Дискурсивная этика как основа развития речевой личности будущего учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данной статьи проявляется в том, что философская проблема дискурсивной этики рассматривается с позиции коммуникативно-речевого развития и формирования личности будущего специалиста в области образования, авторами сделан акцент на коммуникативно-нравственную сторону взаимодействия партнеров. В статье уточнена связь философской дефиниции «дискурсивная этика» с областью педагогического речеведения и определена специфика дискурсивной этики применительно к педагогическому общению. Настоящий подход позволил соотнести все уровни дискурсивной этики (микро-, мезо- и макромораль) с речевым поступком, который есть отражение нравственной характеристики личности и в то же время непременная составляющая ситуации эффективного педагогического взаимодействия коммуникантов. В статье представлены основные признаки, отличающие речевой поступок от речевого действия и обоснована значимость коммуникативной категории «речевой поступок» в дискурсивной этике. Дискурсивная этика в условиях педагогического общения рассмотрена на материале исследовательского обучения школьников. В статье обосновано, что взаимодействие учителя-научного руководителя и ученика-исследователя должно осуществляться в соответствии с нормами, традициями, ценностями академической культуры. Понятие академическая культура уточнено применительно к школьному учебно-научному дискурсу. В статье актуализированы ценностный и этический компоненты академической культуры, которым уделяется недостаточно внимания в практике организации исследовательской деятельности школьников. Представлена модель речевой личности учителя-научного руководителя, которая положена в основу разработки и реализации учебного модуля, направленного на формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов педагогического университета как будущих организаторов исследовательской деятельности школьников.

Об авторах

Зоя Ивановна Курцева

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zikurts@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: речевая культура личности, культура общения, речевой поступок личности, риторика и этика, педагогическая риторика, методика преподавания риторики, вопросы непрерывного риторического образования (предшкольное образование - начальная школа - основная школа - старшая школа - высшая школа - последипломное образование). Автор более 150 научных публикаций

Малая Пироговская ул., 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991

Елена Ленвладовна Ерохина

Московский педагогический государственный университет

Email: lenusha@rambler.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: риторика, педагогическая риторика, теория коммуникации, теория и методика преподавания риторики, теория и методика преподавания русского языка, философия образования. Автор более 100 научных публикаций.

Малая Пироговская ул., 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
  2. Бахтин М.М. (Волошинов В.Н.). Фрейдизм. Комментарии В. Махлина. М.: Лабиринт, 1993.
  3. Богатов В.В. Этика в научной деятельности // Вестник ДВО РАН. 2008. № 1. С. 144-157.
  4. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.
  5. Гольдин В.Е., Дубровская О.Н. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий // Жанры речи. Саратов. 2002. С. 5-17.
  6. Гусейнов А.А. Цели и ценности: как возможен моральный поступок? // Этическая мысль. Вып. 3. М.: ИФ РАН. 2002. [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/elib/EM3_1.html (дата обращения: 09.04.2014).
  7. Демьянков В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. С. 13-40.
  8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997. 318 с.
  9. Ерохина Е.Л. Академическая культура субъектов исследовательского обучения: дисс. … д-ра пед. наук. М., 2015. 426 с.
  10. Ерохина Е.Л. Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. Ч. 2. С. 298-300.
  11. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество: избранные труды. М.: Лабиринт, 1998. 364 с.
  12. Ипполитова Н.А. Методический аспект учения о речевых жанрах // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 8. С. 1-4.
  13. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики / М.С. Каган. Избр. тр. Т. 3. СПб.: Петрополис, 2007. С. 231-241.
  14. Карпов О.А. Как организовать исследовательское обучение школьников // Народное образование. 2011. № 2. С. 36-42.
  15. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева [и др.]. М.: Флинта; Наука, 2003. 840 с.
  16. Курцева З.И. Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2011. 50 с.
  17. Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11. С. 60-65.
  18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства. СПб.: Искусство-СПб., 1994. 758 с.
  19. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта; Наука, 2003. 432 с.
  20. Михайлова Н.Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки // Народное образование. 1998. № 6. С. 25-31.
  21. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. М.: Просвещение, 1996. 416 с.
  22. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащихся: риторическое обеспечение: дисс. … д-ра пед. наук. М., 1999. 372 с.
  23. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. 381 с.
  24. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. испр. и доп. / под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта; Наука, 1998. 312 с.
  25. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл. 2002. 528 с.
  26. Рождественский Ю.В. О термине «риторика» // Риторика. 1995. № 1. С. 7-13.
  27. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников // Дошкольное образование. 2007. № 21. [Электронный ресурс]. URL: http://dob.1september.ru/view_ article.php?ID=200702117 (дата обращения: 09.04.2015).
  28. Седов К.Ф. Этическая составляющая типологии культур / Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С. 193-201.
  29. Ситникова Е.И. Обоснование дискурсивной этики К.-О. Апелем // Вестник вятского государственного университета. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. № 4 (4). С. 41-45.
  30. Склярова А.М. Этические нормы и принципы научной деятельности. М.: БИБЛИОСФЕРА, 2006. № 3. С. 26-29.
  31. Словарь сочетаемости русского языка: Ок. 2500 словар. ст. / П.Н. Денисов, Н.К. Зеленова, Е.М. Кочнева [и др.]; под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. 2-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1983. 686 с.
  32. Тихонов С.Е. Риторика, риторизация и общение в школе: осмысление и воплощение в период модернизации образования. М.: Прометей, 2005. 271 с.
  33. Хаузер М.Д. Мораль и разум: как природа создала наше универсальное чувство добра и зла / пер. с англ. Т.М. Марютиной. М.: Дрофа, 2008. 639 с.
  34. Шаклеин В.М. Лингвокультурология: традиции и инновации: монография. М.: Флинта, 2012. 301 с.
  35. Шмелева Т.В. Речевой акт / Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева [и др.]. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 571-572.
  36. Эрштейн Л.Б. Научное руководство: теория, принципы, практика. СПб.: СПбГУНИПТ, 2011. 76 с.
  37. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / отв. ред. М.И. Панов; сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. М.: ООО «Агентство КРПА Олимп», 2005. 960 с.
  38. Ясвин В.Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  39. Apel K.-O. Diskurs und Verantwortung: Das Problem des Ubergangs zur postkonventionellen Moral. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988.
  40. Hartley J. Academic Writing and Publishing: A practical guide. London and New York: Routledge, 2008.

© Курцева З.И., Ерохина Е.Л., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах