Специфика русских медийных новообразований в отражении социальных реалий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Включенность медийной речи в практическую деятельность общества обусловливает актуальность изучения компонентов медийного текста в экстралингвистическом аспекте. Социальная обусловленность медийных новообразований способствует их рассмотрению в лингвопрагматическом и социокультурном аспектах. Цель исследования - выявить специфику русских новообразований в отражении актуальных социальных реалий. Материалом послужили лексико-словообразовательные инновации в текстах печатных и электронных СМИ начала XXI века. Использовались методы структурно-семантического анализа новообразований, словообразовательного анализа, контент-анализа, контекстуального анализа, описательный и классификационный методы. Выявлены тематические группы новообразований, отражающих актуальные российские реалии (неодериваты пандемийной тематики; неодериваты, отражающие цифровую действительность, интернет-реалии, бизнес-реалии и др.); определены актуальные словообразовательные средства и способы создания рассматриваемых новообразований (узуальные способы суффиксации, префиксации, префиксоидации, сложения агглютинативного типа; неузуальный способ контаминации, а также неузуальные способы создания поликодовых новообразований, в частности дефисация, парентезис, квотация, использование идеограмм и цифр, шрифтовые и цветовые выделения); в результате контекстуального анализа медиатекстов охарактеризованы основные функции новообразований (номинативная, экспрессивно-оценочная, игровая). Проведенное исследование отличается новизной речевого и языкового материала и должно способствовать выявлению специфики социокультурного и лингвокогнитивного освоения действительности современным языковым сознанием представителей российского социума. Результаты исследования вносят вклад в решение практических задач журналистской деятельности.

Полный текст

Введение

Новообразования в медийных текстах в разные периоды существования лингвистики привлекали пристальное внимание ученых, исследующих функционирование и развитие русского языка. В работах по дериватологии, неологии и неографии представлены структурно-семантический анализ новообразований (Земская, 2004; Касьянова, 2006; Намитокова, 2015; Попова и др., 2005; Сенько, 2007; Улуханов, 1996 и др.), исследования их лингвокогнитивной составляющей (Кубрякова, 2004; Маркова и др., 2020; Плотникова, 2003 и др.), функционально-стилистическая их характеристика (Коряковцева, 2016; Николина, 2015 и др.). В последние годы особую актуальность приобрели исследования новообразований в социокультурном и лингвопрагматическом аспектах (Ильясова, Амири, 2009; Социокультурные и лингвопрагматические аспекты.., 2018). Полифункциональность лексико-словообразовательных инноваций узуального и неузуального характера обусловливает их высокий прагматический потенциал. В современных медиа неодериваты выполняют прежде всего номинативную, экспрессивно-оценочную и игровую функции. Исследование новообразований в функциональном аспекте актуально для выявления их социокультурной и лингвопрагматической специфики, их роли в современном медийном тексте, обусловленной экстралингвистическими факторами.

По своему назначению «медиаречь всегда связана с определенными координатами социального пространства-времени» (Коньков, 2019: 327). Как отмечается в научных исследованиях, медийная речь «непосредственно включена в общую практическую деятельность общества. Медиаречь по природе утилитарна, медийные публикации являются частью нашей общей, а не только речевой жизни» (Коньков, 2019: 327).

В настоящее время достаточно хорошо изучены явления, связанные с экстралингвистической основой медийной речи. «Они проявляются в доминировании электронных СМИ; увеличении доли материалов с ярко выраженным авторским я; повышении значимости фактора адресата <…>; активности диалога наряду с монологическим видом речи; экспансии разговорных жанров; <…> активизации развлекательной функции» (Вещикова, 2019: 91‒92).

В начале XXI века изменения в научной парадигме связаны со стремительным развитием массмедиа. «Процессы медиатизации всех сторон жизни общества выдвинули язык средств массовой информации с периферии литературного языка в его центр» (Клушина, Николаева, 2020: 13). Ученые отмечают медиацентричность современной культуры (Клушина, 2018; Тошович, 2018; Чернявская, 2013, 2015). «Под медиатизацией ученые понимают распространение влияния медиа на важнейшие области социальной жизни и обратный процесс вовлечения в информационную сферу различных сторон общественной деятельности, то есть создание зон пересечения медиа и социальных феноменов… Медиатизация общественной жизни – важнейшая социальная функция современных СМИ» (Клушина, 2018: 49), которая влияет на общественную жизнь и общественное сознание.

В настоящее время ученые говорят о смене книжной эпохи информационно-медийной эпохой. В наше время интернета и цифровых технологий «моду на речевое поведение социума диктуют именно медиа, именно медиа создают новые коммуникативные нормы, особую медиакультуру, формируют языковое сознание масс и формируют медийный вариант литературного языка» (Клушина, 2018: 7).

Вопросы влияния интернета на современное общество, науку, и в частности лингвистику, рассматриваются во многих исследованиях (Интернет-коммуникация.., 2012; Иванова, 2018; Иванова, Клушина, 2018; Клушина, Николаева, 2020; Русский язык в интернет-коммуникации.., 2021; Тошович, 2014). Интернет рассматривается как новая речевая формация и новое коммуникативное и социальное пространство, как своеобразное стилистическое пространство.

В исследованиях современной медиаречи «особое внимание уделяется проблемам лингвоэкологии, напрямую связанным с развитием цифровых технологий. Это такие вопросы, как речевая агрессия, троллинг, кибербуллинг и др.» (Клушина, Николаева, 2020: 18; Ефремов, 2019).

В последние годы исследователи много пишут о мультимедиальности медиапространства, включая интернет-коммуникацию.

В исследованиях российских и зарубежных ученых на смену логоцентризму пришли мультимодальность, поликодовость как ключевые слова в объяснении процессов понимания и смыслопорождения (Jancsary et al., 2016; Kress, 2010). При таком подходе «учитывается не только вербальный уровень текста, но и его медийное измерение, что значительно расширяет границы текста, превращая его в поликодовый и наделяя новыми структурно-смысловыми характеристиками, обусловленными медийно-технологическими свойствами того или иного СМИ-носителя» (Добросклонская, 2019: 188).

Исследователи не раз подчеркивали усиление авторского начала в современных медиа (Кормилицына, 2005 и др.) наряду с тенденцией к интеллектуализации.

Указанные тенденции в современной русскоязычной медийной практике рассматриваются на различном материале, отражающем функционирование разных единиц и подсистем русского языка. Особый научный интерес в начале XXI века в этом плане представляют новообразования узуального и неузуального характера, которые широко представлены в русскоязычных медийных текстах и отражают креативную речевую практику носителей языка.

Исследование русских неодериватов в социокультурном и лингвопрагматическом аспектах с точки зрения указанных тенденций составляет актуальность и новизну данной статьи и должно способствовать выявлению специфики социокультурного и лингвокогнитивного освоения действительности современным языковым сознанием представителей российского социума.

Результаты исследования могут использоваться в журналистской практике при подготовке медийных текстов и их дальнейшей лингвистической интерпретации, а также в лексикографической (неографической) практике. Цель данной работы ‒ показать структурно-семантическую и функциональную специфику русских новообразований в отражении актуальных социальных реалий.

Методы и материалы

Материалом исследования послужили лексико-словообразовательные инновации из русскоязычных текстов печатных и электронных российских СМИ начала XXI века («КоммерсантЪ», «Московский Комсомолец», «РИА Новости», «Российская газета», «Россия-24», www.1tv.ru, www.5-tv.ru и др.). Большинство приведенных в статье речевых и языковых фактов ‒ это новейшие новообразования, зафиксированные в текстах преимущественно 2020‒2021 годов.

В ходе исследования применялись методы структурно-семантического анализа новообразований с использованием приема компонентного анализа, словообразовательного анализа, контент-анализа, контекстуального анализа; описательный и классификационный методы. При анализе новообразований привлекались данные лексикографических, в том числе неографических, источников.

Результаты

  1. В результате проведенного исследования выявлены тематические группы новообразований узуального и неузуального характера, отражающих актуальные социальные реалии: неодериваты пандемийной тематики; неодериваты, отражающие цифровую действительность, интернет-реалии, бизнес-реалии и др.
  2. Определены актуальные словообразовательные средства русского языка и способы создания рассматриваемых новообразований: узуальные способы суффиксации, префиксации, префиксоидации, сложения агглютинативного типа; неузуальный способ контаминации, а также неузуальные способы создания поликодовых новообразований, в частности дефисация, парентезис, квотация, использование идеограмм и цифр, шрифтовые и цветовые выделения.
  3. В результате контекстуального анализа русскоязычных медиатекстов охарактеризованы основные функции новообразований: номинативная, экспрессивно-оценочная, игровая.
  4. Результаты исследования вносят вклад в решение практических задач журналистской деятельности.

Обсуждение

1. Российская публицистика «всегда имела идеологический модус, она всегда была направлена на утверждение в обществе базовых идеологем и создание аксиологических координат, соответствующих конкретным задачам эпохи» (Клушина, 2018: 100).

Массовизация культуры – еще один из медиаэффектов. В медийных текстах желтой прессы наблюдается «индивидуализация не процессов творчества, процессов потребления, где выбор способов осуществления активности задается властными структурами, а потребление органично вписывается в процедуры тотального управления человеком и его потребностями» (Костина, 2009: 20). Язык медиа влияет на формирование особого массмедийного сознания. «Медиа становятся мощнейшим средством влияния на человеческий разум не только благодаря фактам, доводам и интерпретации, но и благодаря изменению форм мышления» (Клушина, 2018: 77).

Особую сферу медийного пространства представляют интернет-СМИ. «С появлением Интернета и развитием цифровых технологий, – как отмечают ученые, – возникли новые возможности и новые способы для осуществления массовой, групповой и межличностной коммуникации» (Клушина, Николаева, 2020: 17).

В современных условиях некоторые формы коммуникации могут проявляться в агрессивном речевом поведении: «в эпоху конкуренции медиапродуктов и переизбытка предложения на информационном рынке автор стремится использовать любые способы фасцинации, не задумываясь об экологии интернет-пространства» (Клушина, Николаева, 2020: 45).

Современные электронные и печатные СМИ создают широкие возможности для использования различных визуальных технологий, что обусловливает мультимедиальность медиапространства. «С точки зрения мультимедиальности можно рассматривать любой текст, в котором, кроме букв, имеются рисунки, фотографии и другие знаки небуквенной природы» (Клушина, Николаева, 2020: 157), в частности, цвет, графика, шрифт, символы, звуковое сопровождение, видео и под. Иначе такой текст называют поликодовым.

Поликодовость, мультимедиальность усиливают экспрессивный потенциал текста за счет новой небуквенной информации, которую несет в себе мультимедиальный знак (Чернявская, 2013; Тошович, 2018). Значимость визуального фактора «возросла благодаря развитию новых медиальных форматов, визуальных технологий и электронной среды, того, что называется «дигитальная культура» (Чернявская, 2021: 174).

Начало XXI века характеризуется усилением авторского присутствия в медийных текстах. «В подборе фактов отражается авторская позиция точно так же, как и находит свое выражение она в отборе языковых средств <...>. Диапазон субъективизации в медийной материале очень широк – от подчеркнуто документального до подчеркнуто личностного изображения происходящего» (Клушина, Николаева, 2020: 211–212).

Одна из главных функций медийных текстов – функция воздействия, убеждения – обеспечивается личным авторитетом адресанта, авторской интерпретацией действительности с помощью креативного использования языковых средств, способами субъективизации высказывания и другими факторами.

Еще одна отмечаемая исследователями черта современных медиа – тенденция к интеллектуализации. Тенденция к интеллектуализации языка СМИ проявляется, в частности, в языковой игре, основанной прежде всего на прецедентности и требующей от адресата высокого интеллектуального и культурного уровня. Кроме того, все более влиятельным становится дискурс развлечения: «игровые стратегии привлекают адресата, дают большую свободу адресанту и нацелены на креатив <...>. Адресант развлекательного дискурса использует завышенную экспрессивность и бульваризацию в подаче информации, интригу и рекламность» (Клушина, 2018: 35).

Рассмотренные характеристики массмедиа в той или иной степени находят отражение в новообразованиях, представленных в русскоязычных текстах российских СМИ.

2. Словообразовательные новации русского языка и русской речи исследуются в современной науке в аспекте разговорных тенденций общения в массмедиа и Интернете, устно-письменного характера коммуникации, экспрессивизации речи, креативных функций языка в медийной и интернет-коммуникации.

Если рассматривать влияние внешних и внутренних факторов, в частности, на лексику, то надо учитывать, что «автономные процессы, происходящие внутри лексической подсистемы языка и направленные на совершенствование системы обозначений, в конечном счете опосредованы внешним стимулом, в частности актуализацией каких-либо общественных явлений, понятий» (Волков, Сенько, 1983: 45). При этом последнее «приводит в действие языковой механизм, стремящийся дать уже известному понятию удобное для данного состояния языковой системы обозначение, соответствующее тем или иным тенденциям в ее современном развитии» (Волков, Сенько, 1983: 45).

В современной науке, отечественной и зарубежной, не существует единого, принимаемого всеми исследователями, подхода к определению неологизма. В частности, дискуссионным является вопрос о разграничении неологизмов как единиц, закрепившихся в языке, и окказионализмов как уникальных речевых единиц, употребляющихся однократно. Так, в справочной литературе под неологизмами нередко понимаются не только закрепившиеся в узусе новые языковые единицы, но и неузуальные новообразования, которые определяются как индивидуально-авторские неологизмы.

В исследованиях по неологии, кроме термина неологизм, используются термины новация и инновация, новообразование, новое слово, неолексема, неодериват, неоним, а также эфемеризм, окказионализм и мн. др. (подробнее: Алаторцева, 1999; Касьянова, 2006; Коряковцева, 2016; Сенько, 2007 и др.).

Многие исследователи предпочитают называть все новые слова неологизмами, поскольку этот термин представляется семантически наиболее емким, терминологически четким и оправданным (Касьянова, 2006). В данной работе термины новация и инновация используются как общие наименования любых новых явлений в языке и речи, то есть как родовые по отношению к термину неологизм. Под неологизмами (в том числе словообразовательными) понимаются только узуальные образования, а термины новообразование и неодериват применяются по отношению к узуальным и неузуальным (окказиональным) новым словам, созданным на русской почве различными словообразовательными способами. Для решения задач, поставленных в данном исследовании, противопоставление указанных терминов и соответствующих явлений не имеет существенного значения, поскольку и узуальные и неузуальные новообразования актуальны при отражении значимых социальных реалий.

3. В массмедиа словотворчество ‒ неиссякаемый ресурс осмысления актуальной повестки дня. В 2020‒2021 гг. особенно актуальной в СМИ стала пандемийная тематика, связанная с эпидемией коронавируса COVID-19. Коронавирус «коренным образом изменил наш образ жизни. Социальная и экономическая жизнь была почти полностью парализована» (Зеленин, Буцева, 2020: 98). Отражение пандемии в массмедиа «позволяет выявить ценности, с одной стороны, определяющие картину мира наших современников, с другой ‒ показывающие столкновения разных точек зрения» (Карасик, 2020: 40).

По мнению ученых, «реакция общества на все это породила новый словарь, ставший утилитарным инструментом для обсуждения проблем, связанных с эпидемией коронавируса. Появление новых речевых метафор, мемов, лексических, словообразовательных инноваций, связанных с этой проблематикой <…>, демонстрирует языковое творчество как неотъемлемую часть языка, адаптирующее наши способы и формы взаимодействия с внеязыковой реальностью» (Зеленин, Буцева, 2020: 98; Новое в русской лексике.., 2021; Русский язык коронавирусной эпохи.., 2021).

На базе ключевых слов пандемической эпохи (коронавирус, ковид, пандемия, прививка, маска, вакцина и др.) создаются суффиксальные неодериваты, а также дериваты с продуктивными префиксами противопоставления, отрицания, отсутствия (анти-, без-), временной семантики (до-, пост-): Несмотря на «коронавирусные» ограничения, фестиваль продолжается1; Поэтому лучше не экспериментировать, не рисковать здоровьем, не устраивать «ковидные вечеринки»2; Не знаю, может, мне показалось, но в фильмах и сериалах пандемийной поры актеры держали между собой «социальные дистанции»…3; В Европе новый вакцинальный скандал4; Код антивируса5; Антиковидные меры никто не отменяет6; Все большую мощь год за годом набирает движение антипрививочников. И вот новая напасть – «секта безмасочников» <…> В соцсетях регулярно появляются видео, как из общественного транспорта, магазинов, зрелищных площадок с полицией выводят таких вот принципиальных антимасочников7; Антивакцинаторы… всякую чушь несут[8]; С 1 декабря 2020 года начала работать в бесковидном режиме больница 19[9]; На карте России не осталось белых, безвакцинных пятен[10]; Возвращение туризма на докоронавирусный уровень в планах пока не значится[11]; Ковидные госпитали переходят к доковидной жизни[12]; Эксперт спрогнозировал возвращение в 2022 году безработицы на допандемический уровень[13]; В допандемийное время количество участников форума превышало[14]; Отдых в посткоронавирусную эпоху будет другим[15]; Постковидный синдром сегодня всесторонне исследуется учеными <…> появление бессоницы после коронавирусной инфекции стало одних из главных симптомов постковида <…>Впервые за последние 7 лет появилась навязчивая идея жениться <…> Согласен с детьми, с ипотекой, даже на постковидницу[16].

Средства массовой информации и соцсети «оказались одним из главных факторов активного языкового творчества, распространения лексики ковид-словаря в социолингвистическом пространстве и ее адаптации» (Зеленин, Буцева, 2020: 98). Негативная оценочность подобных новообразований связана как с семантикой аффиксов (анти-), так и с семантикой исходных слов, которые отражают негативные социальные явления.

Социально значимые слова нередко выступают в качестве первых частей сложных неодериватов, созданных по типу агглютинации, с несклоняемой первой частью. Исходными для подобных дериватов являются слова, называющие реалии коронавирусной эпохи, интернет-коммуникации, цифровой действительности, сферы бизнеса: Во Владивостоке появились желтые ковид-маршрутки[17]; Несколько дней мы лечились дома, но состояние становилось все хуже, и ее госпитализировали в ижевский ковид-центр[18]; У психиатров уже появились новые диагнозы: коронаневроз, коронапсихоз и далее по списку, в зависимости от количества масок, перчаток, пакетов на голове, количества дезинфекций всего и вся и т. д. Кроме шуток[19]; …в мире говорят о третьем пришествии коронакризиса[20]; Я очень благодарен проекту Маска, который разбавил эту корона-ситуацию[21]; По оценке ученых, большой объем частных инвестиций в ряде регионов привел к стремительному развитию бизнес-коррупции и сокращению бытового взяточничества[22]; Что навязывают своим свидетелям «просветленные» интернет-учителя[23]; Предлагается прописать правила для онлайн-процессов[24];Честно говоря, не понимаю, что мешало элементарно позвонить мне и узнать, что я-то думаю про эти «телеграм-разоблачения», ‒ написала она в инстаграме[25]; Надо начинать с того, чтобы установить ответственность вплоть до уголовной к тем лицам, которые организуют или формируют такой треш-контент, треш-стрим <…> Проверенной и хорошей практики правового регулирования проблемы треш-стриминга нет[26]; Крупные и богатые IT-компании продолжают игнорировать требования Роскомнадзора <…>IT-гиганты зарабатывают в нашей стране огромные деньги, но при этом не платят налоги в бюджет…[27] В связи с активизировавшимся в последнее время движением BlackLivesMatter в сложных дериватах стала актуальной аббревиатура BLM: …адепты прогрессивных ценностей не намерены ограничиваться BLM-активизмом и расовыми вопросами[28]. Данная тема поддерживается и другими новообразованиями, в которых используется ставшее прецедентным имя преступника Д. Флойда: В Америке очередной виток флойд-безумия[29].

В сложных неодериватах негативная оценочность, как правило, связана с семантикой исходных слов (коронаневроз, коронапсихоз, коронакризис, бизнес-коррупция, телеграм-разоблачения и др.).

Современная цифровая действительность также находит отражение в медийных новообразованиях, в частности в неодериватах с префиксоидами кибер-, крипто-. Так, префиксоид кибер- маркирует дериваты, связанные не только с цифровизацией общества, но и с обозначением различных проявлений киберпреступности: Именно таким кибергородом видят этот город будущего[30]; На киберполигон перебросят новых участников[31]; Если есть киберпреступники, то должны быть киберследователи[32]; …надо расширять полномочия Роскомнадзора и создавать киберполицию[33]; Киберпрокурор. За год количество преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, увеличилось на 74 процента[34]; Всерьез и очень всерьез надо относиться к киберконфликтам[35]; Киберкриминальный обзор… Все это ‒ дело рук кибервымогателей[36]; Как вышло, что в главном трубопроводе Америки зияют огромные кибербреши, в ФБР решили не уточнять[37]; …все киберзвуковые разработки киберсекретны[38].

Актуальные неодериваты образуются также с помощью префиксоида крипто- с семой ‘скрытый’: …Цуг (Швейцарский кантон. – прим. авт.) уже давно приобрел репутацию «криптодолины»: там работают или регистрируют свою деятельность многие блокчейн-стартапы и криптовалютные компании[39]; …киберпреступники добиваются прогресса в разработке и развертывании атак на основе роя. <…> возможная угроза может быть реализована, если сейчас не будут предприняты приготовления для противодействия ей путем принятия крипто-гибкости. <…> В результате организации необходимо будет подготовиться к переходу на квантово-устойчивые криптоалгоритмы <…>[40]; Редакторы не нашли этого материала. Может, они криптонавальнята?[41] О социальной значимости указанных префиксоидов свидетельствуют достаточно широкие их синтагматические возможности, вследствие которых данные префиксоиды сочетаются с основами одушевленных и собственных имен существительных.

Производные с префиксоидами кибер-, крипто- нередко имеют терминологический характер и выполняют номинативную функцию. Негативная экспрессия подобных производных обусловлена прежде всего семантикой и оценочностью исходных слов (киберконфликты, киберпреступники, кибервымогатели, криптонавальнята и под.).

Ярко выраженный креативный характер неодериватов проявляется в словообразовательной игре. Экспрессивно-игровое начало особенно характерно для новообразований, созданных неузуальными способами, в частности контаминацией. В заголовке «Холуин»[42] контаминируются название западного праздника Хэлоуин и инвективное холуй: Экс-президент Кравчук называет всю Беларусь – «холуями» <…> Президент Зеленский заявляет, что только членство Украины в военном блоке НАТО может решить все ее проблемы…[43] В данном контексте налицо элементы речевой агрессии.

В некоторых случаях при создании контаминированного новообразования обыгрываются прецедентные тексты: Неопровержимые рассказательства[44] – рассказать + (неопровержимые) доказательства; Ковиду не подает[45] – ковид + виду (не подает). Нередко в создании контаминированных образований участвуют личные имена собственные: …попытки Ходорковского создать ходосячью партию[46] – Ходорковский + поросячья; Владимир Путин проявил медведчуткость. …14 мая на совещании с постоянными членами Совета безопасности президент России Владимир Путин неожиданно страстно вступился за украинского политика Виктора Медведчука[47] – Медведчук + чуткость. Обыгрывание имен собственных может способствовать формированию агрессивного контекста.

Ученые связывают подобные всплески словообразовательной активности в СМИ с ситуациями, которые могут быть подвергнуты комической трактовке и тем самым послужить толчком для языковой игры. «Ярко выраженная экспрессивность и оценочность большинства подобных новообразований способствует, в первую очередь, реализации воздействующей функции СМИ» (Радченко 2021: 658).

Как проявление языковой игры нередко рассматриваются поликодовые новообразования, в которых наряду с буквенными знаками используются небуквенные средства, в частности графические средства языка (дефис, скобки, кавычки и др.), идеограммы, цифры, шрифтовые и цветовые выделения (Попова, 2013; Тошович, 2018; Чернявская, 2013).

Так, при дефисации исходное слово может разбиваться дефисом на части, соответствующие самостоятельным словам. Мара-фон ‒ узуальное марафон в заголовке статьи разбивается дефисом в соответствии с именем собственным Мара: Перед премьерой «Девушки с татуировкой дракона» наш лос-анджелесский корреспондент Галя Галкина поболтала с Руни Мара: девушкой, которая обошла Скарлетт Йохансон, Кристен Стюарт и Натали Портман в борьбе за роль в главном фильме января[48].

Дефисация может сопровождать контаминацию: Кот-астрофа! Дикие коты захватили почти всю Австралию[49] ‒ контаминация слов кот и катастрофа с формальным видоизменением последнего; Еле-сеевский Гастроном-легенда остался без товаров и покупателей[50] – контаминация наречия еле и названия известного московского гастронома «Елисеевский». Контаминация сопровождается дефисацией для выделения оценочного наречия.

Одна из частей узуального слова может выделяться также скобками (парентезис), создавая возможность амбивалентного осмысления нового конструкта: Темно и (не)страшно: город отпраздновал Хэллоуин[51]; (Не)хорошо, что перенесли: плюсы и минусы переноса декабрьского сочинения[52].

Одна из частей исходного слова может выделяться кавычками (квотация): «МиГ»нуть не успеете. Новые МиГи-35 будут собирать на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде[53].

К поликодовости относится также сочетание элементов разных кодовых систем в составе новообразования – кодографиксация. При кодографиксации могут использоваться элементы алфавита естественного языка и цифры, идеограммы: 100ЛИЦА. Журнал о людях во Владимире[54]; Сбербанк ОнЛ@йн: Шаг к мобильности – это шаг вперед![55].

К поликодовым относятся также конструкты с шрифтовыми и цифровыми выделениями: Самые сКАННдальные платья фестиваля[56] – о кинофестивале в Каннах. В заголовке ГУД БАЙДЕН, ТРАМП. Сможет ли новый президент выгнать из Белого дома старого?[57] цветом выделяется транслитерированная английская формула этикетного прощания goodbye, что символизирует и прощание с бывшим президентом Трампом, и приход к власти нового президента Байдена.

Поликодовые новообразования, как синтез вербальных и невербальных средств, как результат взаимодействия различных кодовых систем стали одной из характерных черт современных медийных текстов и в настоящее время являются ярким экспрессивно-оценочным средством, эффективным средством воздействия на сознание адресата.

Заключение

Новообразования как компонент медиатекста характеризуются социальной обусловленностью, которая проявляется в их структурно-функциональных характеристиках. Так, новообразования типовой структуры, созданные узуальными способами словообразования, характеризуются как номинативной, так и экспрессивно-оценочной функциями, которые обусловлены семантикой и оценочностью словообразовательных средств и исходных слов. Для новообразований нетиповой структуры, созданных неузуальными способами, приоритетными оказываются экспрессивно-оценочная и игровая функции, обусловленные окказиональным характером способов словообразования. Языковые и речевые инновации отражают изменения в языковом сознании членов российского социума, новые форматы знаний об изменившейся реальности. В связи с этим актуально дальнейшее исследование словообразовательных инноваций современных медиа в лингвокогнитивном аспекте.

 

1 День города. 29.07–04.08.2020.

2 Российская газета. 28.04.2021.

3 Российская газета. 26.04.2021.

4 1-й канал. 25.04.2021.

5 Российская газета. 27.04.2021.

6 Российская газета. 26.03.2021.

7 Наша Версия. 02–08.11.2020.

8 Вести FM. 11.02.2021.

9 Om1.ru. 26.03.2021.

10 Россия-1. 26.03.2021.

11 Россия-24. 13.05.2020.

12 Россия-1. 07.06.2020.

13 Известия. 26.02.2021.

14 5-й канал. 29.05.2021.

15 1-й канал. 27.04.2020.

16 Московский комсомолец. 28.04.–04.05.2021.

17 Российская газета. 12.11.2020.

18 Российская Газета. Неделя. 31.03.2021.

19 Севастопольский городской Форум. 25.10.2020.

20 НТВ. 06.04.2021.

21 НТВ. 02.05.2021.

22 Российская газета. 22.04.2021.

23 Россия-24. 31.07.2020.

24 Российская газета. 08.04.2021.

25 РИА Новости. 27.05.2021.

26 Российская газета. 22.01.2021.

27 Российская газета. 20.04.2021.

28 Российская газета. 26.04.2021.

29 1-й канал. 13.07.2020.

30 Россия-1. 13.02.2021.

31 КоммерсантЪ. 03.12.2020.

32 Радио России. 18.01.2020.

33 Российская газета. 22.01.2021.

34 Российская газета. 26.04.2021.

35 1-й канал. 11.03.2021.

36 НТВ. 14.05.2021.

37 Пятый канал. 16.05.2021.

38 Бизнес FM. 18.05.2021.

39 Российская газета. 08.04.2021.

40 Российская газета. 06.04.2021.

41 Вести FM. 10.02.2021.

42 Российская газета. 07.04.2021.

43 Российская газета. 07.04.2021.

44 КоммерсантЪ. 18.12.2020.

45 Российская газета. 04.02.2021.

46 Вести FM. 18.03.2021.

47 КоммерсантЪ. 15.05.2021.

48 Elle Girl. январь 2012.

49 Faktom.ru. 10.01.2017.

50 Российская Газета. Неделя. 31.03.2021.

51 Диалог. 02.11.2019.

52 ГодЛитературы.РФ. 10.12.2020.

53 Патриоты Нижнего. 26.07.2017.

54 Журнал 100 лиц. URL : http://100lic.com/

55 Cnews. 25.02.2013.

56 Комсомольская правда. 18.05.2019.

57 Московский комсомолец. 11–18.11.2020.

×

Об авторах

Лариса Викторовна Рацибурская

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: racib@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9332-050X

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой современного русского языка и общего языкознания

Российская Федерация, 603092, Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, д. 23

Елена Александровна Жданова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Email: e-a-zhdanova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3700-0613

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания

Российская Федерация, 603092, Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, д. 23

Список литературы

  1. Алаторцева С.И. Проблемы неологии и русская неография : автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 1999. 42 с.
  2. Вещикова И.А. Роль и место функциональной стилистики в эпоху формирования новых лингвистических направлений // Настоящее и будущее стилистики : сб. науч. ст. М. : Флинта, 2019. С. 85-94.
  3. Волков С.С., Сенько Е.В. Неологизмы и внутренние стимулы языкового развития // Новые слова и словари новых слов. Л. : Наука, 1983. С. 43-57.
  4. Добросклонская Т.Г. Стилевая динамика современной медиаречи // Настоящее и будущее стилистики : сб. науч. ст. М. : Флинта, 2019. С. 187-191.
  5. Ефремов В.А. Речевая агрессия в интернет-дискурсе как синтез традиции и новаторства // Настоящее и будущее стилистики : сб. науч. ст. М. : Флинта, 2019. С. 196-201.
  6. Зеленин А.В., Буцева Т.Н. От сидидомцев до коронапофигистов (наименования лиц в период пандемии коронавируса) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 6. С. 97-106.
  7. Земская Е.А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь. М. : Языки славянской культуры, 2004. 688 с.
  8. Иванова М.В. Публицистика в цифровую эпоху // Язык и речь в Интернете : личность, общество, коммуникация, культура : сб. науч. трудов. М. : РУДН, 2018. Т. 1. С. 347-353.
  9. Иванова М.В., Клушина Н.И. Публицистика в истории русского литературного языка : от древнерусской словесности к интернет-коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16. № 1. С. 50-62
  10. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М. : Флинта : Наука, 2009. 296 с.
  11. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / под ред. Т.И. Колокольцевой, О.В. Лутовиновой. М. : Флинта, 2012. 328 с.
  12. Карасик В.И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса : факты, оценки, позиции // Политическая лингвистика. 2020. № 2. С. 25-35.
  13. Касьянова Л.Ю. Векторы неологизации в современном русском языке : монография. Астрахань : Астраханский ун-т, 2006. 148 с.
  14. Клушина Н.И. Медиастилистика. М. : Флинта, 2018. 183 с.
  15. Клушина Н.И., Николаева А.В. Введение в интернет-стилистику. М. : Флинта, 2020. 240 с.
  16. Коньков В.И. Онтология медийной речи // Настоящее и будущее стилистики : сб. науч. ст. М. : Флинта, 2019. С. 326-331.
  17. Кормилицына М.А. Средства создания эмоциональной тональности газетного текста // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. Вып. 5. С. 16-25.
  18. Коряковцева Е.И. Очерки о языке современных славянских СМИ (семантико-словообразовательный и лингвокультурологический аспекты). Siedlce : Wydawnictwo Uniwersytetu Przyrodniczo-Humanistycznego w Siedlcach, 2016. 152 с.
  19. Костина А.В. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности : дис. … д-ра культурологии. М., 2009. 408 с
  20. Кубрякова Е.С. Роль словообразования и производного слова в обработке знаний // Язык и знание. М. : Языки славянской культуры, 2004. 560 с
  21. Маркова Е.М., Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В., Ручина Л.И. и др. Лингвокогнитивные аспекты изучения национальных концептосфер в синхронии и диахронии : коллективная монография / под ред. Л.В. Рацибурской. Нижний Новгород : Изд-во ННГУ имени Н.И. Лобачевского, 2020. 248 с
  22. Намитокова Р.Ю. Авторские новообразования : структура и функционирование (на материале русской поэзии второй половины XX века). Майкоп : Изд-во АГУ, 2015. 359 с
  23. Николина Н.А. Новообразования-интертекстемы в современной художественной речи // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2015. № 2. С. 493-495
  24. Новое в русской лексике. Словарные материалы - 2020 / сост. Е.С. Громенко, А.Ю. Кожевников, Н.В. Козловская, Н.А. Козулина, С.Д. Левина, М.Н. Приемышева, Ю.С. Ридецкая ; под ред. А.С. Павловой, М.Н. Приемышевой, Ю.С. Ридецкой. СПб. : Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 486 с
  25. Плотникова Л.И. Словотворчество как феномен языковой личности : монография. Белгород : Изд-во Белгородского государственного университета, 2003. 332 с
  26. Попова Т.В. Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа XX-XXI вв. // Лингвистика креатива. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 147-175
  27. Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка. М. : Флинта : Наука, 2005. 168 с
  28. Радченко М.В. Особенности современного медийного словотворчества в русском и хорватском языках // Активные процессы в современном русском языке : национальное и интернациональное : сб. науч. ст. М. : Флинта, 2021. С. 649-660
  29. Русский язык в интернет-коммуникации : лингвокогнитивный и прагматический аспекты / под ред. Л.В. Рацибурской. М. : Флинта, 2021. 328 с
  30. Русский язык коронавирусной эпохи : коллективная монография / Т.Н. Буцева, Х. Вальтер, И.Т. Вепрева, Р.И. Воронцов, Е.Н. Геккина, Е.С. Громенко, И.Б. Дягилева, В.А. Ефремов, А.В. Зеленин, Н.В. Козловская, М.А. Кронгауз, Н.А. Купина, Т.В. Куприна, С.Д. Левина, Е.В. Маринова, З.И. Минеева, Й. Митурска-Бояновска, В.М. Мокиенко, И.В. Нечаева, А.С. Павлова, М.Н. Приемышева, Н.А. Прокофьева, Л.В. Рацибурская, Ю.С. Ридецкая, В.Д. Черняк, Е.А. Щеглова, С. Янурик ; под ред. Е.С. Громенко, А.С. Павловой, М.Н. Приемышевой, Ю.С. Ридецкой. СПб. : Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 610 с
  31. Сенько Е.В. Неологизация в современном русском языке конца ХХ века : межуровневый аспект. СПб. : Наука, 2007. 354 с
  32. Социокультурные и лингвопрагматические аспекты современных словообразовательных процессов : коллективная монография / Т.Б. Радбиль, Л.В. Рацибурская, Е.В. Щеникова, Н.А. Бакич, В.А. Торопкина, Е.А. Жданова ; под ред. Л.В. Рацибурской. М. : Флинта : Наука, 2018. 232 с
  33. Тошович Б. Интернет-стилистика. М. : Флинта, 2014. 238 с.
  34. Тошович Б. Мультимедиальная стилистика // Мултимедиjална стилистика. Баня-Лука, 2018. С. 131-152.
  35. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М. : Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, 1996. 221 с.
  36. Чернявская В.Е. Медиальный поворот в лингвистике : поликодовые и гибридные тексты // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 2 (23). С. 122-127.
  37. Чернявская В.Е. Медиальность : опыт осмысления в формирующейся парадигме в лингвистике // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 7-14.
  38. Чернявская В.Е. Текст и социальный контекст : социолингвистический и дискурсивный анализ смыслопорождения. М. : ЛЕНАНД, 2021. 208 с.
  39. Jancsary D., Höllerer M.A., Meyer R.E. Critical analysis of visual and multimodal texts // Methods of critical discourse studies / ed. by R. Wodak, M. Meyer. London : SAG Publications, 2016. Pp. 180-204.
  40. Kress G. Multimodality : a social semiotic approach to contemporary communication. Abingdon, UK : Routlege, 2010. 212 p.

© Рацибурская Л.В., Жданова Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах