Логика ролевой компьютерной игры в функционировании и изучении русского языка

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена ролью элементов игры в функционировании языка и преподавании лингвистических дисциплин, важностью компьютерных технологий в современном обществе. Целью статьи является сравнение логики (т.е. строения, структуры) ролевой компьютерной игры (RPG) и коммуникативно-исследовательской деятельности, а также применение результатов сравнения в обучении языку и процессе деятельности лингвиста. Материалом исследования являются термины из области RPG, языковые единицы и правила, используемые в языковой деятельности. Методами исследования выступают методы наблюдения и описания, реализованные с помощью методик сопоставления и моделирования, а также семиотической методики. В статье проанализированы смысловые и структурные параллели между элементами RPG (персонаж, способности и навыки персонажа, квесты, ресурсы, исследование и развитие) и элементами и закономерностями коммуникативно-исследовательской деятельности (коммуникант, языковые способности и навыки, цели общения, языковые средства). Констатировано функциональное сходство между объектами сравнения, которое опирается на общую семиотическую основу RPG и функционирующего языка. На примере фрагментов русской грамматики (категории числа существительных и лексико-грамматических разрядов прилагательных) показана работа логики RPG в решении лингвистических задач. Предложены задания для обучения русскому языку, при выполнении которых в неявной форме присутствует логика RPG в деятельности обучаемых.

Об авторах

Сергей Николаевич Виноградов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: vinogradov54@mail.ru

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры современного русского языка и общего языкознания Института филологии и журналистики ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Российская Федерация, 603950, Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23

Список литературы

  1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М.: Просвещение, 1966. 302 с
  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. 416 с
  3. Виноградов С.Н. О содержании терминов, обозначающие лексико-грамматические разряды существительных // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2(2). С. 347-351
  4. Виноградов С.Н. Парадигматический выбор как модель проблемной ситуации создания текста // Русский язык: исторические судьбы и современность: V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 18-21 марта 2014 г.): труды и материалы / сост.: М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов, О.В. Кукушкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 372-373
  5. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. 612 с
  6. Глотова Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. 253 с.
  7. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. 335 с.
  8. Горелов И.Н. Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы. М.: Наука, 1987. 256 с.
  9. Гринёв-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Основы семиотики: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2012. 256 с.
  10. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 268 с
  11. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 1991. 383 с
  12. Компьютерная ролевая игра. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B E%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0% D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D 0%B3%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 28. 12. 2017)
  13. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. С. 46-73.
  14. Лотман Ю.М. Мозг - текст - культура - искусственный интеллект // Семиотика и информатика. Семнадцатый выпуск. М.: ВИНИТИ, 1981. С. 3-17.
  15. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура: курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 432 с.
  16. Никитина С.Е. Семиотика. Курс лекций: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2006. 528 с
  17. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 2013. 449 с
  18. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т русск. яз. М.: Русский язык, 1985-1988. 1986. Т. 2. К-О. 736 с
  19. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т русск. яз. М.: Русский язык, 1985-1988. 1987. Т. 3. П-Р. 752 с
  20. Соломоник А. Очерк общей семиотики. М.: Изд-во ЛКИ, 2012. 192 с
  21. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. в 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1987. 256 с
  22. Piranha Bytes Games Fan Site. Gothic Game World. URL: http://gothic-world.ucoz.ru (дата обращения: 28.12. 2017)

© Виноградов С.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах