«Перевернутый класс» как новый метод преподавания русского языка в практике китайских вузов: опыт Cычуаньского университета
- Авторы: Золотых Л.Г.1, Цю С.1
-
Учреждения:
- Сычуаньский университет
- Выпуск: Том 16, № 4 (2018)
- Страницы: 451-463
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/20268
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2018-16-4-451-463
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья посвящена реализации аналитического проекта внедрения метода «Перевернутый класс» в практике обучения русскому языку в условиях китайских вузов. В статье представлены теоретические основы модели «Перевернутый класс» (Flipped classroom) как инновационной методологии, которую авторы используют в процессе иноязычного образования для повышения мотивации студентов и качества знаний, умений и навыков будущих переводчиков-лингвистов. Проблематика статьи обусловлена приверженностью традиционным национально обусловленным методам при моделировании учебного занятия и общения преподавателя и студента в Китае. Актуальность исследования определена основными направлениями коррекции этапов обучения, что позволяет преподавателю активизировать деятельность студента не только применять полученные знания, но и самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. В статье дан анализ проведенному эксперименту на базе курса «Грамматика русского языка», в результате которого выявлено, что «Перевернутый класс» вызывает у студентов больше интереса к русскому языку, способствует развитию у них речевых навыков и улучшает их умения употребления многообразных языковых средств, освобождает преподавателя от многочасовых лекций, предоставляет возможность преобразовать учебный процесс. Определены основные направления внедрения «Перевернутого класса», показана авторская система технологий, в частности целенаправленные видео-курсы, созданные без привлечения специалистов в области программирования. Рассмотрены как положительные результаты, так и проблемы обучения русскому языку китайских студентов с использованием модели «Перевернутый класс». Представлены сопоставительные характеристики и результаты традиционного и инновационного обучения. Приведены статистические данные опроса студентов и диагностика качества знаний, контроля и оценки результатов обучения. Статья является обобщением опыта преподавания русского языка как иностранного на факультете русского языка Сычуаньского университета.
Ключевые слова
Об авторах
Лидия Глебовна Золотых
Сычуаньский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zolotykhlg@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, профессор Сычуаньского университета
Китайская Народная Республика, 610000, Чэнду, ул. Ванцзянлу, 29Синь Цю
Сычуаньский университет
Email: qiuxin12121@163.com
кандидат филологических наук, декан факультета русского языка Сычуаньского университета
Китайская Народная Республика, 610000, Чэнду, ул. Ванцзянлу, 29Список литературы
- Богданова В.О. Педагогический конструктивизм: образование как адаптация // Философия образования. 2012. № 5. С. 40-46.
- Жень Хуаньхуань. Пересмотр роли преподавателя с точки зрения теории самоорганизующихся систем // Образование и его оценки. 2017. № 2. С. 109-113.
- Лю Цзюй, Дай Цзюнь, Се Юегуан. Современная теория самоорганизующихся систем и ее применение в сфере образования // Дистанционное образование. 2012. № 1. С. 37-45.
- Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
- Сергеев С.Ф. Конструктивизм: концепт «знание» // Философия образования. 2008. № 1. С. 286- 294.
- Цяо Гуйцзюань, Ли Наньнань. Теоретическое объяснение теории «Полного усвоения знаний» Б. Блума и ее откровение // Педагогическая наука. 2018. № 5. С. 53-57.
- Чжан Пин, Мазур Э. Peer-Instrustion - новый метод обучения физике в Гарвардском университете // Обучение в китайских вузах. 2010. № 8. С. 69-91.
- Чжан Цзяньвэнь. Обучение русскому языку по когнитивной конструктивистской теории // Обзор науки и образования. 2016. № 1. С. 78-79.
- Чжан Цзяньцян, Сунь Дэчжун, Ван Сяочжэн. О реформах обучения русскому языку в вузах на основе «Перевернутого класса» // Хэйхэ. 2015. № 6. С. 118-119.
- Baker J.W. The classroom flip: using web course management tools to become the guide by the side. In Chambers J.A. (Ed.). Selected Papers from the 11th International Conference on College Teaching and Learning. Florida: Florida Community College, Jacksonville, 2000.
- Hamdan N., McKnight P., McKnight K., Arfstrom K.M. A Review of Flipped Learning. Flipped Learning Network. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2015.07.008 (дата обращения: 10.06.2018).
- Koller D. Death Knell for the Lecture: Technology as a Passport to Personalized Education. URL: https://immagic.com/eLibrary/ARCHIVES/GENE-RAL/GENPRESS/N111205K.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
- Marcey D.J., Brint M.E. Transforming an undergraduate introductory biology course through cinematic lectures and inverted classes: a preliminary assessment of the CLIC model of the flipped classroom. URL: https://www.nabt.org/websites/institution/File/docs/pdf (дата обращения: 18.06.2018).
- Mazur E. Peer instruction. URL: https://www.colorado.edu/physics/phys4810/phys4810_readings/ mazur.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
- Mazur E. Peer Instruction: A User’s Manual. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1997.