Речевое поведение русскоязычных школьников Латвии в текстах-рассуждениях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приведен анализ проблем и их причин в письменной речи русскоязычных девятиклассников Латвии при создании ими текстов-рассуждений. Актуальность исследования обусловлена особенностями становления языковой личности школьника в диаспоре в ситуации билингвального образования. В качестве критериев контент-анализа текстов учеников приняты: степень самостоятельности рассуждения; качество приведённых аргументов; степень развёрнутости аргументов и использование разных типов аргументов; выразительность речи и следование языковым нормам. Сделаны выводы: сочинения большинства учеников частично соответствуют текстам-рассуждениям; в них отсутствуют интертекстуальные включения; в речевом поведении учащихся преобладают эксплицитная Я-коммуникация, прагматичное, «сухое» изложение мысли даже в том случае, если тема сочинения подталкивает к словесному выражению эмоций; наблюдается большое количество отступлений от языковых норм. Результаты исследования опираются на анализ сочинений 3296 девятиклассников, которые учащиеся создавали в ходе экзамена по русскому языку по окончании основной школы в 2016-2018 годах. Результаты данной и других работ автора позволят более глубоко исследовать процесс становления первичной и вторичной языковой личности русскоязычного школьника в Латвии.

Об авторах

Маргарита Анатольевна Гаврилина

Латвийский Университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: margarita.gavrilina@lu.lv

доктор педагогических наук, профессор факультета педагогики, психологии и искусства

Латвия, LV-1083, Рига, 7 линия в Иманте, 1

Список литературы

  1. Богин Г.И. Герменевтические последствия универсализаций в методике преподавания русского языка как иностранного // Герменевтика в России. Том 2 (3), 1998. С. 3-9.
  2. Бурвикова Е.В. Русский язык в Новой Англии: опыт преподавания РКИ в университетах // Русский язык за рубежом. 2012. № 1. С. 116-120.
  3. Бутакова Л.О. Языковая способность и речевая компетенция школьников: анализ сформированности когнитивных механизмов // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. 2016. Т. 15. № 4. С. 40-52.
  4. Василенко Т.В. Школьное сочинение в условиях информационного общества // Медиа. Информация. Коммуникация. 2015. № 5. Режим доступа: http://mic.org.ru/15-nomer-2015/532shkolnoe-sochinenie-v-usloviyakh-informatsionnogo-obshchestva (дата обращения: 04.01.2019)
  5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. М.: Изд-во АПН, 1960. 130 с. Режим доступа: http://www.al24.ru/pdf_kniga_15474.html (дата обращения: 19.02.2019)
  6. Гац И.Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации: монография / И.Ю. Гац. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 202 с
  7. Гац И.Ю. Лингвометодические препятствия в языковой подготовке школьников // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 4. С. 213-220. Режим доступа: http://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1099 (дата обращения: 11.02.2019)
  8. Гаврилина М.А. Изучение русского (родного, первого) языка в школах Латвии: монография. Рига: Mācību grāmata, 2018. 192 c
  9. Джалалова А., Зорина Н., Костюкевич И., Протасова Е., Бурса А., Виимаранта Х., Гаврилина М., Григуле Л. Семейная языковая политика и двуязычное образование // Многоязычие и среда / под ред. Е. Протасовой. Берлин: Retorika, 2017. C. 8-45
  10. Захарченко Т.Е. Английский и американский сленг. М.: АСЕ, 2009. 133 с
  11. Кирилова В.В. Формирование навыков аргументации в устной речи учащихся средних специальных учебных заведений Республики Северная Осетия-Алания: автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2008. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanienavykov-argumentatsii-v-ustnoi-rechi-uchashchikhsya-srednikh-spetsialnykh-ucheb (дата обращения: 25.01. 2019)
  12. Мамаева С.В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7 классов: дис. … канд. филол. наук. Лесосибирск, 2007. 202 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ ru/record/01003345621 (дата обращения: 14.01.2019)
  13. Млечко Т.П. Индивидуальное когнитивное пространство русской языковой личности в новом зарубежье // Русский язык за рубежом. 2012. № 1. М. С. 58-64.
  14. Млечко Т. Русская языковая личность в социокультурном измерении новой диаспоры // Слово.ру: Балтийский акцент. 2012. № 2. С. 30-35.
  15. Назарова Л.А. Основные формы проявления подростковой вербальной агрессии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (34). С. 155-157.
  16. Панов М.В. История русского литературного произношения VIII-XIX вв. М.: Наука, 1990. 453 с.
  17. Протасова Е. Как языки формируются, когда их - два? 2005. Режим доступа: http://gramota. ru/biblio/magazines/gramota/education/28_523 (дата обращения: 19.01.2019).
  18. Протасова Е.Ю. Как связаны многоязычие и среда // Многоязычие и среда / под ред. Е. Протасовой. Берлин: Retorika, 2017. C. 4-7.
  19. Собкин И.С., Ткаченко О.В. «Культура» речи современного подростка // Начальная школа До и После. 2004. Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/44f/44f2155210f7cd262 03f51f641b40e7b.pdf (дата обращения: 09.01.2019).
  20. Bialystok E. Cognitive Effects of Bilingualism: How Linguistic Experience Leads to Cognitive Change // International journal of Bilingual education and bilingualism. Vol. 10 (3). 2007. Pp. 210-223.
  21. Grosjean F. Neurolinguists, beware! The bilingual is not two monolinguals in one person // Brain and Language. Vol. 36 (1), 1989. Pp. 3-15.
  22. Overbeke M. Introduction au problem du bilinguisme // Langues et Culture, 7. Bruxelles: Labor, Paris, F. Nathan, 1972. 214 p.
  23. Schoonen R., van Gelderen A., Stoel, Reinoud D., Hulstijn J., de Glopper С. Modeling the Development of L1 and EFL Writing Proficiency of Secondary School Students // Language Learning, Vol. 61 (1, 03). 2011. Pp. 31-79.
  24. Skola2030. Мācību priekšmetu standarti. 2018. Режим доступа: https://www.skola2030.lv/singlepost/2018/10/12/Izskat%C4%AB%C5%A1anai-vald%C4%ABb%C4%81-iesniegtspamatizgl%C4%ABt%C4%ABbas-standarta-projekts (дата обращения: 11.02.2019).

© Гаврилина М.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах