Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности
- Авторы: Дьякова Т.А.1, Хворова Л.Е.1
-
Учреждения:
- Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
- Выпуск: Том 18, № 2 (2020)
- Страницы: 209-219
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного и иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/23825
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена описанию одной из форм организации современного цифрового образовательного процесса - онлайн-урока. Целью исследования стало раскрытие понятия «онлайн-урок» как лингводидактической дефиниции современного цифрового образовательного пространства, определение его основных характерных признаков и методических возможностей для его реализации в преподавании русского языка как иностранного. Методологическую основу составили работы в области электронной лингводидактики, научные публикации по вопросам интеграции цифровых технологий в методику преподавания русского языка как иностранного, развития методических возможностей электронной лингводидактики русского языка как иностранного, содержание и инструменты сетевых, несетевых и прикладных обучающих электронных ресурсов, применяемых в онлайн-обучении русскому языку как иностранному. На основе разграничения понятий «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение» определены их характерные признаки и предложено выделение «онлайн-урока» как самостоятельной лингводидактической дефиниции инновационного языкового образования, назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения, реализуемой в режиме реального времени с бесперебойным доступом в интернет с применением электронным средств обучения и активных форм взаимодействия обучающего и обучаемых. Данное понятие не получило в современной методической науке достаточно полного лингводидактического описания применительно к преподаванию иностранных языков, в частности русского языка как иностранного, что определяет новизну исследования. Практическая значимость исследования состоит в определении современных электронных средств обучения, которые могут быть применимы в онлайн-преподавании русского языка как иностранного, классификации электронных средств обучения по русскому языку как иностранному на основе аспектно-комплексного подхода, а также анализе позиции методической ценности в преподавании русского языка как иностранного функции платформ, обеспечивающих реализацию онлайн-уроков.
Об авторах
Татьяна Александровна Дьякова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Автор, ответственный за переписку.
Email: Larionova86@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
Российская Федерация, 392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33Людмила Евгеньевна Хворова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Email: xworowa.mila@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка
Российская Федерация, 392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Азимов Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1996. 38 с
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с
- Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - «Филология». М.: Флинта: Наука, 2005. 215 с
- Бовтенко М.А. Структура и содержание информационно-коммуникационной компетенции преподавателя русского языка как иностранного: автореф. дисс … д-ра пед. наук. М., 2006. 46 с.
- Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 45 с.
- Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: стратегии, приемы, средства // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2013. № 1. С. 58-62.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 379 с.
- Пиотровская К.Р. Современная компьютерная лингводидактика // Научно-техническая информация. Серия 2. 1991. № 4. C. 26-29.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. 414 с.
- Тряпельников А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2014. 80 с
- Aladyshkin I., Kulik S., Michurin A., Anosova N. Information Prospects For Socio-Cultural Development: Contradictory Grounds // The European Proceedings of Social & Behaviou- ral Sciences. 2017. No. 35. Pp. 19-25
- Bylieva D., Lobatyuk V., Rubtsova A. Homo Virtualis: existence in Internet space // SHS Web of Conferences. 2018. Vol. 44. 00-21
- Claro M., Salinas A., Cabello-Hutt T., San Martin E., Preiss D.D., Valenzuela S., Jara I. Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and measuring teachers' capacity to develop students' digital information and communication skills // Computers & Education. 2018. Vol. 121. Pp. 162-174
- Deryabina S., Dyakova T. A Foreign Language Teacher’s Professiogram in the Digital Era // Future Academy, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 18th PCSF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. 2018. Pp. 601-607
- Gashkova E., Berezovskaya I., Shipunova O. Models of self-identification in digital communication environments // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. No. 35. Pp. 374-382
- Herring S. Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language@Internet. 2007. Vol. 4. Article 1
- Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9. No. 5-6
- Svärd P. Enterprise Content Management, Records Management and Information Culture Amidst e-Government Development. Oxford: Chandos Publishing, 2017