Профессиональная лексика в учебном пособии по русскому языку как иностранному: из опыта обучения иностранных военнослужащих

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Преподаватели русского языка как иностранного все чаще обращаются к современному международному опыту обучения иностранным языкам. В связи с этим актуальным видится пересмотр методических подходов и приемов обучения новой лексике, которые инерционно используются в отечественных учебных пособиях. Целью данной статьи является комплексный анализ существующего опыта методического сопровождения работы с лексикой, составления учебных и учебно-методических пособий, в которых отражаются авторские концепции введения и закрепления новой лексики. В качестве материала используются пособия, созданные коллективом преподавателей кафедры русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военноморская академия» в Калининграде. Анализ показал, что наиболее эффективными приемами работы с лексикой являются предварительная отработка грамматических тем на общеупотребительной лексике с последующим включением текстов по специальности, введение новой лексики в более широкие контексты, использование типовых грамматических и когнитивных моделей, увеличение доли заданий, направленных на текстопорождение.

Об авторах

Юлия Анатольевна Говорухина

Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде; Сибирский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yuliya_govoruhina@list.ru

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде, профессор кафедры журналистики и литературоведения Сибирского федерального университета.

Российская Федерация, 236036, Калининград, Советский проспект, 82; Российская Федерация, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

Фаниля Магруфовна Монгина

Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде

Email: fanmon@mail.ru

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде

Российская Федерация, 236036, Калининград, Советский проспект, 82

Список литературы

  1. Аркадьева Э.В. Лексика в практическом курсе русского языка // Живая методика: для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2005. С. 180-246.
  2. Аршеневская Л. Сборник текстов и упражнений военно-политического характера. Калининград, 2012. 44 с.
  3. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 256 с.
  4. Бухалина Л.В. Русский язык как иностранный. Грамматика: учебное пособие. Калининград, 2015. 112 с.
  5. Бухалина Л.В. Страна философия. Читаем и аргументируем. Раздел «Функциональная стилистика»: учебное пособие по русскому языку как иностранному. Калининград, 2011. 115 с.
  6. Бухалина Л.В. Тексты, упражнения и задания по русскому языку как иностранному к дисциплине «Теория и устройство корабля. Легководолазное дело»: учебно-методическое пособие. Калининград, 2010. 68 с.
  7. Верба Г.И., Курицкая Е.В. Учебные материалы для курсантов 3-го курса по дисциплине «Иностранный язык (английский язык)»: учебное пособие. Калининград, 2016. 107 с.
  8. Горбань Л.В. Военно-морская лексика русского языка в синхронии и диахронии: автореф. дис. … канд. филол. наук. Мурманск, 2008. 26 с.
  9. Гусева Л.Г. Русский язык. Обучение специальной лексике (артиллерия и зенитно-ракетное вооружение). СПб.: Военмех, 2004.
  10. Дегтяренко К.А. Иностранный язык. Английский язык делового военно-профессионального общения в сфере инфокоммуникационных технологий: учебное пособие. Калининград, 2017. 79 с.
  11. Костерина Э.В. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10 (40). Ч. III. С. 103-106.
  12. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М., 1988. 136 с.
  13. Кузнецова Т.М. Этапы работы над словом // Иностранный язык в школе. 1991. № 5. С. 42-49.
  14. Методика преподавания русского языка как иностранного / О.Д. Митрофанова, В.Г. Костомаров и др. М., 1990. 267 с.
  15. Монгина Ф.М. Лексико-фонетический разговорный курс с элементами военно-морского этикета: учебное пособие. Калининград, 2016. Ч. 1. 204 с. Ч. 2. 26 с.
  16. Монгина Ф.М. Тексты, задания и упражнения по РКИ к дисциплине «Кораблевождение». Раздел «Функциональная стилистика»: учебно-методическое пособие. Калининград, 2012.63 с.
  17. Монгина Ф.М., Овчинникова Л.О. Тексты, упражнения и задания к дисциплине «Русский язык как иностранный»: учебное пособие по русскому языку как иностранному. Калининград, 2017. 157 с.
  18. Мошкина Т.Г., Шагалина О.В. Английский язык для курсантов военных специальностей радиотехнических направлений: учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. 140 с.
  19. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  20. Asher J. Future direction fast, stress-free learning on the right side of the brain. 2001. URL: http:// www.tpr-world.com/mm5/TPRarticles/future.pdf (дата обращения: 03.08.2018).
  21. Mellor-Clark S. Campaign. English for the military. Macmillan Education, 2006. 144 p.
  22. Scrivener J. Learning Teaching. The Essential Guide to English Language Teaching. UK, Oxford: Macmillan Education, 2011. 414 p.

© Говорухина Ю.А., Монгина Ф.М., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах