Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в 5-м классе при изучении лексики на материале темы «Омонимы»
- Авторы: Васильева М.И.1
-
Учреждения:
- Ивановский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 4 (2019): РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ
- Страницы: 460-474
- Раздел: Первые шаги в науке (до 20.06.2021 г.)
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/22435
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-4-460-474
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью школьного образования в развитии методических основ проектно-исследовательской деятельности по русскому языку. Цели исследования - обосновать необходимость внедрения проектно-исследовательской деятельности в аудиторную работу при изучении раздела «Лексика» в 5-м классе путем апробации предложенной автором методики изучения темы «Омонимы»; диагностировать у учащихся сформированность общеучебных умений на материале темы «Омонимы»; проверить качество знаний о лексике русского языка у учеников контрольного и экспериментального классов, сопоставить результаты; уточнить понятие «проектно-исследовательская деятельность» применительно к задачам обучения русскому языку в средней школе. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании выделения проектно-исследовательской деятельности как особого вида учебной деятельности, уточнении понятия «проектно-исследовательская деятельность» применительно к задачам обучения русскому языку в средней школе, выделении общеучебных умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности по русскому языку, описании критериев и уровней их сформированности на примере изучения темы «Омонимы» в 5-м классе. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании программы, включающей работу над исследовательским проектом «Портрет слова» при изучении раздела «Лексика». Полученные в ходе экспериментального обучения данные подтверждают возможность эффективного включения проектно-исследовательской деятельности в классно-урочную систему изучения лексики русского языка в 5-м классе, что способствует формированию предметных знаний и умений и на их основе формированию общеучебных умений сопоставлять, давать определение понятия, аргументировать. Перспективы дальнейшего изучения проблемы состоят в разработке методики организации проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка на уроках и во внеурочной деятельности на материале разделов «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика» и др.
Об авторах
Маргарита Ильинична Васильева
Ивановский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mvasilyeva_00@mail.ru
аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания
Российская Федерация, 153025, Иваново, ул. Ермака, 39Список литературы
- Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка? // Русский язык в школе. 2007. № 7. С. 3-7.
- Артемов М.Ю. Модернизация образования: проектная деятельность на уроках русского языка // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2013. № 1. С. 99-105.
- Беднарская Л.Д. Проектная деятельность на каждом уроке // Русский язык в школе. 2015. № 4. С. 6-9.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. М.: Задруга, 1917. 80 с.
- Бондаренко М.А. Формирование исследовательских навыков учащихся в процессе подготовки проектов «Числительное в письменном тексте» и «Словарь языка писателя» // Русский язык в школе. 2015. № 9. С. 22-27.
- Васильева М.И. Представления учащихся 5-6 классов о проекте и организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 203-213.
- Вахтеров В.П. О новой педагогике: Избранное. М.: Карапуз, 2008. 224 с.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000. 382 с.
- Ерохина Е.Л. Воспитываем исследователей на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2015. № 1. С. 17-21.
- Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Ленинград: Брокгауз-Ефрон, 1926. 88 с
- Килпатрик В.Х. Основы метода. М.: Нар. ком. прос. РСФСР; Ленинград: Гос. из-во, 1928. 115 с
- Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 128 с.
- Левушкина О.Н. Осень глазами художников слова (урок-проект на основе характеристики текста) // Русский язык в школе. 2016. № 7. С. 23-25.
- Левушкина О.Н. Урок-проект «Времена года: настроение» (урок характеристики текстов) // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 25-27.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
- Макеева С.Г., Артемов М.Ю. Использование метода проектов в повторении изученного материала по русскому языку // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 81-87.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. М.: Академия, 2001. 368 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 14-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 656 с.
- Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.
- Проектно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку: учебно-методические материалы для учителей / сост. О.В. Гордиенко, О.Ю. Князева. М.: ЛОГОМАГ, 2014. 106 с.
- Смулаковская Р.Л., Иванова Е.М. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по русскому языку (из опыта работы) // Русский язык в школе. 2018. № 7. С. 3-6.
- Уткина Т.В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ. Челябинск: ЧИППКРО, 2018. 60 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980, 414 с.
- Karasheva, A. G., Karsakova, G. A., Nasipov, A. G. Pre-university training: Aims, problems, principles // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2018. Т. 33. No 3. Pp. 117-123.