. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение : секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8–13.
  8. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс : определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125–134.
  9. Зябкина Л.С., Лясович С.М. Онлайн-обучение в российской и белорусской практике преподавания РКИ // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2021. № 15. С. 16–25.
  10. Калачинская Е.В. Образовательная технология «Перевернутый класс» в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 78–84.
  11. Кармалова Е.Ю., Ханкееева А.А. Эдьютейнмент : понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 7 (389). С. 64–71.
  12. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 105–108.
  13. Михеева О.П. Современная систематика массовых онлайн-курсов на основе одномерных таксономических схем // Электронное обучение в непрерывном образовании : сборник научных статей. Ульяновск : УлГТУ, 2016. № 1 (3). С. 292–300.
  14. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога : сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 25–45. https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.025-045
  15. Пэн Л., Рулиене Л.Н. Влияние пандемии-2020 на развитие образовательного менеджмента в университетах // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 4 (60). С. 161–167.
  16. Розина И.Н. Компьютерно-опосредованная коммуникация : конструирование и адаптация в образовании // Образовательные технологии и общество. 2006. № 9 (2). С. 277–286.
  17. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М. : Наука, 2002. 527 с.
  18. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom : reach every student in every class every day. Eugene : International Society for Technology in Education, 2012. 122 р.
  19. Clark R.C., Mayer R.E. E-learning and the science of instruction. Proven guidelines for consumers and designers of multimedia learning. 4th edition. San Francisco : Wiley, 2011. 502 p.
  20. De Vary Sh. Educational gaming. Interactive edutainment. Distance learning // For Educators, Trainers and Leaders. 2008. Vol. 5. Issue 3. Рp. 35–44.
  21. Dhirendra K. Pros and cons of online education // White Papers. NCSU Industry Expansion Solutions. 2015. URL : https://www.ies.ncsu.edu/resources/white-papers/pros-and-cons-of-online-education/ (accessed : 11.10.2021).
  22. Evans S., Myrick, J.G. How MOOC instructors view the pedagogy and purposes of massive open online courses // Distance Education. 2015. Vol. 36. Issue 3. Рр. 295–311. https://doi.org/10.1080/01587919.2015.1081736
  23. Higgins J., Johns T. Computers in language learning. London – Glasgow : Collins ELT, 1984. 192 p.
  24. Knight J. Updated definition of internationalization // International Higher Education. 2003. No. 33. Рр. 2–3. https://doi.org/10.6017/ihe.2003.33.7391
  25. Moroz Y., Gordienko T., Hrabrova V., Medvedeva O. Distance learning in Russia in the context of learning foreign languages // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No. 22. Pp. 280–285.
  26. Sandin K. Integrating MOOCs into traditional higher education : The emerging era of “MOOC 3.0” // Change : Journal of Higher Education. 2013. Vol. 45. No. 6. Рp. 34–39. https://doi.org/10.1080/00091383.2013.842103
  27. Troncarelli D., Villarini A. Internationalization of higher education and the use of MOOCs to improve second language proficiency : the MOVE-ME project // Beyond the language classroom: researching MOOCs and other innovations / ed. by Q. Kan, S. Bax. Dublin : Research-publishing.net, 2017. Рp. 5–14.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Способы подключения к онлайнкурсу

Скачать (68KB)
2. Рис. 2. Поддержка онлайн-курса в усвоении дисциплины

Скачать (12KB)
3. Рис. 3. Распределение выбора студентами запомнившихся модулей онлайнкурса

Скачать (62KB)
4. Рис. 4. Табличная иллюстрация языковых средств, используемых для создания текста рекламы, модуль «Публицистический стиль»

Скачать (170KB)
5. Рис. 5. Схема реферата как вторичного текста научного стиля, модуль «Научный стиль»

Скачать (271KB)
6. Рис. 6. Пример дизайна видео c преподавателем

Скачать (498KB)
7. Рис. 7. Видеоролик о встрече студентов-стройотрядовцев с ректором (медиатека МГУ имени Н.П. Огарева), модуль «Публицистический стиль»

Скачать (535KB)
8. Рис. 8. Демонстрация видеофрагмента из к/ф «Земский доктор» (реж. М. Малич), модуль «Разговорный стиль. Роль разговорных элементов в беседе врача с пациентом»

Скачать (586KB)
9. Рис. 9. Страница блока «Контроль знаний», модуль «Публицистический стиль»

Скачать (181KB)

© Филиппова О.В., Арискина О.Л., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах