Логика ролевой компьютерной игры в функционировании и изучении русского языка
- Авторы: Виноградов С.Н.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
- Выпуск: Том 16, № 4 (2018)
- Страницы: 398-411
- Раздел: Актуальные проблемы изучения русского языка
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/20265
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2018-16-4-398-411
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена ролью элементов игры в функционировании языка и преподавании лингвистических дисциплин, важностью компьютерных технологий в современном обществе. Целью статьи является сравнение логики (т.е. строения, структуры) ролевой компьютерной игры (RPG) и коммуникативно-исследовательской деятельности, а также применение результатов сравнения в обучении языку и процессе деятельности лингвиста. Материалом исследования являются термины из области RPG, языковые единицы и правила, используемые в языковой деятельности. Методами исследования выступают методы наблюдения и описания, реализованные с помощью методик сопоставления и моделирования, а также семиотической методики. В статье проанализированы смысловые и структурные параллели между элементами RPG (персонаж, способности и навыки персонажа, квесты, ресурсы, исследование и развитие) и элементами и закономерностями коммуникативно-исследовательской деятельности (коммуникант, языковые способности и навыки, цели общения, языковые средства). Констатировано функциональное сходство между объектами сравнения, которое опирается на общую семиотическую основу RPG и функционирующего языка. На примере фрагментов русской грамматики (категории числа существительных и лексико-грамматических разрядов прилагательных) показана работа логики RPG в решении лингвистических задач. Предложены задания для обучения русскому языку, при выполнении которых в неявной форме присутствует логика RPG в деятельности обучаемых.
Об авторах
Сергей Николаевич Виноградов
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: vinogradov54@mail.ru
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры современного русского языка и общего языкознания Института филологии и журналистики ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Российская Федерация, 603950, Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23Список литературы
- Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М.: Просвещение, 1966. 302 с
- Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. 416 с
- Виноградов С.Н. О содержании терминов, обозначающие лексико-грамматические разряды существительных // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2(2). С. 347-351
- Виноградов С.Н. Парадигматический выбор как модель проблемной ситуации создания текста // Русский язык: исторические судьбы и современность: V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 18-21 марта 2014 г.): труды и материалы / сост.: М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов, О.В. Кукушкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 372-373
- Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. 612 с
- Глотова Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. 253 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. 335 с.
- Горелов И.Н. Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы. М.: Наука, 1987. 256 с.
- Гринёв-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Основы семиотики: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2012. 256 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 268 с
- Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 1991. 383 с
- Компьютерная ролевая игра. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B E%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0% D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D 0%B3%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 28. 12. 2017)
- Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. С. 46-73.
- Лотман Ю.М. Мозг - текст - культура - искусственный интеллект // Семиотика и информатика. Семнадцатый выпуск. М.: ВИНИТИ, 1981. С. 3-17.
- Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура: курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 432 с.
- Никитина С.Е. Семиотика. Курс лекций: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2006. 528 с
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 2013. 449 с
- Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т русск. яз. М.: Русский язык, 1985-1988. 1986. Т. 2. К-О. 736 с
- Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т русск. яз. М.: Русский язык, 1985-1988. 1987. Т. 3. П-Р. 752 с
- Соломоник А. Очерк общей семиотики. М.: Изд-во ЛКИ, 2012. 192 с
- Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. в 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1987. 256 с
- Piranha Bytes Games Fan Site. Gothic Game World. URL: http://gothic-world.ucoz.ru (дата обращения: 28.12. 2017)