«Перевернутый класс» как новый метод преподавания русского языка в практике китайских вузов: опыт Cычуаньского университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена реализации аналитического проекта внедрения метода «Перевернутый класс» в практике обучения русскому языку в условиях китайских вузов. В статье представлены теоретические основы модели «Перевернутый класс» (Flipped classroom) как инновационной методологии, которую авторы используют в процессе иноязычного образования для повышения мотивации студентов и качества знаний, умений и навыков будущих переводчиков-лингвистов. Проблематика статьи обусловлена приверженностью традиционным национально обусловленным методам при моделировании учебного занятия и общения преподавателя и студента в Китае. Актуальность исследования определена основными направлениями коррекции этапов обучения, что позволяет преподавателю активизировать деятельность студента не только применять полученные знания, но и самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. В статье дан анализ проведенному эксперименту на базе курса «Грамматика русского языка», в результате которого выявлено, что «Перевернутый класс» вызывает у студентов больше интереса к русскому языку, способствует развитию у них речевых навыков и улучшает их умения употребления многообразных языковых средств, освобождает преподавателя от многочасовых лекций, предоставляет возможность преобразовать учебный процесс. Определены основные направления внедрения «Перевернутого класса», показана авторская система технологий, в частности целенаправленные видео-курсы, созданные без привлечения специалистов в области программирования. Рассмотрены как положительные результаты, так и проблемы обучения русскому языку китайских студентов с использованием модели «Перевернутый класс». Представлены сопоставительные характеристики и результаты традиционного и инновационного обучения. Приведены статистические данные опроса студентов и диагностика качества знаний, контроля и оценки результатов обучения. Статья является обобщением опыта преподавания русского языка как иностранного на факультете русского языка Сычуаньского университета.

Об авторах

Лидия Глебовна Золотых

Сычуаньский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zolotykhlg@yandex.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор Сычуаньского университета

Китайская Народная Республика, 610000, Чэнду, ул. Ванцзянлу, 29

Синь Цю

Сычуаньский университет

Email: qiuxin12121@163.com

кандидат филологических наук, декан факультета русского языка Сычуаньского университета

Китайская Народная Республика, 610000, Чэнду, ул. Ванцзянлу, 29

Список литературы

  1. Богданова В.О. Педагогический конструктивизм: образование как адаптация // Философия образования. 2012. № 5. С. 40-46.
  2. Жень Хуаньхуань. Пересмотр роли преподавателя с точки зрения теории самоорганизующихся систем // Образование и его оценки. 2017. № 2. С. 109-113.
  3. Лю Цзюй, Дай Цзюнь, Се Юегуан. Современная теория самоорганизующихся систем и ее применение в сфере образования // Дистанционное образование. 2012. № 1. С. 37-45.
  4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
  5. Сергеев С.Ф. Конструктивизм: концепт «знание» // Философия образования. 2008. № 1. С. 286- 294.
  6. Цяо Гуйцзюань, Ли Наньнань. Теоретическое объяснение теории «Полного усвоения знаний» Б. Блума и ее откровение // Педагогическая наука. 2018. № 5. С. 53-57.
  7. Чжан Пин, Мазур Э. Peer-Instrustion - новый метод обучения физике в Гарвардском университете // Обучение в китайских вузах. 2010. № 8. С. 69-91.
  8. Чжан Цзяньвэнь. Обучение русскому языку по когнитивной конструктивистской теории // Обзор науки и образования. 2016. № 1. С. 78-79.
  9. Чжан Цзяньцян, Сунь Дэчжун, Ван Сяочжэн. О реформах обучения русскому языку в вузах на основе «Перевернутого класса» // Хэйхэ. 2015. № 6. С. 118-119.
  10. Baker J.W. The classroom flip: using web course management tools to become the guide by the side. In Chambers J.A. (Ed.). Selected Papers from the 11th International Conference on College Teaching and Learning. Florida: Florida Community College, Jacksonville, 2000.
  11. Hamdan N., McKnight P., McKnight K., Arfstrom K.M. A Review of Flipped Learning. Flipped Learning Network. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2015.07.008 (дата обращения: 10.06.2018).
  12. Koller D. Death Knell for the Lecture: Technology as a Passport to Personalized Education. URL: https://immagic.com/eLibrary/ARCHIVES/GENE-RAL/GENPRESS/N111205K.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
  13. Marcey D.J., Brint M.E. Transforming an undergraduate introductory biology course through cinematic lectures and inverted classes: a preliminary assessment of the CLIC model of the flipped classroom. URL: https://www.nabt.org/websites/institution/File/docs/pdf (дата обращения: 18.06.2018).
  14. Mazur E. Peer instruction. URL: https://www.colorado.edu/physics/phys4810/phys4810_readings/ mazur.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
  15. Mazur E. Peer Instruction: A User’s Manual. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1997.

© Золотых Л.Г., Цю С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах