Формирование методического тезауруса зарубежного автора учебника по русскому языку как иностранному
- Авторы: Фарисенкова Л.В.1, Желлали Э.И.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 18, № 4 (2020)
- Страницы: 422-438
- Раздел: Методика преподавания русского языка как неродного и иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/25356
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-4-422-438
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья имеет целью исследовать специфику сложившейся практики подготовки зарубежных авторов учебников по русскому языку как иностранному (РКИ) и обозначить перспективы формирования профессионального тезауруса этого контингента на основе современных образовательных технологий. Такая постановка вопроса представляется весьма актуальной, поскольку в настоящее время практически отсутствуют методические исследования и учебные разработки, адресованные этому контингенту обучаемых. В то же время практика свидетельствует о том, что зарубежные коллеги остро нуждаются в разноплановой методической поддержке со стороны российских методистов. В 70-80-е годы прошлого века, когда такая поддержка осуществлялась целенаправленно, зарубежом были созданы современные учебники РКИ, которые способствовали распространению русского языка в странах Европы, Азии и Африки. Материалами исследования послужили учебники русского языка для иностранцев, ознаменовавшие определенный этап в развитии методики преподавания РКИ. Использовались общенаучные теоретические методы исследования: сравнительный анализ имеющихся источников информации, сопоставительный анализ понятийного аппарата по теме исследования, синтезирование собственной точки зрения (или позиции), исходя из анализа различных способов решения проблемы. В качестве основных результатов рассматривается предложенная тематика обучающих и консультационных материалов для потенциальных зарубежных авторов учебников РКИ, которые предполагается размещать на разрабатываемой электронной платформе, а также внедрение в систему профпереподготовки и повышения квалификации материалов для круглого стола «Конструируем коммуникативный учебник РКИ». В заключение делается вывод о том, что потенциальные зарубежные авторы учебников РКИ в настоящее время остро нуждаются в системной научно-методической поддержке. В этой связи дается рекомендация активизировать работу с этим контингентом, используя потенциал отечественных методических исследований, как ставших уже классическими, так и современных.
Об авторах
Любовь Викторовна Фарисенкова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: fartom1@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: учебник РКИ, методика преподавания РКИ, русский язык как иностранный
Российская Федерация, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 1Эльнура Ибрагим кызы Желлали
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: melnura@yandex.ru
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: русский язык как иностранный, коммуникативная личность, игровые технологии
Российская Федерация, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 1Список литературы
- Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателей русского языка как иностранного. 9-е изд. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 255 с
- Арутюнов А.Р. Коммуникативный интенсивный учебный курс для заданного контингента учащихся: методическое пособие. М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 1990. С. 87-91
- Арутюнов А.Р. Современные модели конструирования, анализа и внедрения учебников и учебных пособий по русскому языку: курс лекций. М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 1987. 70 с
- Арутюнов А.Р., Трушина Л.Б., Чеботарев П.Г. Многофакторный анализ учебников иностранных языков // Содержание и структура учебника русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1981. С. 58-76.
- Баш Е.Г., Бабалова Л.Л., Дорофеева Т.М. Учебник русского языка для студентов-вьетнамцев / под ред. П.С. Кузнецова. М.: Высшая школа, 1960. 619 с.
- Бердичевский А.Л., Голубева А.В. Как написать мультикультурный учебник русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015. 139 с.
- Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984. 144 с.
- Вятютнев М.Н. Формирование теории учебника русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1974. № 4. С. 61-65.
- Желлали Э.И. Учет лингвокультурных характеристик коммуникативной личности в учебнике РКИ для гидов Турции: дис. … к. пед. наук. М., 2017. 197 с.
- Пулькина Н.М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка для студентов-иностранцев / под ред. П.С. Кузнецова. М.: Советская наука, 1958. 641 с.
- Щукин А.Н. Русский язык как иностранный: основы учебниковедения: пособие для преподавателей и студентов-филологов. М.: ИКАР, 2018. 322 с.