Формирование методического тезауруса зарубежного автора учебника по русскому языку как иностранному

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья имеет целью исследовать специфику сложившейся практики подготовки зарубежных авторов учебников по русскому языку как иностранному (РКИ) и обозначить перспективы формирования профессионального тезауруса этого контингента на основе современных образовательных технологий. Такая постановка вопроса представляется весьма актуальной, поскольку в настоящее время практически отсутствуют методические исследования и учебные разработки, адресованные этому контингенту обучаемых. В то же время практика свидетельствует о том, что зарубежные коллеги остро нуждаются в разноплановой методической поддержке со стороны российских методистов. В 70-80-е годы прошлого века, когда такая поддержка осуществлялась целенаправленно, зарубежом были созданы современные учебники РКИ, которые способствовали распространению русского языка в странах Европы, Азии и Африки. Материалами исследования послужили учебники русского языка для иностранцев, ознаменовавшие определенный этап в развитии методики преподавания РКИ. Использовались общенаучные теоретические методы исследования: сравнительный анализ имеющихся источников информации, сопоставительный анализ понятийного аппарата по теме исследования, синтезирование собственной точки зрения (или позиции), исходя из анализа различных способов решения проблемы. В качестве основных результатов рассматривается предложенная тематика обучающих и консультационных материалов для потенциальных зарубежных авторов учебников РКИ, которые предполагается размещать на разрабатываемой электронной платформе, а также внедрение в систему профпереподготовки и повышения квалификации материалов для круглого стола «Конструируем коммуникативный учебник РКИ». В заключение делается вывод о том, что потенциальные зарубежные авторы учебников РКИ в настоящее время остро нуждаются в системной научно-методической поддержке. В этой связи дается рекомендация активизировать работу с этим контингентом, используя потенциал отечественных методических исследований, как ставших уже классическими, так и современных.

Об авторах

Любовь Викторовна Фарисенкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: fartom1@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: учебник РКИ, методика преподавания РКИ, русский язык как иностранный

Российская Федерация, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 1

Эльнура Ибрагим кызы Желлали

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: melnura@yandex.ru

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: русский язык как иностранный, коммуникативная личность, игровые технологии

Российская Федерация, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 1

Список литературы

  1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателей русского языка как иностранного. 9-е изд. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 255 с
  2. Арутюнов А.Р. Коммуникативный интенсивный учебный курс для заданного контингента учащихся: методическое пособие. М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 1990. С. 87-91
  3. Арутюнов А.Р. Современные модели конструирования, анализа и внедрения учебников и учебных пособий по русскому языку: курс лекций. М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 1987. 70 с
  4. Арутюнов А.Р., Трушина Л.Б., Чеботарев П.Г. Многофакторный анализ учебников иностранных языков // Содержание и структура учебника русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1981. С. 58-76.
  5. Баш Е.Г., Бабалова Л.Л., Дорофеева Т.М. Учебник русского языка для студентов-вьетнамцев / под ред. П.С. Кузнецова. М.: Высшая школа, 1960. 619 с.
  6. Бердичевский А.Л., Голубева А.В. Как написать мультикультурный учебник русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015. 139 с.
  7. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
  8. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984. 144 с.
  9. Вятютнев М.Н. Формирование теории учебника русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1974. № 4. С. 61-65.
  10. Желлали Э.И. Учет лингвокультурных характеристик коммуникативной личности в учебнике РКИ для гидов Турции: дис. … к. пед. наук. М., 2017. 197 с.
  11. Пулькина Н.М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка для студентов-иностранцев / под ред. П.С. Кузнецова. М.: Советская наука, 1958. 641 с.
  12. Щукин А.Н. Русский язык как иностранный: основы учебниковедения: пособие для преподавателей и студентов-филологов. М.: ИКАР, 2018. 322 с.

© Фарисенкова Л.В., Желлали Э.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах