Каким должен быть учебник по русскому языку как иностранному для взрослых учащихся
- Авторы: Коздра М.1
-
Учреждения:
- Варшавский университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019): СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Страницы: 78-89
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/20498
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-1-78-89
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена описанию принципов построения современного эффективного учебника по русскому языку как иностранному (РКИ) для взрослых учащихся с позиции языковой андрагогики (Adult Learning Theory). Актуальность данной темы связана с тем, что на рынке методических и учебных пособий отсутствует настоящий, эффективный учебник по русскому языку как иностранному для взрослых. Cуществующие учебные пособия ориентированы прежде всего на студентов и молодежь. Они часто не соответствуют настоящим потребностям взрослых учащихся. В статье рассматриваются основные элементы учебника по РКИ, определяются его функции, содержание, методика и структура, а также основные положения теории языковой андрагогики. На конкретных примерах показаны главные недостатки существующих учебников по РКИ. Выявлены принципы построения современного учебника для взрослых: представлены функции такого пособия, описано содержание, определен метод и очерчена его структура.
Об авторах
Михал Коздра
Варшавский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.kozdra@uw.edu.pl
кандидат филологических наук, научный сотрудник факультета прикладной лингвистики Варшавского университета. Соавтор и член лаборатории лексикографических исследований Института русистики Варшавского университета. Член редколлегии журнала «Лингвистика и антропология»
Польша, 00-927, Варшава, ул. Краковске Предместье, 26/28Список литературы
- Агапова О.В., Вершловский С.Г., Ермолаева М.Г. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. СПб.: Немецкая ассоциация народных университетов. 2-е изд., доп. и перераб., 2007. 78 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Грамота.ру, 2010. URL: http://gramota.ru/slovari/info/az/ (дата обращения: 27.09.2018).
- Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология: учебник. М.: Проспект, 2005. С. 40-41.
- Коздра М. «Полисемиотические объекты» в обучении русскому языку как иностранному // Proceedings of the 1st International Scientific Congress of Young Scientists of Europe and Asia / ред. P. Busch. Вена: “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2017. С. 63-70.
- Коздра М. Мультимодальность в обучении русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного: сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 27 ноября - 1 декабря 2017 г.) / под ред. Н.В. Кулибина. М., 2018. С. 509-517.
- Кох М.Н., Пешкова Т.Н. Основы педагогики и андрагогики: учебное пособие. Краснодар: КубГАУ, 2015. 89 с.
- Мильруд Р.П. Уроки языковой педагогики: между прошлым и будущим, 2014. URL: http:// iyazyki.ru/2014/11/language-pedagogy/ (дата обращения: 27.09.2018).
- Онорин Д.Е. Особенности взрослых как уникальной психолого-возрастной группы обучающихся при овладении иностранным языком // Мир науки. 2017. T. 5. № 5 (сентябрь - октябрь). URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN517.pdf (дата обращения: 27.09.2018).
- Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. СПб: Златоуст, 2009. 124 с.
- Шкапенко Т.М. К вопросу категоризации специфических коммуникативных единиц // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2011. Т. 7. № 1. С. 222-226.
- Funk H. Methodische Konzepte für den DaF-Unterricht - Grundlagen, Prinzipien, Lernfelder und Modelle // Hans-Jürgen Krumm, Christian Fandrych, Britta Hufeisen, Claudia Riemer (Hrsg.):
- Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. Ein internationales Handbuch. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2010. Pp. 940-952.
- Knowles M.S., Holton III E.F., Swanson R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 7th edition. Amsterdam: Elsevier ButterworthHeinemann, 2011. 416 p.
- Święcka I. Zajęcia z dorosłymi // Skuteczna nauka języka obcego. Struktura i przebieg zajęć językowych. Warszawa: Wydawnictwa Centralnego Ośrodka Doskonalenia Nauczycieli, 2009. Pp. 279-289.