Каким должен быть учебник по русскому языку как иностранному для взрослых учащихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена описанию принципов построения современного эффективного учебника по русскому языку как иностранному (РКИ) для взрослых учащихся с позиции языковой андрагогики (Adult Learning Theory). Актуальность данной темы связана с тем, что на рынке методических и учебных пособий отсутствует настоящий, эффективный учебник по русскому языку как иностранному для взрослых. Cуществующие учебные пособия ориентированы прежде всего на студентов и молодежь. Они часто не соответствуют настоящим потребностям взрослых учащихся. В статье рассматриваются основные элементы учебника по РКИ, определяются его функции, содержание, методика и структура, а также основные положения теории языковой андрагогики. На конкретных примерах показаны главные недостатки существующих учебников по РКИ. Выявлены принципы построения современного учебника для взрослых: представлены функции такого пособия, описано содержание, определен метод и очерчена его структура.

Об авторах

Михал Коздра

Варшавский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.kozdra@uw.edu.pl

кандидат филологических наук, научный сотрудник факультета прикладной лингвистики Варшавского университета. Соавтор и член лаборатории лексикографических исследований Института русистики Варшавского университета. Член редколлегии журнала «Лингвистика и антропология»

Польша, 00-927, Варшава, ул. Краковске Предместье, 26/28

Список литературы

  1. Агапова О.В., Вершловский С.Г., Ермолаева М.Г. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. СПб.: Немецкая ассоциация народных университетов. 2-е изд., доп. и перераб., 2007. 78 с.
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Грамота.ру, 2010. URL: http://gramota.ru/slovari/info/az/ (дата обращения: 27.09.2018).
  3. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология: учебник. М.: Проспект, 2005. С. 40-41.
  4. Коздра М. «Полисемиотические объекты» в обучении русскому языку как иностранному // Proceedings of the 1st International Scientific Congress of Young Scientists of Europe and Asia / ред. P. Busch. Вена: “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2017. С. 63-70.
  5. Коздра М. Мультимодальность в обучении русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного: сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 27 ноября - 1 декабря 2017 г.) / под ред. Н.В. Кулибина. М., 2018. С. 509-517.
  6. Кох М.Н., Пешкова Т.Н. Основы педагогики и андрагогики: учебное пособие. Краснодар: КубГАУ, 2015. 89 с.
  7. Мильруд Р.П. Уроки языковой педагогики: между прошлым и будущим, 2014. URL: http:// iyazyki.ru/2014/11/language-pedagogy/ (дата обращения: 27.09.2018).
  8. Онорин Д.Е. Особенности взрослых как уникальной психолого-возрастной группы обучающихся при овладении иностранным языком // Мир науки. 2017. T. 5. № 5 (сентябрь - октябрь). URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN517.pdf (дата обращения: 27.09.2018).
  9. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. СПб: Златоуст, 2009. 124 с.
  10. Шкапенко Т.М. К вопросу категоризации специфических коммуникативных единиц // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2011. Т. 7. № 1. С. 222-226.
  11. Funk H. Methodische Konzepte für den DaF-Unterricht - Grundlagen, Prinzipien, Lernfelder und Modelle // Hans-Jürgen Krumm, Christian Fandrych, Britta Hufeisen, Claudia Riemer (Hrsg.):
  12. Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. Ein internationales Handbuch. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2010. Pp. 940-952.
  13. Knowles M.S., Holton III E.F., Swanson R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 7th edition. Amsterdam: Elsevier ButterworthHeinemann, 2011. 416 p.
  14. Święcka I. Zajęcia z dorosłymi // Skuteczna nauka języka obcego. Struktura i przebieg zajęć językowych. Warszawa: Wydawnictwa Centralnego Ośrodka Doskonalenia Nauczycieli, 2009. Pp. 279-289.

© Коздра М., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах