Преподавание русского языка в словацком городе Ружомберок: культурологический подход
- Авторы: Гмира Т.1
-
Учреждения:
- Католический университет в Ружомберке
- Выпуск: Том 17, № 4 (2019): РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ
- Страницы: 475-486
- Раздел: Первые шаги в науке (до 20.06.2021 г.)
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/22436
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-4-475-486
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Преподавание русского языка в университете Словакии имеет свою собственную историю, на протяжении уже десятков лет дисциплины, направленные на изучение русского языка, занимают достойное место в образовательных программах вузов страны, в частности в Ружомберке. В условиях новой образовательной реформы (с сентября 2019 г.), предполагающей свободу выбора иностранных языков для изучения, прогнозируется интерес к изучению русского языка в Словакии, что свидетельствует об актуальности выбранной темы. В связи с растущим интересом к русскому языку в Словакии готовность преподавателей и студентов к диалогу культур приобретает большое значение. Цель исследования - анализ системы преподавания русского языка в католическом университете Словакии с позиции молодого преподавателя, имеющего небольшой педагогический опыт. Теоретическая значимость статьи заключается в постановке проблемы формирования и развития интереса к русскому языку в Ружомберке посредством культурологического подхода, обозначенного известным словацким русистом Эвой Колларовой. Практическая значимость работы состоит в использовании разработанных учебных дисциплин, их анализе и дальнейшей корректировке. Доказано, что учебная программа по русскому языку в Католическом университете Ружомберка, основанная на культурологическом подходе, помогает выстраивать доверительные отношения между преподавателем и студентами, которые мотивированы на изучение русского языка как иностранного, выступающего в качестве источника знаний и имеющего воспитательный характер. Перспективы исследования заключаются в более детальном изучении методики обучения русскому языку на основе принципа «язык через культуру, культура через язык».
Об авторах
Томаш Гмира
Католический университет в Ружомберке
Автор, ответственный за переписку.
Email: tomas.hmira@ku.sk
ассистент кафедры иностранных языков педагогического факультета
Словацкая Республика, 03401, Ружомберок, Грабовска цеста, 1AСписок литературы
- Вохмина Л.Л., Осипова И.А. Русский класс: учебник русского языка. Начальный уровень. М.: Рус. яз. Курсы, 2008. 280 с
- Гмира Т. Русский язык в словацких школах: современное состояние и перспективы // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавание: материалы XIV Студенческой науч.-практич. конференции. М.: РУДН, 2017. С. 70-72
- Дибучко И. Русский язык и литература [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. infoa.cz/rustina/ (дата обращения: 30.06.2019)
- Нетяго Н.В., Дюзенли М.В. Лексикология современного русского языка. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. 15 с
- Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Колларова Эва. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): методическое пособие для русистов. Санкт-Петербург: Златоуст, 2007. 199 с
- Стрельчук Е.Н., Гмира Т. Речевой портрет словацкого учащегося // Известия Южного федерального университета. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. № 1. С. 202-208
- Центр научно-технической информации Словацкой Республики - Братислава, 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cvtisr.sk/cvti-sr-vedecka-kniznica/informacieo-skolstve/statistiky/statisticka-rocenka-publikacia.html?page_id = 9580 (дата обращения: 30.06.2019)
- Almašiová A. Informácie o štúdiu // Katolícka univerzita v Ružomberku. Ružomberok: VERBUM, 2018, 185 s.
- Dekanová E., Ondrejčeková E. Da! - Učebnica a cvičebnica. Nitra: Enigma, 2006. 220 s.
- Gawecka-Ajchel B. Echo - Učebnica. Bratislava: INFOA, 2011. 164 s.
- Glendová V., Kováčiková E. Ruský jazyk pre 5. ročník základnej školy - Učebnica. Bratislava: Slovenské pedagogické nakladateľstvo, 1997. 120 s.
- Glendová V., Kováčiková E. Ruský jazyk pre 6. ročník základnej školy - Učebnica. Bratislava: Slovenské pedagogické nakladateľstvo, 1997. 144 s.
- Glendová V., Kováčiková E. Ruský jazyk pre 7. ročník základnej školy - Učebnica. Bratislava: Slovenské pedagogické nakladateľstvo, 1997. 167 s.
- Glendová V., Kováčiková E. Ruský jazyk pre 8. ročník základnej školy - Učebnica. Bratislava: Slovenské pedagogické nakladateľstvo, 1997. 159 s.
- Glendová V., Kováčiková E. Ruský jazyk pre 9. ročník základnej školy - Učebnica. Bratislava: Slovenské pedagogické nakladateľstvo, 1997. 153 s.
- Hamraeva E.A., Ivanova E.I., Broniarz R. Vremena - Učebnica. Bratislava: INFOA, 2001. 115 s.
- Jelínek S. and others. Raduga - Učebnica. Plzeň: Fraus, 1997. 128 s.
- Kollárová E., Trušinová Ľ.V. Встречи с Россией. Bratislava: Slovenské pedagogické nakladateľstvo, 2004. 310 s.
- Kollárová E. Hovory so sebou a s vami o Vstrečach s Rossijej. Bratislava: MPC, 2008. 45 s.
- Kollárová E. Hovory o kulturologickom smerovaní cudzojazyčnej edukácie. Bratislava: Štátny pedagogický ústav, 2014. 213 s.
- Koroľová A. Učebnica ruštiny. Čo s ňou? Bratislava: Metodicko-pedagogické centrum, 2014. 70 s.
- Krajčíková A. Internet vo výučbe ruského jazyka v základnej škole. Bratislava: Metodicko-pedagogické centrum, 2014. 8 s.
- Kvapil R. Od reálií k interkultúrnej kompetencii učiteľa - rusistu. Bratislava: MPC, 2014. 55 s
- Orlová N., Kožušková M., Vágnerová M. Klass Učebnica a pracovný zošit. Praha: Klett, 2011. 220 s
- Orlová N., Körschnerová J., Stejskalová J., Koroľová A. Klassnyje druzja. Praha: Klett., 2015. 81 s
- Plávková Tináková A. Vzdelávacie ciele 21. storočia // Disputationes scientificae - 2013. № 4. 188 s
- Plávková Tináková А. Introduction to Pedagogy and Practices for Teaching English to Speakers of Other Languages (Practical Guide). Ružomberok: VERBUM, 2017. 23 s
- Ries L., Kollárová E. Svet cudzích jazykov dnes. Bratislava: Didaktis, 2004. 188 s
- Žofková H. Pojechali - Ruština pro základní školy. Úvaly: ALBRA spol s.r.o., 2001. 145 s