Микрополя эмотивности: языковые проекции в русском художественном тексте
- Авторы: Коростова С.В.1
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Выпуск: Том 16, № 4 (2018)
- Страницы: 412-427
- Раздел: Актуальные проблемы изучения русского языка
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/20266
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2018-16-4-412-427
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной русистики - языковым способам репрезентации функционально-семантического поля эмотивности в русской художественной прозе. Выявляются особенности вербализации микрополей эмотивности и их взаимодействия в семантической структуре художественного текста. Зоны эмотивности актуализируют эмотивно-оценочные смыслы текста, представляющие сложное ментально-чувственное образование, входящее в сферу диалогических отношений «автор-интерпретатор». Принцип обратной перспективы чувства, действующий в художественном повествовании, определяет существование эмоциональной эмпатии, которая способствует расширению личности интерпретатора. Эмоциональные ожидания интерпретатора предопределены развитием сценария ситуации, которая считается нормативной с позиции коллективного языкового сознания. Отклонение от нормы предполагает «эффект обманутого ожидания», продуцирующий эмоции интерпретатора. Новизна исследования заключается в целостном анализе эмотивно-оценочных смыслов русского художественного текста, который предполагает комплексный подход, включающий определение репрезентативных и реактивных свойств эмотивных единиц русского языка, образующих особые микрополя в структуре функционально-семантического поля эмотивности. Сфера эмоций входит в ценностную картину ментального мира говорящего на русском языке и определяет многообразие языкового выражения эмоционально-оценочных смыслов, причем как эмоционально-аффективных, так и эмоционально-рациональных. Взаимодействие функционально-семантических полей персональности, эмотивности, оценочности, интенсивности позволяет выявить эмотивную доминанту художественного текста, обнаружить механизм корреляции способов выражения эмотивно-оценочных смыслов и характера авторизации художественного текста. В ходе исследования эмотивных фрагментов произведений русских писателей XIX-XXI вв. были выделены типизированные компоненты микрополей эмотивности, характерные для текстов с разными формами повествования.
Об авторах
Светлана Владимировна Коростова
Южный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetolen@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Южного федерального университета
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Список литературы
- Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. 394 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
- Дюрен Ж. О стереолингвистике // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: сборник статей, посвященный юбилею Галины Александровны Золотовой. М.: Эдиториал УОСС, 2002. С. 274-276.
- Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / под общ. ред. Г.А. Золотовой. М.: 2004. 544 с.
- Калимуллина Л.А. К вопросу о языковой дифференциации эмоций // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): труды и материалы: в 2 т. / под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. Т. 1. С. 148-150.
- Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. 231 с.
- Коростова С.В. Поле эмотивности: структурно-семантическая типология микрополей // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2010. № 3. С. 98-108.
- Коростова С.В. Эмотивно-оценочные смыслы в русском художественном тексте: монография / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2014. 224 с.
- Коростова С.В. К вопросу об эмотивности и эмоциогенности русского художественного текста // Филология и человек. 2015. № 3. С. 115-121.
- Меликян В.Ю. Словарь: эмоционально-экспрессивные обороты живой речи. М.: Флинта; Наука, 2001. 240 с.
- Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1988. 168 с.
- Носкова С.Э. Прагматика дискурса малых форм. М.-Тверь: ИЯ РАН; ТвГУ; ТГСХА, 2006. 193 с. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 143 с
- Тошович Б. Экспрессивный синтаксис глагола русского и сербского/хорватского языков. М.: Языки славянской культуры, 2006. 561 с
- Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 208 с
- Kovtunenko I.V., Bylkova S.V., Borisenko V.A., Minakova N.A., Rogacheva V.I. Interview as a genre of new media communication: rhetorical relations and pragmatic effects // XLinguae. Vol. 11. Issue 2. April 2018. Рp. 95-105