«Говорите по-русски» (о Серафиме Алексеевне Хаврониной и книге её жизни)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется одно из самых известных практических руководств С.А. Хаврониной по изучению русского языка как иностранного (РКИ) «Говорите по-русски», ставшее визитной карточкой отечественной методики и культуры преподавания неродного языка за границей. Рассматривается структура книги, подчеркиваются новаторские находки С.А. Хаврониной, говорится об особенностях подачи и объяснения материала. Важное место уделено коммуникативной направленности учебника, впервые предложившего ясную, простую и в то же время методологически обоснованную стратегию обучения русскому языку как иностранному. По мнению автора, книга С.А. Хаврониной является образцом сбалансированного подхода к анализу механизмов воздействия живой речи на инородцев. Она решает ключевые задачи современной методики РКИ: грамматико-переводную, личностно-практическую и аудиолингвальную. Выводы статьи обращают внимание читателей на проблему создания современного учебника по русистике и межкультурной коммуникации с учетом лучших достижений в истории этих дисциплин, использования проверенных годами традиционных разработок и новейших методов изучения языка как культурного феномена.

Об авторах

Олег Викторович Никитин

Московский государственный областной университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olnikitin@yandex.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры истории русского языка и общего языкознания

Российская Федерация, 141014, Мытищи, улица Веры Волошиной, 24

Список литературы

  1. Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях: учебное пособие для говорящих на английском языке. 12-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 2003. 285 с
  2. Хавронина С.А. Письменная речь студентов-иностранцев с точки зрения норм русского словорасположения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2005. № 1. С. 126-132
  3. Хавронина С.А. Говорите по-русски. 15-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 2007а. 316 с
  4. Хавронина С.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2007b. № 2. С. 84-88
  5. Хавронина С.А. Как рождалась классика, не знавшая, что станет классикой (Из истории создания книги «Русский язык в упражнениях») // Русский язык за рубежом. 2017. № 2 (261). С. 6-9

© Никитин О.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах